Как научить или отучить

Теория оперантного научения Скиннера - обучение человека происходит путем позитивного/негативного подкрепления и позитивного/негативного наказания.

Составляющие обучения:

1. Позитивное подкрепление - когда за нужным нам поведением сразу следует вознаграждение (например, вещь была положена на место в этот раз, значит «молодец, ты положил вещь на место, ты помнишь, что для меня это важно, спасибо тебе»).

2. Негативное подкрепление (избегание нежелательного поведения)  - есть 2 вида:  a) Устранение – убрать неприятный стимул после правильного поведения (например, прекратить без конца напоминать о необходимости вынести мусор после того, как это было сделано); б) Активное уклонение – стимулировать представление о том, что данное поведение поможет избежать негативных последствий (например, «не нужно есть после шести, чтобы не полнеть и не иметь отталкивающий внешний вид»).

3. Позитивное наказание - когда за нежелательным поведением следует наказание (например, если соседи регулярно шумят после 11, каждый раз приходить к ним домой, стучать в дверь, говорить о недопустимости данного поведения, предпринимать иные действия в правовом поле в случае необходимости).

4. Негативное наказание - удаление значимого стимула у человека с целью стимулировать правильное поведение (например, забрать игрушку у ребенка, чтобы он правильно стал себя вести).

5. Угасание - если поведение не подкрепляется позитивными стимулами, оно будет постепенно сходить на нет (например, если торт не будет считаться вкусным и тем, что радует, а, напротив, химическим, убивающим и уродующим, количество положительных эмоций от него постепенно будет сходить на нет, пока совсем от него не откажетесь).

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ?

1. Насыщение/Лишение. Если, например, человек пресытился комплиментами, они ему уже не будут давать положительных эмоций, и наоборот. Значит нужно найти значимый для него стимул. Он есть у каждого.

2. Немедленность. Чем быстрее будет стимул после нужного поведения, тем быстрее и лучше человек поймет, что это делать нужно.

3. Случайность. Обучение должно быть не хаотичным, а последовательным. Стимулировать тогда, когда правильное поведение. Когда неправильное - не стимулировать.

4. Размер. Выгода за правильное действие должна соответствовать затраченным усилиям.

Психология | Psychology

20.5K поста59.5K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.