Освободи свой разум (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Додсворт и Фагана.

Если эмоции влияют на наши решения, то наши ощущения – и подавно. Манипуляторы знают об этом и берут на вооружение. Вы не найдёте окон и часов в казино, как не найдёте и естественного освещения. Им не выгодно, чтобы клиент знал счёт времени. Случись кому выиграть – это празднуется с превеликим шумом. Всё делается так, чтобы заставить потенциальную жертву их манипуляции раскошелиться. Атаке маркетологов подвергаются не только наши глаза и уши, но и нос. Старбакс потеряли в продажах, когда перешли на кофе из капсул. Ведь капсулы не пахнут, и их кофейни стали терять оборот. Потом они откатили назад, конечно. Супермаркеты не просто так пахнут выпечкой, а резиновый аромат витает в филиалах Nike тоже не сам по себе.

Клиента помогает завлечь в сети и музыка. Исследования показали, что музыка способна «застревать» у нас в голове, и чем больше мы что-то слышим, тем больше мы верим в истинность этого. Современные концерты и фестивали превратились в сеансы массовой стимуляции. И, разумеется, они заклеены сверху донизу рекламой.

Чувства «запрягают» и в благих целях. Ладан в церкви настраивает на благодушный лад и затуманивает вид, а архитектура храма тянет прихожанина обратить свой взгляд к небесам. На некоторых богослужениях прихожанин становится соучастником. Синхронные коллективные движения втягивают глубже в процесс.

Легче всего повлиять на человека через зрение и дыхание. Потому просто выйти на природу и посмотреть по сторонам – уже чем-то поможет потенциальной жертве пропаганды. Во всяком случае, ничто не будет отвлекать вас при принятии важного решения. Убрать свою комнату, застелить кровать, избавиться от лишних предметов – всё это дисциплинирует разум и организует окружение благотворным образом.

Будьте начеку со своими ощущениями. Не теряйте своих целей из виду, попав в завлекающее окружение. Обустраивайте своё окружение и используйте чувства для наведения порядка у себя в голове.

Освободи свой разум (2) Книги, Обзор книг, Пропаганда, Агитация, Манипуляция сознанием, Психология, Нон-фикшн, Длиннопост

Неофициальный девиз компании Google

Популярным каналом влияния на умы являются социальные сети. Гугль провозгласил: «Не будь злым». С одной стороны хорошо, что они не призвали к противоположному. С другой – с тех пор уже много воды утекло. Развитие техники может привести к утрате автономности человеком и превращению его в ячейку глобальной сети. Мы движемся к миру, в котором алгоритмы и данные принимают решения, а роботы и искусственный интеллект (ИИ) их исполняют. Растущая автоматизация приведёт к появлению «бесполезного класса», который придётся держать в повиновении видеоиграми и наркотиками. Бурное развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни сегодня называют Четвёртой промышленной революцией. Некоторые разлагольствуют о новой философии датаизма.

Конечно, мы ещё не пришли в новое будущее. Но уже в пути. Мы оставляем жирный цифровой след, который позволяет не только узнать, кто мы, но и предсказать наше поведение. Если человек чаще пишет о своих чувствах, например, то наверняка будет голосовать за Байдена. А если о групповой принадлежности – то за Трампа. Хорошо работает и интернет-реклама, включая политический пиар. Существует опасность, что ИИ станет «чёрным ящиком» демократии, особенно после внедрения широкомасштабной цифровой идентификации и цифровых же валют.

Я думаю, всем должно быть ясно, что делать, чтобы противостоять цифровой манипуляции. Эксперт социального инжиниринга Дженни Рэдклифф выражается однозначно:

Перестаньте делиться всем о своей жизни в Интернете. Выберите аудиторию, которая сможет увидеть публикацию онлайн. Мошенники могут даже использовать то, что отражается от чьих-то очков, от их бокала с вином. Каждый сентябрь люди вывешивают фотографии своих детей в форме возле школы. Теперь я знаю школу вашего ребенка и где вы живете. Я знаю магазины поблизости. Каждая порция информации делает подход знакомым и личным, на который вы с гораздо большей вероятностью попадётесь.

Инстаграм не только считает ваши лайки и подписки, но и видит, на чём задерживается ваш взгляд. Всё под контролем. Хотите меньше контроля? Зарегистрируйтесь под несколькими никами, смените пол (в настройках). И поменьше лайков на «мордокниге» и подобных ресурсах.

Дело уже дошло до того, что мы стремимся угодить больше не модератору, а алгоритмам интернет-ресурса, которые могут поднять или опустить пост. Недаром они остаются одним из наиболее тщательно охраняемых секретов. Твиттер до смены собственника толкал вверх контент, связанный с «зелёной» тематикой и принижал всё, что связано с расой и иммиграцией. Желание Фейсбука поощрить дискуссии привело к росту спорного и разобщающего контента. Сотрудники интернет-ресурсов открыто признаются, что они работают не для того, чтобы ублажить пользователя, а для роста числа продаж. Им плевать на то, что чувствует читатель. Главное – чтобы золото у него звенело, как говорил Дуремар.

Олдос Хаксли предсказывал, что современные средства связи лишат людей независимого мышления и сделают их покорными исполнителями приказов. Сегодня каждый может найти достаточно примеров тому.

Противостоять могуществу алгоритмов сложно. Можно попытаться сознательно сбалансировать источники информации, читая весь политический спектр и обращаясь не только к социальным сетям, но и к традиционным СМИ. Ещё более трудно противостоять целенаправленной цензуре, проникающей и в частные средства массовой информации. Илон наш Маск, после того как купил Твиттер, раскрыл много информации касательно давления Белого Дома с целью придушить распространение нежелательных идей посредством сортировки контента. Неугодный автор может постить что угодно, только вот больших просмотров он не добьётся. Кстати, тот же Маск сделал публичным алгоритм сортировки в Твиттере. Респект.

Что уж говорить, если дошло до предвзятости поисковых машин. Информацию из российских источников сегодня трудно найти на Гугле. Её намеренно сдвигают вниз по списку, чтобы оградить пользователя от «дезинформации». Если вы думаете, что, сменив поисковик, вы добьётесь успеха, то ошибаетесь: другие тоже часто следуют дурному примеру флагмана. Похожую ситуацию можно было наблюдать и во время пандемии ковида, когда картинки бухающих в разгар локдауна британских политиков Гугль не показывал, демонстрируя взамен этого Бориса Джонсона, красящего ящики с вином. Нужно же было как-то перебить критику.

Тот, у кого нет в распоряжении своего поисковика, может создать армию ботов для влияния на общественное мнение. Для них уже разработаны действенные техники, такие как смещение форума (засорение площадки нерелевантной информацией), взлом консенсуса (публикация и опровержение ослабленной критики) и яростный троллинг уязвимых участников дискуссии.

Пандемия селфи усугубляет тлетворное влияние социальных сетей. Если раньше этим занималась в основном молодёжь, то пандемия взяла в лодку селферов представителей старших поколений. Мы пытаемся выглядеть, как звёзды, уродуем себя, в то время, как сами звёзды так не выглядят. Чтобы минимизировать ущерб своей психике, нужно честно признать: социальные сети не являются объективной действительностью. Если Кардашьяны не выглядят так на самом деле, как на картинке, то не стоит стремиться быть похожим на их изображения. Прочь оттуда, из воображаемой действительности, в реальную жизнь!

Но это трудно. Ведь социальные сети специально сконструированы для того, чтобы завлечь нас туда и удерживать там вечно. Мы не замечаем этого. В рамках одного исследований людей спрашивали, сколько раз в день они залезали в смартфон. Получилось в среднем около 25. На деле – от 49 до 80 раз! А ведь это существенно снижает концентрацию. Чтобы снова сконцентрироваться после краткого отвлечения, может потребоваться до 23 минут. Смартфон к тому же отупляет, выполняя за нас умственную работу. Результат: мы ещё более уязвимы.

Ирония в том, что пользы от социальных сетей может вообще не быть. Ну, за исключением развлечений. Исследования показали, что их пользователи не стали более политически информированы, например. Тогда почему не взять и просто отложить смартфон в сторону. Не так-то просто это сделать. Ведь это не только игрушка, но и прогноз погоды, и карта, и магазин. И опасность. Потому многие сильные мира сего ограничивают время пользования для себя и своих близких. Фанат технобудущего Харари вообще не имеет смартфона.

Социальные сети – это и польза, и вред. Потому либо откажитесь, либо ограничьте время пользования. Для снижения манипуляции можете пользоваться несколькими учётными записями и меньше лайкать. Пользуйтесь разными поисковиками и сортируйте показ в социальных сетях по времени, а не по популярности, чтобы уменьшить влияние алгоритмов.

Платон сравнивал нас со зрителями театра теней на стенах пещеры, которые принимают эту игру света за реальную действительность. Сегодня его фантазия стала явью: телевидение забавляет нас воображаемой игрой света, которую многие из нас принимают за чистую монету. 3% населения Британии чёрные. На экране они занимают 8%. А обыватель в опросах даёт оценку в 20%. Вот вам пример искажения, влияющего на общественное восприятие.

Исторически экраны предназначались для скрытия части информации. Сегодня телевидение помещает ментальный экран у нас в мозгу. Он конструирует фальшивую реальность и затемняет истину. Да, популярность телевизионных СМИ падает, но они всё ещё находятся в первых рядах. Телевизор не только популярен, но и действенен. Уже полсотни лет назад установили, что просмотр сцен насилия увеличивает вероятность последующего агрессивного поведения. Эффект гипнотический. Электроэнцефалограммы показали устойчивую индукцию альфа-ритмов, связанных с дремотой и снижением критического мышления. Вероятно, самыми уязвимыми являются маленькие дети, которых порой за уши не оттянуть от телеэкрана.

Освободи свой разум (2) Книги, Обзор книг, Пропаганда, Агитация, Манипуляция сознанием, Психология, Нон-фикшн, Длиннопост

Первая смена инфлюэнсеров

Развлекательный контент служит сахарной оболочкой мозговой пилюли. Примерам госпропаганды с телеэкрана несть числа, и они отнюдь не ограничиваются северокорейскими мультиками и сурковскими нарративами с российского ТВ. Западные демократии тоже могут «похвастаться» неофициальным сотрудничеством между правительством и развлекательными каналами. Top Gun не добился бы такой популярности без основательной поддержки ВМС США.

Скрытая манипуляция уже давно пробила себе дорожку на телеэкран. Ведущие британские телеканалы, включая Sky, BBC, ITV и другие, открыто заявили о редакторской поддержке и увеличении контента, посвящённого борьбе с изменением климата. Мы можем допустить засилье пропаганды в военное время, но сегодняшняя ситуация – это наглядная иллюстрация поговорки «цель оправдывает средства». То же касается и освещения пандемии, и «повесточки». Авторам сценария сообщается, что у них проблема, потому что в шоу нет трансгендеров. Конечно, в этом нет ничего нового. Уже в Грязных танцах шла пропаганда абортов.

Уберечься от телепропаганды можно старым добрым воздержанием от просмотра. Три четверти миллионеров не уделяет телеэкрану больше часа в день. Необязательно полностью избавляться от телевизора, но сознательно ограничивать себя необходимо. Если там идёт даже «полезная» пропаганда, сам метод создаёт противоречие между тем, как есть, и тем, как должно быть.

Помните, что программу выпускает не только редактор. В игре также правительства, пиарщики и советники. Если и смотрите что-то, то делайте это вдумчиво и ограничивайте по времени. Если вы видите на телеэкране что-то, непохожее на реальную жизнь, знайте: на вас нацелились пушки социальной инженерии.


Полностью избавиться от смартфона и телевизора – это, конечно, утопия и путь для одиночек. Информацию ведь надо как-то получать. Но ограничить их использование вполне по силам. В обиход недавно вошло полезное выражение «информационная гигиена». Оно означает вдумчивый отбор источников информации, а также времени доступа к ним. Новости лучше всего читать утром, на свежую голову. Вечером же приятнее бездумно развлечься. Так и заснуть легче. Выходные можно посвятить семье и домашним делам, а не просмотру ящика. Поверьте: если случится что-то неординарное, вы всё равно быстро об этом узнаете. Я как-то уехал в отпуск и не читал новостей вообще неделями. Это было супер.

Далее, готов присоединиться к совету авторов пользоваться разными источниками информации. Ведь врут и не договаривают практически все. Но при этом повторю: всё хорошо в меру. Меньше знаем – лучше спим.

Книжная лига

22K постов78K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.