Правило зелёной ручки

Давным-давно я у кого-то вычитала про правило зеленой ручки.

Кратко: смысл его в том, чтобы не зачеркивать красным там, где криво, грязно или орфографическая ошибка, как делали нам всю жизнь в прописях и тетрадях, а отмечать зеленым то, что получилось особенно хорошо. Мол, ребенок концентрируется на позитивном и стремится повторить это.

Я взяла на вооружение и из рядочка кособоких куличиков выбирала наименее кособокий, показывала на него и говорила:

— Вот этот здорово получился.

Сын демонстрировал полное соблюдение правила — тут же пытался повторить тот самый, подчеркнутый зеленым куличик.

А я захватывала все новые и новые территории:

— Вот эту полку ты убрал вообще отлично.

— Спасибо, что сегодня помыл посуду.

— Было приятно видеть, что ты помог маленькой девочке перетащить велосипед.

Матвей выдвигал грудь щуплым колесом и бежал рьяно наводить порядок на полках, мыть посуду каждый вечер и выискивать по городу беспомощных юных катальщиц с бантами.

К счастью, в нашем саду и школе этого метода тоже придерживаются, закрепляют достигнутый мною эффект, отчего результаты становятся особо заметны.

Ребенок не боится ошибиться и, соответственно, не боится начинать новое.
Ищет пути решения проблем, а не просто падает духом и сникает.

Любит читать, считать и даже почти не ненавидит прописи.

А я до сих пор мечтаю найти того человека, у которого прочитала про правило зеленой ручки, и от души поблагодарить за этот бесценный совет.

А недавно я жестко накосячила на работе. Перепутала, не разобралась, брякнула, не подумав, и подписала, не вчитавшись. Попала на деньги, расплакалась от злости на собственную бестолковость.
Домой пришла серая, тихая, неулыбчивая, отказалась ужинать — сразу видно, депрессия во всей ее неистовости.

— Ма-ам, — осторожно подполз сбоку ребенок, на всякий случай прикрыв голову игрушечной каской. — Случилось чего?

— Случилось, — говорю. И рассказываю, как на духу, что натворила. Только детским лексиконом, без сочных русских эпитетов.

Это тоже часть воспитательного процесса — сходить с нафантазированного ребенком Олимпа, демонстрируя, что и родители порой ошибаются, что в целом это нормально. Не конец света. Хоть и не то чтоб прям танцы розовых единорогов среди сиреневых звездочек.

Матвей помолчал и вдруг выдал:

— А сколько ты тут работаешь?

— Двенадцать лет, — поворошив извилинами, подсчитываю я.

— И первый раз за все это время ошиблась?

На том и ретировался в свою комнату от греха подальше — кто его знает, на что эта женщина в глубокой депрессии способна?

А я осталась осознавать.

Конечно, это не первый раз. Но и не то чтоб уж часто я косячу на самом деле. Обычно я прям вполне себе эффективный сотрудник. В конце концов все исправила. Спасибо, что взял деньгами, как говорится.
Посмотри, как много зеленых чернил в твоей толстой, потрепанной годами тетрадке, Лёля!

Мы все иногда срываемся и кричим на детей. Разрешаем залезть в лужу и расхлебываем ночные температуры. Забываем про пироги и достаем из задымленной духовки тлеющие угли. Царапаем машины. Опаздываем на встречи.

И циклимся именно на этом. Плохая мать. Отвратительная хозяйка. Нерадивый сотрудник. Кто тебе права выдал, курица?!

Мы почему-то не умеем вести честный счет в игре под названием жизнь.

Не вносим в наши балансы те сотни раз, когда сдержались и объяснили трехлетке в его истерике, что так не надо.

Десятки пирогов с идеальной корочкой.

Тысячи безаварийных километров.

Даже научившись пользоваться правилом зеленой ручки по отношению к детям, мы упорно забываем применять его к себе. А зря.

Я сижу на кухне, смотрю на догорающий закат, низко режущих воздух горластых ласточек и понимаю, что хочу есть. Слышу, как в комнате тихо ковыряется с конструктором сын.

И только в самом конце, опаздывая, оскальзываясь на поворотах, с одышкой от бешеного бега, нагоняет мысль — сначала мы их учим жить бережно к себе, а потом они, надев свои игрушечные каски, осторожно высовываются из-за угла: эй, а сама-то когда начнешь это делать?

Прав, милый. Пойду. Начну.

Автор: Лёля Тарасевич


https://vk.com/wall235067565_14276

Дети и родители

11.5K постов14.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
285
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, это работает лишь в некоторых сферах, в которых важнее научить ребёнка хорошему, чем отучать от плохого, таких как рисование, сочинительство, и т.п., или в сферах, где эти понятия совпадают, таких как каллиграфия. Но когда ребёнок переходит в другие сферы, начинаются проблемы. Рассмотрим умение грамотно писать. Вне зависимости от вида обучения, через некоторое время ребёнок начнёт правильно писать около 90% слов. И что дальше? В методе зелёной ручки ребёнок просто не понимает, что некоторые слова он пишет неправильно. Можно добраться до крайности - математика. Одно неверное утверждение или вычисление может разрушить решение всей задачи - как отучить ребёнка от ошибок не указывая ему на них? Данный метод естественно не новый - например на уроках рисования я не помню ни раза, когда наша учительница осуждала наши рисунки, она лишь выделяла лучшие. И применять его следует с умом - лишь в подходящих сферах и в сочетании с традиционными методами.

раскрыть ветку (28)
190
Автор поста оценил этот комментарий

ну, можно расширить метод на неконцентрацию на ошибках. С той же математикой в духе:
неправильно - не смог решить все примеры, у тебя так ничего не получится.
правильно - смог решить 3 из 4х, ты молодец, скоро сможешь решить все.

неправильно - тупой, не можешь решить задачу.
правильно - вот тут ты правильно начал решать, а дальше у тебя ошибка, давай разберемся или, если не получается, давай подумаем, что можно сделать дальше.

И далее конечно всегда можно разобрать ошибки, главное не сводить всё к "не смог сделать всё быстро идеально и без помарок / не понял материал с первого объяснения - криворукий дибил".

Так и в быту, спасибо тебе, что помог, но будет хорошо, если в следующий раз... а не список ругательств, перемежаемых фразами в духе нечего было лезть, без тебя сделаю, почему так а не эдак и т.д.

раскрыть ветку (18)
40
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Естественно. Я про это и говорю.

Унижение - низшая форма обучения.
раскрыть ветку (1)
20
Автор поста оценил этот комментарий
*со вздохом вспоминает своё детство*
тогда уж унижение это низшая форма взаимодействия вообще)
13
Автор поста оценил этот комментарий

"спасибо тебе, что помог, но будет хорошо, если в следующий раз..."

Подобные высказывания моих родителей привели к моему перфекционизму. Хотя, может дело в количестве этих высказываний.

раскрыть ветку (9)
14
Автор поста оценил этот комментарий

...и вообще выглядят как пассивная агрессия в духе "каждый раз ты что-то делаешь и никогда до ума не доводишь".


"Ты молодец, НО..."

- эээ... Мампап, а точно "молодец"-то?

9
Автор поста оценил этот комментарий

Слышала, что нужно говорить наоборот, чтобы положительная часть была в конце.

"Вот эта тарелка грязная, донышко тоже нужно мыть. Все остальное хорошо сделано, спасибо, что помог".

8
Автор поста оценил этот комментарий
Я все-таки подозреваю, что перфекционизм - это некая врожденная черта. Мне родители много чего говорили все детство. Мать и вовсе все время говорила, как я неправильно что-то делаю. Постоянно что-то было не так. И сейчас ничего не изменилось. При этом я даже не отрицал пользу некоторых ее советов. Просто упрямый был. Но лично мне всегда было похуй, кто что говорит. И я делал то, что хотел. Я с раннего детства понял, что «все лгут», и, вообще, никто не решит твоих проблем, кроме тебя самого, а только добавят новых. Сейчас мне 31, и я понимаю, что на многое смотрел по детски, но вот эти главные принципы - они действуют для меня и поныне. Мне просто тотально похуй на всех, кроме себя и своих интересов. Я могу имитировать заинтересованность, могу вступать в некие кооперации - но я никогда не стремлюсь сделать что-то сверх того, чем это необходимо. И уж тем более, никакого перфекционизма. Любое дело я стремлюсь закончить как можно быстрее, по принципу «и так сойдёт». Таким уж уродился, что ли.
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Здоровый похуизм - это хорошо.
раскрыть ветку (2)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

За чужой счёт–плохо. Я предпочитаю чтобы люди с которыми приходится работать делали свою часть работы хорошо, а не на отъебись.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В рамках ТЗ. Наотебись это уже не похуизм, а долбоебизм. На примере дорожников: сказало начальство положить асфальт зимой на снег посреди картофельного поля. Предупредил раз, что это херлвая затея, начальник сказал, что неебёт-надо. Положил и хуй забил. По весне, когда всё пиздой накроется даже интонаций в духе "а я ж говорил!" не будет. Мне похуй. Сказали-сделал. Мне свои нервы дороже.
Автор поста оценил этот комментарий

Надеюсь, что вы работаете подсобным рабочим.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Я для своих тоже всегда была недостаточно хороша. Сначала стремилась слелать все лучше и больше, а потом поняла, что бесполезно, я всегда в их глазах не дотяну до какой то там планки.
И сейчас я тоже страдаю от перфекционизма, стараюсь притормаживать себя
2
Автор поста оценил этот комментарий
да понятно, что любую систему можно абузить, как со стороны родителя, так и со стороны ребенка (например, раз не ругают, можно делать всё плохо).
К сожалению, жизнь и воспитание куда сложнее пары советов из интернета (
Ну и я привела абстрактные примеры)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ооо, моя математичка нас так учила. Или сразу правильно, или ты дебил. Затупил у доски , и сразу начинается : -Ой, ну от и нашо я тут распиналась если ты запомнить не в состоянии?; - Ну неужели так трудно просто вычесть вот это из вот этого не прибегая к счету на пальцах?; - Шо ты на меня смотришь как баран, лучше б думал башкой. Или каждый урок долбит что бы ты цифры писал как она учит (со всякими закруглениями и т.д.), иначе не примет тетрадь /не отпустит за парту.
На достаточном для жизни уровне понимаю математику, но из-за преподши - дико её не люблю.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
та ладно, я с такой маман жила, хах. Меня блен ругали за не с той стороны порезанную луковицу (сто раз орала объясняла, но я так и не запомнила из-за ора) или не той тряпкой вытертый стол, уж про её возможности к обучению я промолчу, там раз-два объяснили, а дальше ты дибилка, крики, сопли и далее по списку)
просто картинку в тему сёдня нашла х)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Пх. А потом "А че ты мне помогать не хочешь?" Знаю эти приколы)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сочувствую вам. У меня бабушка такая, я не могу дольше пару часов с ней находиться. В детстве вообще жесть была, хорошо хоть жили мы отдельно. Но крови мне она все же попила прилично. Последний раз приходила ней в гости, начала мыть полы потому что она срач развела, старенькая уже, мозги не работают. Я мою а она ходит за мной следом и поучает как правильно мыть, я психанула и довольно резко ей сказала "бабушка лучше скажи спасибо что я тебе помогаю, а не учи меня, я с 19 лет живу одна и все делаю по дому, уж полы помыть я в состоянии без указок" да, было резко, но она хоть замолчала

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
это вы молодец) к сожалению, долго зависела от маман, даже после переезда отдельно, потому что мне платили оч мало, а муж ещё учился, и его и мои родители помогали нам со съёмом жилья. Теперь уже всё сами, так что приучаю себя к мысли, что даже по телефону не должна терпеть её нравоучения как жить)) Правда, к счастью, на расстоянии всё +- неплохо)
Зато знаете какое чувство, когда идёшь с работы домой и блин улыбаешься невольно, потому что дома любимый человек ждёт. А не как раньше, идёшь домой и радость куда-то девается, потому что неизвестно, в каком сегодня мама настроении, не взбрело ли ей что-то в голову и не взбредёт ли до конца дня.
Ладно, закрыли тему х) А то это бесконечно. Уже всё позади, и главное что мы с вами выучили хороший урок, как вести себя не надо)
Автор поста оценил этот комментарий
Это же зитцерипридумал
43
Автор поста оценил этот комментарий

Просто вы его слишком буквально воспринимаете. Речь идет о положительной мотивации, которая противопоставляется отрицательной. Очевидно, что тут неуместны крайности (как и в любом педагогическом действии), речь только о том, что человек вряд ли освоит в должной степени то, что нужно, если "наказывать" его за ошибки в процессе обучения. Дело в том, что наша психика устроена так, что ищет наиболее простой способ решить свою проблему (т.е. затратить как можно меньше ресурсов организма на ее решение), и в случае "наказаний", зачастую, ребенок будет искать способ смухлевать.

Если обобщенно сформулировать эту идею без метафор и иносказаний, то ребенок должен стремиться к поощрению, которое следует за хорошо сделанное что-то и не бояться ошибиться в процессе, чтобы он не боялся проявлять самостоятельность в решении задачи и экспериментировать.

Да, это намного более трудный способ педагогического взаимодействия, потому что нужно во-первых закладывать правила не через прямые запреты, во-вторых  нужно уметь очень хорошо контролировать происходящее в процессе обучения, чтобы ребенок в результате экспериментов не натворил ничего лишнего.

Еще важный момент, в нашем менталитете не особо принимают всерьез пассивную агрессию и значимость формального "наказания" и невербальную агрессию. Например, я бы советовал отказаться от использования красной ручки, не только из-за того, что красный цвет ассоциируется с агрессией на подсознательном уровне, но и из-за того, что у данной формы записи сложился культурно-негативный фон. На мой взгляд, записи в тетрадях должны быть более нейтральными и нести исключительно информационный посыл.

Это просто случайный пример, я о том, что наша педагогическая школа сейчас в крайне глубоком кризисе и требует серьезных преобразований.

раскрыть ветку (1)
21
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Отойдём от наказаний за плохое поведение, которое, как я считаю, должно существовать в том или ином виде, и поймём, что наказывать за плохие результаты в учёбе действительно не нужно. Хорошие родители и учителя этим и не занимаются. Я говорю о указании на ошибки и объяснении их, что само по себе наказанием не является.


Кстати, мухлевать для получения поощрения дети учатся так же, как и для избегания наказания. Ничего плохого в этом нет: это добавляет соревновательную часть в учёбу и учит мыслить.


Подталкивать к нестандартному мышлению и экспериментированию можно и путём поощрения таких действий, но также с указанием на ошибки и возможности их исправления.


Мне казалось, что красный цвет для пометок выбрали потому что он сильнее всего выделяется на бело-синем фоне. Он может обозначать как положительную, так и отрицательную пометку. Негативный контекст в него закладывают плохие учителя и родители.


Да, наша школа не в лучшем состоянии, но это скорее из-за недостатка финансирования и хороших кадров.

12
Автор поста оценил этот комментарий

тоже подумала) у меня ребенок постарше ТСа и мне приходится тянуть с ним математику. 90% решено правильно, а ответ неверный, носит двойки.

Нужно показать что ошибаться не смертельно, и ошибки можно исправить, а не "смывать кровью")))

допустим он у меня будущий программист, ах какая красивая программа, обведём ее зеленой ручкой, а ничего что она не работает? все-таки я б не отметала бездумно наработки предыдущих поколений у которых все работало и которых тыкали носом в ошибки

раскрыть ветку (1)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати в добавок во взрослом возрасте может появиться проблема в виде ожидания похвалы за само собой разумеющиеся вещи. Например за помощь по дому, за нормально сделанную работу и соответственно разочарование при отсутствии похвалы.

17
Автор поста оценил этот комментарий

И что дальше?


Я пишу около 90% слов правильно, и вполне себе счастлива. Иногда пикабушники обсмеют, иногда я над кем-то посмеюсь, так и живём, весело с юмором.
А дети очень любознательные: "Почему эту задачу не подчеркнули зелёным? значит с её решением что-то не так! Пойду разберусь." Вот что дальше)

раскрыть ветку (3)
25
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
В вашем комментарии 100% правильных слов, как и в последнем посте. 90% грамотность - это очень мало. Что делать, если на странице текста 5 ошибок? Подчёркивать весь остальной текст? Чем это отличается от выделения ошибок, кроме как потраченным временем? То же самое с задачами: очень часто дети сами не могут понять, где в их размышлениях ошибка. Даже когда указываешь на конкретное место, они далеко не сразу осознают еë, приходится разжевывать. Подчëркивать всë остальное решение? А если ошибка в начале и остальная часть решения не имеет смысла?
6
Автор поста оценил этот комментарий

Я пишу около 90% слов правильно, и вполне себе счастлива.
Это пока можно себе позволить, чтобы "обсмеяли" - безграмотно написанный текст создаёт плохое впечатление, что может печально сказаться на рабочих и личных отношениях, причём вы даже не узнаете, почему так получилось (и да, проверка орфографии далеко не всё заметит, привет "тся", "ни" и их друзья). Это я к тому, что кое-где вот прям надо не ошибаться и хорошо бы детей тоже научить.
"Почему эту задачу не подчеркнули зелёным? значит с её решением что-то не так! Пойду разберусь."
Или "порадуюсь, что не ругают и вообще стараться не буду", тут как повезёт.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

"порадуюсь, что не ругают"

Кажется, это работает так, только если раньше ругали и есть страх, что ещё будут.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Да. У Жюль Верна есть замечательная книга - «Вверх дном». Как одна ошибка в вычислениях привела к грандиозному провалу. Хотя это спойлер:)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку