Перспектива удовольствия

Один из лучших психологических вопросов, которые я слышал, звучит так:


– Это принесёт тебе больше удовольствия или счастья?


Довольно часто он действительно помогает отделить вредные сиюминутные позывы от настоящих желаний, которые могут сделать тебя счастливым. Но лично у меня, когда я услышал этот вопрос впервые, в голове возник ещё один:


– А как отличить первое от второго?


Мой вариант – через перспективу. Удовольствие мы чувствуем от того, что получаем прямо сейчас, например, от шоколадки или листания ленты в ВК.


Это просто объяснить с точки зрения биологии. Выброс гормона счастья дофамина, который наши предки получали за постепенное движение к результату, мы сегодня получаем сразу за результат и почти без усилий. Смотрите, одинокому предку нужно было долго лезть на дерево, чтобы получить сладкий плод, и мозг вознаграждал его за каждый шаг к этой цели. А теперь мы можем купить банан, съесть его, но для мозга это будет соразмерно значительным усилиям, и он вознаградит нас соответствующе. То же самое относится к любой «редкой» для древнего мира пище: всему жирному, сладкому и белковому.


Теперь ещё раз: удовольствие – это сейчас. Логично было бы предположить, что счастье – это потом. Но это не совсем так. Счастье – это действительно потом, но и немного (!) сейчас.

И снова к биологии. Наш предок получал первый выброс дофамина в момент, когда видел плод на дереве. Мозг как бы говорил ему:


– Если ты достигнешь этой цели, я вознагражу тебя!


С каждым приближением к плоду мозг давал всё больше дофамина, и самый большой всплеск приходился на момент, когда человек впивался зубами в сочную добычу. Так мозг закреплял простое убеждение:


– Ради большой цели придётся поработать, но ты получишь большую награду.


Эта награда в виде большого выброса гормонов счастья в совокупности с полезным результатом я бы и назвал счастьем. И давайте теперь поговорим, как это работает в контексте психологии.


На консультациях в качестве способа борьбы с тревогой через опыт я предлагаю людям учиться следовать своим желаниям. Иногда в процессе выполнения этого задания возникает вопрос:


– А что делать, если я поддаюсь своим желаниям, но это не даёт мне полезного опыта? Я получаю сиюминутное удовольствие, но разве я не должен от него отказываться, чтобы получить что-то более ценное?


И снова к примерам, но теперь психологическим.


Месяц назад я закончил консультировать девушку, которая изначально обратилась ко мне с проблемой переедания. Как всегда в случае с тревожными симптомами, я предложил в качестве одного из вариантов борьбы доводить каждое своё желание до конца. Логично, что это сильно противоречило её убеждению о том, чтобы быть стройной и подтянутой. Ведь сиюминутным желанием было уплести шоколадку. Обычно в такой ситуации я объясняю принцип работы этого парадокса на примере случая известного психотерапевта Милтона Эриксона.


Однажды к Эриксону пришла женщина, которая весила 90 кг и хотела похудеть. Своими силами за пару месяцев она сбрасывала вес до 60 кг, но потом набирала обратно. Совет Эриксона был следующим:


– Я хочу, чтобы вы набрали ещё 10 кг. И когда вы будете весить 100 кг, тогда вы можете начинать худеть.


Это сработало. Женщина действительно навсегда сбросила вес после того, как набрала 100 кг. Почему это сработало? Всё просто. У женщины, как и у девушки, которая ко мне обратилась, было тревожное ожидание:


– Если я буду переедать, я буду чувствовать себя плохо.


Почему тревожное? Потому что оно основано не только на реальном опыте, но и на ожидании (!) в голове. Да, они обе переедали, но ещё не знали, как может быть тяжело, потому что останавливали себя. Эриксон же (и я вслед за ним) предложил пациентке проверить это опасение, чтобы пугаться уже не мысли в голове, а реального опыта. Чтобы этот негативный опыт и стал двигателем перемен.


В итоге девушка, которую я консультировал, тоже позволила себе расслабиться. За следующие пару месяцев она заметно снизила уровень тревоги, начала сбрасывать вес (предварительно набрав) и лучше контролировать питание. Но больше всего мне понравился наш последний разговор, когда она сказала:


– Мне кажется, я приняла решение. Я решила, что здоровое ощущение для меня важнее, чем сиюминутное удовольствие.


Так девушка сделала выбор между удовольствием сейчас и потенциальным счастьем. Могла ли она сделать такой выбор сразу? Я думаю, что нет. Она просто не понимала, насколько ценным является потенциальное счастье по сравнению с ущербом от сиюминутных желаний. Значит ли это, что всегда нужно доводить свои вредные привычки до критической массы, чтобы измениться? Нет. Хотя в некоторых случаях это работает.


Иногда можно поступить наоборот – осознать, насколько приятно жить без этих привычек. Если вы зависимы от социальных сетей, то биологически причина скорее всего в том, что вам не хватает «полезного» дофамина. Такого, который вы получаете не за каждый новый мем или фотку в ленте, а за движение к своим небольшим результатам. И ставить перед собой маленькие цели проще, чем заставить себя сидеть в социальных сетях 60 часов подряд, чтобы довести себя до желания их бросить.


Удовольствие нужно. Оно помогает быстро понять, что перед нами – угроза или источник приятности? И мы имеем право следовать за удовольствием, чтобы проверить эту гипотезу. Но если после чувства приятного ничего не остаётся, мы никогда не будем довольны. Шоколадка не делает счастливым, как и секс с человеком, которого мы не любим. После них возникает пустота. Но она не должна пугать. Она должна вызывать желание заполнить её. Счастьем.

Психология | Psychology

20.5K постов59.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.