Ответ на пост «Опция»

Чего на самом деле не хватает в Яндекс.навигаторе.

1. "Алиса, давай заедем ..."

- Алиса, давай заедем на заправку
- Алиса, давай заедем в туалет
- Алиса, поищи ближайшую заправку с хорошим туалетом по пути
- Алиса, нам надо позавтракать по пути, какие есть варианты?
- Алиса, нужно купить гигиенические прокладки, давай заедем по пути
- Алиса, поищи магазин автозапчастей по пути

В ответ навигатор должен сказать что-то вроде:

- На нашем маршруте ближайшая заправка будет через 20 километров - это будет Роснефть, следующая ещё через 10 (газпромнефть), добавить остановку в маршрут?
- Да, давай на газпроме

или:

- На вашем маршруте ближайший подходящий магазин будет не скоро, уже поздно, все закрыты, но можно сделать небольшой крюк 10км, чтобы заехать в: Магазин 5-тёрочка, работает до 23:00, вы как раз успеете. Добавить точку в маршрут?
- Нет, что есть еще?
- Ещё есть круглосуточный магазин Лента через 35км, маршрут удлинится на 40км, добавить точку?

Сейчас в ответ на подобные запросы Алиса не делает ничего полезного или говорит "отметила все нужные точки на карте" и, блин, ПРЯЧЕТ построенный маршрут, отдаляет карту, показывает кучу мелких значков в радиусе сотни километров! И что мне, в незнакомом городе, где я без навигатора не ориентируюсь, отвлекаться от дороги в судорожных попытках понять какую точку выбрать, где припарковаться или, хотя бы, как вернуть назад отображение маршрута!

Вообще при наличии Алисы заставлять пользователя пялиться в экран отвекаясь от дороги, что-то там нажимать вместо вербального диалога, пытаться понять из десятка точек какая из них меньше поломает и удлинит маршрут и крюк займёт меньшее время...

Ух, аж бомбит! Почему это так реализовано?!

Почему при наличии таких богатых потенциальных возможностей голосового помощника Яндекс не наделил Навигатор ПОЛЕЗНОЙ разговорчивостью вместо сомнительных шутеечек и бесполезного трёпа?

А ещё стоило бы сохранять контекст по поводу предпочтений пользователя в отношении к сетям заправочных станций, продуктовых магазинов и т.д.

Запросы "Давай заедем за продуктами", "в пятерочку" или "до банкомата ВТБ" не должны отвлекать пользователя лишними уточнениями. Какая разница какая имено пятёрочка или какой именно банкомат, если у вас уже есть конкретный маршрут, и всегда можно понять в какую из альтернатив проще и быстрее заехать.

2. "Алиса, покажи моих спутников"

Все же знают, что в картах гугла можно поделиться своей геопозицией с друзьями? Особенно это удобно в путешествии, особенно на нескольких машинах. Всегда более-менее понятно по карте где находятся спутники, отстали, или опередили, свернули где-то или заехали в магазин и торчат на парковке...

Почему такой функции нет в рамках Яндекс.Навигатора? Чтобы можно было поделиться ссылкой на поездку в любом мессенджере, и у вас на карте появились позиции и маршруты всех ваших спутников в этой поездке.

- Алиса, нам нужно пересечься со второй машиной
- Я передам им через их навигатор. Предлагаю сделать это через 12 километров на заправке. Вам придётся подождать там 4 минуты. ... Вторая машина отклонила точку рандеву, они предлагают остановиться через 27 км по вашему маршруту - Кафе "Виктория". Принять предложение?

Даже без вот этих вот рандеву отображение на экране навигатора маршрута и позиции спутников в путешествии - это просто киллер фича! Даже если просто надо подобрать гуляющих пешком друзей в незнакомом городе.

3. "Алиса, подключи навигатор штурмана"

Водитель едет по незнакомой местности, навигатор показывает ему выбранный маршрут, говорит когда куда поворачивать.

А рядом сидит пассажир, который хочет помочь водителю: построить новый более интересный маршрут, найти где пообедать по пути, забронировать отель в том городе, до которого удастся доехать к вечеру... Это работа штурмана. У него отдельный смартфон, отдельно запущен такой же навигатор, но навигаторы водителя и штурмана не связаны! Почему?!

Почему не дать возможность связывать навигаторы попутчиков в одной машине так, чтобы штурман мог редактировать маршрут не отвлекая водителя и не забирая у него навигатор? А если у водителя навигатор встроен в магнитолу, то роль штурмана не может выполнять кто-то на заднем сиденье...

Нужно, чтобы пассажир со своего смартфона видел текущий выбранный маршрут, мог легко добавлять и изменять промежуточные и конечные точки, отправлять новый вариант на навигатор водителя. При этом водитель не должен сильно отвлекаться от дороги. Например, голосовой командой Алисе он может принять новый маршрут, поступивший от штурмана, или ткнуть пальцем.

4. "Алиса, расскажи что-нибудь интересное об этом месте"

Вот вы едете в отпуск к морю. Проезждаете какие-то города и сёла, а вокруг такой интересный мир, столько красивых мест со своей историей и спецификой... Почему не давать пользователю вместо болталки "ни о чем" какую-то интересную локальную информацию? Её можно практически бесплатно собирать про населенные пункты, достопримечательности и топонимы из википедии, про магазины, организаци и учреждения из собственных яндекс.карт. В ответ на лбопытство пользователя можно рассказывать что за реку мы только что пересекли, ловят ли в ней рыбу, где она берет свое начало, куда впадает, какое у нее течение и расход воды. Можно выдавать исторические справки про населенные пункты, как они были основаны, их численность населения, про то, чем живут здесь люди и какие тут локальные новости.

Важно, чтобы всё это не ломало механизм голосовой навигации, а вплеталось органично в более приоритетные подсказки касательно маршрута. Можно помнить сферы интереса пользователя и фильтровать информационные карточки согласно его приоритетам. Можно понимать кто еще находится в машине, и смешивать выдачу для людей с разными интересами.

5. "Алиса, мне не понравилась эта заправка"

- Это там, где мы останавливались 5 минут назад? Вроде бы это "Газмяс". Почему не понравилась?
- Да, там туалет на улице, он холодный и воняет.

Можно дать Алисе опциональную возможность спрашивать у пользователя отзывы или оценки по поводу тех или иных мест. Особенно если Алиса и Навигатор уже знают из контекста для чего и где была та или иная остановка.

Так можно собирать информацию о качестве кофе, о комфортности туалетов, о наличии горячей воды или кафе. Собирать отзывы и оценки о ресторанах и магазинах. Понятно, что к таким сырым оценкам надо относиться с осторожностью, но по дорогам ездит много народу, можно сравнивать отзывы, спрашивать у людей подтверждения тех или иных оценок и фактов, фильтровать отзывы нейросетями, даже перефразировать и сокращать их для удобоваримости в голосовом интерфейсе.

- Как вам АЗС "Лукойл"? Что понравилось?
- Вкусные штрудели и симпатичный персонал на кассе.
- А что не понравилось?
- Всё хорошо, разве что бензин дорогой.
- Что поделаешь, зато качественный наверно?
- ...

Вообще хорошо бы уже обучать Алису базовому логическому мышлению. Сколько десятков лет назад уже придумали язык логического программирования "Пролог"? Пора работать с фактами и предикатами на уровне хотя бы простейшего логического вывода.

Так можно сохранять в небольшой индивидуальной базе знаний много контекстной информации о пользователе, его машинах, пассажирах, их предпочтениях. Ну о предпотениях относительно торговых сетей и сетей АЗС я уже говорил.

В общем, тут непочатый край интереснй работы! Надеюсь всё это у вас, @Yandex.support, там где-то в бэклоге запланировано, и я доживу до релизов=).

И да, я тут привел упрощенные кейсы и фрагменты диалогов, понятно, что там много всякиз вариантов развития диалога и нюансов. У меня есть и более подробные описания таких интентов. С графами состояний, с контекстными формами... Лежит всё и ждёт когда же ваш API алисы позволит нормально работать из навигатора так, чтобы можно было не мешать навигации. Если что я в телеге под тем же ником. Могу разговаривать на эту тему бесконечно, зовите.

Лига путешественников

22.3K постов52K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.