Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские

В первые месяцы войны женских летных военных частей в нашей стране еще не было, на тот момент их не было ни в одной армии мира. Даже к концу войны, когда необходимость заставила всех участников привлекать женщин-пилотов к службе, в Великобритании и США они служили во вспомогательных транспортных частях, а знаменитые «Валькирии Люфтваффе» в основном летали на бомбардировщиках или были испытателями. У румын была женская санитарная авиагруппа. Большинство воюющих стран использовали женщин-пилотов только для того, чтобы освободить летчиков-мужчин от перегона самолетов с заводов на авиабазы.

Германия

С полдюжины самых безбашенных фрау настырно пробивались на фронт убивать "унтерменшей". До воздушных боев их не допустили, но они немало сделали во славу Третьего рейха. Ханна Райч испытывала крылатые ракеты, вертолеты и реактивные истребители. Узе Беате пробилась в люфтваффе - перегоняла пикировщики Ю-87 и "мессеры" с заводов на фронт. Дослужилась до звания гауптмана (капитана), пилотировала последний самолет, вылетевший из осажденного Берлина в апреле 1945-го. В историю вошла еще и в другом амплуа: владелицы первого в мире секс-шопа.

Пожалуй, самая колоритная - Мелитта Шенк, графиня фон Штауффенберг. Испытывала прицелы для бомбардировщиков, считалась лучшим экспертом по атакам с пикирования. В люфтваффе ее не брали из-за отца-еврея, но за особые заслуги графине выдали удостоверение "чистокровной арийки". В исключительных случаях такое в нацистской Германии практиковалось. Ее не раз пытались сбить английские и американские истребители, но каждый раз шустрой графине удавалось уйти. В 1943-м получила Железный крест. В 1944-м ее "разжаловали" из графинь: родственник участвовал в покушении на Гитлера. Всех Штауффенбергов либо казнили, либо отправили в концлагеря. Мелитту тоже посадили, но вскоре выпустили: она "ставила на крыло" реактивный истребитель Ме-262. В апреле 1945-го экс-графиня отлеталась, ее сбил истребитель ВВС США: пулями перебило ноги и ранили в голову. Умерла на земле. Ей было 42 - старше, чем большинство асов той войны, которые редко доживали до 25-27 лет.

США и Великобритания

Подразделения женщин-пилотов создали в США и в Великобритании. Причем в британскую Air Transport Auxiliary брали летчиц из США, Польши, Канады, Чили и др. Представляли все слои общества: летали светская львица, лыжный инструктор, актриса, математик и даже балерина. Четыре года назад скончалась последняя из них: Мэри Эллис. Ей шел 101-й год! За войну перегнала 1100 машин, в основном истребители "Спитфайр". После войны летала на реактивных истребителях.

В США этническое разнообразие было скромнее. Попросились летать 25 тысяч женщин, включая одну негритянку. Которую, конечно, не взяли. Чудом пробились пять цветных: индейская женщина, по две мексиканки и две китаянки, включая Хейзел Ин Ли. Но свыше 99% американских летчиц - белые. По нынешним меркам - лютый расизм. Но они летали и погибали в катастрофах не в наше, а в свое время.

Интересна судьба американки китайского происхождения Хейзел Ин Ли: пыталась поступить в ВВС Китая - ей сказали, что женщины не летают. Летала в США. Как-то ее самолет пошел на вынужденную в Канзасе, и за Ли с вилами гонялись фермеры: решили - японка. Погибла, перегоняя на Аляску "Кингкобру", которая предназначалась для СССР.


Хейзел Ин Ли

Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

СССР

Они накинулись, неистовы,
Могильным холодом грозя,
Но есть такое слово «выстоять»,
Когда и выстоять нельзя,......

К осени 1941 года советское командование принимает решение о создании женской военной авиации. В основном это было сделано усилиями прославленной женщины-летчицы, первой женщины - Героя Советского Союза Марины Расковой. Наши женщины-летчицы ВОВ, до сих пор остаются уникальным фактом настоящего героизма и самоотверженности.

В СССР создали три боевых авиаполка: истребительный на Як-1, бомбардировочный на Пе-2 и легендарные "ночные ведьмы" на У-2. Но летчицы служили не только в них. Были женские экипажи штурмовиков Ил-2, включая штурмовик с семейным экипажем: летчик Петр Ликаренко и стрелок-радист Леля Богузокова. Из их биографии: когда супруги брали Берлин, с ними летал будущий сын - Леля была беременна.


Ликаренко и Богузокова
Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

Целый ряд кавказских женщин стали военными летчицами в годы Великой Отечественной войны. Так, первой адыгейкой-авиатором стала Лёля Магометовна Богузокова (1922—1951). Уроженка аула Лакшукай, Леля Богузокова окончила школу – семилетку и поступила в Адыгейское педагогическое училище. После окончания педучилища Богузокова поступила в Адыгейский педагогический институт в Майкопе, а затем поехала работать учителем в одну из школ Чечено-Ингушской АССР. В мае 1942 года 20-летнюю девушку назначили директором школы в Новые Атаги.

Уже в 1943 году Леля Богузокова попросилась на фронт. Она просилась в военную авиацию, ее просьба была удовлетворена. Л.Богузокову приняли на службу стрелком-радистом. В ноябре 1943 г. она была зачислена в 765-й штурмовой авиационный полк, в экипаж к Петру Павловичу Ликаренко, летала на «Ил-2». Через некоторое время Леля Богузокова вышла за Петра Ликаренко замуж. В истории советской военной авиации, да, наверное, и мировой авиации, это был первый экипаж, скрепленный узами брака. На своем самолете Ликаренко и Богузокова написали – «От Москвы до Берлина». И действительно, начав боевой путь на Северном Кавказе, экипаж закончил его в Германии, нанося удары с воздуха по Берлину. Кстати, во время боев за Берлин Леля Богузокова была беременна. В 1945 году у нее родился сын Игорь.

За проявленное мужество стрелок Леля Богузокова, совершившая 59 боевых вылетов, получала благодарности от ВГК, была награждена орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». После войны Леля Богузокова вернулась к прежней профессии. Она завершила получение образования в педагогическом институте и стала учителем русского языка и литературы в одной из московских школ. К сожалению, жизнь этой удивительной женщины была недолгой. В 1951 году, не дожив и до 30 лет, она скончалась от лейкемии.

Насколько сложно было в 1940-х женщине пилотировать боевой самолет и вести на нем бой? Для того, кто любит компьютерные авиасимуляторы, воздушный бой той войны - это красиво, азартно и увлекательно. Ну а как на самом деле? Мы вообще мало понимаем, насколько грамотным и технически подготовленными должны были быть летчики той эпохи.

Идем на YouTube, вбиваем "Учебный фильм: управление самолетом Як-1, Як-7, Як-9". Снят в НИИ ВВС Красной Армии в 1943 году. 27 минут о том, как управлять краном самопуска, высотным корректором и АКБ, шприцем подачи бензина, заслонками водо- и маслорадиаторов, шагом винта, триммировать руль...

В 40-х летчику нужно было еще иметь и хорошо накачанные бицепсы. Истребитель 1940-х - это механическое управление, все на тягах. Советские фронтовые пилоты вспоминают: в воздушном бою порой обеими руками они держали ручку. Силы одной руки не хватало!

Надо выдерживать многократные перегрузки. А еще вылет и воздушный бой - это огромная нагрузка не только на организм, но и на психику, особенно если в день несколько вылетов. Работа на износ.

Представьте: пилот, с которым ты час назад поделился папиросой, сгорает заживо. На твоих глазах. А следующий кто?

При этом ни самолеты, ни летное снаряжение, ни инфраструктура аэродромов не были приспособлены для женщин.

Москвичка Лидия Литвяк в 15 лет уже пилотировала У-2, и матчасть "яков" для нее было освоить не сложнее, чем для пилотов-мужчин. Но есть нюанс – сила мышц, как она справлялась, мы уже не узнаем.

В августе 1943 года в воздушном бою над рекой Миус в Луганской области загорелся и рухнул на землю советский истребитель Як-1. Пилот погиб, но свидетелей не было, и летчика записали в "пропавшие без вести".

В масштабах тяжелых боев, разгоревшихся на Миус-фронте, потеря одного самолета и его пилота были крохотным эпизодом великого сражения.

Могилу и останки того пилота нашли лишь спустя четверть века. Так из "пропавшего без вести" он стал "погибшим, выполняя боевое задание". Точнее - стала. Это была лейтенант Лидия Литвяк, совершившая 168 боевых вылетов, одержав 16 побед самостоятельно и в группе (сбивала Ме-109 и FW-190, Ю-87 и Ю-88, аэростат).

...Девушка погибла 1 августа 1943 года, не дожив 18 дней до 22-го дня рождения.


Лидия Литвяк

Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

В историю Герой Советского Союза Лидия Литвяк вошла как самая результативная летчик-истребитель (женщина) Второй мировой войны. При этом внешне - хрупкая блондинка, красавица, многие отмечают ее сходство с кинозвездой Валентиной Серовой.

Почему из сотен тех летчиц Литвяк стала N 1? Есть асы, которые вывели формулы побед: сформулировав составляющие успешного боя. Создавали школы асов. Лидия формул и школ после себя не оставила. И вообще, воевала без секретов. Просто дралась, как ее учили. Рвалась в бой, не давая себе передышки даже на то, чтобы психологически справиться с горем после потери близких людей. В мае 1943-го погиб ее муж, Герой Советского Союза Алексей Соломатин.

Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

19 июля не вернулась с боевого вылета лучшая подруга - Катя Буданова.


Е.Буданова и Л.Литвяк
Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

Они вместе воевали под Сталинградом, завоевывали господство в воздухе и выбивали костяк асов люфтваффе, они и такие, как они, погибая, приближали Победу.


Лётчицы 586-го истребительного авиаполка Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова возле Як-1

Летали британки, немки, американки, румынки - но воевали только наши: Советские Военная авиация, Лидия Литвяк, Великая Отечественная война, История, Видео, Длиннопост, Летчики

Л.Литвяк, женщина-ас №1

В сентябре была переведена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Сталинградский фронт). 14 сентября во втором боевом вылете над Сталинградом сбила бомбардировщик Ю-88 и истребитель Me-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста лейтенант Ганс Фусс. 27 сентября в воздушном бою с дистанции 30 метров поразила Ю-88. Затем в паре с Раисой Беляевой сбила Me-109.
В это время на капоте самолёта Лидии по её просьбе была нарисована белая лилия, и Литвяк получила прозвище «Белая лилия Сталинграда», и «Лилия» стала её радиопозывным.
Вскоре её перевели в 9-й гвардейский истребительный авиационный полк — своеобразную сборную лучших летчиков, созданную для завоевания превосходства в воздухе. Во время службы в полку в конце декабря 1942 года Литвяк уничтожила неподалёку от своего аэродрома бомбардировщик Do-217. В конце 1942 года она была переведена в 296-й ИАП.
11 февраля 1943 года в воздушном бою сбила 2 самолёта противника — лично Ю-88 и в группе FW 190. Вскоре в одном из боёв самолёт Литвяк был подбит, и она вынуждена была приземлиться на территории, занятой противником. Когда немецкие солдаты попытались взять её в плен, один из лётчиков-штурмовиков пришёл к ней на помощь: огнём из пулемётов заставил немцев залечь, а сам приземлился и взял Литвяк на борт.
17 февраля 1943 года Лидия Литвяк получила свою первую боевую награду — орден Красной Звезды.
22 марта в районе Ростова-на-Дону участвовала в перехвате группы немецких бомбардировщиков. В ходе боя ей удалось сбить один самолёт. Заметив шестёрку Me-109, вступила с ними в неравный бой, давая своим боевым товарищам выполнить боевую задачу. В ходе боя была тяжело ранена, но сумела привести повреждённый самолёт на аэродром.
После лечения была отправлена долечиваться домой, но через неделю снова была в полку.
5 мая 1943 года вылетела на сопровождение бомбардировщиков, в ходе боя сбила вражеский истребитель, ещё один сбила через 2 дня.
В конце мая Лидия Литвяк сбила вражеский аэростат — корректировщик артиллерийского огня, который не могли сбить из-за сильного зенитного прикрытия. Она углубилась в тыл противника, а потом из глубины, зайдя против солнца, сбила аэростат. За эту победу она получила орден Красного Знамени.
21 мая 1943 года погиб муж Лидии Литвяк Герой Советского Союза А. Ф. Соломатин.
15 июня Лидия Литвяк сбила Ю-88, а затем, отбиваясь от шестёрки немецких истребителей, сбила один из них. В этом бою она получила лёгкое ранение и в госпиталь ехать отказалась.
18 июляв схватке с немецкими истребителями Литвяк и её лучшая подруга Катя Буданова были сбиты. Литвяк удалось выпрыгнуть с парашютом, а Буданова погибла.
В конце июля — начале августа 1943 шли тяжёлые бои по прорыву немецкой обороны на рубеже реки Миус, закрывавшем дорогу на Донбасс. Бои на земле сопровождались упорной борьбой за превосходство в воздухе. 1 августа 1943 года Лидия Литвяк совершила 4 боевых вылета, в ходе которых сбила лично два самолёта противника и один — в группе. Из четвёртого вылета она не вернулась.
Командир полка представил Лидию Литвяк к званию Героя Советского Союза, но командиром дивизии награда была заменена на орден Отечественной войны 1-й степени.
В послевоенные годы однополчане продолжали вести поиски пропавшей лётчицы. Найти удалось случайно в братской могиле в селе Дмитровка Шахтерского района Донецкой области. Её останки были обнаружены местными мальчишками у хутора Кожевня и захоронены 29 июля 1969 года в братскую могилу в селе Дмитровка как «неизвестная лётчица».
В 1971 году в ходе поисковых работ, проводимых поисковым отрядом 1-й школы города Красный Луч, установлено имя, увековеченное на месте захоронения в июле 1988 года.
В ноябре того же года приказом заместителя министра обороны СССР внесено изменение в пункт 22-й приказа Главного управления кадров от 16 сентября 1943 года в отношении судьбы Литвяк: «Пропала без вести 1 августа 1943 г. Следует читать: погибла при выполнении боевого задания 1 августа 1943 г.».
5 мая 1990 Президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.

Е.Буданова, женщина-ас №2

10 сентября 1942 была направлена в 437-й истребительный авиационный полк (287-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Сталинградский фронт. Участвуя в Сталинградской битве, 2 октября 1942 года в паре с лётчицей Раисой Беляевой обнаружила группу из 12 немецких бомбардировщиков и атаковала их, заставив их сбросить бомбы в степь. Тем самым была сорвана операция по бомбёжке станции Эльтон. 6 октября Буданова в одиночку атаковала группу из 13 Ju-88 и сбила один из них. Это была её первая победа.
С октября 1942 года воевала лётчиком в 9-м гвардейском истребительном авиационном полку (268-я истребительная авиационная дивизия в этой же воздушной армии). В середине ноября 1942 года в ожесточённых боях в небе над Сталинградом уничтожила в группе два Me-109, а затем бомбардировщик Ju-88. В одном из боёв её ведущий Владимир Лавринёнков подбил He-111, но и его машина тоже была повреждена и Екатерина Буданова сопровождала почти неуправляемую машину командира до самой посадки. В конце ноября была назначена в группу «свободных охотников». 10 декабря, возвращаясь с задания, была атакована парой Me-109. Приняла бой и сбила ведущего.
В январе 1943 года переведена в 296-й истребительный авиационный полк (268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт). В его рядах участвовала в Ростовской и Ворошиловградской наступательных операциях. (в дальнейшем 73 гвардейский иап). Командир полка майор Н. И. Баранов назначил её своей ведомой. В одном из вылетов истребители обнаружили 19 бомбардировщиков Ju-88 летевших под прикрытием истребителей FW-190. Баранов вместе с Будановой атаковал истребители, приказав остальным бить бомбардировщики. В бою командир повредил один из немецких истребителей, а Буданова добила его. В начале марта возвращаясь со свободной охоты, обнаружила самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189, который называли «рамой». Догнала его и уничтожила. Среди лётчиков этот самолёт считался самой трудной добычей.
18 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм полк приказом наркома обороны СССР получил гвардейское звание и был переименован в 73-й гвардейский истребительный авиационный полк. Лейтенант Е. Буданова внесла свой вклад в эту почётную награду для полка. Весной 1943 года они сбила ещё 2 истребителя противника, а 17 июля — бомбардировщик Ju-88.
17 июля 1943 года советские войска Южного фронта начали Миусскую наступательную операцию в Донбассе. С первого же дня над полем битвы разгорелись ожесточённые воздушные бои. 19 июля Буданова была назначена в прикрытие группы Ил-2, направлявшихся на штурмовку немецких позиций Миус-фронта. Вблизи города Антрацит группа была атакована немецкими истребителями. В упорном бою с группой Me-109 Буданова была сбита. Ей удалось посадить самолёт в поле, и подбежавшие местные жители, наблюдавшие за боем, вытащили лётчицу из самолёта. Буданова умерла от полученных ран, не приходя в сознание, и была похоронена на окраине села Новокрасновка.
9 мая 1988 года останки лётчицы торжественно перезахоронили в селе Бобриково Антрацитовского района Луганской области.
Данные о числе побед лётчицы существенно разнятся. По одним данным, она совершила 266 боевых вылетов, сбила 6 немецких самолётов лично и 5 в группе. По числу воздушных побед среди женщин-лётчиц уступает только Лидии Литвяк.
В 1990 году однополчане Екатерины Будановой инициировали её представление к званию Героя Советского Союза, но до распада СССР это звание ей присвоено не было. И только 1 октября 1993 года ей посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Скоро фильм: Литвяк (2021)

https://rg.ru/2021/08/18/18-avgusta-ispolnilos-by-100-let-lu...

https://kulturologia.ru/blogs/050319/42415/

https://topwar.ru/110511-letchicy-sovetskogo-vostoka-pamyati...

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения