Как научить или отучить
Теория оперантного научения Скиннера - обучение человека происходит путем позитивного/негативного подкрепления и позитивного/негативного наказания.
Составляющие обучения:
1. Позитивное подкрепление - когда за нужным нам поведением сразу следует вознаграждение (например, вещь была положена на место в этот раз, значит «молодец, ты положил вещь на место, ты помнишь, что для меня это важно, спасибо тебе»).
2. Негативное подкрепление (избегание нежелательного поведения) - есть 2 вида: a) Устранение – убрать неприятный стимул после правильного поведения (например, прекратить без конца напоминать о необходимости вынести мусор после того, как это было сделано); б) Активное уклонение – стимулировать представление о том, что данное поведение поможет избежать негативных последствий (например, «не нужно есть после шести, чтобы не полнеть и не иметь отталкивающий внешний вид»).
3. Позитивное наказание - когда за нежелательным поведением следует наказание (например, если соседи регулярно шумят после 11, каждый раз приходить к ним домой, стучать в дверь, говорить о недопустимости данного поведения, предпринимать иные действия в правовом поле в случае необходимости).
4. Негативное наказание - удаление значимого стимула у человека с целью стимулировать правильное поведение (например, забрать игрушку у ребенка, чтобы он правильно стал себя вести).
5. Угасание - если поведение не подкрепляется позитивными стимулами, оно будет постепенно сходить на нет (например, если торт не будет считаться вкусным и тем, что радует, а, напротив, химическим, убивающим и уродующим, количество положительных эмоций от него постепенно будет сходить на нет, пока совсем от него не откажетесь).
ЧТО ВЛИЯЕТ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДКРЕПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ?
1. Насыщение/Лишение. Если, например, человек пресытился комплиментами, они ему уже не будут давать положительных эмоций, и наоборот. Значит нужно найти значимый для него стимул. Он есть у каждого.
2. Немедленность. Чем быстрее будет стимул после нужного поведения, тем быстрее и лучше человек поймет, что это делать нужно.
3. Случайность. Обучение должно быть не хаотичным, а последовательным. Стимулировать тогда, когда правильное поведение. Когда неправильное - не стимулировать.
4. Размер. Выгода за правильное действие должна соответствовать затраченным усилиям.
Психология | Psychology
23.7K поста60.4K подписчика
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.