Оставшийся в тени

Автор: Сергей Имашев.


После того, как Т-43 был отклонен по причинам недостаточной огневой мощи, малой толщины лобовой детали, бортов и кормы, а также ненадёжной работы ходовой части, КБ-520 не оставило энтузиазм и взялось за разработку нового среднего танка, и осенью Малышеву был представлен новый проект, именуемый Т-44.


В проекте от КБ-520 говорилось, что новый танк представляет из себя: манёвренную, хорошо бронированную и прекрасно вооружённую машину, имеющую принципиально новую компоновку. Согласно новой компоновке: корпус имел высоту 1415, ширину 2000 и длину 5640 миллиметров, танк также имеет поперечное расположение двигателя, что и позволяет уменьшить силуэт танка, а изюминкой машины будет 122-миллиметревое орудие от танка ИС-2, либо стандартное 85-миллиметрое от Т-34-85. Естественно, что от подобных характеристик у ГАБТУ КА потекли слюнки и проект был принят. По приказу наркома к февралю 1944 года должно быть изготовлено два опытных образца. К слову, три месяца на доработку проекта, выделение кадров и полную сборку двух танков практически с нуля.


К 10 декабря 1943 года приказ был подписан и уже имел за собой официальную силу, хотя завод начал сборку агрегатов и узлов машины ещё с конца ноября, когда приказ только был озвучен, но не принят. Как говорилось выше, планировалось ставить на танк 85 и 122-мм орудие, таким образом, КБ планировало получить танк с высокими манёвренными характеристиками, крепкой лобовой частью и мощным вооружением, равным орудию тяжёлого танка, что вызвало со стороны Сталина большой интерес и он лично наблюдал за ходом производства опытных образцов. Кстати, не два образца, а три, ибо один планировали оставить для «себя» и обкатывать его на территории завода, устраняя выявленные недостатки по ходу их обнаружения, а не ожидая комментариев от военных.


Итак, немного ТТХ принципиально новой машины. Во-первых, хочется отметить новый погон башни, имеющий 1,8 метра, позволяющий комфортно размещаться в ней членам экипажа, боеприпасам и 122-мм орудию (обычно ставили 85-мм). Во-вторых, 75 мм в лобовой детали позволяет выдерживать выстрелы Пантер. В-третьих, танк имел массу 31 тонну и удельное давление на грунт 0.83 кг/см. (Ни о чём не говорит? Не переживай, мне тоже).

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Отсюда виден люк мехвода, похожий на конуру.


В-четвёртых, танк делился на три части. Впереди – мехвод, в середине — боевое отделение, сзади – МТО. Также интерес вызывает люк механика водителя, который представлял из себя рубку с толщиной стенок 75 мм, а справа от него был бензобак на 200 литров, сжатый воздух и боеприпасы. Это по классике уже.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Первый образец Т-44. Бронирование лобовой части — 75 миллиметров. Бортов — 45 в нижней и 75 в верхней части соответственно. Лобовая часть башни имела 90 миллиметров, а бортовая часть 75 миллиметров.


Первый образец был собран 23 января 1944 года – получил башню с погоном 1800 мм и 85 мм пушку Д-5Т. Второй образец был собран 31 января и по планам должен был иметь погон башни 1600 миллиметров и 85-мм Д-5Т, но для прохождения заводских испытаний была прикручена 1800-миллиметровка и 122-мм Д-25, которые предназначались для третьего образца. Третий образец начали собирать в феврале, характеристики ясны.


Во время прохождения обкатки первого и второго образцов по 577 и 213 километров соответственно было выявлено, что скорость равна скорости Т-34, запас хода меньше из-за уменьшенных на 200 литров баков, повышенное нагревание двигателя В-2, установленного на первом образце; также были выявлены недостатки в коробке передач, соединяющей муфте двигателя с редуктором трансмиссии и теснота в отделении мехвода.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Образно говоря, это Т-44-122. Третий образец, который не поехал покорять нерезиновую,а остался в родном КБ-520, в Харькове.


10 февраля 1944, после испытаний артсистемы, оба образца отправили на испытания в Москву. Тут стоит сказать, что на второй образец установили Д-5Т и 1600-миллиметровый погон башни, а 122-мм Д-25 поставили туда, где она и должна быть – на третий образец. После прохождения испытаний в Москве было заявлено, что танку необходимо улучшить лобовое бронирование (с 75 до 90 мм), снизить нагрев МТО и установить новую планетарную трансмиссию (её и хотели ставить изначально, но поджимающие сроки сказали, что «подождите, товарищи, вам об этом скажут и вы поменяете») и ряд других, более мелких исправлений. Данные изменения должны были появиться 15 апреля 1944 на двух новых образцах, но Кировский завод немного не успел, и торсионы с двигателями не собрали в срок. На самом деле, нет ничего удивительно в том, что завод, занимающийся серийным выпуском деталей для танков, не успел к установленным срокам, поскольку изготовка деталей не для серийных машин была проблемна по ряду причин. Во-первых, нужны были квалифицированные кадры, умеющие изготавливать новые детали. Во-вторых, необходимы были станки и инструменты, которых в годы войны не было в нужном количестве. В-третьих, изготовка не серийных деталей могло привести к снижению темпа разработки серийных деталей и узлов, что очень не нравилось правительству.


Тем не менее, к весне 1944 вторую серию опытных танков собирать закончили, однако правительство осталось недовольным, ибо лобовое бронирование так и не усилили. И вообще, работать должны быстрее, а то ждать устали уже. Берия сказал Малышеву, Малышев сказал Морозову, но всё так и осталось. Завод начал сборку второй опытной серии с 75 миллиметрами во лбу, зато исправили остальные дефекты, которые были найдены на первых московских испытаниях. При всём этом, новые движки вторая серия так и не получила, и обкатка пошла на В-2-ИС, которые себя хорошо зарекомендовали на образцах #2 и #3.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Т-44 второй опытной серии. Конура мехвода стала заметно ниже.


Итак, немного ТТХ новых образцов Т-44. Во-первых, вооружение сменилось с Д-5Т на ЗИС-С-53, устанавливалось каноничных два пулемёта ДТ и гранаты Ф-1. Во-вторых, борта потолстели, теперь борт был сплошным и имел 75 миллиметров. Башня потолстела с 90 до 115 миллиметров во лбу. В-третьих, угол наклона броневых листов был увеличен с 30 до 45 градусов. В-четвёртых, ходовая изменилась и стала более похожа на ходовую Т-54. Первый каток переехал ближе к носу танка, а 3, 4 и 5-й переехали ближе к корме. В-пятых, увеличили надёжность МТО, поставили новые воздухоочистители, увеличили запас топлива и добавили брони «конуре» мехвода (теперь там 100 миллиметров).


15 июня 1944 начались испытания танка в подмосковной Кубинке, в ходе которых выяснилось, что танк имеет максимальную скорость по шоссе 51 км/ч, по разбитой дороге 17 км/ч, и среднюю скорость 35 км/ч. В ходе испытаний выявилось достаточно обширное количество недочётов, в числе которых были: разрушение роликов ведущего колеса, выход из строя резиновый бандажей опорных катков, также проблемы присутствовали в МТО. Из плюсов было отмечено, что танк имеет более мощное бронирование, более вместительное боевое отделение, более совершенную подвеску и меньший силуэт. Комиссия согласилась принять танк на вооружение, все ликовали и радовались, но потом были заявлены требования, после внесения которых танк будет принят.


1. Усилить лобовое бронирование корпуса до 90 мм. Забронировать щёки башни.

2. Корму сделать наклонной и улучшить крепления броневых листов.

3. Устранить возможность замерзания смазки, размещённой на днище танка.

4. Повысить работоспособность и надёжность МТО.

5. Улучшить качество изготовления резиновых бандажей.

6. Обеспечить возможность установки на танк серийных опорных катков.

7. Обеспечить комиссию новым Т-44А, поскольку недоработки Т-44 второй серии снизили темп испытаний. При обстреле танка из Пантеры и 8.8 пушки Тигра было выявлено, что лоб пробивался 75 миллиметровой пушкой с расстояний до 600 метров, а с 8.8 пушки до 2000 метров. Борта: 75 миллиметровая пушка пробивала до 2130 метров, а 8.8 с любого расстояния. При обстреле по нормали обе пушки пробивали с любых расстояний. Таким образом, Т-44 был защищён от Пантер с расстояния более 600 метров, а от Тигров танк не был защищён от слова совсем. Комиссия вынесла неутешительный вердикт, заключающийся в том, что танк абсолютно не защищён от 88 миллиметровых и лишь частично защищён от 75 миллиметровых снарядов. Именно по этим причинам ГАБТУ КА требовало усиления бронирования Т-44 в срочном порядке.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

То, что обстреливалось.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Т-44А во всей своей чёрно-белой красе.


Не дожидаясь завершения испытаний, завод #183 приступил к сборке Т-44А. Поскольку детали остались от образца, который отправился на обстрел и просто имелись запасные детали, то сборка нового образца прошла за максимально короткие сроки, и к августу 1944 года Т-44А был готов к испытаниям. Из нового: улучшенное бронирование лобовой детали – 120 мм и бортовой детали – 100 мм, новый двигатель В-44, который-таки предоставил Кировский завод, убрали «конуру» мехвода и на её место установили «триплекс», понижение кормовой части танка, кроме двигателя, МТО осталось прежним и произошло снижение массы танка до 30.7 тонн с 31.2. Удивительно, что масса танка снизилась, хотя бронирование было увеличено и новый двигатель был более тяжёлым.


На 18 августа 1944 наркомом были назначены испытания нового Т-44А. Причём испытания были государственного уровня — по сути, от этих испытаний зависело будущее танка. В ходе испытаний было пройдено в общей сложности 2000 километров по просёлочным дорогам Нижнего Тагила и Свердловска. После прохождения испытаний комиссия высказала следующее. Во-первых, все недочёты были исправлены, а советы внедрены в танк. Во-вторых, агрегаты хорошо себя показали в пределах 1000 километров, а МТО частично выдержало все 2000 километров. В-третьих, хоть ходовая часть и выдерживает 1000 километров пробега, но для дальнейшего использования непригодна совсем и требует ремонта в заводских условиях. Комиссией было рекомендовано улучшить систему охлаждения, добавить нижний тормоз, увеличить объём дополнительных баков до 200 литров, а также улучшить обзорность механика-водителя в боевых условиях. В заключение комиссия добавила, что танк испытания выдержал и может быть принят на вооружение и запущен в серийное производство.


Попытки модернизировать Т-44

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

Т-44-100. Два в одном.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

После принятия танка «сверху» посыпались просьбы о том, что Т-44 надо модифицировать и всячески улучшать


Во-первых, правительство сразу же потребовало установления бортовых экранов, что способствовало бы защите бортов от кумулятивных снарядов. Однако что-то не срослось, и до серийных танков экраны не дошли, а ведь хорошая идея была.

Во-вторых, на танк планировали установить новую 100 миллиметровую пушку и новую башню с погоном 1740 миллиметров. В ходе испытаний выяснилось, что хоть вооружение и было более мощным по сравнению с серийным Т-44, но динамика и бронирование танка оставляло желать лучшего и проигрывало новому Т-54 обр. 1946 года, над которым велась активная работа.

В-третьих, была попытка использовать ходовую Т-44 для новой САУ, именуемой СУ-122-44, но дальше бумаг дело не пошло и проект убрали в стол до скончания веков. В-четвёртых, с ноября 1945 года Т-44 начал массово модернизироваться и постепенно трансформироваться. Сначала в Т-44М, на котором была установлена ходовая от Т-54, новый двигатель В-54 и корпус уже был более похож на корпус от Т-54. Затем был Т-44МС с новым стабилизатором, но его установка приводила к ухудшению работы экипажа и дальнейшие работы не проводились. История Т-44 заканчивается печально — все танки пошли под переделку в тягачи БТС-4.

Оставшийся в тени Cat_Cat, История, Танки, Техника, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, СССР, Длиннопост

БТС-4. Чтобы под водой ездить, зачем ещё.


В заключение хочу добавить, что это очередное учебное произведение сумрачного советского Морозова, который и с Т-43 прогорел, но Т-44, по крайней мере, участвовал в учениях и выпускался серийно, также успел покататься в Венгрии в операции «Вихрь». Ну…ещё Т-44 снимался в таком шедевре как «Белый тигр» в качестве, собственно, Тигра. Также танк снимался в фильме «Отец солдата», в котором был по обе стороны фронта. И в Сталинграде ещё снимался. Такая вот карьера была у этого танка.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_14123

Автор: Сергей Имашев.

Живой список постов, разбитый по эпохам


А ещё вы можете поддержать нас рублём, за что мы будем вам благодарны.

Яндекс Деньги: 410016237363870

Сбер: 4274 3200 5285 2137

Тут можно почитать подробнее

При переводе делайте пометку "С Пикабу от ...", чтобы мы понимали, на что перевод. Спасибо!

Лига историков

15.9K постов52.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Чтобы оставить комментарий, необходимо или