Коварный лёд или лондонское чудо

Коварный лёд или лондонское чудо Авиация, Полет, Самолет, Аэропорт, Двигатель, Происшествие, Пилот, Гражданская авиация, Boeing, Длиннопост

17 января 2008 года Boeing 777-236ER компании British Airways выполнял рейс из Пекина в Лондон. На борту находились 16 членов экипажа и 136 пассажиров.

Маршрут многочасовго перелёта пролегал над Монголией, Сибирью и Скандинавским полуостровом на высоте от 10 650 метров до 12 200 метров. Температуры на этой высоте колебались от -65°C до -74°C. Экипаж весь полёт внимательно следил за температурой авиатоплива и готов был снизиться в тёплые слои атмосферы, если она упадёт ниже допустимых значений. Но этого не потребовалось.

При заходе на посадку в Лондонском аэропорту Хитроу самолётом управляет второй пилот. До касания остаётся чуть меньше минуты, когда на высоте на высоте 220 метров и в 3,2 километрах от торца ВПП автомат тяги пытается увеличить мощность двигателей. Однако, те не реагируют на его команду. Более того, тяга наоборот падает, сначала в правом, а затем и в левом двигателе.

Коварный лёд или лондонское чудо Авиация, Полет, Самолет, Аэропорт, Двигатель, Происшествие, Пилот, Гражданская авиация, Boeing, Длиннопост

Тот самый борт

Тем не менее диспетчер даёт самолету разрешение на посадку, которое экипаж подтверждает. За 34 секунды до касания, на высоте 130 метров командир объявляет, что заход стабилен, на что второй пилот отвечает: "Just (только)...". Через семь секунд второй пилот отмечает, что воздушная скорость упала ниже 250 км/ч - минимальной посадочной. Тяга снижается, двигатели фактически переходят на малый газ, а пилоты не понимают что происходит. Они пытаются вручную увеличить тягу переместив РУДы до упора вперёд, но двигатели не реагируют.

На высоте 60 метров для поддержания заданного профиля снижения автопилот задирает нос, а скорость падает до 200 км/ч. Чтобы уменьшить сопротивление, командир меняет положение закрылков с 30 до 25 градусов. За 10 секунд до касания штурвалы пилотов начинают трястись, что является признаком близкого сваливания. В ответ второй пилот толкает штурвал от себя. Автопилот отключается и нос опускается. В последние секунды перед столкновением командир, поняв что катастрофа неизбежна, передаёт сигнал бедствия "MAYDAY". Перед самым касанием второй пилот тянет штурвал на себя.

Самолёт приземлился на траву всего в 270 метрах от торца полосы. Во время удара о землю передняя стойка шасси подломилась, а правая основная стойка пробила центральный топливный бак и фюзеляж. Несмотря на утечку топлива, пожара не произошло. Бортпроводники и пассажиры получили незначительные травмы, и никто не погиб. Лайнер не подлежал ремонту и был разобран на металлолом.

Коварный лёд или лондонское чудо Авиация, Полет, Самолет, Аэропорт, Двигатель, Происшествие, Пилот, Гражданская авиация, Boeing, Длиннопост

Место аварии

Расследование аварии проводилось совместно Отделом по расследованию авиационных происшествий Великобритании (AAIB), Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB), компанией Boeing и Rolls-Royce (производитель двигателей). Оно установило, что авария была связана с образованием льда в топливной системе и недостатками в сертификационных требованиях.

Так, несмотря на то, что во время полёта температура авиатоплива не опускалась ниже -34°C, что было гораздо выше точки его замерзания, содержащаяся в топливе вода замёрзла и лёд скопился на внутренних стенках топливопроводов. Предположительно в местах, где они проходят через пилоны двигателей. Это никак не влияло на полёт до самого захода на посадку.

Во время посадки увеличение расхода топлива, повышение температуры и турбулентность привели к тому, что лёд оторвался от стенок топливороводов и смешался с топливом, превратившись в мягкую ледяную кашу. Эта каша перемещалась по топливопроводам, пока не осела на топливо-масляном теплообменнике. Последний состоял из 1180 стальных трубок малого диаметра. В итоге лёд закупорил эти трубки и перекрыл подачу авиатоплива в двигатели. Сертификационные требования, которым соответствовала топливная система воздушного судна, не брали в расчёт это явление, поскольку о нём ранее ничего не было известно.

Коварный лёд или лондонское чудо Авиация, Полет, Самолет, Аэропорт, Двигатель, Происшествие, Пилот, Гражданская авиация, Boeing, Длиннопост

Те самые трубки теплообменника, забитые льдом во время эксперимента

В ходе расследования также было уделено внимание пассивной безопасности Боинга 777. Так как точки крепления основных стоек шасси находились на заднем лонжероне крыла, аварийная посадка вызывала разрыв топливных баков. В итоге, компании Boeing было рекомендовано изменить конструкцию крепления стоек шасси для уменьшения вероятности утечки авиатоплива в подобных обстоятельствах.

Ставьте плюсы и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!

"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Авиация и Техника

9.4K постов17.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу