Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны

Всех приветствую! Данной статьей я начинаю рассказ о крупнейших рукотворных неядерных взрывах в истории. Сегодня будет затронут период Первой мировой войны.


6 декабря 1917 — Взрыв в  порту Галифакс

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Французский военный транспорт «Монблан», груженый взрывчаткой (200 тонн динамита, 2300 тонн пикриновой кислоты, 61 тонна пироксилина и 35 тонн бензола) зашел в гавань Галифакса. Легко-воспламеняющийся бензол был складирован в бочках прямо на палубе корабля. Около 2 тыс. человек погибли непосредственно в результате взрыва, под обломками зданий, из-за возникших пожаров и заплеска воды высотой 18 м.


Взрыв в Галифаксе входит в число сильнейших взрывов, устроенных человеком, его считают мощнейшим взрывом доядерной эпохи.


Вход в порт Галифакса достаточно узок и, хотя два корабля могут в нем безопасно разойтись, ни один моряк не рискнул бы проходить его вместе с плавучей бомбой. Но капитан норвежского корабля «Имо» не знал об опасности. Случайно два корабля столкнулись в самом узком месте пролива. Норвежский корабль пропорол обшивку французского транспорта. От мощного удар поднялся сноп искр, от которых загорелся разлившийся по палубе бензол. Команда «Монблана», которая прекрасно знала, к чему может привести пожар на судне, груженном взрывчаткой сразу бросилась вплавь к берегу. А горящий корабль без команды начал дрейфовать к пирсу порта Галифакса.


Полутонный кусок якоря «Монблана» был найден за 4 километра от Галифакса, а 100-килограммовый кусок шпангоута был найден в лесу в 19 км от эпицентра взрыва.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Первыми спасением пострадавших занялись их выжившие соседи и коллеги, к которым вскоре присоединились полицейские, пожарные, военные и люди с любыми транспортными средствами. Местные пожарные начали тушить «Монблан» ещё до того как произошёл взрыв, и другие команды продолжили прибывать после него на спасательных поездах. Первой на пирс № 6 прибыла команда станции № 2 Вест-стрит на первой в Канаде пожарной машине «Patricia». В момент взрыва они раскатывали рукава, потому что огонь уже перекинулся на пирс, и 9 пожарных погибли.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Первой версией причины взрыва была бомба, сброшенная с немецкого самолёта. Расквартированные в городе войска и артиллерия были немедленно приведены в боевую готовность, но уже час спустя, когда истинные причины стали известны, переключились на спасательную операцию.


SS Imo сел на мель на дартмутской стороне гавани после взрыва:

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост
Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

По официальной информации, из-за взрыва погибло 1963 человека (по данным 2002 года, были опознаны 1950 человек), пропало без вести около 2000 человек. В трёх городских школах из 500 учеников выжило 11. Район Ричмонд, находящийся в северной части города, был практически полностью стёрт с лица земли. Всего в городе было полностью разрушено 1630 зданий, 12 000 были сильно повреждены. Общий материальный ущерб от катастрофы составил 35 миллионов канадских долларов.


18 июля 2013 года в возрасте 98 лет умерла Мэри Анастэйша Мёрфи — последняя из переживших взрыв жителей Галифакса, ей тогда было 2 года.

7 июня 1917 — Мессинская битва — взрыв 19 огромных мин

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Мессинская битва 7 июня 1917 — 14 июня 1917. Сражение между британскими и германскими войсками во время Первой мировой войны.


Англичане, тщательно изучив структуру почвы атакуемого участка, ещё в 1916 г. начали подготовительные работы и за 15 месяцев заложили свыше 20 гигантских туннелей под вторым уровнем грунтовых вод в пласте голубой глины. Эти туннели англичане минировали, вынутый грунт маскировался, чтобы германские самолеты не заметили его.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Поскольку германские позиции находились на высотах, то туннели проходили под обороной германцев на глубине, доходящей до 25—36 м, а в некоторых местах — до 50 м. Туннели имели общую протяженность до 7500м. В конце туннелей было заложено 600 т взрывчатки. Однако германцы сумели раскрыть замыслы англичан, но ошибочно полагали, что туннели находятся на глубине до 18 м и им удалось уничтожить всего 2 минные галереи, а 22 остались нетронутыми.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

7 июня был произведен взрыв 19 минных галерей. Взрывы были произведены в течение 30 секунд. 1-я и частично 2-я линия окопов германцев были разрушены, взрывы тяжелейших мин привели к образованию гигантских воронок. Германские солдаты, деморализованные от этих взрывов, не смогли оказать достойного сопротивления наступавшей английской пехоте. В ходе наступления англичане захватили в плен 7200 солдат и 145 офицеров, а также большое количество пулеметов. Удачная операция значительно улучшила стратегическое положение британских войск. Взрывом в результате подрыва минных галерей было убито 10 000 человек. Кратеры от взрывов сохранились до наших дней и заполнены водой.

26 октября 1916 — взрыв парохода «Барон Дризен» в архангельском порту Бакарица в результате диверсии

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

26 октября 1916 года, в Архангельском порту на участке Бакарица при разгрузке корабля с взрывчаткой и боеприпасами произошел один из крупнейших в истории неядерных взрывов, унесший по официальным данным более 600 жизней.

В порту Архангельска при разгрузке взорвался пароход «Барон Дризен», прибывший из Англии с грузом металлов, машин и боеприпасов, включая, химическое оружие и взрывчатку. На момент катастрофы в его трюмах оставалось 1600 тонн груза.

В результате взрывов начался пожар. Ветер разнес огонь на десятки соседних бараков, складов и других деревянных зданий. В частности, сгорела дотла почтовая баржа с международными посылками. Было уничтожено много грузов, в том числе уже разгруженная взрывчатка и снаряды, что спровоцировало новые взрывы, продолжавшиеся в течение нескольких часов. Погибли сотни людей — русских и иностранных моряков, портовых рабочих и простых жителей, оказавшихся неподалеку, включая женщин и детей. Число раненых составляло более тысячи.

Из доклада начальника архангельского порта Веретенникова известно, что взрывы унесли жизни 650 человек, ранено было 839. Однако, судя по всему, это заниженные цифры. На самом же деле могло погибнуть и пропасть без вести более тысячи человек.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

Очевидцы впоследствии рассказывали: в тот день был полностью уничтожен не только порт Бакарица, но и ближние к нему деревни, а когда ударные волны докатились до центра Архангельска, в домах вышибало стекла и сносило крыши…


Причалы № 19, 20 и 21 были разрушены полностью, был взорван стоявший у 21-го причала английский пароход «Earle of Farfor», также нагруженный снарядами. Взрывной волной были серьезно повреждены 100-тонный плавкран, пожарный буксир «Рекорд», здание электростанции, пожарное депо, все жилые постройки, уничтожена телеграфная и телефонная связь. Непрерывные взрывы в порту продолжались до позднего вечера.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

При изучении причин трагедии следственная комиссия пришла к выводу, что это была диверсия. Согласно архивным документам и воспоминаниям очевидцев, в подрыве судна был изобличен боцман Павел Полько, который позже сознался, что был подкуплен во время стоянки в Нью-Йорке германским агентом. Власти осознавали опасность возможных диверсий или аварий и меры для защиты порта и кораблей предпринимались. Однако предотвратить трагедии с тяжелейшими последствиями не удалось.

31 мая 1916 — Ютландское сражение

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

В результате взрыва артпогребов при попадании немецких снарядов затонуло 3 британских линейных крейсера: «Индефатигабл» (1015 погибших), «Куин Мери» (1262 погибших), «Инвинсибл» (1026 погибших).

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

«Индефа́тигабл» был потоплен 31 мая 1916 года, во время Ютландского сражения, ставшего крупнейшим морским сражением войны. Снаряд с немецкого линейного крейсера «Фон дер Танн» в 18:31 пробил башню Q, через несколько секунд взорвался погреб Q, а немного погодя — Р. Второй взрыв швырнул большие куски корабля на 200 футов (60 м) в воздух. Только двум членам экипажа  удалось спастись.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

«Куин Мэри». 305-мм снаряд с «Дерфлингера» попал в башню «Q», вывел из строя правое орудие и привёл к возгоранию расположенных в боевом отделении зарядов пороха. Произошёл взрыв боезапаса, разорвавший корабль надвое в районе фок-мачты. Облако дыма и огня поднялось на высоту 1800 м. Носовая часть затонула практически мгновенно, кормовая часть начала погружаться, обнажив винты. В этот момент произошло ещё одно попадание в район башни «Q», что привело к взрыву погребов. Корабль окончательно скрылся в дыму.


Британский линейный крейсер затонул в течение нескольких минут. Из его экипажа 17 человек поднял из воды эсминец «Лорел», ещё одного — эсминец «Петард». Двух человек из воды позже подобрал германский миноносец G8. Вместе с крейсером погибли 1266 человек экипажа, в том числе 57 офицеров.

Крупнейшие  взрывы Первой мировой войны История, Первая мировая война, Фотография, Черно-белое, Взрыв, Техногенная катастрофа, Катастрофа, Длиннопост

«Инвинсибл». С дистанции порядка 6000—7000 м (30—40 каб.) «Дерфлингер» добился попадания нескольких залпов в «Инвинсибл». Наблюдатели отметили попадания снарядов в район бортовой башни «Q», после чего произошёл сильный взрыв. Огонь добрался до погребов с кордитом, и над «Инвинсиблом» взвился огромный столб огня высотой до 120 метров. Крейсер разломился пополам и быстро затонул. Вместе с ним погибли 1026 человек во главе с адмиралом Худом. Из воды удалось поднять только 6 человек, включая находившегося на фор-марсе артиллерийского офицера Данрейтера. Глубины в этом районе были небольшими, и ещё какое-то время носовая и кормовая части крейсера как два утёса возвышались над местом его гибели.

Лига историков

13.8K постов50.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения