Хельмут фон Руктешелль

Автор: Борис Плавник.

Дата написания: 01.05.2019


Во время второй мировой войны Германия активно привлекала "вспомогательные крейсера" (переоборудованные и вооружённые транспорты) для борьбы с судоходством союзников. Впрочем, успехи надводных рейдеров несколько меркнут на фоне их подводных коллег. Посему по ним меньше прошлась пропаганда, к ним было меньше претензий и всё такое прочее.

Про капитана такого флота сегодня и пойдёт речь. Очень неординарный и разносторонне образованный, пришедший на флот мутными путями и из резерва попавший на должность, предполагавшую тщательный отбор и опыт. Первый, кто получил рыцарский крест и единственный, кто не потерял корабли за два рейдерских выхода. Член НСДАП и последователь преследуемого религиозного течения. Философ, художник, музыкант и резчик по дереву сам проводил религиозные обряды по погибшим морякам. В то же время открывающий огонь по торговым судам без предупреждения, а затем отказывающийся искать экипажи этих кораблей, а то и вовсе оставлявший пленных посреди океана, требующий расстрела своего офицера на месте и позволяющий себе перечить прямому командованию. Ветеран двух мировых войн и единственный из капитанов надводных кораблей Кригсмарине, попавший под трибунал. Настоящий корсар ХХ века - Хельмут фон Руктешелль.

«Я признаю, что совершал ошибки. Но, повторюсь – никакого злого умысла я не имел»

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Ранние годы


Родился наш герой в предместьях Гамбурга в 1890 году, в семье пастора, став вторым из 14 детей. Отец его, Николай Карл, за два года до этого вместе с женой и сыном бежал из Симферополя, опасаясь ареста. В 13 лет Хельмут определяется с профессией и поступает в кадетское училище, затем продолжает путь в военно-морском училище в Берлин-Лихтерфельде.


1 октября 1911 года получает назначение на линейный крейсер «Фон дер Танн». На борту этого корабля хорошо продвинулся по службе до звания обер-лейтенанта цур зее, заодно поучаствовав во всех действиях, выпавших на первую разведывательную группу. Кроме Ютланда — примерно за два месяца до сражения, в марте 1916, Руктешелль получает направление в школу подводного плавания. И уже через 4 месяца Хельмута назначают вахтенным офицером на новенькую U-57, под командованием Карла-Зигфрида фон Георга — одного из лучших немецких подводников второго Рейха.


В первом же походе подлодка отличилась — за двое суток (фактически за ночь) на дно пошло 19 английских траулеров. Руктешелль принимал в этом самое непосредственное участие: он командовал абордажной партией, под покровом ночи захватившей траулер «Фишер Приц». Затем захвату подверглись остальные стоящие рядом суда, а их экипажи свозились на «Фишер Принс». На пустых кораблях немцы открыли кингстоны, а экипажи передали на подвернувшийся норвежский пароход, после чего «Фишер» отправился вслед за предыдущими траулерами. Ни один английский рыбак не пострадал.


Далее U-57 действовала вполне успешно, но в марте 1917 года столкнулась с судном-ловушкой. Всплыв, чтобы артиллерийским огнём потопить якобы беззащитный траулер, лодка была обстреляна замаскированными орудиями, но смогла уйти. А Руктешелль получил урок — роли в «кошках-мышках» могут резко поменяться.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

U-103, однотипная U-57


Тем не менее, за успехи в апреле-мае Хельмут получил железный крест первого класса, а уже в августе — направление на месячные курсы командиров подлодок.


Капитан-подводник


1 сентября дети идут в школу, а фон Руктешелль — вышел в свой первый поход в качестве капитана подводной лодки. Молодому капитану вверили лодку UB 34 типа UB II. Хоть посудина была небольшая, да и имела всего два торпедных аппарата, Хельмут был преисполнен гордости и оптимизма. Выдвинулся он к восточным берегам Великобритании, уже знакомым по предыдущим походам. В первом же выходе Руктешелль открыл счёт, повредив английский пароход «Грельфрида» (5136 тонн) и утопив норвежского «Алладина» на 753 тонны.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

UB-47 типа UB II


Второй поход оказался несколько более напряжённым — в начале похода лодка попала в минное поле, из которого выбиралась целых 12 часов на глубине в 30 метров под скрежет минрепов по обшивке. А потом, во время атаки, чуть не была протаранена английским транспортом.


В одном из следующих выходов Руктешелль потопил голландское судно прямо под носом у английского противолодочного корабля, от которого Хельмут с трудом ушёл. Дома он получил похвалу за успех и агрессивные действия, однако в рапорте он изложил концентрированное ИМХО, идущее в разрез с позицией его начальства.


Пару слов о личной жизни. Во время капитанских курсов у Руктешелля завязался роман с балериной Фридой Шмидт. Роман был бурный, но скоротечный — уже к марту 1918 они наглухо расстались. И Хельмут так и узнал, что Фрида родила ему сына и до конца жизни везде указывал, что детей не имел…


С такими мыслями начался его следующий поход. Руктешеллю вверили уже лодку побольше — U-54. Выйдя на вроде как обычное судно, Руктешелль торпедировал его, в перископ зафиксировал попадание и начало эвакуации команды. Капитан приказал всплыть и разобраться, что делать дальше. Пока готовили палубное орудие, вахтенный офицер заметил, как из-под судна вышла торпеда и идёт прямо к лодке. Куда-то дёргаться было уже поздно, и экипаж мог только наблюдать за неизбежным. Удар в борт, и… ничего! Неисправная торпеда, выпущенная судном-ловушкой «Стармаунт», оставила лишь вмятину на корпусе подлодки. И, судя по всему, на психике её капитана… Шокированные немцы поспешили свалить на полном ходу.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

U-56, однотипная U-54

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Судно-ловушка «Starmount», едва не завершившие данную историю


Следующие несколько походов были не сильно примечательными, однако чуть-чуть остановимся на последнем походе U-54, в котором психическое и физическое состояние командира достигло критической массы.

Запись судового журнала от 27.9.1918:

«Потопил французский вооруженный парусник En Avant, 64 тонны, подрывными зарядами, после короткой артиллерийской перестрелки, на западных подходах к Английскому каналу. Судно шло из Суонси в Булонь с грузом 120 тонн угля»

Вроде бы ничего экстраординарного. Однако нет никакого упоминания о судьбе команды (во Франции 6 моряков были признаны пропавшими без вести). Тем не менее, после следующей атаки лодка прерывает поход из-за физического состояние командира (что тоже отмечено в журнале). А сразу после прибытие на базу с лодки дезертировал матрос-рулевой.


После войны данный рулевой, Отто Видеманн, остался на территориях, отошедших Польше. Море он не бросил и поступил и через три года после дезертирства занимал должность боцманом на паруснике «Львов». В 1921 году парусник проходил переоснащение под нужды ВМФ Польши в портах Амстердама. Работу на наём курировал английский офицер Томас Бартон.

Именно к нему и подошёл Видеманн и выразил желание рассказать о преступлении, свидетелем которого стал. Выслушав его, Бартон поинтересовался, согласен ли боцман сделать письменное заявление и выступить под присягой. Тот естественно был не против.

«26 мая 1921 года, Амстердам.


В один из дней последнего похода, перед революцией в Германии, наша лодка находилась у западного входа в Английский канал (позиция Х). <..> Взорвав парусник, мы вернулись на лодку. Была сильная качка, пленные собрались на корме за рубкой. Командир спросил меня (я был вахтенным рулевым), всё ли готово к погружению. Я понял, что он собирается оставить пленных в море без надежды на спасение. Я начал резко возражать ему, тогда командир достал пистолет и приказал мне спускаться в лодку. Когда я начал спускаться, он приказал готовиться к погружению, и, как только услышал о готовности к погружению, сам закрыл рубочный люк и приказал: «Полное погружение». Когда через полчаса мы поднялись на поверхность, никаких следов пленных уже не было. Все остальные подробности, которые я не могу вспомнить, должны быть записаны в журнале U-54.


Бывший рулевой U-54 Отто Видеманн, боцман судна Республики Польша «Львов», Гданськ, 26 мая 1921 года».

Письмо было адресовано генеральному прокурору Великобритании. Тот отправил отправил запрос в адмиралтейство по поводу располагаемой информацией и заинтересованностью в расследовании, но получил отрицательный ответ. Британское адмиралтейство само собой не располагало данными о французском паруснике, а послевоенные попытки прижать немецких подводников заканчивались примерно ничем. Однако уведомить непосредственно заинтересованных французов почему-то забыли. Так что данное заявление утонуло в архивах.

Тем не менее Руктешелль об этом не знал и с самого начала полагал, что преступление не сойдёт ему с рук.


Интербеллум


Но тут первая мировая начала подходить к концу. Кильский мятеж, поражение и Версальский мир — всё это стало большим ударом для Руктешелля. Также один из его братьев погиб на войне, ещё один умер сразу после её окончания. Во время всех этих событий Хельмут занимался административной работой и вдоволь хлебнул того бардака, который захлестнул ещё не так давно отлаженную машину флота.


Тем не менее, в июне 1919 он получает под командование патрульный корабль и гоняет на нём разный криминал в кильской бухте. Что характерно, экипаж этого кораблика, UZ 21, состоял из бывших подводников U-54. И тут из Берлина приходит новость — союзники включили Хельмута фон Руктешелля в список военных преступников. Сейчас мы знаем, что туда «оптом» попало куча подводников, большинству из которых ничего по итогу и не было. Только вот Руктешелль имел грешок за душой, и полагал, что всё это не с проста, и посему он решил бежать.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Через два дня после затопления Флота в Скапа-Флоу, Руктешшель демилитаризирует свой корабль, подымет военно-морской флаг (запрещённый на территории Германии) и берёт курс на Швецию. Судя по тому, что ему не сильно препятствовали, руководству было известно об этой затее, но такой акт неповиновения нашёл много молчаливого одобрения. Тем более Хельмуту оставили право ношения формы и знаков отличия.


В Швеции бывший капитан-подводник по видимому хотел затеряться. Он работал то лесорубом, то лесничим, и всё это практически у самого полярного круга. Но летом 1922 Руктешелль вернулся обратно в уже Веймарскую Республику. В это время вернуться во флот особых шансов не было, и он становится столяром в городке Шварцвальд.


Размеренная жизнь, достижение весьма существенных успехов в своём ремесле (отделка алтарей, судовых интерьеров и так далее — это не хухры-мухры), ещё одна женитьба (тоже не особо успешная), и ещё одна попытка эмиграции.


В Нью-Йорке Руктешелль узнаёт о приходе к власти Гитлера, риторика которого нашла отклик в сердце бывшего офицера, и Хельмут вновь возвращается в Германию. Там он вступает в НСДАП, и в 1934 получает уведомление о зачислении в резерв ВМФ. В 1935 вместе с двумя братьями создаёт новую мастерскую в Шварцвальде. Тут же он знакомится с антропософией — религиозно-мистическим учением, в которое так же погружается с головой. В 1938 женится в третий, последний, раз на вдове Амалии Райнхардт, имевшую трёх детей. В это раз Хельмут находит покой в браке до конца жизни. А ещё в это время он учился в академии искусств в Карлсруэ. Но в двери уже стучалась вторая мировая война…


Возвращение


У Германии были широкие планы по развёртыванию крейсерской войны на коммуникациях. Тем не менее, конкуренция со стороны других родов войск плюс распределение средств и мощностей в самом Кригсмарине задвинуло строительство вспомогательных крейсеров на второй-третий план, и к войне ничего не было готово. Так что с началом войны ВМФ зафрахтовало и переделало 12 наиболее подходящих судов в такие «крейсера».


Одним из них стал «Ноймарк», мобилизованный 4 сентября 1939 года. Судно получило индекс HSK-3 (HandelsStörKreuzer — крейсер для истребление торговли). В это же день был отмобилизован и Руктешелль, но сначала его направили на пост командира минного заградителя. Однако все кандидаты на пост командира «Ноймарка» были отсеяны по тем или иным причинам (4 кадровых офицера, оказавшиеся там не просто так), командование обратило внимание на старого (Хельмуту уже было 49) резервиста, хоть это и было несколько против правил. Резервист сразу же ухватился за возможность продолжить дело, так увлёкшее его во время прошлой войны.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

«Ноймарк» на «гражданке»


В феврале 1940 Руктешелля повысили до корветтен-капитана и назначили командиром вспомогательного крейсера HSK-3. Руктешелль назвал корабль «Widder» — по своему знаку зодиака, овну, и голова барана стала гербом данного «истребителя торговли».


Чуть-чуть циферок: судно «Виддер» — постройка 1929 год, водоизмещение 7851 тонна. Силовая установка: четыре котла на нефтяном отоплении и паровая турбина. Максимальная скорость — 14 узлов. Вооружение — шесть 150 мм орудия, по одному 75мм и 37мм и два 20мм зенитных автомата, 4 торпедных аппарата. Всё замаскированно и подозрений не вызывает. Экипаж увеличился с 64 человек до 360.


Интеграция в экипаж нового командира шла туго — недоверие к человеку, который почти 20 лет провёл вне флота, довольно понятно. Плюс здоровье этого человека было не идеальным — головные и желудочные боли приводили порой ко вспышкам гнева. Разок это дошло до рукоприкладства, из-за чего Руктешелль чуть не стал пятым отбракованным кандидатом. Но в конце концов командир и команда сработались, и 5 мая 1940 «Виддер» вышел в свой первый поход.


Около месяца занял прорыв из германии и выход на оперативную позицию в центральной части Атлантического океана. 13 июня фон Руктешелль открыл счёт в этой войне. Танкер «Бритиш Петрол» на 6891 тонны был обстрелян с близкого расстояния без предупреждения. В этой и во всех последующих атаках артиллеристы немецкого рейдера первым делом обстреливали антенны и радиорубку по вполне очевидным соображениям. Команда покинула обстрелянный танкер, но два человека погибли под огнём. Ещё один скончался на следующий день, и Хельмут лично провёл по нему службу перед строем своего и пленного экипажа, толкнув речь в стиле антропосовской проповеди.


10 июля произошла ещё одна атака, первое «засчитанное» военное преступление. Британский пароход «Давизиан» так же был атакован без предупреждения. Экипаж остановил судно и попытался покинуть корабль, но тут Руктешелль заметил беготню на корме «Давизиана». Решив, что они готовят кормовое орудие, он отдал приказ открыть огонь из зениток. 3 человека погибло, 9 было ранено.


Через 3 дня был потоплен ещё один английский пароход (всё в том же стиле) «Кинг Джон». После этого количество пленных на борту «Виддера» стало уж слишком большим. Плюс капитан некоторых держал за откровенных унтерменшьшей: «… большое количество из них составляют югославы, португальцы, мальтийцы и испанцы – грязный и мерзкий сброд». Так что всех пленных сгрузили на шлюпки (порядка 160 человек), дали им воды, еду, парусов и так далее и указали направление на ближайшую землю — малые Антильские острова, до которых было чуть меньше 400 км. 18 июля шлюпки достигли земли, принеся вести о новом немецком рейдере, который уже действовал чуть больше месяца.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

«Кинг Джон»


Примерно после этого Руктешелль объявил своим офицерам изменение в тактике: дневное преследование цели, ночью максимальное сближение и огонь из всех орудий, включая зенитные. Во избежание подачи сигналов и снижение расхода боеприпасов. Возражавших не было.


Первым попавшимся под новую тактику, 4 августа стал норвежский танкер «Бьюлье». Когда норвежец понял, что что-то не так, «Виддер» был на расстоянии около 2 км. Немцы буквально распотрошили танкер огнём. 4 человека, включая капитана и старпома погибли, остальные успели спустить шлюпки и свалить. «Бьюлье» шёл в балласте, так что окончательное потопление стало муторным делом. После этого Руктешелль приказал покинуть район атаки. Экипаж танкера оставляли на произвол судьбы в полутора тысячах километрах от земли. Нежелание искать шлюпки шокировало команду рейдера, уже вроде как привыкшую к выходкам своего капитана.


Первый офицер Хайнике потребовал продолжить поиски, но безрезультатно. К слову, Эрнст-Гюнтер Хайнике был отстранён Дёницем от командира подлодки за излишнюю мягкотелость. Руктешелль же прокомментировал своё решение тем, что безопасность корабля и команды в приоритете, приговаривая, что в прошлой войне он не потерял ни одного члена экипажа. А ещё мол у союзников есть некая инструкция, согласно которой моряки торгового флота должны отстреливаться, даже находясь в шлюпках. Это был далеко не единственный конфликт двух бывших капитанов подводных лодок.


Тем не менее, Хельмута навестил корабельный врач с беседой о моральном состоянии команды и об общем гуманизме. Вроде как успешно, и в следующих двух нападениях рейдер проявлял максимальную корректность — потерь среди экипажей не было и они (экипажи) в полном составе приняты на борт «Виддера».


Ночью 20 августа Руктешелль прогуливался по кораблю и «внезапно» нагрянул на ходовой мостик, где как раз задремал вахтенный офицер. У командира бомбануло, он созвал трибунал из других офицеров и потребовал расстрела на месте. Но трибунал ограничился всего лишь разжалованием лейтенанта цур зее в матросы, лишением торгового патента и трём годам заключения, несмотря на неоднократные требования капитана.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

«Виддер», замаскированный под испанский «Эль Нептуно». Таким его видели с «Англо-Саксон»


Но тут на была обнаружена новая цель, и все занялись своими прямыми обязанностями. Выждав до ночи 21 августа, «Виддер» сблизился с британской «Англо-Саксон» и привычно вжарил в упор. Первый залп пошёл по орудию, но радиостанция начала орать в эфир.

Руктешелль психанул и приказал прочесать палубу из зенитных автоматов, «чтобы ускорить бегство к шлюпкам». Впрочем, «ускориться» после такого обстрела смогли только 7 человек из 41, да и то трое были тяжело ранены. Хельмут опять забил на поиски под предлогом того, что до земли всего 800 миль и люди в шлюпке выживут без труда.


Двое таки выжили, проболтавшись в море более двух месяцев и пройдя в дрейфе около 6,5к км. Именно показания этих двух матросов легли в основу обвинений Руктешелля. Правда, в их показаниях был ещё обстрел шлюпок и обломков, но учитывая тот ад, что прошли эти двое — такое вполне простительно.


Из-за технического состояния турбины «Виддер» потихоньку начал сворачивать удочки и уходить на север. Но два корабля под него ещё подвернулись. После потопления британского «Кимбелайна» выживших искали около 4 часов, и спасли всех, кроме 10. Последняя жертва в этом походе, греческое судно «Антониос Хандрис», было остановлено выстрелом под нос. Весь экипаж пересел на шлюпки, а Руктешелль пожелал им удачи добраться до Африки, отметив качество шлюпок и частые дожди. Через месяц и ~2000 км едва живых греков подобрало португальское судно…

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Уилберт Виддикомб и Роберт Тэпскотт — единственные выжившие с «Англо-Саксон»


«Виддер» же добрался до Бреста 31 октября 1940 года, где Руктешелль получил рыцарский крест, первым из капитанов вспомогательных крейсеров. Общий счёт за поход — 10 судов на 58 644 тонны. Там же Хельмут получил приказ следовать на ремонт в Германию через Ла-Манш, выполнять который он категорически отказался. Это закономерно привело к запрету всему экипажу сходить на берег, но потом в Берлине одумались, похвалили тактику Руктешелля и отправили весь экипаж на отдых.


Второй поход


Фон Руктешелль получил новый корабль в декабре 1941 года. HSK-9, бывший польский «Бельско» на 10 900 тонн, с гораздо более неприхотливыми дизельными двигателями. Главный калибр переставили с «Виддер», зенитное и торпедное вооружение было усиленно, гидро-самолёты выдали получше — Ar 196 вместо He 114, добавили торпедный катер.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Торпедный катер LS-4

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

Ar 196, крайне удачный самолёт в своём классе


Руктешелль сам контролировал переоборудование транспорта в рейдер — и инженеры взвыли от жёстких требований. Так же Хельмут получил право подобрать себе экипаж, чем не преминул воспользоваться, выгнав подальше гуманистов типа Хайнике. Впрочем, многие решили остаться с Руктешеллем — пусть он и был сложным человеком, но его компетентность, авторитет и удача не могли быть незамеченными.


HSK-9 получил имя «Михель» , его командир — звание фрегантен-капитана, и 10 марта 1942 года начался второй поход Руктешелля. Прорвавшись через Ла-Манш, рейдер вышел в оперативный район. Потопил два танкера без особых происшествий, но потом начались проблемы: третья жертва, британский «Менелаус», раскусил охотника и кинулся удирать. Руктешелль послал за ним катер, но тот промазал обоими торпедами, а зенитный автомат заклинило. Не то чтобы из 20-мм зенитки можно было потопить корабль на 10 000 тонн, но видимо командир катера, обер-лейтенант Шак, побаивался гнева своего командира.


Поделом: Руктешелль вышел из себя и заявил, что после следующего случая такой некомпетентности прервёт поход. А пока — возврат к «ночной тактике». Пусть и непопулярной, но приносящей плоды, снижающей вероятность таких проколов и, разумеется, увеличивающей количество жертв.

Хельмут фон Руктешелль Cat_cat, История, Война, Германия, Подводная лодка, Длиннопост

HSK-9 «Михель» в камуфляже


10 сентября 1942 года «Михель» в вечерних сумерках потопил британский пароход «Эмпайр Даун», продолжая огонь до полного потопления судна. Его капитан утверждал, что подавал сигналы о прекращении огня.


К рождеству 1942 года Руктешелль получил дубовые листья к рыцарскому кресту и звания капитана цур зее. Также он решил отпраздновать это рождество — все, включая пленных, получили подарки, а сам Хельмут написал кукольную пьесу для экипажа. Правда, актёрам пришлось не сладко — проколы во время репетиций выводили Руктешелля из себя не хуже косяков во время атаки.


Поход продолжался 10 месяцев, во время которых «Михель» действовал на просторах Атлантического и Индийского океанов. В феврале 43 он должен был вернуться в Европу, но из-за гибели блокадопрорывателя «Ракотис» Берлин поменял планы — рейдеру предписывалось следовать в Японию. Естественно, ни экипаж, ни тем более пленные не были в восторге от таких раскладов.


Поход длиной почти в год завершился в Ботавии (современная Джакарта). Его итоги — 14 судов на 94 363 тонны. Там у Руктешелля обнаружились проблемы ещё и с сердцем. К марту он довёл «Михеля» до японского Кобэ, и на свой 53 день рождения передал командование Гюнтеру Гумприху, помощнику немецкого военно-морского атташе в Японии и бывшему командиром рейдера HSK-4, уничтоженного в ноябре 1942 года. Гумприх же передал Руктешеллю свой пост (помощника атташе), так как тому был нужен отдых и лечение.


Гумприх вывел «Михеля» в море — и не вернулся из первого же похода, будучи атакованным американской субмариной. Капитан и большая часть команды погибла при атаке, ещё где-то 100 человек погибли в море, ожидания спасения. Совсем как многие из их жертв… Хельмут фон Руктешелль хоть и был тяжёлым человеком, но его параноидальная осторожность приносила плоды. Гупмрих же решил пренебречь некоторыми вещами, за что и поплатился. Но характер у него был приятнее, да…


Возвращение в Германию


Конец войны Руктешелль встретил в Пекине, где лечил свои мигрени, желудок и сердце. Там он был арестован и вместе с кучей других людей репатриирован на родину. По приезду он попал в лагерь для интернированных. Однажды к Руктешеллю подошли и «попросили» в одиночную камеру. Краем глаза он заметил, что на его деле стоит штамп «военный преступник».


Руктешелля перевели в тюрьму в Шеффилд, где шла долгая подготовка к суду. В тюрьме бывший капитан больше всего страдал от недостатка искусства, и был очень рад, когда ему позволяли заняться резьбой по дереву или музыкальными репетициями. Впрочем здоровье Хельмута продолжало ухудшаться.


В апреле 1947 Руктешелль вернулся в Гамбург уже в качестве обвиняемого. Против него было выдвинуто следующее:


1. 10.07.1940 – продолжал обстрел британского судна «Давизиан» после того, как с него передали сигнал об остановке;


2. 04.08.1940 – не обеспечил безопасность оставшихся в живых членов команды норвежского танкера «Бьюлье»;


3. 21.08.1940 – вёл огонь по спасательным шлюпкам британского судна «Англо-Саксон» и не обеспечил безопасность оставшихся в живых моряков;


4. 11.09.1942 – продолжил обстрел британского судна «Эмпайр Даун» после того, как с судна подали сигнал о сдаче.


Руктешелль начал с того, что заявил о своей невиновности по всем пунктам. И началась рутина судопроизводства — допросы, показания, улики и всё такое…


К чести британцев стоит сказать, что к суду они подошли беспристрастно и непредвзято, а не сделали цирк с судилищем недобитого фашиста.


Первый случай Хельмут пытался оспорить, опираясь на свой журнал, в котором не было записей об остановке. Но показания свидетелей обвинения сочли более весомыми, тем более что другие офицеры «Виддера» не помнили всех обстоятельств.


Обвинение норвежца с «Бьюлье» адвокат смог дезавуировать. Утверждалось, что норвежские шлюпки обстреляли из пулемёта, но на «Виддере» пулемётов не было. Норвежцы утверждали, что немцы хотят их уничтожить, но Хельмут заявил, что они сами не пожелали быть спасены. Суд постановил провести дополнительное исследование.


С Англо-Саксоном всё было плохо (с точки зрения немцев) — даже запись в бортовом журнале указывала, что огонь продолжался дольше необходимого ввиду того, что экипаж не услышал первый приказ о прекращении огня. Но вот часть обвинения с обстрелом шлюпок была снята — Руктешелль смог доказать, что из шлюпок могло показаться, что огонь ведут по ним. Плюс все свидетельские показания были на стороне немца. Однако то, что он ничего сделал для спасения выживших — сочли доказанным.


Четвёртый пункт так же был снят. По показанием капитана «Эмпайр Даун», он подавал сигналы карманным фонариком, что в условиях обстрела легко могло быть незамеченным.


Итого два обвинения из пяти английским военным трибуналом было снято. Также обвинение заметило, что Руктешелль не был палачом, эсэсовцем и так далее, так что презумпция невиновности касается его в полной мере. Сам Хельмут в последнем слове признал, что совершал ошибки, но без злого умысла. 21 мая 1947 года был оглашён приговор:


1. В обстреле судна «Давизиан» после его сигнализации о подчинении – виновен.


2. В необеспечении безопасности членов экипажа судна «Бьюлье» – виновен.


3. В обстреле спасательных плотов и шлюпок судна «Англо-Саксон» – не виновен.


4. В необеспечении безопасности членов экипажа судна «Англо-Саксон» – виновен.


5. В обстреле судна «Эмпайр Даун» после его сигнала о сдаче – не виновен.


Хельмут фон Руктешелль приговаривался к 10 годам заключения. Впрочем, если бы в суд попало дело про En Avant из первой мировой, приговор мог бы быть и смертью…


Перед заключением Хельмуту разрешили свидание с женой, и он отбыл в тюрьму Фухсбюттель в предместье Гамбурга.


22 августа 1947 года командованию Британской Рейнской армии была подана апелляция на счёт эпизода с «Бьюлье», которая закончилась успехом, и Руктешеллю «скостили» 3 года. Пока длилась вся эта канитель, капитан рейдера умер — 24 сентября 1947 года давно больное сердце не выдержало. Незадолго до смерти он писал жене: «Возможно, если меня осудят, законы ведения морской войны изменятся, и мой пример послужит тому, чтобы смертей на море стало намного меньше».


Справедливый ли это конец для человека, столько всего натворившего в своей жизни — вопрос открытый…


Конец


Источник: https://vk.com/wall-162479647_73208

Автор: Борис Плавник. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_268306185

Личный хештег автора в ВК - #Плавник@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020


Администрация предложила поучаствовать в эксперименте по системе вознаграждения на Пикабу для активных авторов.

Вы можете поддержать наше творчество рублем. Яндекс: 4100 1623 736 3870. Часть суммы уйдет напрямую автору текста, для мотивации, часть на развитие нашего сообщества. У нас нет спонсоров и мы ничего не рекламируем, паблик существует на пожертвования наших читателей. В пометке к платежу укажите для кого он и откуда, например "С Пикабу для *имя_автора*", чтоб мы не запутались. Если Яндекс вам неудобен, остальные реквизиты есть в описании паблика в ВК или могут быть написаны в комментариях по вашей просьбе. Поддерживать ли нас рублем - дело абсолютно добровольное. Но при этом реально помогает мотивировать авторов и ускоряет выход статей. Спасибо.

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения