Как комары вершили судьбы мира

Доброго времени суток, уважаемые!


В детстве, читая про историю войн, я болел за Ганнибала. И удивлялся, как такой великий полководец, преодолев Альпы и триумфально сокрушив противника в Каннах, не смог покорить Рим. Как оказалось, у римлян были союзники. Миллионы, миллиарды, триллионы союзников, обитавшие в Понтинских болотах. Они лишили полководца глаза, жены, сына и значительной части армии. Кто это были? Малярийные комары, конечно. Само слово "малярия" происходит от латинского "плохой воздух". Воздух-то, как мы знаем сегодня, не так уж плох, в отличие от того, что в нём летало. И вот эта летучая армия долгие века надёжно защищала Рим от завоевателей. Пришли другие времена, и в понтинских комаров заселился новый паразит: Plasmodium falciparum. Он и сегодня мучает Африку. К нему, в отличие от предшественника Plasmodium vivax, римляне не были привычны, и есть предположения, что он внёс свою лепту в падение великой империи. Во всяком случае, оно совпало по времени.


Католическая церковь, имея своим центром тот самый Рим, тоже натерпелась от комара. За какие-то 130 лет спустя Колумбова открытия Америки от малярии умерло пятеро пап. После смерти очередного, Григория Пятнадцатого, кардиналы собрались, чтобы избрать нового. Шестерых из них умертвил плазмодий. В спешном завершении катастрофического конклава был избран Урбан Восьмой.

Как комары вершили судьбы мира История, Малярия, Древний Рим, Рабство, Вторая мировая война, Длиннопост, Текст

В 1630 году миссионеры-иезуиты нашли, наконец, действенное лекарство - кору хинного дерева, растущего в перуанских горах. Нашли - и сделали своим секретным оружием. Ревниво оберегая свой секрет, они добивались благосклонности монархов, страдавших от лихорадки. Оливер Кромвель, обезглавивший английского Короля Карла Первого, терпеть не мог иезуитов и отказался от их "порошка". Что ж, малярия не пощадила его, и англичане вздохнули с облегчением, открыв снова театры и развесив рождественские украшения, запрещённые было пуританами.


Малярийный комар защищал от непрошеных гостей не только Древний Рим, но и большую часть Африки. Европейские колонизаторы веками не могли проникать вглубь тропических территорий: те, кто отваживались, погибали в горячке. Потому белые смогли закрепиться лишь там, где не было много болот: севернее Сахары и в Южной Африке. Вот почему в тропиках не случилось апартеида. Там белые лишь сидели на берегу и занимались выгодной торговлей с местными царьками, предлагая европейские ткани и ружья в обмен на "живой товар". Этот живой товар транспортировался в обе Америки. Так в крови рабов плазмодий высадился в Новом Свете, где нашёл себе местного комара-носителя. Последовало лавинообразное завоевание континента с опустошительными последствиями для местного индейского и белого населений. А вот чёрные рабы в силу генетически обусловленного иммунитета гораздо легче переносили малярию. За чёрного плантаторы платили втрое больше, чем за закабалённого европейца. Так паразит "переселил" многие миллионы негров на американский континент.


Выделение хинина позволило европейцам начать полноценное завоевание Африки в девятнадцатом веке. Голландцы научились выращивать хинное дерево в Индонезии. Хинин послужил одной из основ могущества Голландской колониальной империи. Когда разразилась Вторая мировая война, немцы живо наложили лапу на складские запасы хинина в Нидерландах, а японцы захватили индонезийские плантации. Так страны Оси получили гигантское преимущество, которым они не замедлили воспользоваться. Япония, вооружённая противомалярийными таблетками, смогла захватить огромные пространства Китая. Японцы нанимали пожилых китаянок, чтобы те запахивали ночами противомоскитные сетки у спящих солдат. Кто знает, добились ли бы коммунисты Мао такого успеха, если бы не поражения китайских националистов в той войне.  Малярия послужила одной из причин сдачи Филиппин американскими войсками.


Война породила гонку в поиске заменителя, и первой в ней были опять немцы. Они изобрели хлорохин. Но львиную часть работы в борьбе против малярии выполнил ДДТ. Распыление этого инсектицида на больших площадях уничтожило комара сначала в США (до 1951 года), а после и на других континентах. В середине шестидесятых в Индии насчитывалось уже менее сотни тысяч больных, в отличие от 75 миллионов до того. Увы, у ДДТ обнаружили нехорошую побочку. Более того, появились и резистентные к нему комары. Борьба против этого вещества посодействовала подъёму зелёного движения в семидесятых годах.


Сегодня, в то время, как богатые страны, осушив болота (с Понтинскими справился ещё Муссолини) и вытравив комара, свободны от болезни, бедная Африка всё ещё страдает от болезни. Но и там борьба продолжается. Надежды связаны с применением противомалярийных сеток, таблеток и генной инженерии. И надо сказать, есть и успехи, и шансы на победу.


Источник.

Лига историков

15.7K пост52.3K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения