Лига историков
Серия Быт и нравы дореволюционной России

Как жилось в крестьянской избе5

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

А. И. Корзухин "Возвращение из города" (1870)


Крестьянские дома в разных губерниях могли заметно отличаться, но все же были у них и общие черты. Об этом и будет сегодняшний пост, а в качестве иллюстраций - замечательные картины русских художников.


Большая часть дореволюционных сельских построек представляла собой срубы – здания, стены которых собраны из бревен. Срубы были разных видов. Самая простая изба, где жили в прямом смысле в четырех стенах, потому что внутри было только одно общее помещение, называлась клетью. Более удобный вариант – так называемая пятистенка, в которой дополнительная стена делила внутреннее пространство на две неравные части. В небольших сенях, своего рода предбаннике, могли хранить инвентарь, а в теплое время и жить. Второе – основное помещение – было жилым. Реже встречались избы-шестистенки, где помещение делили уже две параллельные стены натрое. В избе крестовике основное помещение делилось двумя перпендикулярно расположенными стенами, образуя четыре помещения. Обычно в таких домах жили большие семьи с несколькими женатыми сыновьями. Иногда к основному строению делали дополнительные пристройки. Например, к пятистенке пристраивали новое помещение, выполнявшее функцию сеней, а прежние сени делали жилыми. Или другой распространенный вариант – строились две избы-клети, и соединялись общими сенями. Иногда под основным помещением находилось еще одно, обычно используемое для хозяйственных нужд, для содержания скотины. Оно называлось подклетом. Подклеты делались в хозяйственных постройках. На втором этаже в этом случае чаще всего находился сенник. Чердак использовался для хозяйственных нужд. Там могли положить старые или редко используемые вещи и даже хранить некоторые продукты. Также в избе был погреб, в котором на летнее время заранее обустраивали ледник. Иногда ледник мог быть вынесен в качестве отдельного помещения. В некоторых местностях жилой дом и хозяйственные постройки были соединены в единый комплекс под общей крышей и образовывали закрытый двор, а в некоторых здания стояли разрозненно.


Иногда семьи строили избы своими силами, иногда нанимали кого-то из односельчан. Встречались и своего рода дома-«конструкторы». Известный этнограф А. В. Терещенко описывал их в книге «Быт русского народа» (1848): «За всем тем доселе в обыкновении делать хижины из срубов. Это подало повод многим иностранцам, бывшим у нас из любопытства или по делам службы, с XVI по XIX в. писать и разглашать нелепости, что на торгах продают подвижные и перевозные дома, не рассудив о невозможности и не вникнув в сущность самого дела. Читавшие таковые описания, разумеется, верили и, быть может, еще думали, что у нас продают на рынках готовые палаты и дворцы! Делание изб из срубов происходит в лесных и приречных местах в промежутке земледельческих работ. Составляют четвероугольник из четырех бревен и связывают их в концах зарубками, называемыми венцом. Таковых венцов складывают в несколько рядов, плотно друг на друга, пока вышина будет соответствовать требуемой ширине и сбору материала для постройки. Сложенный с венцами костер называется срубом, который сплавляют потом на плотах в безлесные места и продают. По перемеченным венцам разбирают сруб и перевозят куда надобно для постройки; его могут поставить четыре человека в неделю; из него делают, кроме изб, хлева, амбары, овины и клети». Щели конопатили паклей, а крышу часто крыли соломой, иногда тесом. Полы обычно были дощатые, но не были редкостью и земляные. Это было возможно в том числе потому, что избы не имели фундамента в современном понимании. Опоры размещались по углам зданий, и только в крупных строениях были дополнительные опоры под стенами. Под потолком располагались полати, напоминавшие нары. Согласно словарю В. И. Даля, «полати (от половина) — вообще, помост или подмост, настилка, поднятая выше пола и головы; затем: помост в крестьянской избе, от печи до противной стены (над дверьми, и к койнику, либо по другую сторону, к кути); три угла полатей примыкают к стенам, четвёртый к голбцу, или палатному столбу, а настилка лежит, в одну сторону от столба, на палатном брусе, в другую же — на воронце; это род полуэтажа, антресолей, полезных, ради тесноты в избе и для тепла; общая спальня. Встарь полати бывали и в боярских хоромах». На них часто спали дети и подростки. Даже в 18 веке вместо стекол иногда использовали слюду или бычий пузырь. По мере того, как стекла становились дешевле и доступнее, окна стали именно стеклить, да и сами размеры оконных проемов становились больше.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

Г. Л. Чайников "На полотях" (1989)


Начало строительства избы часто сопровождалась различными ритуалами. Когда уже было уложено два первых венца будущего дома, устраивали праздник. В восточном углу (а в некоторых местностях в каждом углу) венца делали небольшую выемку и помещали в нее коробочку с монетами или иными символами благополучия. Для молебна приглашали церковнослужителей. В. И. Пызин и Д. А. Засосов в книге «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов» вспоминают данное ответственное мероприятие так: «Начинался молебен с водосвятием. Священник при пении молитв погружал крест в миску с водой, вода становилась «святой». Молились о “ниспослании благодати и благоденствия дому сему”, дьякон зычным голосом провозглашал “многолетие” хозяину и его потомству. Затем все подходили целовать крест, при этом священник кропил каждого “святой” водой. Десятник вставлял в гнездо свинцовую коробочку и наливал в нее вареного постного (обычно так называемого деревянного) масла. Потом все подходили к гнезду: сначала священник, который кропил «святой» водой эту коробочку, затем хозяин, его близкие и гости, причем каждый клал в коробочку монету чеканки того года, в который производилась закладка. Затем края коробочки загибались наглухо и сразу же над коробочкой укладывалось два-три ряда кирпичей, а в деревянных домах гнездо с коробочкой забивалось деревянной пробкой. Тотчас вслед за этим укладывался заранее заготовленный следующий венец. Далее с песнопениями молитв обходили всю постройку, причем священник все время кропил, а дьякон кадил. По окончании этого ритуала хозяин приглашал всех “откушать хлеба-соли”». Следующим важным этапом строительства была установка матки – балки, расположенной поперек сруба, которая поддерживала потолок. Матка имела для крестьян сакральное значение.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

В. И. Максимов "Русская изба" (1869)


Избы могли топиться по-белому, когда в доме был дымоход. Но значительная часть сельских домов топилась по-черному, и дым выходил не через трубу, а через небольшие окошки. Считалось, что таким образом легче сохранять тепло и меньше расход топлива. Изба, топившаяся по-черному, называлась курной. Печной угол считался женским. Иногда его отгораживали занавесом. Мужской угол располагался ближе ко входу и красному углу. Красный угол традиционно находился о диагонали от печи и считался важнейшей частью дома. В нем помещалась божница. Среди икон непременно были изображения Иисуса и Богородицы. Часто встречались также иконы Николая Чудотворца, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Георгия Победоносца, а также именные иконы. Там же непременно горела лампада. В качестве освещения в темное время суток иногда использовались масляные лампы, сальные свечи, но довольно часто все ограничивалось лучинами, которые помещались в  светцы. Вдоль стен стояли лавки, которые были также спальными местами. Платяных шкафов в избах не было, а большую часть одежды хранили в сундуках. То, в чем ходили постоянно, могли просто вешать на крючки. При этом некоторыми предметами гардероба могли пользоваться сразу несколько членов семьи. Посуду и хозяйственную утварь хранили на полках, иногда в печи, но встречались и небольшие посудные шкафчики.


Говоря о крестьянском быте, важно учитывать, что уровень жизни крестьян зависел от многих факторов. От региона (были губернии более благополучные и, наоборот, в том числе из-за климата и наличия тех или иных промыслов), от работы всего местного руководства (от самого губернатора до сельского старосты), от позиции помещиков (что прекрасно показано, например, в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя), трудолюбия и рачительности конкретной семьи. И даже в одной деревне могли соседствовать нищета и благополучие. К тому же многие современники отмечали, что у крестьян признаками достатка в первую очередь были не изба, а развитие хозяйства в целом, наличие большого количества скотины, земли, урожая и т.д. В быту же многие люди были непритязательны и о личных удобствах заботились меньше. Разным могло быть и отношение к гигиене. Где-то за чистотой следили бдительно, регулярно делали уборку, а на полу стелили аккуратные половички. А где-то могли мыть пол несколько раз в год и даже в мороз запускать в избу скотину.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

И. Л. Горохов "В избе" (1895)


Митрополит Вениамин Федченков (1880 – 1961), рассказывая о детстве, так вспоминает суровый быт своих бедных односельчан: «А хаты их - небольшие, зимой обваливали стены и окошки почти до верха навозом и соломой, чтобы теплее было. Но зато в избе стоял такой тяжелый воздух, что и дышать трудно. А тут еще, как известно, то телка нужно взять в избу от отелившейся коровы, то кур на яйцах посадить под лавку. Да еще и печь нужно закрыть, заглушить пораньше, чтобы не вытянуло всего тепла: от этого угары. И наша семья так привыкла к ним, даже не допускала мысли, что были где дома без угаров. Не верится, а правда». Сходную картину можно увидеть в воспоминаниях священника А. И Розанова. «Первая деревня, куда мы заехали отогреться и покормить лошадей, была деревня мордовская. Мы выбрали получше избу и заехали. Но оказалось, что изба устроена была, как называется у них, “по черному”, и в это время топилась. Избы, которые топятся “по черному”, строятся не у одних мордвов, но и у многих русских, в захолустьях. Избы эти устраиваются: из глины сбивается огромная печь, но без дымовой трубы, а потому весь дым, при топке, идет в избу. Не смотря на то, что дверь на это время отворяют, изба наполняется дымом до того, что чистого местечка остается всего четверти на две от полу. В это время ни стоять, ни сидеть и ни прилечь негде, - нет дыму только у самого пола, но так как дверь отворяется, то прилечь нельзя и там от холода из отворенной двери. От ежедневной копоти, с потолка, полатей и полок висят сосульки, как сталактиты. Падающие капли копоти образуют внизу всюду сталагмиты. Побывать в такой избе и не выпачкаться донельзя нет никакой возможности. Полов и лавок крестьяне эти не моют никогда и только раз 5-10 в год подчищают скребками; самые даже столы грязны до невозможности. Сквозь густой дым людей едва видно, но между тем ребятишки лежат себе на полатях, свесив головы, и - ничего. Тут же под столом лежало несколько собак, а в углу теленок и свинья с поросятами». Вспоминает Розанов и еще одно жилище, ставшее для его семьи временным пристанищем. «У этого крестьянина было две избы,- одна в улицу, другая во двор, с общими сенями и под одной соломенною крышей. В семье были: старик, старуха, три сына женатых и с дюжину ребятишек всех родов и сортов. Нам отвели переднюю. Вся семья перебралась в заднюю, но старик и старуха остались с нами. Изба эта лучше сторожки была немногим, но за то сухая. В ней кругом были лавки, а вверху полати; топилась "по белому"; пол дырявый и грязный-прегрязный, с двумя оконцами в улицу и одним во двор. Я спрашиваю: “Моете ли вы когда-нибудь пол?” - Как же, моем каждый год, к Пасхе!» 


Медик Г. И. Попов в исследовании «Русская народно-бытовая медицина» отмечал, что «обыкновенно даже в лесистых губерниях семья в 10–15 человек, имея две избы, зимнюю и летнюю, ютится зимой только в одной. Если изба хорошо «держит тепло», температура здесь бывает нередко положительно банная и лишь разбавляется струями холодного воздуха, врывающимися через постоянно открываемую дверь. Неблагоприятное влияние такой естественной вентиляции, в смысле возможности простуды, усиливается тем, что при русских избах обыкновенно устраиваются только холодные сени и часто нет никаких, а изба состоит из одной сплошной комнаты, пол которой, кроме печи и полатей, является и кроватью жильцов. Там, где лесу мало, а изба уже поизносилась, в ней холодно, она промерзает и обитатели ее часто хронически дрогнут. Если в первой избе температура достигает 20–26° и выше по Р°, то здесь бывает ниже 10°, а ночью спускается иногда до того, что замерзает вода. Правда, в таких избах, сидя на печи, в шубах, и экономя тепло, иногда стараются закрыть трубу пораньше и “захватить дух”, но за это платятся угаром. Не говоря о тех крестьянских избах, которые топятся еще до сих пор по-черному, многие из них часто содержат воздух удушливый и спертый, а. нередко и зловонный, так как, кроме взрослых членов семьи и маленьких ребят, здесь довольно часто обитают коровы, молодые телята и ягнята, живут курицы и ночуют собаки и кошки.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

И. Л. Горохов "Девочка с котятами" (1895)


Совсем другую картину можно увидеть в отчете новгородского корреспондента Этнографического бюро Тенишева. «Художественный вкус крестьян нашей местности не особенно развит. Внутри дома еще любят украшать стены портретами, картинами и картинками, а украшений собственного производства снаружи очень мало. Фигуры и рисунки однообразны и бедны по содержанию. На гребне крыши вырезают грубого конька или петушка. Зажиточные на потолке под крышей иногда устраивают светелки с итальянским окном. Косяки окон некоторые украшают резьбой и красят. Любимые цвета белый, синий, красный, желтый. Зажиточные крестьяне обшивают свои дома тесом, по которому вырезают разные геометрические фигуры, иногда и целые, довольно сложные сочетания из этих фигур. Над крыльцом не редко устраивают крыши, бока сбивают тесом и украшают резьбой. Вот и есть наружные украшения. В последнее время замечается стремление крестьян около своих домов, под передними окнами, устраивать палисадники. Богатые делают эти палисадники тесовые фигурчатые, а бедные из жердей и частокола. В палисадах сажают березки, рябинки — любимые у всех деревья, — маки, подсолнухи. Первое украшение внутри дома — божница, куда ставят «образа» — иконы, иногда покрытые дешевой позолотой. Чаще всего встречаются иконы Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Георгия Победоносца, Николая Чудотворца и местных престольных праздников. На божницах некоторые хранят венчальные свечи, украшенные цветными бантиками, пучки вербы. К лампадке привешивают сахарное или фарфоровое яйцо, а иногда какую-нибудь фигурку, сделанную из соломы: яйцо, крестик, треугольник, кубик ит. п. Стены в домах зажиточные оклеивают обоями, а бедные — газетной бумагой, разными картинами из иллюстрированных и модных журналов, даже бумажки от конфет и то идут в дело. Как-то жена одной девочке из соседней деревни дала несколько картинок из модного журнала. Вечером того же дня приходят три девочки и один мальчик просить “баской бумажки” (“бас” — украшение). На другой день детей пришло уже целый десяток, а сзади за ними довольно пожилой мужик. А тебе то зачем картинки? — спросила жена. — Да у меня, матушка, уже целая стена оклеена картинками, другую начал». Мужик был очень доволен, когда и на его долю досталось несколько листов моды. В каждой избе можно встретить по нескольку картин. У зажиточных эти картины литографические и хромолитографические, у бедных простые лубочные. Поближе к божнице прибиты картины религиозного содержания, за ними идут портреты Государя, Государыни и других лиц царствующего дома, отца Иоанна Кронштадтского, популярных военных генералов, сказочных богатырей и других лиц. Если в семье есть кончивший курс сельской и другой школы, то его свидетельство всегда висит на видном месте, часто в рамках и за стеклом. На стене встретишь маленькое или большое зеркало, на которое в праздники вешают расшитое полотенце. К потолку иногда привешивают разные фигуры, вырезанные из бумаги или сделанные из соломы. Из фигур, чаще всего встречающихся на украшениях снаружи дома, это коньки или одна голова лошади и петушка. Большинство крестьян предпочитают эти фигуры бессознательно, один глядя на другого. Но один старик объяснил мне и смысл этих фигур. Лошадь самое любимое животное дедушки домового, которому нравятся и изображения этого животного. Дедушка домовой, видя со стороны хозяина к себе внимание, выражающееся в том, что для него делают фигурки животного, благосклоннее относится ко всему дому, в котором он имеет свое местопребывание. Петух — враг всех злых духов. Ведь известно, что черт всякие каверзы может делать только до тех пор, пока петух не пропоет. Столы окрашивают в какую-нибудь краску и вырисовывают на нем разные фигуры, чаще всего круги. Крестьянин, у которого есть самовар, чайную посуду хранит в нарочно сделанном шкафчике со стеклянными дверцами. Внутренние стены чайного шкафчика всегда почти оклеены куском обоев или разными картинками. Стенные часы служат не последним украшением. У богатых с громким боем. В тех домах, где есть девушки, на окнах изредка можно встретить горшочки с геранью; стручковым перцем; петушьим гребешком, иногда вместо цветов в горшочки воткнуты прутики от веника на веточках которых красуются вырезанные фигурами полоски белой или цветной бумаги». Описание относится к концу 19 – началу 20 века.


Пожалуй, одни из самых интересных и документально точных картин, посвященных крестьянскому быту, принадлежат кисти художника-передвижника В. И. Максимова, который сам родился и вырос в деревне.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

"Больной муж" (1881)

Мужчина лежит в красном углу

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

"Кто там?" (1879)

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Красный угол в избе», 1869

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Бабушкины сказки» (1867)

На этой картине можно увидеть лучину.

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Единственный учитель», конец 1890-х годов

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Будущий кормилец» 1869

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Слепой хозяин» (1884)

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Мальчик-механик» (1871)

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Бедный ужин» (1869)

А эта картина поначалу вызвала критику современников. Как так, в названии слово "ужин", а стол пустой. Как ни вспомнишь поговорку "сытый голодного не разумеет".

Как жилось в крестьянской избе История России, История, Картина, Живопись, Художник, Дом, Длиннопост

«Сборы на гулянье» (1869)

А этот сюжет актуален и сейчас. Девушки собираются на гулянья, принарядились и рассчитывают весело провести время. А вот молодой женщине с ребенком придется остаться дома, уже так не погуляешь.


Часть информации взята тут

Засосов Д. А., Пызин В. И. «Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов»

Попов Г. И. «Русская народно-бытовая медицина» (1903)

Розанов А. И. «Записки сельского священника. Быт и нужды православного духовенства» (1882)

Терещенко А. В. «Быт русского народа» (1848)

Митрополит Вениамин Федченков "На рубеже двух эпох"


Мои очерки о дореволюционном быте можно прочитать тут

https://author.today/work/145624


В конце этого поста есть навигация по предыдущим постам

Лига историков

14.3K постов51.2K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения