Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.

Ответ на пост «В чем СССР опередил свое время»

Если верить членам Секты Свидетелей Хорошей Жизни при СССР, то они там только и делали, что ели вкуснейший пломбир за сколько то там, не помню за сколько копеек, да покоряли бескрайний космос.
Вставал такой пионер Иванов утром рано, а мать ему раз уже — и пломбир подаёт! На, Иванов, ешь!
Вкусно?
Очень!
Наш, советский!
Узнаю! Дорогой?
Да нет, сущие копейки! Зато — натуральный! В будущем таких не будет!
Поел Иванов пломбир самый вкусный — и сразу на вокзал. Мне, пожалуйста, тётя, билет на Байконур! - скажет Иванов в кассу, и ему тот час же выдают билет бесплатный. И пломбир. Ну, чтобы подкрепился в дороге. Приезжает пионер Иванов на космодром, а там его уже ждут Королёв и Гагарин. Оба с пломбирами, разумеется. Показывают ему ракетный двигатель. Говорят — даже в Америке такие двигатели покупают! Так-то, Иванов! Гордись! Хочешь пломбир?
Иванов берёт пломбир, рассматривает двигатель и гордится сильно-сильно! И не мудрено! Нигде таких двигателей нет больше! В Америке покупают!
Доел Иванов пломбир — и в ракету. Гаркнул заветное «поехали» и вжух — уже в космосе! Смотрит Иванов в иллюминатор на землю, видит атомные ледоходы и атомные же станции. Понимает, откуда мирный атом начало своё берёт да по чьей воле по планете шагает, пломбир специальный, космический из тюбика ест, да улыбается.
Потом приземляется, быстренько получает золотую звезду героя СССР и быстрей в школу! По пути старушку через дорогу переведёт, металлолом соберёт, макулатуру сдаст, норму ГТО выполнит и деревце посадит. Ну и пломбир конечно недорогой но самый вкусный — поест.
Забежит в класс, скромно глаза потупит и скажет — извините Марь Иванна, опоздал я, в космосе задержался маленечко с Гагариным. И весь класс дружно и беззлобно так и грянет белозубым смехом, и Ильич с портрета улыбнётся ну до того лукаво, что аж слеза у Иванова проступит, до того ему хорошо в стране советской жить, эх хорошо в стране любимым быть!
А потом в футбол консервной банкой играть, да в казаки-разбойники, да в салочки, да в орлянку, да в мало ли чего ещё — детство же счастливое, настоящее. Без интернета! Веселись, да пломбир ешь! А как наешься — ещё и газировочки можно попить из автомата! С сиропом! И стакан никто - не воровал! Ночью приди к автомату — а стакан то — вот он, сияет гранями в неверном лунном свете!
Вот как жили! Всех вот где держали! А те нас боялись, и правильно делали! И двери не закрывали, и во двор столы выносили, и пели за теми столами красивые песни про вольную волю, и пломбир был вкусный за сколько то там. Не помню уже за сколько копеек, и стакан — не воровали! Так то!

(это была паста для тех, кто не может прочитать и трех строк)

В комментариях всплыл интересный момент "гордости СССР - первый гражданский атомный ледокол Ленин".

Как там - Атомный ледокол "Ленин" был первым в мире надводным судном с ядерной установкой, построенным для обслуживания и обеспечения непрерывной навигации "Северного морского пути". Ледокол вступил в строй в 1959 году.

И, главное, в этом тексте почти все правда.

Посты по теме

3 поколения атомных ледоколов

"Спуск на воду атомного ледокола "Ленин"" 1959-60

Атомный ледокол "Ленин"

Атомный ледокол "Ленин", взгляд изнутри

«Ленин». Атомоход и памятник

Атомный ледокол Ленин

Удивительная история атомохода «Ленин»

Но есть нюанс.

Мифическая история ледокола Ленин начинается с былин и сказок, дескать Курчатов спал и видел, куда бы еще приделать атомную силу, думал думал и придумал, вместе с Александровым. Охапка дров и плов готов.

20 ноября 1953 года Совет министров СССР принял постановление № 2840-1203 о разработке первого в мире атомного ледокола, предназначенного для использования в Арктике. Постановление от 18 августа 1954 года конкретизировало задачу создания атомного ледокола по срокам, этапам и основным исполнителям работ. (росатый)

Одновременно (8 декабря 1953 года) президент США Дуайт Дэвид Эйзенхауэр (герой войны, один из немногих кавалеров ордена Победы) в рамках Project Candor - проект Откровенность (или Искренность) прочитал речь про "мирный атом". Идея была отличная - побольше сообщать простому американскому народу о том, как идут дела и почему.

Речь была не очень короткая -

Address Before the General Assembly of the United Nations on Peaceful Uses of Atomic Energy, New York City ..

We never have, we never will, propose or suggest that the Soviet Union surrender what is rightfully theirs.

We will never say that the peoples of Russia are an enemy with whom we have no desire ever to deal or mingle in friendly and fruitful relationship.

On the contrary, we hope that this coming Conference may initiate a relationship with the Soviet Union which will eventually bring about a free intermingling of the peoples of the East and of the West--the one sure, human way of developing the understanding required for confident and peaceful relations.

(оригинал на сайте ООН)(википедия)

Речь за все хорошее, но важно то, что в соответствии с обьявленной инициативой "мирного атома" в 1955 году началось продвижение инициативы "давайте построим мирный атомоход", и 30 июля 1956 года был подписан акт "да, давайте построим" - программе постройки Nuclear ship Savannah был дан зеленый свет. Сам атомный сухогруз был нужен гражданскому флоту США "никак" - за время войны было построено 2710 сухогрузов типа Либерти, не считая прочего флота. (54 из них попали в СССР и 19 служили до конца 70-х), недостатка флота у США не было.
Точно так же не было и недостатка в технологиях - первые реакторы на флоте США появились вместе с АПЛ Наутилус и ее принятием 30 сентября 1954. Ввод "первой советской" К-3 Ленинский Комсомол затянулся до 1958, 4 июля 1958 года впервые в СССР дала ход под атомной силовой установкой, 17 декабря 1958 года принята у оборонной промышленности под гарантию устранения недостатков. (Википедия).

СССР же наоборот, ледокол был действительно нужен - железную дорогу до Норильска не провели до сих пор (трансполярная магистраль), и северный морской путь оставался единственный быстрым путем переброски сил с Тихого океана на Север. "Гражданский" реактор ОК-150 строило то же КБ Африкантова и завод 92, что строил реакторы ВМ-А первого поколения для первых советских АПЛ (можно почитать тут), проблемы при эксплуатации всех трех реакторов Ленина были те же. Но, несмотря на уже существующий опыт постройки и запуска реакторов на АПЛ - 3 декабря 1959 года – был подписан акт Государственной комиссии о введении нового судна (атомного ледокола Ленин) в эксплуатацию.

В официальной истории Росатомфлота эти проблемы описаны скромно - В процессе опытной эксплуатации ЯЭУ ледокола «Ленин» выявились ее конструктивные недостатки, проблемы комплектации и компоновки оборудованием. Кроме того, были отмечены случаи выхода оборудования из строя. (история)
История эксплуатации первой АПЛ с реакторами от того же КБ и того же завода описана чуть чуть шире:
Слабым местом лодки были неудачно спроектированные и изготовленные парогенераторы, в которых постоянно возникали микроскопические, с большим трудом распознаваемые трещины и утечки воды в первом (радиоактивном) контуре. При утечках становился радиоактивным сам воздух в лодке из-за появления опасных аэрозолей. Фактический ресурс парогенераторов, при бережном обращении, составлял примерно 3000 часов, после чего риск опасной течи сильно возрастал. Осипенко и Жильцов в книге «Атомная подводная эпопея» упоминают о том, что на полюс лодка пошла без трети парогенераторов, которые были заглушены из-за утечек. Мощность ГЭУ была ограничена 60 %. Ресурс же оставшихся парогенераторов оценивался в 800 часов, и оценивался справедливо — после возвращения из похода потекли и эти оставшиеся, переоблучив экипаж. Фактически, лодка после похода исчерпала ресурс и потребовала ремонта с заменой отсека. Сказывался и повышенный, по сравнению с другими лодками проекта, уровень радиоактивности воды первого контура, и большое количество сварных швов, оставшихся из-за бессчетных переделок.(Википедия)

В сентябре 1962 года на первой советской АПЛ была обнаружена "разгерметизация ТВЭЛ", причем в итоге пришлось вырезать весь реакторный отсек, который так и лежит где-то на дне морском у Новой Земли. В феврале 1965 та же судьба (проблемы парогенератора и разгерметизация отсеков) постигли и ледокол Ленин - который отправился в ремонт на пять лет, пока 19 сентября 1967 года реакторный отсек ледокола не был отрезан и отстрелен, и к маю 1970 в корпус не был врезан новый реакторный отсек.

Что же касается "проигравших в гонке за первым мирным атомоходом" США - которых забыли пригласить на гонку, то в апреле 1962 года, через 2 года после торжественной приемки Ленина, на ней был запущен реактор, и год демонстратор ходил туда-сюда. При первом ремонте начались проблемы "кому сколько платить", что повлекло смену оператора с States Marine Lines на American Export-Isbrandtsen Lines, набор новой команды, работу с профсоюзом и так далее. До 1965 года Саванна ходила как грузо-пассажирский атомоход, и до 1971 года как грузовой, после чего эксплуатация была остановлена (история). В 1975 году из реактора было выгружено топливо, в 2022 году был вырезан реактор, и сейчас первый американский гражданский атомоход работает самим собой в музее. Как и Ленин.

Такое странное соревнование - в котором СССР вроде и выиграл, но как-то не очевидно, было ли соревнование. Атомных ледоколов в США (и в мире) не строят до сих пор нигде, кроме СССР и России (China General Nuclear Power Group стоит один)

PS. История ОКБ Африкантова, похоже, до сих пор засекречена настолько, что найти открытую статью про разницу установки ОК-150 и ВМ-А не удалось, кроме как в виде общих отсылок на опыт в Вестнике Кольского научного центра РАН от 3/2013 г. - исследование накопления долгоживущих радионуклидов в активных зонах реакторных установок атомных ледоколов.

Хотя, цифры в 5% и 6.5 % для ОК-150 там есть, и 21% для ВМ-А в литературе тоже освещен, как и общий вид установки ОК-150 (в журнале Атомная энергия. Том 17, вып. 5. — 1964, статья Африкантов И. И., Мордвинов Н. М., Новиков П. Д., Пологих Б. Г., Следзюк А. К., Хлопкин Н. С., Царев Н. М. - Опыт эксплуатации атомной установки ледокола «Ленин»)

Послесловие.

Мне не понятен уклон некоторых авторов в стиль ПЕНОПЛАСТ ДЕЛАЛИ ИЗ МОЛОЧНОЙ ПЕНЫ. МОЖНО БЫЛО ДЕТЕЙ КОРМИТЬ и подача материала в стиле техники молодежи за 1958 год (Рождение атомного ледокола, 10/1958) и Таймыр ведет корабли (Техника - молодёжи 1988-01), как будто от стиля "первый, лучший, аналоговнебыло" - что-то изменится настолько, что в таких статьях никак нельзя сравнивать даты, события и возможности, опираясь на уже давно рассекреченную информацию, а не агитационные плакаты старой школы Епишева, которым нужно было просто верить. Хотя, учитывая что статья - целиком стянута, какое это имеет значение.