Не'взлет для чайников

Всем привет. Сегодня будем разбираться в том, как НЕ взлетать. А пока посмотрите на красивый ровный взлет:

Но так бывает не всегда. Есть много причин не взлетать:
Допустим на стоянке я встретил коллегу, открыл окно и поприветствовал его, ну или для селфи...

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

И не закрыл до конца, точнее фиксатор не сработал. И после я формально отнёсся к чеклисту и не проверил окно в процессе. К чему это приведёт в итоге? Правильно: когда мы будем на полосе, начнём разбег, нажмем кнопку TO/GA (take-off/go around - взлет/уход на второй) и окно откроется (съедет на релинге, как дверца вашего шкафа купе)... Следовательно - мы прекращаем взлет, пугаем пассажиров, устраиваем задержку рейса и получаем расследование инцидента... По головке не погладят.Хотя казалось бы - какая-то форточка.

Кстати, насколько мне известно, в Европе с этим проще: если форточка открылась, или другая причина, которая не влияет на параметры, то просто прекращают взлет, сруливают с полосы, закрывают форточку и снова едут на полосу для взлета. Но у нас строже.

Тем не менее, это далеко не единственная причина прерывать взлет:
- срабатывание предупреждающего табло "Master caution"
- проблемы с колесами (не совсем правильное описание ситуации, но для обывателя достаточно)
- необычный звук или вибрация
- проблемы с какой либо системой
- медленный рост скорости
- не взлетная конфигурация
- отказ двигателя
- пожар
- срабатывание системы предупреждения о сдвиге ветра
- ну и если самолет по какой-то причине не может продолжать взлет (жираф на полосу выбежал)

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ну чтож... вот мы бежим по полосе, все быстрее и быстрее... скорость доходит до 80 узлов (1 узел = 1 морская миля = 1.852 км) , 81..82..83... опять открылась форточка... Что мы делаем? Правильно - забиваем на неё и взлетаем. "@HolyPilot, ты дебил?" - спросите вы. "Ты же только что нам втирал другое".
Но тут дело в 80 узлах господа. После этой скорости, нам предписано прерывать взлет только в 4ех случаях:
- отказ двигателя
- пожар
- срабатывание системы предупреждения о сдвиге ветра
- если самолет по какой-то причине не может продолжать взлет

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ещё 80 узлов это тот момент, который озвучивается PM (Pilot Monitoring, пилотом, который мониторит параметры) и ответ от PF (Pilot Flying, пилотирующий пилот) "check" должен так же прозвучать. Это такая проверка, что оба мы в сознании.
И помимо этого есть ещё такая вещь, как ”throttle hold” - на 80 узлах отключаюся сервоприводы от РУД (ручки управления двигателями) и это позволит нам в случае необходимости ставить их в желаемое положение, например - полностью убрать тягу для остановки и автомат тяги не вернет их во взлетное положение (да, помимо автопилота на Boeing 737 есть ещё автомат двигателей).

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

В таком духе мы едем по полосе до следующей цифры, которая каждый раз разная (в зависимости от многих переменных) - V1. Как правило на 737 она крутится в районе 140 узлов (140х2-10%=252км/ч. Это если переводить в уме в км). Так вот ВиВан это скорость принятия решения. Так сказать точка невозврата - после неё, даже если отвалится двигатель и выбежит злаполучный жираф - останавливаться нельзя. Только вперёд - в небо. Обусловлено это тем, что все расчёты по безопасной остановке не полосе были до неё. После неё никто не гарантирует, что вы не убьетесь при попытке остановиться, и более безопасный вариант это взлетать.
Красавчик 737

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

После V1 практически сразу идёт Vr (rotate) - это скорость поднятия носовой стойки шасси. Это момент когда мы берём "на себя". Ну а дальше дело техники)

Воздушный транспорт - безопасный транспорт. Но от аварий никто не застрахован. Поэтому возможно (в 90% случаев, если есть признаки пожара) в случае остановки на полосе - начнётся эвакуация. Этот момент я хочу донести до вас, уважаемые пассажиры, очень доходчиво!
Чтобы не было как в Шереметьево, когда самолёт горит, а передние ряды достают вещи с полок - не вздумайте так повторять. Это эвакуация, не такая как на вашем предприятии, это реальная вещь в опасной ситуации. Сама по себе эвакуация травмоопасное занятие. Поэтому просто так её не объявляют. Тупить в проходе не надо, но и стюардессу у выхода не надо выталкивать наружу (вдруг она ещё трап не выпустила) - следуйте её указаниям. Не поддавайтесь панике, это делу не поможет, а поможет (повторюсь) если вы не будете искать паспорт и сумку на полке. Скатывайтесь по трапу, и убегайте от самолёта, но ни в коем случае не в сторону двигателя (как на этом фото люди нарисованы, так бежать не надо). Если вы с крыла эвакуируетесь - будете осторожны, с него можно упасть, двигайтесь на крыле в сторону хвоста. И не стойте, а сразу убегайте от самолета (если это на полосе - достаточно будет отбежать на траву, но желательно по дальше от самолета. Но не так далеко, чтобы вас задавил на перроне другой самолёт. Короче по траве никто не ездит в аэропорту). И оставайтесь на месте. До указания членов экипажа или других сотрудников аэропорта/спецслужб ибо они знают сколько человек им надо найти, включая младенцев. Более подробно вы можете эту информацию узнать на борту той авиакомпании, которой летите (мои слова это советы, не руководство).
Я обвел кругом где народ нарисован неправильно

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ну вот как-то так господа) Теперь, я надеюсь, вам стало яснее чем мы занимаемся на полосе. На любые, даже самые глупые вопросы постараюсь ответить в комментариях. О безопасности полетов я писал тут и немного тут.

@Moderator812, @Moderator9000, специально раньше проснулся. Так что в случае победы - требую ачивку «за выбор правильной стороны пивной крышки»))

Авиация и Техника

9.3K пост17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
6
Автор поста оценил этот комментарий

вот такой вопрос. Зачем на РУД нужно черно-белое колесо которое крутится и издает шум? Я слышал что это вроде как называется триммер, но понятия не имею для чего он нужен и зачем он крутится

раскрыть ветку (4)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Оно к руд не относится, он просто находится на этом пьедестале. Нужен он для перекладки стабилизатора и соответственно это позволяет снять нагрузку со штурвала, ну и позволяет управлять автопилоту. А само колесо нужно, чтобы можно было контролировать, что оно работает и в случае отказа - крутить вручную
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

А что произойдёт, если во время полета с включенным автопилотом в момент когда перекладка идет крутить с усилием колесо в противоположную сторону? Автопилот отключится?

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Автопилот не отключится, просто остановится перекладка стабилизатора от электромотора и продолжится вручную в желаемую сторону. От этого колеса вниз идёт цепь к редуктора, редуктор вертит бобину с тросами, тросы вертят винтовой механизм
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну пальцы точно сломаешь) честно не задавался вопросом.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку