Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить

Дмитрий Комм, специалиста в области хоррора и автора книги «Формулы страха. Введение в историю и теорию фильмов ужаса», рассказывает об отличительных чертах «жуткого» по-итальянски, ключевых авторах и их неповторимой поэтике.

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Преисподняя», 1980

Происхождение

Стремительный рост итальянской экономики в 1950-е годы, урбанизация и американизация молодого поколения привели итальянское кино к необходимости осваивать новые жанры, популярность которых обычно связывалась с Голливудом. Так в Италии возникли готический фильм, джалло, спагетти-вестерн и многие другие жанры. Однако жанровые формулы не могут быть механически пересажены из одной культуры в другую, не поможет здесь и коллекционирование штампов (чем увлекаются сегодня российские кинематографисты). Чтобы жанр прижился, его формулу необходимо переизобрести для другой культурной среды — и именно здесь итальянские кинематографисты проявили недюжинную творческую дерзость. Что и привело к расцвету хоррора в Италии в 1960 – 70-х годах.

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Вампиры», 1957

Эстетика

Даже поверхностный взгляд обнаружит, что итальянская традиция фильма ужасов произрастает из других источников, нежели англосаксонская. В итальянских хоррорах мы редко встретим классических монстров из литературы романтизма — Дракулу, Франкенштейна, Джекилла и Хайда. Литературная традиция хоррора к середине ХХ века в Италии была крайне слаба. И тогда итальянские режиссеры обратились к другим аспектам национальной культуры: живописи и музыке, которые, в отличие от литературы, были поистине исполинскими.

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Микеланджело да Караваджо, «Юдифь и Олоферн» (1599)

В итоге абсурдность сюжетов итальянских фильмов ужасов, их великолепное презрение к психологическим мотивациям и связности нарратива достигли такого масштаба, что из недостатка превратились в авангардное качество. Зато их визуальные и музыкальные решения остаются недостижимыми и по сей день. Итальянские хорроры словно пытаются затянуть зрителя в некое инопространство, созданное из образов, оптических иллюзий и приемов освещения, характерных для живописи, — что нередко делает их похожими на галлюцинации, сны наяву. Это гротескное сочетание изысканности формы и алогичности содержания стало основной причиной превращения итальянского фильм ужасов в культовый феномен.

Субжанры: два пути итальянского хоррора

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Суспирия», 1977

Итальянский хоррор принято разделять на два субжанра: готический фильм и джалло. Расцвет итальянской готики пришелся на первую половину 60-х годов, джалло достигло пика популярности в первой половине 70-х. Но в действительности первый итальянский фильм ужасов «Вампиры» (1957) Риккардо Фреда и Марио Бава уже содержал черты обоих направлений, поскольку в основе обоих субжанров итальянского хоррора лежит постижение некой тайны, а их сюжеты нередко строятся по формуле расследования, то есть между ними отсутствует четкая грань. Как правило, в обоих субжанрах работали одни и те же режиссеры, а потому их художественные приемы могут пересекаться. Особенно это заметно в фильмах Дарио Ардженто «Суспирия» (1977) и «Преисподняя» (1980), представляющих собой гибрид детектива-джалло и готического фильма о ведьмах и привидениях.

Готика

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Маска Сатаны», 1960

Итальянская готика заимствует из традиции декаданса представление о зле не как об аномалии, единичном отклонении от божественной нормы, но о тайном механизме бытия, случайно обнаруженном персонажами. Такими образом, она оказывается идеальной иллюстрацией идеи Фрейда о жутком, как о чем-то, «что должно было оставаться тайным, скрытым, но выдало себя». Готические фильмы можно даже назвать «гностическими», имея в виду не замысловатую мифологию гностицизма, а порожденный им параноидальный тип мышления, когда окружающая реальность воспринимается в качестве зловещей иллюзии, сотворенной, чтобы держать в плену душу человека. Ситуация, когда персонаж (и зритель) не в состоянии отличить иллюзию от реальности, — типичный троп итальянской готики.

Джалло

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Девушка, которая слишком много знала», 1962

Джалло — постмодернистский жанр, в основе которого лежит серия детективных романов, выпускавшаяся издательством «Мондадори» начиная с 1920-х годов. Романы эти выходили в желтых обложках — и с тех пор слово «желтый» (giallo) стало в итальянском языке обозначать также «детектив». Однако кинематографические джалли (sic!) сильно отличаются от литературных прототипов. Детективная интрига в них часто тонет в туристических красотах, ультрасовременных интерьерах, модном дизайне (некоторые еще считают непременным атрибутом жанра бутылку J&B в кадре). Джалло — гламурный жанр, тесно связанный с миром моды, и даже смерть и убийства в нем подвергаются эстетизации, превращаясь в самодостаточные аттракционы, похожие на музыкальные номера в мюзикле и призванные не столько испугать зрителя, сколько поразить его воображение, доставить некое извращенное удовольствие. Все это привело к тому, что джалло получило прозвище «сладкая смерть» (по аналогии с феллиниевской «Сладкой жизнью»).

Титан жанра: Марио Бава

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Марио Бава и бладхаунд

Режиссер и оператор Марио Бава является основоположником и готического фильма, и джалло. Каноны первого он заложил фильмами «Маска Сатаны» (1960), «Три лица страха» (1963), «Плеть и тело» (1963), эстетику второго — картинами «Девушка, которая слишком много знала» (1962) и «Кровь и черные кружева». Именно Бава создал большинство художественных приемов, характерных для итальянского хоррора: стилизации под живопись, самодостаточные шоу-стопперы-убийства, создание инопространств, напоминающих о волшебной сказке или галлюцинации. В совершенстве владея техникой кино, Бава был способен творить на экране сложнейшие оптические иллюзии, равных которым кинематограф той эпохи не знал. Он же подарил джалло инфернальный образ маньяка-убийцы — человека без лица, в черном плаще и перчатках, ставший одним из фирменных признаков жанра.

Итальянские хоррормейкеры тогда и сейчас

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Глаза без лица», 1958

Среди других режиссеров, закладывавших основы итальянского хоррора в 1960-е годы, — Риккардо Фреда, Антонио Маргерити, Джорджо Феррони, Камилло Мастрочинке. Италия в те времена была второй киноиндустрией мира после Голливуда, а потому устраивала немало копродукций с другими странами, в том числе и в жанре хоррор; среди наиболее влиятельных в художественном отношении — итало-французские картины «Глаза без лица» (1958) Жоржа Франжю, «Умереть от наслаждения» (1960) Роже Вадима и «Три шага в бреду» (1968) Роже Вадима, Луи Маля и Федерико Феллини. Кассовый успех джалло в начале 70-х сделал звездами Дарио Ардженто, Серджо Мартино и Лучио Фульчи. Последние яркие режиссерские фигуры в итальянском хорроре появились в 90-е годы — Микеле Соави и Серджио Стивалетти, однако на фоне общего упадка итальянского кино никто из них сегодня не продолжает карьеру в этом жанре.

Фетишизация смерти и сексуальные перверсии

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Плеть и тело», 1963

Секс и садизм — вещи, которые в итальянском фильме ужасов связаны неразрывно. В момент своего появления итальянский хоррор шокировал американских и британских критиков нескрываемой эстетизацией и фетишизацией смерти и убийств, а также откровенным показом сексуальных перверсий. В первую очередь — садомазохизма («Плеть и тело») и некрофилии («Ужасная тайна доктора Хичкока» Риккардо Фреда, 1962). Однако патологической жестокостью и извращенным эротизмом итальянский фильм ужасов также обязан ориентации на живопись: трудно найти что-нибудь более садистское и двусмысленное, чем католические картины о мученичестве святых. С католической традицией также связан тот факт, что источником зла в итальянских готических фильмах, как правило, оказывается женщина. Итальянский хоррор подарил миру первую женщину — звезду хоррора; ею стала ирландская актриса Барбара Стил, сыгравшая главную роль в фильме «Маска Сатаны», а потом еще в полудюжине классических готических фильмов.

Акт убийства

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Кровь и черные кружева». 1964

Джалло сделало акт убийства еще более декадентским, нередко показывая его с точки зрения не жертвы, а убийцы, и, таким образом, «приглашая» зрителя с ним идентифицироваться. Отныне то, как одета жертва, как выстроена хореография убийства и как вписывается труп в причудливый орнамент кадра, значит для жанра больше, чем любые психологические объяснения поступков персонажей. Нередко итальянские фильмы ужасов не базируются на саспенсе и не «рассказывают истории» — они представляют собой нечто вроде языческой мистерии с ритуальными жертвоприношениями. Эта торжественная, самодостаточная зрелищность принесла им заслуженное прозвище «опер ужаса».

Почти снафф

Красота кошмарного сна — всё, что вы хотели знать про итальянский хоррор, но стеснялись спросить Фильмы, Жанры, Италия, Итальянское кино, Фильмы ужасов, Би Муви, История кино, Киноведение, Длиннопост

Кадр из фильма «Ад каннибалов», 1979

В конце 70-х годов одновременная конкуренция с телевидением и голливудскими блокбастерами привела к еще большему повышению уровня секса и насилия в итальянских фильмах ужасов и созданию натуралистических псевдодокументальных картин, вроде «Ада каннибалов» (1979) Руджеро Деодато. В некоторых хоррорах режиссеры пытались создать ощущение снаффа — съемок реальных убийств, — что привело к запрету итальянских фильмов ужасов во многих странах, а самим постановщикам создало крайне негативную репутацию. Но это была уже деградация жанра, чьи приемы достигли черты, за которой начиналась самопародия.

Автор текста: Дмитрий Комм
Источник: https://kinoart.ru/cards/italian-horror

Другие материалы:

FANFANEWS

840 постов1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Принимаются любые посты, относящиеся к теме. При сообщении новостей и при копипасте - указывайте первоисточник.