Польские самоходки 1930-х

Привет!

Идея этого поста пришла ко мне внезапно, когда я вдруг увидел редкое фото одной из описанных ниже машин.


Как известно, к началу Второй Мировой поляки строили и эксплуатировали только лёгкие танки и танкетки. Следовательно, все САУ были на их базе.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

TKD (czolg TK uzbrojony w Dzialko)

Когда в 1931 году в Польше началось производство танкеток TK-3, возник вопрос о возможности усиления их огневой мощи. Наиболее лакомым вариантом была самоходка с 37-мм пушкой. В боевом отделении не было возможности размещать пушку из-за тесноты, поэтому, САУ должна была стать открытой. Но на начальных этапах главной проблемой была не реализация, а отсутствие орудий лучше 37-мм SA18 (как на FT-17).

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

В начале 1932 года конструктор Й. Лапушевский разработал проект заветной самоходки, которую военные требовали для поддержки кавалерии. На базе TK-3 устанавливалась 47-мм пушка wz.25 «Pocisk» (Пуля), защищаемая бронещитком. На эту САУ можно было бы воткнуть и 37-мм орудие.

Весной стали появляться прототипы САУ, которые собирали прямо из готовых танкеток, с боевого отделения которых снимали крышу и переделывали переднюю часть. Всего были построены 4 штуки. Военных они устроили, но от серийного производства отказались по причине дороговизны.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Существующие машины военные употребляли на учениях, маневрах, ставили их на сохранение, снимали с вооружения, возвращали в строй. Накануне войны их активно гоняли по стране, а когда начались боевые действия, машины теряются. Достоверно известно о судьбе лишь одной TKD, захваченной немцами при захвате Варшавы.

TKS-D

Создание этой САУ прямо связано с принятием на вооружение и началом производства 37-мм пушки Bofors в 1936 году. Учитывая опыт создания TKD, возможность вооружить новой пушкой танкетки TKS (модификация TK-3) выглядела вполне реальной. В феврале 1936 года началась разработка конструкции.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

За основу был взят тягач C2P, производившийся на шасси TKS, но уже открытый и не требующий разборки целой конструкции, как было с TKD. Было создано боевое отделение, защищённое бронированными стенками и спереди размещалась пушку с защитой. И толщина брони достигала 6 мм. Экипаж доходил до 4 человек.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Через год, в апреле 1937 года были собраны два прототипа танкетки, у которых слегка отличалась форма корпуса. С 1937 по 1938 гг TKS-D проходила испытания и прошла их успешно, но военным не понравилась слабая защита машины. Но из-за слабого шасси, которое побоялись перегружать, утолщать броню не представлялось возможным.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Занятно, что в июне 1937 года TKS-D демонстрировали румынскому королю, исподволь предлагая их на продажу (а то и производство с поставкой). Румынам САУ понравились, но от покупки они отказались. Так оба прототипа служили в польской же армии. В 1938 году их прикатили на заварушку в Чехословакии. А в 1939 году обе машины были потеряны в боях 5 и 10 сентября, соответственно.

PZInż.160

Работу по созданию противотанковой САУ PZInż.160 организовал конструктор Э. Габич в конце 1937 года. Причиной послужил провал лёгкого танка PZLInż.140 (4TP), который оказался отвергнут военными. Чтобы шасси не пропало даром, Габич решил создать на его базе самоходку.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Машина лишалась башни в пользу более просторного боевого отделения в форме гробика коробочки, в лобовой части которого, соответственно, размещалось 47-мм (или 37-мм) орудие. Кроме курсового пулемёта, PZInż.160 должна была иметь и зенитный. Толщина брони корпуса достигала 15мм, что превосходило все САУ на базе танкеток. Невзирая на простор боевого отделения, экипаж удалось ограничить тремя бойцами.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Судить об эффективности машины остаётся только в перспективе, т.к. польские военные не проявили к PZInż.160 интереса и отказали в постройке прототипа (собран лишь макет). На мой взгляд, такая САУ была в состоянии бороться с лёгкими танками своего времени. Но по большому счёту, имевшиеся на вооружении танки 7ТР были универсальнее.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Вот и весь сказ. Польша испытывала некоторые затруднения с постройкой и разработкой новых, современных танков во второй половине 30-х годов. Поэтому, говорить об изобилии самоходок на базе даже устаревшей техники, нечего.

Польские самоходки 1930-х История, 1930-е, Польша, Бронетехника, Прототип, САУ, Самоходка, Длиннопост

Вполне возможно, что про польскую БТТ я напишу ещё не раз. Ибо у меня свой архив фоток польских машин в металле (и не только), а там есть куча тем для постов.

Лига историков

13.5K постов50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Меня больше всего в истории довоенной Польши повеселила история с истребительной авиацией, в которую где-то после 1934 года вообще не поступало новых машин - они все шли на экспорт, а сами поляки летали на разваливающемся старье. Какая ещё страна продавала 100% новых машин, превосходящих имеющиеся на вооружении?

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, забавный момент.
У польских военных был трюк для легального слива старых FT, чтобы получить финансирование на новые танки. Сначала партию продали в Южную Америку (не помню кому), но их тормознули и конфисковали в Испании. А потом тем же путём отправили пачку танков в Китай. Так техники стало меньше и бесспорно понадобилась новая.

Автор поста оценил этот комментарий

Российская Федерация.) Ну и - мы все-таки купили MS.406 -  достаточно так и сносный "ястребок" по тем временам.

раскрыть ветку (12)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И какой истребитель в РФ выпускается исключительно на экспорт? Кто эти "мы"? Источники, плз, всегда интересно что-то новое узнать.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

ВыпускалсЯ. Су-30. Более 10-ти лет - шел исключительно на экспорт.

"Мы" - это поляки. Информация про заказ Польшей MS.406 - элементарно ищестся через Яндекс и была известна всем интересующимся (в том числе и в Союзе) еще во времена ПНР. Так, об этой машине небольшую. но и по нынешним временам - годную работу - написал в 1982-м Артур Нерадько. В СССР она продавалась тоже.

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Неправда.
Су-30 отличается от Су-27УБ, на базе которого сделан, незначительно.
С 2012г в ВКС РФ поставляется версия СУ-30СМ.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Значительно на самом деле. Почитай их ТО и сравни ТТХ.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Да, ошибся.
Версия коммерческая от базовой не сильно отличалась.
А базовая от Су-30СМ - уже да, сильно.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

"коммерческий" версий Су-30 - был целый пакет. Достаточно таки сильно различавшихся по вооружению и оборудованию.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Су-30 в базовой версии чем-то сильно лучше других самолётов, что ли? Ну хоть выяснили кто там такие "вы". Много MS.406 защищало Польшу?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Немного. Полсотни.

Вопрос был изначально задан: Какая еще страна поставляла исключительно на экспорт самолеты лучше, чем были у нее самой? Я ответил.)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Источник инфы, плз. Насколько мне известно заказ на 160 машин так и остался во Франции.

Ну и я так и не узнал чем Су-30 экспортных вариантов так лучше остальных самолётов РФ.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Говорю же тебе - почитай ТО и сравни ТТХ. Забей, например, в Яндекс: АиВ, Догнать и перегнать и АиВ, Семейство Су-27: давайте разберемся.

Инфа за польские MS.406:

Артур Нерадько, Самолет-истребитель M.S.-406, Варшава, 1982, в сер. "Типы оружия и вооружения", вып. 80 (на польском яз.)

Автор поста оценил этот комментарий
Какая еще страна поставляла исключительно на экспорт самолеты лучше, чем были у нее самой?

Лучше понятие очень растяжимое.F-22 на порядок лучше F-35

но производство F-22 завершено  в отличие от F-35.К тому же любое достоинство одновременно является недостатком, если посмотреть под другим углом.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну - так уж и "на порядок"...)

Так-то - "Раптор" и JSF - совсем-совсем - разные КЛАССЫ боевых машин. Хоть и числятся "малозаметными тактическими истребителями" оба...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку