Про воспоминания об учебе и посадку в поезд "Москва - Прага"

Про воспоминания об учебе и посадку в поезд "Москва - Прага" Путешествия, Учеба, Рассказ, РЖД, Поезд, Воспоминания, Эстония, Продолжение следует, Длиннопост

В этом посте можно почитать первую часть моего заграничного опыта.

Стоя в очереди перед вагоном поезда "Москва-Прага", я повернул голову влево и посмотрел на табло. На табло крупными цифрами были показаны время и дата: 16.09.2019, 18.00. Вскоре я показал проводнику свой загранпаспорт. Мужчина сверил данные паспорта со своим списком, после чего он сказал:

– У вас место номер 15! Вы к родственникам в Оломоуц едете?

– Не, на учебу, на осенний семестр.

– Ну с визой, так понимаю, у вас все хорошо?

– В смысле? – я не понял вопроса.

– В смысле что она есть... иначе вас через границу не пустят, – проводник улыбнулся.

– Да, у меня эстонский TRP [временный вид на жительство], – я достал пластиковую карточку из кармана, чтобы показать проводнику, но мужчина сказал: “Я верю, не надо”.

После этого я забрался в вагон, отыскал купе № 4, вошел туда и запихал чемодан и рюкзак под нижнюю полку.

До отправления поезда ко мне в купе никто не подсел. В 18.14 состав тронулся с места; я же начал смотреть в окно и смаковать воспоминания полугодичной давности.

В середине второго семестра мы с одногруппниками стали подыскивать себе варианты, куда отправиться на семестр, или пару семестров, по Эразсмус программе (только Уинсли, Цафан и Диана изначально заявили о своем желании провести еще один год в Эстонии, в Тарту). Почему я захотел отправиться  в небольшой чешский город, который называется Оломоуц – я не знал.

Официальной версией для меня и окружающих (для тех, кто интересовался причинами выбора именно этого места) был курс “Когнитивная визуализация” – психология, как и география, в той или иной степени меня интересовала всегда. А вот к Чехии как стране я относился с дружелюбным нейтралитетом: никогда какой-то особой симпатии к ней не испытывал и не мечтал там когда-нибудь оказаться.

В конце марта я отправил в Университет Оломоуца заявку (мотивационное письмо и резюме), а в середине апреля получил ответ: моя завяка одобрена, и осенний семестр я проведу в Чехии, изучая несколько географических дисциплин.

В дверь купе постучали. Через мгновение ко мне вошел проводник. Он повторно проверил мой паспорт, после чего напомнил правила пользования биотуалетом (бумагу в унитаз не бросать!), а также сообщил, что в восемь утра мы прибудем на границу с Польшей (станция города Брест), где нас, пассажиров, будет ждать паспортный контроль: сотрудники погранслужбы сами придут в вагоны и попросят показать документы (визы и паспорта) и по желанию могут попросить открыть чемоданы и сумки. Предстоящая процедура, скорее, вызывала у меня интерес, ведь через границу на поезде я перебирался впервые.

Когда проводник покинул купе и закрыл за собой дверь, я начал вспоминать самые колоритные моменты второго семестра. Первый эпизод случился в феврале, когда мы с Джавадом и Уинсли вечером работали над общим заданием по Экономической Географии в холле общежития Раатузе. Сначала в холле, помимо нас, были четверо человек – они играли в настольный теннис. В какой-то момент их компания куда-то ушла, и в огромном пространстве первого этажа остались только мы втроем. Вскоре туда пришли две девчонки. Они сели диван (он стоял напролтив стола, где мы работали) и почти сразу стали гладить друг другу волосы, а после начали целоваться.

– Что, Уинсли, экономическая география тебе уже не так интересна? – спросил я одногруппника (из нас троих у него меньше всех получалось смотреть на девчонок без палева).

– Знаешь, экономическая география меня мало интересовала и до того, как девчонки пришли сюда, – парировал парень из Ганы.

Мы втроем засмеялись; девчонки же побаловали друг друга поцелуями еще минут пять, а после куда-то ушли.

Второй значимый эпизод второго семестра был связан с выбором темы и научного руководителя магистерской выпусконой работы; и для меня этот момент (который, к слову, перерос в ситуацию) положительных эмоций не вызвал от слова совсем. В самом начале февраля, как только мы вернулись с каникул, наш программный директор Анабель устроила встречу, на которой сказала, что у нас есть неделя, чтобы определиться с темой диплома и человеком, который будет нами “научно” руководить. И к моему большому разочарованию и удивлению, Анабель отвергла мой вариант – сделать исследовательский проект по картографированию эмоций жителей города Тарту, о чем мы с ней вроде бы как договорились еще в декабре. Анабель аргументировала свое запрет тем, что в Тарту Университете нет специалистов, занимающихся этой темой, и поэтому мне лучше выбрать “что-то из списка” (список с преподавателями и и сферами их интересов был опубликован на сайте географической кафедры). В списке этом я для себя ничего интересного не нашел, а за неделю мои одногруппники разобрали себе мало-мальски сносные темы. Для того что осталось требовалось знать “Питон” на уровне выше среднего,а это точно было не про меня. Поэтому от отчаяния я написал письмо Анабель и спросил, что мне делать (тайно надеясь, что она разрешит мне заняться мне проектом по Emotional Mapping). Но Анабель ответила , чтобы я сходил в 212 кабинет и поговорил с преподавателем Кирой Тагрис. Я отправился к ней.

Кирой Тагрис оказалась русская женщина лет 45-ти, которая в середине нулевых мигрировала в Эстонию (сразу после того, как окончила специалитет СПБГУ) – об этом она мне поведала в первую нашу встречу. Помимо этого биографического эпизода, Кира предложила мне тему для магистерской диссертации – изучить Городской Остров Тепла [Urban Heat Island Effect], образовавшийся над эстонским городами летом 2018-го года; а заодно преподавательница уточнила, что диплом – это самостоятельная работа, и студент все должен делать сам, “своими ручками”. Именно этому принципу следовал ее предыдущий студент – это был второкурсник из Ганы, который геоинформатику знал и очень любил. Не думаю, что у этого парня была хотя бы малейшая потребность в Кириных консультациях, особенно учитывая уровень ее английского языка — он был не очень хорошим (первые несколько минут мы с преподавателем прообщались на нем, а затем перешли на русский). Но несмотря на то, что тема диссертации и научный руководитель были мне не близки, из 212-го кабинета я вышел в меру счастливым: неопределенность больше не напрягала меня.

В следующий раз я пришел к Кире в середине апреля, чтобы вместе составить план работы над диссертацией и проговорить каждый этап. Я по-прежнему смутно представлял, что именно мне нужно будет делать в рамках проекта, и очень хотел, чтобы мой научный руководитель мне помогла. Но как только я вошел в ее кабинет и сел на стул рядом с рабочим местом, она, не отрывая взгляд от монитора, сказала мне: «Где ж ты ходил?! Твою тему я уже отдала аспиранту...». Я удивился. Очень и очень сильно. Помолчав пару секунд, я набрал воздуха в легкие и спросил:

– В смысле где я ходил?!  Мы же с вами в прошлый раз договорились в марте-апреле увидеться! Да и времени чтобы сделать диплом у меня больше года!

– Вообще-то, – ответила Кира, – мой предыдущий студент к концу первого курса магистратуры выполнил 80% работы…

Я хотел было что-нибудь возразить Кире на это, но не смог – я в прямом смысле онемел от ее аргументации. После молчания, которое продлилось чуть меньше минуты, мой научрук предложила мне две недели подумать над какой-нибудь новой темой и в начале мая снова прийти в ее кабинет. Я согласился.

Когда я спросил совета по поводу новой темы у Якчона, Уинсли и Шейды – моих одногруппников – они заверели меня, что лучшим решением в этой ситуации для меня будет изучить феномен Городского Острова Тепла над своим родным городом, то есть Переферийском. Мне эта идея пришлась по душе. Но когда я начал искать данные по температуре (мне нужны были данные местной метеостанции) и населению, оказалось что для Переферийска их в свободном доступе нет; была опция их заказать за приличную плату, и эта опция меня не устраивала.

2-го мая я пришел к Кире и поведал ей о своих планах относительно дипломной работы; также, разумеется, я не забыл упомянуть о проблеме с доступом к данным. Идею делать проект для территории Переферийска Кира одобрила, а по поводу того, что данных для проекта в открытом доступе нет – усомнилась. “Ты, наверно, просто плохо искал”, – сказала она и, вбив в поисковой строке Гугла “Температура Переферийск 2018”, стала кликать на ссылки. Я же молча наблюдал за ее действиями, в которых не было смысла.

Примерно через час Кира сдалась.

– Странно, – сказала она, даже не посмотрев на меня. – Похоже, данных о твоем городе и правда в общем доступе нет…

– И что в таком случае делать? – я спросил.

– Даже не знаю… У моего студента, который был до тебя… к этому времени знаешь сколько он сделал?!

– Знаю – 80% работы.

Кира мелком посмотрела на меня, а затем снова перевела взглдя на экран монитора; она ничего не сказала. Я тоже молчал, слушая гул вентилятора. Спустя полминуты вся эта ситуация меня сильно достала. Я посмотрел на своего научрука (которая по-прежнему смотрела в монитор) и сказал:

– Может, я спрошу у Анабель… по поводу… может у кого-нибудь из преподавателей еще найдется тема для моей диссертации…

– Конечно спроси! – Кира посмотрела на меня, ее глаза оживились. – А то ты ко мне вовремя не пришел, и твоя изначальная тема ушла к аспиранту…

Я ничего не ответил на это, лишь попращался и вышел из кабинета. Сразу после этого на душе у меня полегчало.

Оказавшись в своей комнате, я первым делом написал мэйл Анабель, в котором сообщил о том, что я хочу с ней обсудить судьбу моей магистерской диссертации. “Хорошо, Александр, давай встретимся завтра в два часа дня в моем кабинете, идет?”. Я согласился.

На следущий день в 14.05 я рассказал Анабель о моей ситуации с “безтемьем” и попросил посоветовать мне другого научного руководителя, который мог бы мне предложить какой-нибудь проект для диссертации. Выслушав меня, Анабель, глядя мне прямо в глаза, заявила:

– Нет, Александр, я не разрешаю тебе менять научного руководителя и тему диссертации.

– Но почему?! – я опешил.

– Потому что таким образом ты просто пытаешься избежать проблем, с которыми ты столкнулся. Увернена, что от другого руководителя ты также “сбежишь”, как только у тебя что-нибудь будет не получаться.

– Нет, дело не в этом…

– А я уверена, что как раз таки в этом.

Дальше спорить с Анабель было бессмысленно, поэтому я попращался с ней и покинул ее кабинет. Домой я шел в ужаснейшем настроении. На следующий день, когда я сидел в кафе с Уинсли и в жалобно-гневных тонах описывал ему ситуацию с моим дипломом, мне пришел имейл от Киры. Она написала, что вчера у них состоялась встреча с Элис и Анабель. На этой они решили “отдать мне часть аспирантского проекта”, в которой я буду изучать риски для населения Эстонии, связанные с Городским Островом Тепла”. К письму Кира прикрепила три научных статьи по теме, а также обещала в ближайшем будущем всыслать мне данные по эстонскому населению. Сначала я немного порадовался тому, что прочитал: как минимум теперь у меня была тема диплома; впрочем, радость из меня выветрилась очень и очень быстро. Я прекрасно понимал, что у меня нет ни малейшего интереса в том, чтобы заниматься этим проектом, тем более под предводительством Киры.

Поезд остановился на какой-то станции. Я вышел из купе в коридор и посмотрел в окно: в верхней части вокзального здания крупными буквами было написано: “Вязьма”. Через 20 минут мы снова поехали. Я купил у проводника чай, вернулся в свое купе и маленькими глотаками начал потреблять напиток, параллельно жуя “Твикс” – его я приобрел в Москве, в ларьке недалеко от вокзала.

Истории из жизни

35.8K постов73.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.