Принцип доминанты, то, что определяет ваше поведение.

Философия в сегодняшних реалиях ориентирована на образование ценностных ориентаций личностей, их доминант, модусов и установок. Это особенно может быть актуально для тех, кто работает в системе “человек- человек” и каждодневно сталкивается с этим в своей профессиональной деятельности. Все перечисленные выше факторы отражают личность человека, можно сказать, что из этих факторов состоит личность, а понимание связей причина-следствие невозможно без определенных специальных теорий. В таком случае может помочь концепция доминанты, которая была разработана А.А. Ухтомским. В своем гуманитарном аспекте это учение о наличии направления в сознании людей на определенные поступки, поступки одного рода.

Самым главным свойством доминанты, является её независимость, и устойчивость от реальной окружающей среды, так как она очень часто уводит носителя личностной доминанты в другую сторону от общепринятых и стандартных решений. Еще одной, немаловажной характеристики доминанты есть то, что в начале она может быть исключительно личной, но походу жизни трансформируется в универсальный принцип жизни, что может напоминать по сходным признакам религиозным верам. Наиболее эффективным является целенаправленность личностной доминанты на окружающий мир с помощью развития.


От анализа последовательности и ступени собственного личного духовного опыта будет зависеть восприятие окружающего мира, от этого зависит доминанта и характеристики личности. Человек может просто не заметить, не обратить внимание на многие события, происходящие вокруг и в мире в целом только потому, что доминанта будет ориентирована на другие приоритеты, в сторону от этих событий, а это в свою очередь приведет неполноценному познанию мира. Доминанта проходит через житейские этапы развития, различные жизненные планы и по итогу, достигает какой либо своей заранее определенной цели и этот путь иногда начинается самого детства.


Для начала следует более пристально исследовать саму концепцию доминанты. Доминанта определяется как очаг постоянного и стойкого возбуждения в мозге, который приобретает возможность к временному доминированию над остальными отделами головного мозга, с функцией трансформирования и направления деятельности.


Возбуждение доминантного характера вызывает снижение активности и торможение остальных нервных центров. В тот же самый момент, привлекается возбуждение, которое поступает в другие рефлекторные отделы и суммируется, усиливаясь за их счет.


Присутствие доминанты меняет совокупность деятельности разных отделов головного мозга, которые по функционалу связаны с очагом доминанты. Может возникнуть патологически застойное возбуждение при долгом и чрезмерно стойком существовании доминанты. Галлюцинации, двигательные автоматизмы, бред, навязчивые и сверхценные идеи – все это как патогенетические механизмы, объясняется с помощью патологических доминант.


Любую наблюдаемую реакцию организма можно определить с помощью характера связи между подкорковыми и корковыми центрами, рассмотрением истории организма и актуальными его потребностями как единой системы. С точки зрения психологии, доминанта является ни чем иным, кроме мотивационного потенциала поведения.


Склонность к повторению и поддержанию, выделяется в теории доминанты, инертность характерна тем, что внешняя среда могла уже поменяться, раздражители исчезнуть, а доминанта, когда-то вызванная раздражителями остаться. Инертность, вне всяких сомнений, нарушает обычную адекватную регуляцию поведения индивида, становится ресурсом для подпитки навязчивых идей, но одновременно, выступает как организующее начало интеллектуальной активности. Отголоски прежней жизни могут быть в виде множеств возможных и потенциальных доминант.


Механизмом в теории доминанты объясняется широкий спектр психических актов — внимание (его направленность на определенные объекты, сосредоточенность на них и избирательность), предметный характер мышления (вычленение из множества раздражителей среды отдельных комплексов, каждый из которых воспринимается организмом как определенный реальный объект в его отличие от других), избирательный характер общения (доминанта «на лицо другого»).


Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.


Доминанта в повседневной жизни может быть проиллюстрирована большим спросом на сериалы, так называемые “мыльные оперы” становятся доминантой при первом же просмотре и, человек совершенно забывает обо всех своих делах, концентрируясь только на просмотре сериала. Пользователи остаются недовольны потраченным временем, но не могут избавиться от необходимости продолжения просмотра, так как они как бы “зациклены” на развитие событий.


Положительным примером доминанты в повседневной жизни можно считать одержимых своей работой людей, которые например, могут провести сутки и более, работая над каким-то проектом, и в их восприятие не внедряются больше никакие идеи кроме тех, что относятся к данному проекту. Эти люди ничего не видят и не слышат, а только лишь идут к своей цели.


Вся жизнь человека это набор постоянно меняющихся или видоизменяющихся, а также устойчивых доминант. Они могут быть сильными, слабыми, осознаваемыми или неосознанными, но так или иначе будут влиять на суждения и действия личности. Доминанты могут быть ситуативными (зависеть от конкретной ситуации) или же долговременными (постоянными в длительном промежутке жизни человека).


Доминанту можно полноправно считать одним из механизмов самовоспитания, который можно выделить по важности, например, сам автор теории считал, что доминанты нравственного развития и совершенствования, а также творчества и поиска истины крайне важны для человека.


Существует возможность, и даже необходимость создания доминант, существует необходимость управления доминантами психического развития и поведения. Всем открыта в доступе информация, как можно воспитать в себе и скорректировать доминантное поведение, но широты освещения вопроса не хватает для принятия этой идеи широкими массами, а не только специалистами в конкретных смежных сферах.


В течение жизни человек накапливает множество разных доминант, начиная от типичных способов реагирования в опасных ситуациях и заканчивая специфической человеческой «доминантой на лицо другого». В этом случае за появлением доминанты стоит механизм, в чем-то подобный тому, который старший современник и соотечественник А.А.Ухтомского Н.Н.Ланге видел за волевым вниманием. «След однажды пережитой доминанты, а подчас и вся пережитая доминанта могут быть вызваны вновь в поле внимания, как только возобновится, хотя бы частично, раздражитель, ставший для нее адекватным. Старый и дряхлый боевой конь весь преображается и по-прежнему мчится в строй при звуке сигнальной трубы». Доминанта в своем развитии проходит несколько стадий. Приведем их последовательно:


1) Доминанта возникает под влиянием внутренней секреции (например, полового созревания) и внешних раздражителей. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые разнообразные раздражители.


2) Это стадия образования условного рефлекса по И.П. Павлову, когда из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выделяет группу, которая для нее особенно "интересна", - идет выборка раздражителя для данной доминанты...


3) Между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь так, что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда целиком поделилась на отдельные предметы, лишь части из которых отвечает определенная доминанта.


Перечислим основные свойства доминантного очага, установленные А.А. Ухтомским: повышенная возбудимость, инерция во времени (доминанта существует, хотя раздражение великовато) и, самое главное, способность суммировать внешние раздражители, "самоподпитываться ими".


Рассмотрим развитие доминанты поэтапно на примере произведения “Анна Каренина”. Без понимания общей идеи произведения и сюжетной линии невозможен анализ доминантного поведения героев, поэтому дадим сначала характеристику произведения. Анна Каренина является романом русского писателя Льва Толстого, изданного в серийных выходах в период с 1873 по 1877 г. в периодическом печатном издании России “Мэссенджер”. Анна Каренина это трагическая история супружеской пары аристократов, светского характера, и о романе главной героини с зажиточном графом Вронским. История начинается, когда она приезжает в разгар семейной необузданной распущенности своего брата, что предвосхищает свою аналогичную собственную ситуацию позже, хотя она будет испытывать меньше терпимости в отношениях с другими.


Холостяк, Вронский хочет жениться на ней, если она согласится оставить ее мужа Каренина, высокопоставленного правительственного чиновника, но она подвержена давлению российских социальных норм, моральных законов Русской Православной Церкви, ее собственной ненадежности, и нерешительности Каренина. Хотя Вронский и Анна поехали в Италию, где они могут быть вместе, у них есть проблемы в заведении друзей. Вернувшись в Россию, она избегала общества, становясь все более изолированной и тревожной, в то время как Вронский преследует свою цель – успешную социальную жизнь. Несмотря на уверения Вронского, она становится все более приверженной параноидальным идеям о его воображаемой неверности, опасаясь потери контроля над ним.


Параллельно идет рассказ в романе, что Константин Левина, которого автор характеризует как богатого землевладельца страны, хочет жениться на Китти, в то время как сестра Долли решает проблему с неверностью мужа. Константин должен дважды предложить женитьбу, прежде чем Китти принимает предложение. Роман раскрывает детали трудностей жизни Константина, сложности управления своим имуществом, решение вопросах о браке, решение личных проблем до рождения первого ребенка.


Роман исследует широкий круг вопросов, на протяжении его примерно тысячи страниц. Некоторые из этих вопросов включают в себя оценку феодальной системы, которая существовала в России во времена-политики, а не только в российском правительстве, но и на уровне отдельных персонажей и семей, религии, морали, пола и социального положения.


Рассмотрим поэтапное развитие доминанты в романе. Первый этап – “Вронский пошел за кондуктором в вагон и при входе в отделение остановился, чтобы дать дорогу выходившей даме. С привычным тактом светского человека, по одному взгляду на внешность этой дамы, Вронский определил ее принадлежность к высшему свету. Он извинился и пошел было в вагон, но почувствовал необходимость еще раз взглянуть на нее – не потому, что она была очень красива, не по тому изяществу и скромной грации, которые видны были во всей ее фигуре, но потому, что в выражении миловидного лица, когда она прошла мимо его, было что-то особенно ласковое и нежное. Когда он оглянулся, она тоже повернула голову. Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюбно, внимательно остановились на его лице, как будто она признавала его, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В этом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыбкой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял ее существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке. Она потушила умышленно свет в глазах, но он светился против ее воли в чуть заметной улыбке”. На первом этапе Вронский концентрируется на образе Анны, не упускает ее из виду на платформе вокзала, пытается узнать ее поближе.


Первый этап для Анны: “Анна, взглянув вниз, узнала тотчас же Вронского, и странное чувство удовольствия и вместе страха чего-то вдруг шевельнулось у нее в сердце. Он стоял, не снимая пальто, и что-то доставал из кармана. В ту минуту как она поравнялась с серединой лестницы; он поднял глаза, увидал ее, и в выражении его лица сделалось что-то пристыженное и испуганное”. Анна, после встречи с Вронским на вокзале теперь пристально за ним наблюдает, он попал в фокус ее внимания.


Второй этап - “Ну, если нынче нельзя не танцевать, так пойдемте, – сказала она, не замечая поклона Вронского, и быстро подняла руку на плечо Корсунского. «За что она недовольна им?» – подумала Кити, заметив, что Анна умышленно не ответила на поклон Вронского. Вронский подошел к Кити, напоминая ей о первой кадрили и сожалея, что все это время не имел удовольствия ее видеть. Кити смотрела, любуясь, на вальсировавшую Анну и слушала его. Она ждала, что он пригласит ее на вальс, но он не пригласил, и она удивленно взглянула на него. Он покраснел и поспешно пригласил вальсировать, но только что он обнял ее тонкую талию и сделал первый шаг, как вдруг музыка остановилась”. Второй этап произошел одновременно для Анны и Вронского на балу, они оба уже не видят ничего вокруг и сконцентрированы только на общении друг с другом.


Третий этап- “Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы. Она как будто делала усилие над собой, чтобы не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице. «Но что он?» Кити посмотрела на него и ужаснулась. То, что Кити так ясно представлялось в зеркале лица Анны, она увидела на нем. Куда делась его всегда спокойная, твердая манера и беспечно спокойное выражение лица? Нет, он теперь каждый раз, как обращался к ней, немного сгибал голову, как бы желая пасть пред ней, и во взгляде его было одно выражение покорности и страха. «Я не оскорбить хочу, – каждый раз как будто говорил его взгляд, – но спасти себя хочу, и не знаю как». На лице его было такое выражение, которого она никогда не видала прежде”. Кити становится свидетелем третьего этапа развития доминант Анны и Вронского, когда они оба погружены только в друг друга и не замечают ничего вокруг.


В данном анализируемом произведении доминанта ослабилась в связи с ее естественным разрешением. Вронский освободился от влияния при трагических обстоятельствах смерти Анны. Она решила покончить самоубийством, предполагая, что его чувства к ней ослабли. Если предположить, что подозрения Анны действительно обоснованы, то у Вронского произошло замещение прежней доминанты новой. ОН нашел девушку и увлекся ей. Но по тексту нельзя сделать однозначных выводов.


Кроме двух персонажей, даже в приведенных примерах фигурирует Кити. Доминанта Кити – Вронский, она зациклена на нем и ужасно начинает болеть, когда тот уезжает за Анной в другой город. В случае Кити разрешение доминанты был сначала запрет, что привело к неврозу и ее длительной болезни, а потом торможение прежней доминантой новой. Кити влюбляется и наконец, отвечает взаимностью своему будущему мужу.


На примере данного литературного произведения важным представляется вопрос, насколько доминанта влияет на поступки человека и насколько она может быть губительна для его жизни в целом, для его развития и счастья. Как мы рассмотрели ранее, доминанта помогает некоторым людям добиться успеха в карьере, жизни, так как они следуют своей цели, имея фокус только на том, что их волнует и тревожит и, добиваются своего.


Хотя бы по тому, что существуют способы решения проблемы доминанты у отдельных конкретных людей, можно предположить о ее пагубном влиянии в некоторых специфических случаях. Кити – героиня анализируемого романа, имеет своей доминантой Вронского, подмечая все, что с ним связано, и не видя своей жизни без него и его внимания. Она заболевает, когда лишается возможности удовлетворять свой интерес, доводит себя до полного нервного изнеможения, но поправляется, как только меняет одну доминанту на другую.


Вероятно, самоконтроль за доминантным поведением героев изменил бы концовку данного произведения, Анна не покончила бы жизнь самоубийством, а Кити бы не болела и не страдала, Вронский нашел бы себе пару по статусу и положению, не зарабатывая себе пожизненные проблемы. Доминантное поведение определяет личность человека, влияет на его поступки и корректирует поведение, поэтому требует пристального внимания самой личности и самоуправления доминантным поведением.


Сделаем следующие выводы: доминанта как концепция Ухтомского есть совокупность определенных симптомов в секреторной работе, сосудистой деятельности, в мышцах, другими словами – во всем организме. Она не является единым пунктом возбуждения в центральной нервной системе.

Академик Ухтомский потратил на работу о концепции доминанты больше двух десятков лет. Она появляется в его трудах как фокус возбуждения в нервной системе человека. У этого фокуса в подчинении находится работа всех остальных нервных центров, им определяется направление поведения животного и человека в конкретный момент времени. Можно сделать вывод, что именно благодаря доминанте познание и поведение личности является целевыми и направленными, так как направленность является одной из основополагающих свойств, категории взаимосвязь внимание доминанты представляется очевидной.


Можно выделить четыре признака, характерных для рассматриваемой концепции, он были подмечены психологами в сфере сознания, похожи на особенности категории внимания:


1)По отношению к определенным раздражителям возникает высокая степень возбудимости центральной части мозга, порог возбуждения снижается, когда появляются эти раздражители. Не замечаются сильные сигналы, если на них не фокусировать внимание, в то время как слабые – заметны, если им было уделено особое внимание.


2)Рассматриваемая область мозга имеет уникальную накопительную, суммарную способность возбуждения.


3)Возбуждение поддерживается во времени, что является характерной способностью.


4)Принцип инерции, который означает, что возбуждение однажды начинается в одном конкретном центре и продолжает свое распространение. Ухтомский предполагал, что основой внимания и мышления предметного служит доминанта как принцип, с реализацией в коре полушарий и в высших этажах.


Примером может служить работа ученого, который имеет доминанту, вокруг этой доминанты формируются остальные действия ученого, его творчество и поведение. Так, любая книга или любая прогулка наводит его на мысль о своей доминанте, он постоянно думает об этом. Научная проблема не покидает его мыслей. Внимание фокусируется и ученый видит цитаты в книгах, которые подтверждают его мысли, он внимательно начинает слушать своих коллег или знакомых, когда они говорят о предмете его доминанты.


Человек, можно сказать, видит мир через призму доминант, они стоят между реальностью и внутренним миром. Какова личность и каковы доминанты личности – таков и мир, в котором данная личность существует.


И к выводам, сделанным на основе анализа теории, можно прибавить выводы, полученные при анализе произведения Льва Толстого “Анна Каренина”. Некоторые герои оказались в так называемой ловушке собственных доминант, которые не давали им быть счастливыми, а кому-то как в случае с Китти, при смене доминанты - помогли реализовать себя и обрести семейное счастье. Коррекция доминанты, смена доминанты и ориентир на развитие, и стабильное психологическое состояние определенно приносит свои благотворные плоды.

Психология | Psychology

19.9K постов59.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.