Положительная динамика: статистика продаж авто в 2023 году
Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) традиционно подвела статистические итоги ушедшего года на рынке новых авто. В конференции приняли участие представители ведущих компаний и производителей. Эксперты проанализировали сформировавшиеся тенденции, а именно рост продаж, отметили лидеров и сделали прогноз на текущий 2024 год.
Сравнение с предыдущими периодами
При подведении неутешительных итогов 2022 года было отмечено, что рынок реализуемых новых авто с результатом чуть более 17,2 тысячи единиц просел сразу на 63,2% по отношению к 2021 году, хотя и тот, мягко говоря, не внушал оптимизма. Делая прогноз на 2023-й, члены правления БАА говорили, что ситуация во многом будет зависеть от того, как быстро белорусские дилеры решат вопрос с формированием и перенаправлением новой модельной линейки авто взамен тех, что из-за санкций покинули наш рынок. И вот результат…
Всего за 2023 год участники БАА, являющиеся официальными дистрибьюторами различных автобрендов, продали 25.408 машин – это на 47,5% больше аналогичного показателя позапрошлого года. Казалось бы, есть повод для оптимизма, однако худшая динамика за последние 10 лет фиксировалась только в 2014 и 2022 годах (даже стагнация рынка 2021 года выглядела оптимистичнее).
Не будет лишним отметить, что приведенная выше цифра включает в себя продажи не только легковых, но и коммерческих автомобилей. Разделив ее по принадлежности, получим 21.761 «легковушку» (+46,6% по сравнению с 2022 годом) и 3647 единиц LCV (+52,5%).
Любопытно другое: в своем прогнозе на прошедший год члены БАА отмечали, что планируют вывести на рынок около 30 новых моделей. Это удалось реализовать не в полной мере, поскольку количество представленных в стране брендов сократилось с 28 до 20. Число моделей, официально продаваемых на нашем рынке, также снизилось со 142 до 78 (-46% по сравнению с показателем 2022 г.).
Китайское участие
Число брендов из Поднебесной предсказуемо увеличилось. Так, если еще в 2022 году официальных дилеров из Китая в Беларуси было всего 4, то в 2023-м их стало уже 11. В процентном соотношении их доля выросла с 14 до 55%.
Любопытно, что присутствие основного белорусско-китайского производителя Geely даже после прихода на рынок большого числа конкурентов снизилось незначительно. А вот общее количество автомобилей из Китая достигло принципиально иных значений. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на изображение сверху.
Под влиянием сформировавшихся тенденций изменился и топ-10 самых популярных марок на белорусском рынке, что отлично отражено на иллюстрации. Ни Geely, ни Lada не сместились с занимаемых в прошлом позиций (впрочем, достигнув впечатляющих результатов продаж), однако замыкает тройку лидеров теперь совсем иной бренд – Haval.
Данный тренд отразился и на сегменте электрокаров. В прошедшем году дилерам удалось продать 422 машины на чистой электротяге и с последовательными гибридами. Тройка лидеров – Voyah Free (244 шт.), Geely Geometry C (137 единицы) и FAW Bestune NAT (21 экземпляр). Для сравнения отметим, что в 2022 году продажи авто из этого сегмента были гораздо скромнее, составив всего 55 штук, где покупатели выбирали между Geely Geometry С (37 единиц), Audi e-Tron (11 машин) и Porsche Taycan (4 авто).
Показатели сегментов рынка
Рассматривая каждый сегмент авто по отдельности, спикеры БАА отметили, что А-класс исчез из обозрения вовсе по причине своей невостребованности, тогда как покупательский интерес к В-классу всё еще восстанавливается. В 2023-м здесь было реализовано 7373 машины (+38% к 2022 году). Тройка лидеров выглядит так: на первом месте Geely Emgrand с результатом 5372 машины, на втором – Lada Granta, проданная в количестве 954 шт., на третьем – Lada Vesta с 754 авто.
В С-сегменте показатели гораздо скромнее. Всего было реализовано 153 авто, хотя и такие продажи показали положительную динамику (+225%). В лидерах неожиданно оказался электромобиль Geely Geometry C, что сделало модель востребованной сразу в нескольких классах.
D-класс продемонстрировал небольшие продажи – всего 307 автомобилей (+20,3%). Первое место прочно закрепилось за новичком на рынке – седаном JAC J7 (142 авто). На втором и третьем оказались модели Audi – A4 Limousine (69 шт.) и A5 Sportback (58 шт.). В Е-сегменте востребовано было всего 155 машин (+24% по сравнению с 2022 годом), но все они принадлежат уже упомянутой марке из Ингольштадта: Audi A6 Limousine (136 авто), Audi A6 Avant (18 машин) и Audi e-tron GT (1 шт.).
Как видим, классические легковушки будто бы вышли из моды, не пробуждая былого интереса в покупателях. Другое дело кроссоверы. Так, в классе SUV B за год было продано 4902 (+81,8%) автомобиля. Бесспорным лидером в сегменте стал Geely Coolray, реализованный в количестве 4745 экземпляров. У замыкающих тройку «призеров» показатели гораздо скромнее: JAC JS4 – 121 автомобиль, Kia Seltos – всего 18 единиц.
Представители SUV C также пользовались неплохим спросом у белорусских автомобилистов, разойдясь в количестве 5887 авто и показав прирост +36%. Активнее всего здесь приобретали Geely Atlas Pro – 2971 машина, Geely Tugella – 1814 авто, Haval Jolion – 380 экземпляров. Класс SUV D тоже продавался неплохо, заинтересовав 1470 покупателей (+94%). Самой популярной здесь оказалась новинка Geely Monjaro (493 авто), за ней следует Geely Okavango (170 шт.), а Haval F7 и Renault Koleos были проданы в равном количестве – по 150 штук.
В сегменте SUV E за год дилеры сумели реализовать 640 кроссоверов (+37%), из которых большим спросом пользовались гибриды Voyah Free (244 авто), VW Touareg (192 машины) и Audi Q7 (78 авто). В классе Off-Road было продано 844 внедорожника, лидером здесь предсказуемо стала Lada Niva Legend, разойдясь в количестве 517 авто. Второе и третье места поделили Lada Niva Travel (203 машины) и UAZ Patriot (123 авто). В сегменте LCV в 2023 году было реализовано 3647 машин – против 2391 экземпляра в 2022-м. Таким образом, прирост рынка составил +52,5%.
***
Подводя итог, председатель правления БАА Сергей Варивода назвал 2023-й «годом стабильного ценообразования», поскольку дилеры не изменяли цены на продаваемые автомобили в пределах более 5%. Кроме того, на рынке сменились ведущие игроки, продемонстрировав высокую способность адаптации к негативным внешним факторам. В совокупности это позволило нарастить продажи автомобилей на 47%.
Делая предварительный прогноз на 2024 год, члены Белорусской автомобильной ассоциации заявили, что в последующие 11 месяцев на домашнем рынке будет реализовано 26.850 легковых автомобилей, то есть рост продаж составит около 25% к уровню 2023-го. В группе коммерческой техники также сохранится положительная динамика рыночной реализации – не менее 4500 тысяч единиц. А вот продажи электромобилей вырастут семикратно, они разойдутся в количестве не менее 1900 экземпляров, в том числе около 200 единиц будут коммерческими авто с двигателями на электротяге.
Кроме того, на рынке появится не менее 28 новых моделей. Цены в салонах постараются сохранить на приемлемом уровне, но с оговоркой, что конечная стоимость авто может повышаться с учетом инфляции и под влиянием регуляторной среды государства. В таких условиях общий рост продаж по сравнению с показателем прошедшего года сохранится в пределах 50%.
Автомобильное сообщество
28.9K пост49.4K подписчика
Правила сообщества
Добро пожаловать в автомобильное сообщество!
У нас запрещено:
-Публикация видео с тематикой ДТП, без описания и комментариев к нему.
-Нарушать правила сайта.
-Создавать посты несоответствующие тематике сообщества.
-Рекламировать что бы то ни было.
-Баяны не желательны (игнорирование баянометра карается флюгегехайменом).
-Заваривать ромашковый чай в костюме жирафа.
У нас разрешено:
-Создавать интересный контент.
-В сообществе разрешены авторские видео посты. Пост должен содержать, помимо самого видео, описание происходящего в нем. Авторским, будет так же считаться посты от имени ютуб каналов.
-в сообществе разрешены не авторские видео посты, только с описанием происходящего на видео.
-Участвовать в жизни сообщества.
-Предлагать темы для постов.
-Вызывать администратора или модераторов сообщества при необходимости.
-Высказывать идеи по улучшению Автомобильного сообщества.
-Изображать коняшку при комментировании.