«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера

Незадолго до закрытия своего первого сезона «Новый театр» Эдуарда Боякова представил давно обещанную премьеру – «Скупого» Мольера в постановке Валентина Клементьева с Леонидом Якубовичем в главной роли.

«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера Театр, Спектакль, Якубович, Мольер, Рецензия, Театральное, Длиннопост

Народный артист России Леонид Якубович в спектакле "Скупой"

Этот спектакль, в котором известный телеведущий оказался соавтором французского классика, может стать таким же хитом «Нового театра», каким для МХАТа «бояковского периода» был «Лавр».

Никогда не поздно попробовать себя в чем-то новом – история Леонида Якубовича хорошо иллюстрирует этот тезис. В 75 лет телеведущий, знакомый всей стране как хозяин бессмертной игры «Поле чудес», дебютировал на театральной сцене в эпизодической роли старца Никандра в спектакле «Лавр» Эдуарда Боякова, а три года спустя предстал перед зрителями уже в главной роли в классической пьесе.

«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера Театр, Спектакль, Якубович, Мольер, Рецензия, Театральное, Длиннопост

Сцены со старцем Никандром стали одними из самых запоминающихся в «Лавре». Без всякого преувеличения можно было утверждать, что театр Боякова открыл миру хорошего театрального актера. Неудивительно, что Якубович решил развиваться в этом направлении и замахнулся на Мольера.

«Скупой» должны были выпустить еще во МХАТе, но бурные театрально-политические события внесли в эти планы коррективы. «Новый театр», чей первый сезон открылся в ноябре 2022-го, базируется в особняке на Мясницкой улице, но поскольку там ежевечерне идет иммерсивный спектакль «Лубянский гример», для других постановок арендуются сторонние сцены. Так премьера «Скупого» состоялась в театре Et Cetera Александра Калягина.

«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера Театр, Спектакль, Якубович, Мольер, Рецензия, Театральное, Длиннопост

Бояков и его единомышленники стоят немного в стороне от затянувшегося спора между ревнителями старины, не допускающими никаких новшеств в классических спектаклях, и теми, кто считает, что «Гамлет» будет понятен современному зрителю, только если одеть принца датского в «баленсиагу» и сунуть ему в руку айфон. Спектакли «Нового театра» не похожи ни на то, ни на другое. Потому что, с одной стороны, в них нет пресловутой «баленсиаги», но с другой, нет и слепого следования букве. В «Скупом» мы видим людей в антураже XVII века, при этом говорящих на понятном современному зрителю языке. Этому немало способствует литературная обработка мольеровского перевода, сделанная Леонидом Якубовичем. Кстати, до «Поля чудес» он профессионально занимался драматургией и написанием сценариев для телепередач.

Якубович, безусловно, – центр всего спектакля. Его Гарпагон – не просто старый хитрый скряга, заедающий жизнь своих детей. Он почти философ, интересно рассуждающий о жизни, смерти, времени – эти монологи для своего героя сочинил сам актер. Гарпагон прекрасно знает, каким ничтожеством кажется окружающим, но не может никому из них поведать тайну своей души. И только в монологах, особенно финальном, он раскрывает ее перед зрителями, поднимая свой вроде бы очевидный порок едва ли не до метафизических высот.

«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера Театр, Спектакль, Якубович, Мольер, Рецензия, Театральное, Длиннопост

Его скупость питается не банальным сребролюбием или страхом нищеты, нет. Его заветная шкатулочка с деньгами – это мечта, огромная мечта детства, которая смогла осуществиться, чем не может похвастаться большинство людей, и именно этим, а не своим содержимым, она ценна для Гарпагона. Это хрупкая, интимная мечта человека вполне себе верующего и осознающего, что ни шкатулочку, ни что другое материальное он не сможет забрать с собой в мир иной, на пороге которого он, будучи уже в летах, находится. Как ни парадоксально, но шкатулка с деньгами становится для Скупого символом того, что жизнь – это не только вещи, деньги и прочая материя; символом того, что жизнь – это еще и волшебство, мечта и тайный невыразимый душевный восторг.

Вот такой неожиданный скупой Гарпагон получился у Якубовича и Клементьева. Вокруг него, как вокруг оси, вращаются остальные персонажи с их привычной мольеровской суетой. Прекрасен и сам Клементьев, появляющийся в финале в роли Ансельма, восседающего на качелях, – и эти качели придают всей сцене какой-то сюрреальный, сновидческий характер.

«Скупой» Леонид Якубович — на сцене Нового театра в главной роли в пьесе Мольера Театр, Спектакль, Якубович, Мольер, Рецензия, Театральное, Длиннопост

Надо признать, что «старая гвардия» – Якубович, Евдокия Германова в роли сводницы Фрозины, играющий слугу Жака Сергей Габриэлян и Валентин Клементьев – основательно затмевает молодую. Молодежи этого спектакля, что называется, еще есть куда расти. Впрочем, наиболее яркое впечатление производит самый юный из них, 13-летний Никита Кашеваров в роли Лафлеша. Зритель хорошо знает его по «Лубянскому гримеру» и «Лавру». К слову, «Лавра» Бояков собирается в ближайшее время восстановить на новой сцене.

Автор текста: Александр Викторов
Источник: https://profile.ru/culture/chem-interesna-postanovka-skupogo...

Другие материалы:

Сообщество театралов

310 постов1.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

- Мат ради мата (писать и употреблять можно, но не просто так, а по делу).

- личные оскорбления поощряются баном

- глупые посты без смысла тоже мимо.

В остальном всё разрешено. Особенно ваше мнение.