Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу

Серия постов возникла как ответ на короткий вопрос, заданный @Huevo.de.Muerte и звучащий как:

Как у степняков появились все необходимые технологии, военные науки, умения вести масштабные боевые действия против проф. армий европейцев и русских, умения осождать крепости, умения это делать на очень дальних расстояниях?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, требуется провести маленькое путешествие во времени и рассмотреть историю взаимодействия Великой степи и Китая. Приступим.

Китайская цивилизация небезосновательно считается одной из древнейших в мире. По утверждениям китайских учёных (прошу не путать с британскими учёными!), её возраст может составлять 5000 (Пять тысяч) лет, правда имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 (Три тысячи пятьсот) лет.

Каждый, кто учился в школе хорошо, может вспомнить, что зародилась эта цивилизация в бассейнах рек Янцзы и Хуанхэ и основывалась на земледелии.

Если копнуть глубже, то первые homo оказываются на территории современного Китая более 500 000 (Пятьсот тысяч) лет назад. Впрочем, такие древности нас сейчас не интересуют.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Предположительно, первым китайским государством была Династия Ся с 2070 года до н.э. до 1600 года до н.э. Эта династия легендарная. В том смысле, что о ней есть легенды, но нет её собственных письменных источников.

После нее начинается династия Шан (1600-1046 г. до н.э.), которая уже оставила после себя тот или иной след в виде закорючек, которые мы теперь называем иероглифами. Духовная культура шанцев имела свою специфику, выражавшуюся в довольно скромном проявлении культовой практики, о чём свидетельствуют археологические находки. Наиболее почитаемыми божествами были покойные предки правителей. О почитаемых героях данные отсутствуют. И хотя археологи нашли много различных изображений, в этих изображениях мифологические сюжеты встречаются очень редко. Есть и другая важная деталь: археологи не обнаружили ни храмы, ни храмовые комплексы. Их заменяли храмы-алтари, посвящённые опять же покойным предкам. Из-за этого у них развилась историческая амнезия - в шанских надписях нет никакой информации об их историческом прошлом, указываются только имена предков. Нет информации об их переселениях, хотя они переселялись. В общем, очень странное отношение к собственному прошлому.

"китайская грамота" на кости

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Ближе к концу первого тысячелетия до н.э. произошло восстание провинции Чжоу, властители которой в итоге и захватили власть в государстве.

Династия Шан

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

С этого момента историю Китая принято называть эпоха Чжоу - 1046-256 г. до н.э. Это именно эпоха, так как государство здесь распадалось на удельные царства. Эту эпоху разделяют на периоды.

Западное Чжоу и столица

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Первым периодом становится Западное Чжоу (1046-771 до н.э.).

Нам это интересно тем, что примерно во время становления Чжоу приходятся первые упоминания о кочевых племенах, атакующих границы Китая. Предполагается, что эти кочевые племена самостоятельно освоили скотоводство, немного потерроризировали Китай и частично откочевали с южной окраины Гоби на северную. Откочевавшие племена предполагаются как предки сюнну или хунну (и так и сяк верно).

После этого почти на 300 лет об этих кочевниках ничего не слышно,  как вдруг они возвращаются в 822 году до н.э. Китайцам удалось отбить этот набег, и на следующие несколько сотен лет о хунну история молчит.

Но никуда не деваются другие кочевники, которых китайцы называют жуны (считается собирательным именем для протомонгольских и прототангутских племён), а точнее жун-ди ("ди" или "бэйди" - собирательное название северных варваров). Под давлением кочевников, Чжоу решили перенести столицу восточнее - подальше от кочевников. Это решение наложилось на ослабление центральной власти, и в результате у китайской истории наступает следующий период.

Вторым периодом становится Восточное Чжоу (770-256 г до н.э.)

Это легендарный период. На этот раз в смысле широко известный. Нет, конечно, я не думаю, что все вы знаете название этого периода и чем он славен, но вы точно вспомните имена, которые я перечислю ниже.

Лао-цзы -  древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». Считается одним из основателей даосизма. Стоит привести его цитату:

нать, что ты не знаешь (всего), — есть величие. Не знать, что ты не знаешь (всего), — есть болезнь."

Лао-цзы, изображённый как божество даосизма

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Сунь-цзы -  китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии «Искусство войны». Во многих восточноазиатских странах «Искусство войны» было частью экзаменационной программы для потенциальных кандидатов на военную службу. Большинство текста — о том, как вести войну без собственно боевых действий, поэтому её можно использовать во многих сферах деятельности. Цитата:

"Приёмы ведения войны основаны на обмане. Поэтому, когда мы способны атаковать, мы должны выглядеть так, будто не способны, а когда мы задействуем силы, мы должны выглядеть неактивными; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко, когда мы далеко, то должны заставить его поверить, что мы близко."

Британцы сократили эту цитату до поговорки:

"Ведение войны основано на обмане."
(грязные извращенцы)

Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Основатель конфуцианства. Родоначальником его династии является сводный брат последнего императора Шан. Кстати, в Китае название конфуцианства не имеет в себе имени основателя, и называется как "Школа образованных людей".

В общем, можно себе представить Китай этого времени, как эталон цивилизованности, смотрящий на остальной мир как на говно варваров. Практически, аналог Древнего Рима, только старше.

В этот период происходит усиление удельных княжеств. Однако они долгое время держатся сообща на идее защиты внутренних "цивилизованных государств" от диких варваров периферии. Ну, и немного на уважении к Небесному Мандату - по сути к династии Чжоу (власть дарована благоволением Неба).

Пять гегемонов и маленькое Чжоу.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Первоначально царства Чу, Цинь, Янь, У и Юэ считались тоже варварскими и противопоставлялись срединным — Цзинь, Ци, Сун (остатки династии Шан), Лу, Чжэн, Вэй и Хань. (Попробуйте найти их на карте выше.) Границы государства постепенно расширялись за счет периферии.

Вместо неограниченной власти вана (верховного правителя) возник институт князей-помощников, которые защищали государство и помогали вану, нередко манипулируя его решением. В итоге это сначала вылилось в систему гегемонов - "главных" князей, которые координировали защиту от диких соседей, а позже - в поглощение сильными царствами более слабых и пренебрежение мнением вана. Зачастую эти гегемоны обладали большей властью, чем сам верховный правитель.

Такое хрупкое равновесие не могло продолжаться долго. Уже с 480 г. до н.э. в рамках Восточного Чжоу выделяют подпериод "Период сражающихся царств".

Культуры диких соседей Китая в это время. Хунны находятся внутри культуры плиточных могил.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

"Период сражающихся царств" (480-221 г. до н.э., по другой версии 403-221 г. до н.э.). Если в предыдущий период царства признавали формальное господство дома Чжоу и выступали в защиту "цивилизованных стран" (с домом Чжоу во главе) от "варварского" окружения, то в данный период влияние центрального царства Чжоу ослабло настолько, что перестало приниматься во внимание.

В начале этого периода могущественное царство Цзинь в 403 году до н. э. распалось на три части — Хань, Чжао и Вэй. В дальнейшем история периода характеризуется как противодействие царств Чу, Хань, Ци, Цинь, Шу, Сун, Вэй, Янь, Юэ, Чжао. Многие правители этих царств получили титул вана, ван царства Чжоу практически полностью утратил власть и влияние. Сам титул ван примерно с этих времен стал уже соответствовать титулу принца, герцога или князя.

Карта царств примерно на 220 год до н.э.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

На этом временном промежутке пошло активное поглощение слабых сильными. Если в предыдущее время было порядка 150 царств, то к концу этого осталось в десять раз меньше.

Период сражающихся царств характеризуется радикальными изменениями в социальной, политический и экономической сферах, и, как реакцией на это, бурным взрывом мыслительной традиции. Среди коренных изменений следует отметить: повышение уровня урбанизации, появление и внедрение железных орудий труда, и как следствие, повышение производительности труда крестьян и ремесленников, изменения в структуре армии — замена аристократии с их колесницами и небольшой царской дружиной массовыми армиями, составленными из рекрутов. Эти изменения, в свою очередь, привели к более масштабным сражениям и жертвам, развитию товарно-денежных отношений и появлению рынков, заселению ранее малоосвоенных регионов.

Как сказано в «Чжаньго цэ», если в древние времена «число жителей даже больших городов не превышало трёх тысяч семей», то в V—III вв. до н. э. «города с десятью тысячами семей стали столь многочисленны, что смотрели друг на друга».

Примерно в V веке до н.э. отдельные удельные царства начинают строительство стен по своим границам, для защиты как от соседей, так и от кочевников. Поэтому стена получается довольно вычурной.

Линии жёлтого цвета - участки стен этого периода.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Сами кочевники в это время активно атакуют северные китайские царства. В письменных источниках опять начинают упоминаться хунну. При этом, если предки хунну уходили за пустыню Гоби чуть ли не пешком, то вернулись они уже как конные лучники.

Считается, что хунну вышли из культуры плиточных могил. Антропологически носители культуры плиточных могил принадлежали к палеосибирскому типу монголоидной расы, к которому антропологи относят хунну, дунху и сяньби. Хунну Западной Монголии, Алтая и Синьцзяна, характеризуются небольшой европеоидной примесью.

За то время, что хунну пробыли на северной границе Гоби, они успели окрепнуть, размножиться и подмять под себя окрестные племена. Возможно, что побежденные племена взяли себе название победителей. По крайней мере, спор о том, тюркоязычны хунну или монголоязычны, идёт до сих пор.

Археологические раскопки хуннского княжеского могильника Оргойтон в Бурятии.

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

Хунну были прекрасными всадниками, а их войско состояло из 300 тысяч конных лучников (не стоит верить китайским летописям в вопросе численности войск). Колесницам, которые составляли основу китайской армии, было сложно противостоять их набегам.

Пришлось китайцам затеивать реформу армии. Вместо аристократов на колесницах основу армии начали составлять регулярные войска. Появились более сложные доспехи, собственная конница. Изначально лошади выступали исключительно как средство доставки воинов. Но появился успешный опыт царства Чжао, где в качестве наставников приглашались специалисты из кочевников для обучения стрельбе из лука со спины лошади. В результате конными лучниками обзавелись все китайские армии. Однако, в связи с малым количеством пастбищ, лучники на лошадях были лишь вспомогательным войском, занимая не более 2% армии. Так что основой китайской армии так и осталась пехота.

Один железный и два бронзовых меча периода "Сражающихся царств"

Кратко о северном Китае и окрестностях. От Ся до Чжоу Древний Китай, Великая степь, Хунну, Длиннопост

В III веке до н.э. хунну образовали мощный племенной союз, во главе которого ставился пожизненно правитель, носящий титул шаньюй. Китайские хронисты оценивали этот титул как примерно равный царскому ван. И хотя о происхождении названия титула спорят, все отмечают, что титул свидетельствовал об огромной власти, принадлежавшей верховным правителям хунну. Управлял шаньюй совместно с советом родов, обычно 24 рода пяти хуннских племён. Нападения варваров стали более серьезными.

Китайские правители пытались склонить кочевников к китайскому образу жизни богатыми дарами и дипломатией, многие китайские принцессы были отданы в брак хуннским вождям. Параллельно с этим китайские многочисленные ваны использовали этих кочевников в боевых действиях против соседних царств. Так дикие кочевники учились действовать против китайской армии.

Предполагается, что эти все действия должны были ослабить хунну, ведь китайцам даже удалось оттеснить варваров на север. Однако... Но об этом в следующий раз.

Из всех китайских царств этого периода самым успешным было царство Цинь, которое постепенно поглотило всех остальных. В результате длительной борьбы за гегемонию император Цинь Шихуан смог объединить Китай в 221 г. до н.э. Началась эпоха Цинь. И об этом тоже в следующий раз.

Лига историков

13.5K постов50.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения