Не'взлет для чайников

Всем привет. Сегодня будем разбираться в том, как НЕ взлетать. А пока посмотрите на красивый ровный взлет:

Но так бывает не всегда. Есть много причин не взлетать:
Допустим на стоянке я встретил коллегу, открыл окно и поприветствовал его, ну или для селфи...

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

И не закрыл до конца, точнее фиксатор не сработал. И после я формально отнёсся к чеклисту и не проверил окно в процессе. К чему это приведёт в итоге? Правильно: когда мы будем на полосе, начнём разбег, нажмем кнопку TO/GA (take-off/go around - взлет/уход на второй) и окно откроется (съедет на релинге, как дверца вашего шкафа купе)... Следовательно - мы прекращаем взлет, пугаем пассажиров, устраиваем задержку рейса и получаем расследование инцидента... По головке не погладят.Хотя казалось бы - какая-то форточка.

Кстати, насколько мне известно, в Европе с этим проще: если форточка открылась, или другая причина, которая не влияет на параметры, то просто прекращают взлет, сруливают с полосы, закрывают форточку и снова едут на полосу для взлета. Но у нас строже.

Тем не менее, это далеко не единственная причина прерывать взлет:
- срабатывание предупреждающего табло "Master caution"
- проблемы с колесами (не совсем правильное описание ситуации, но для обывателя достаточно)
- необычный звук или вибрация
- проблемы с какой либо системой
- медленный рост скорости
- не взлетная конфигурация
- отказ двигателя
- пожар
- срабатывание системы предупреждения о сдвиге ветра
- ну и если самолет по какой-то причине не может продолжать взлет (жираф на полосу выбежал)

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ну чтож... вот мы бежим по полосе, все быстрее и быстрее... скорость доходит до 80 узлов (1 узел = 1 морская миля = 1.852 км) , 81..82..83... опять открылась форточка... Что мы делаем? Правильно - забиваем на неё и взлетаем. "@HolyPilot, ты дебил?" - спросите вы. "Ты же только что нам втирал другое".
Но тут дело в 80 узлах господа. После этой скорости, нам предписано прерывать взлет только в 4ех случаях:
- отказ двигателя
- пожар
- срабатывание системы предупреждения о сдвиге ветра
- если самолет по какой-то причине не может продолжать взлет

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ещё 80 узлов это тот момент, который озвучивается PM (Pilot Monitoring, пилотом, который мониторит параметры) и ответ от PF (Pilot Flying, пилотирующий пилот) "check" должен так же прозвучать. Это такая проверка, что оба мы в сознании.
И помимо этого есть ещё такая вещь, как ”throttle hold” - на 80 узлах отключаюся сервоприводы от РУД (ручки управления двигателями) и это позволит нам в случае необходимости ставить их в желаемое положение, например - полностью убрать тягу для остановки и автомат тяги не вернет их во взлетное положение (да, помимо автопилота на Boeing 737 есть ещё автомат двигателей).

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

В таком духе мы едем по полосе до следующей цифры, которая каждый раз разная (в зависимости от многих переменных) - V1. Как правило на 737 она крутится в районе 140 узлов (140х2-10%=252км/ч. Это если переводить в уме в км). Так вот ВиВан это скорость принятия решения. Так сказать точка невозврата - после неё, даже если отвалится двигатель и выбежит злаполучный жираф - останавливаться нельзя. Только вперёд - в небо. Обусловлено это тем, что все расчёты по безопасной остановке не полосе были до неё. После неё никто не гарантирует, что вы не убьетесь при попытке остановиться, и более безопасный вариант это взлетать.
Красавчик 737

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

После V1 практически сразу идёт Vr (rotate) - это скорость поднятия носовой стойки шасси. Это момент когда мы берём "на себя". Ну а дальше дело техники)

Воздушный транспорт - безопасный транспорт. Но от аварий никто не застрахован. Поэтому возможно (в 90% случаев, если есть признаки пожара) в случае остановки на полосе - начнётся эвакуация. Этот момент я хочу донести до вас, уважаемые пассажиры, очень доходчиво!
Чтобы не было как в Шереметьево, когда самолёт горит, а передние ряды достают вещи с полок - не вздумайте так повторять. Это эвакуация, не такая как на вашем предприятии, это реальная вещь в опасной ситуации. Сама по себе эвакуация травмоопасное занятие. Поэтому просто так её не объявляют. Тупить в проходе не надо, но и стюардессу у выхода не надо выталкивать наружу (вдруг она ещё трап не выпустила) - следуйте её указаниям. Не поддавайтесь панике, это делу не поможет, а поможет (повторюсь) если вы не будете искать паспорт и сумку на полке. Скатывайтесь по трапу, и убегайте от самолёта, но ни в коем случае не в сторону двигателя (как на этом фото люди нарисованы, так бежать не надо). Если вы с крыла эвакуируетесь - будете осторожны, с него можно упасть, двигайтесь на крыле в сторону хвоста. И не стойте, а сразу убегайте от самолета (если это на полосе - достаточно будет отбежать на траву, но желательно по дальше от самолета. Но не так далеко, чтобы вас задавил на перроне другой самолёт. Короче по траве никто не ездит в аэропорту). И оставайтесь на месте. До указания членов экипажа или других сотрудников аэропорта/спецслужб ибо они знают сколько человек им надо найти, включая младенцев. Более подробно вы можете эту информацию узнать на борту той авиакомпании, которой летите (мои слова это советы, не руководство).
Я обвел кругом где народ нарисован неправильно

Не'взлет для чайников Авиация, Взлетно-посадочная полоса, Самолет, Boeing 737, Эвакуация, Скорость, Видео, Длиннопост, Вертикальное видео

Ну вот как-то так господа) Теперь, я надеюсь, вам стало яснее чем мы занимаемся на полосе. На любые, даже самые глупые вопросы постараюсь ответить в комментариях. О безопасности полетов я писал тут и немного тут.

@Moderator812, @Moderator9000, специально раньше проснулся. Так что в случае победы - требую ачивку «за выбор правильной стороны пивной крышки»))

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий
Как можно невнимательно отнестись к чек листу? Он же весь на крови составлен, а не смеха ради.
раскрыть ветку (13)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Моя форточка всегда была закрыта) каждый человек может ошибиться, но если формально отнеслись (прочитали, но не проверили) это конечно сознательное нарушение.
10
Автор поста оценил этот комментарий
На станке кровью и кишками написано - не суй пальцы. Но каждый год находится придурок готовый лишиться пальца или жизни.
Думаешь у человеков есть профессии где не так?
раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Но на станке намотает только того, кто не соблюдает тб, а тут можно сразу 200 душ на тот свет отправить
раскрыть ветку (6)
9
Автор поста оценил этот комментарий
А на атомной станции? А на плотине? Тут не стоит брать это в расчёт. Естественно что управлять тем, что может убить кучу народу дадут более квалифицированному и дисциплинированному человеку, но ошибки допускают все
раскрыть ветку (5)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Человеческому фактору всегда найдется место.

на атомной станции?

Чернобыль

на плотине?

Саяно-Шушенская ГЭС

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
И я о том. Цена ошибки разная, но ошибки случаются и будут случаться. Этого не избежать, а вот как минимизировать угрозу - это та цель к которой надо стремиться
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да, но когда у тебя в руках чек лист и то по нему "идешь", что мешает проверить? Лень?
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Думаю, привычка. У профессионалов (без иронии) мозги "замыливаются" от рутины. Каждый раз одно и то же, каждый раз всё в порядке. Вот и пропускают что-то механически.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Вот присутствует такой феномен. Даже идут исследования в области человеческого фактора, как этого избежать. Может во время чек листа вызвал диспетчер и отвлек. Много ситуаций
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, не думаю, ты прав, так и есть
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

распиздяи были всегда и никуда не денутся

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Денутся, в травматологию или морг.
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Население растёт быстрее, чем убывает
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку