Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей

Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей Дети, Психология, Мысли, Школа, Литература, Николай Носов, Длиннопост, Сондиана

Не только Осеева, чьи работы в Лиге психотерапии не раз подвергались разбору*, активно занималась социальной педагогикой, на простых и повседневных примерах обучая детей тому, что такое хорошо и что такое плохо.


Милые рассказы Николая Носова, на мой взгляд, во многом перекликаются с творчеством Валентины Осеевой.


* Несколько ссылок на темы с разбором рассказов В. А. Осеевой:

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_4577645

http://pikabu.ru/story/ugadayka_quotpro_mezhlichnostnyiy_int...

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_kak_otladit_4547163


Рассказ "Клякса"


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак.


Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.


Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.


Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.


- Это чем ты лицо испачкал, тушью? - спросила она.


- Ага, - кивнул головой Федя.


- А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.


- Этой, - подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.


- Напрасно ты это сделал, напрасно! - сказала она.


- А что? - забеспокоился Федя.


- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.


Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.


- Я больше не буду мазаться тушью, - пролепетал он.


- Да уж думаю, что больше не будешь! - усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.


Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:


- Есть?


- Есть, - шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:


- На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.


Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.


- Разрешите мне пойти умыться, - попросил жалобным голосом Федя.


- А что, уже чешется лицо?


- Н-нет, - замялся Федя. - Кажется, еще не чешется.


- Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.


Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.


- Чешется? - озабоченно спрашивал Гриша.


- Н-нет, кажется, не чешется... Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?


- Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, - шепотом сказал Гриша.


- Покраснело? - испугался Федя. - Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?


Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.


- Чешется! - хныкал он.


Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:


- Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.


Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.


- Ты лучше не три, - посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.


---------------------

Что думаете?;) Вы тоже заметили Hy+ в фединой кляксе и радость по поводу, что "...он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью"? А как учительница справилась с ситуацией?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да уж :) Николай Носов не мой кумир, однозначно.


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок.

Ключевые слова:

он насмешил весь класс

у него была привычка


Отталкиваясь от них, писатель строит посыл истории о том, как сила превращается в бессилие. Тот, кто управлял ситуацией (сам придумывал, как смешить других) стал жертвой ситуации (им смешат других).


У него была привычка = он не первый раз срывал учительнице урок, оттягивая внимание на себя, она разозлилась на ученика и прибегла ко лжи и запугиванию, чтобы его проучить.


Носов восхищается тем, как она его проучила. Эпилептоидный писательский юмор, имхо

раскрыть ветку (96)
Автор поста оценил этот комментарий

Надо перечитать его рассказы, наверняка встретится какая-нибудь очень сходная с осеевскими историями ситуация! Даешь сравнительный анализ)

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Осеева по психотипу гипертим (циклоидная натура, с годами эмотивный полюс взял верх над детской буйностью). Не эпилептоид, ей идея "проучить" органически претила, имхо.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

В основном у Носова дети сами "разруливают" сложные ситуации, надо еще в эту сторону взглянуть будет.


Вот "Заплатка": мальчик очень любил свои штаны защитного цвета, хвастался ими перед ребятами (тоже hy+!), но когда лез через забор, порвал их. Пришел к маме - зашей, она сказала, давай сам ("сумел порвать, сумей и зашить!"), парень обиженно пошел гулять с дыркой, на улице ребята его засмеяли ("Какой же ты солдат, если у тебя штаны порваны!"), Бобка устыдился и пошел зашивать. Делал это долго, переделывал, но финал у рассказа такой:


Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.


Вертеться и демонстрировать себя Бобка так и продолжает))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так ведущее влечение никуда не делось :))


Тут тоже посыл считывается про "навыки самообслуживания", назидательно-дидактический такой рассказ. Не про отношения в чистом виде, имхо.

Автор поста оценил этот комментарий
Николай Носов не мой кумир, однозначно.

Интересно, как бы Осеева эту ситуацию "разрулила"!)

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Стилизация под В.А. Осееву, по той же коллизии:


Федя зашёл в класс. Учиться ему было скучно. За шумное веселье в школе ругали.

Гриша открыл флакончик с тушью и стал наливать тушь в свою чернильницу.

- Дай мне! - сказал Федя и забрал флакончик из рук Гриши.

Гриша не отдавал. Тушь выплеснулась и попала Феде на лоб.


Ребята засмеялись. Зазвенел звонок.


Федя решил развеселить всех ещё больше и поставил кляксу себе на нос.


- Хорошо, что тушь не попала в глаз, - сказала Зинаида Ивановна, когда вошла в класс. - Федя, пойди, умойся.


Федя вышел из класса и пошёл к умывальнику. Ребята молчали.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Классно!

1
Автор поста оценил этот комментарий

Как бы В.А. Осеева написала про такое? Думаю, она как психотерапевт психодинамического направления, из позиции вненаходимости описывала бы.


И рассматривала бы только отношения равных, сверстников между собой. Вертикаль, что возрастную (разные поколения взрослые-дети в отношениях), что властную (разные полномочия и ответственность за ситуацию, учитель-ученик в отношениях) она не показывала в рассказах практически.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я уже в эту сторону думаю активно!

Сейчас надо в оффлайн, но приду - еще напишу.


Надо сюда позвать @Izabella76 (правильно ник написала, интересно?))

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ник правильно)))
Автор поста оценил этот комментарий

Она сыграла на его привычке, получается.

раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Она злоупотребила его доверием. Он же поверил ей, что заболеет.

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Верно. Многие воспитатели и педагоги любят так пугать детей...


Взять хотя бы "будешь плакать, тебя заберет милиционер". Ну это для совсем маленьких (что им еще страшнее!)

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Детским домом любят пугать.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Классика(

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я тут действовала на опережение-мама ты меня не любишь, ты меня из детского дома взяла! Во как)))
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Хитрая девочка)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Сама в шоке)))
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вот прямо завидую вашей находчивости)))
Для меня угроза сдать в детский дом была страх страшный.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
У меня кроме детского дома были варианты,как минимум отец. Я это понимала, меня не запугать этим)))
Автор поста оценил этот комментарий

врачом!


меня в детстве пугали цыганом :) он снился мне в шикарном белом костюме, потом я с бабушкой посмотрела Приключения Будулая - и поняла, что в пугании цыганом есть какаято разводка ))

Автор поста оценил этот комментарий
Учительница показалась суровой. Я бы не стала так ребенка пугать. Садизм.
раскрыть ветку (74)
Автор поста оценил этот комментарий

Я тут ходила, думала... меня так пугали. И не только так.

Но почему-то сразу эта суровость педагога "не заметилась", хотя обычно если что-то попадает в "больные" места, это ощущается быстро.

раскрыть ветку (37)
Автор поста оценил этот комментарий
Но почему-то сразу эта суровость педагога "не заметилась"

Наверное потому что дети считают учителя авторитетом, это же взрослый человек. Он для них УЧИТЕЛЬ. И опыта еще не хватает сравнить поведение такой учительницы с поведением других людей. Я думаю, как бы это назвать психологическим языком - наверное у ребенка еще не сформировано суперэго, то есть своя система убеждений, ценностей.

Автор поста оценил этот комментарий

педагог просто некомпетентна.

и...такие часто встречаются.

на таких рассказах нужно учить детей реагировать на таких педагогов, нужно учить различать их.

вопрос только, как реагировать?

как различать, научить легко.

Автор поста оценил этот комментарий

и я часто замечаю, что обычно в запугиваниях не видят ничего плохого.

порой люди наоборот удивляются, что ребенок ничего не боится.

раскрыть ветку (29)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Запугивающим весело бывает, ну и приятно видеть, как эффективно работают их "методы".

раскрыть ветку (28)
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, не так. Просто не умеют по другому
раскрыть ветку (27)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я по своим родителям сужу. Там была конкретная цель: напугать и посмеяться.

раскрыть ветку (26)
Автор поста оценил этот комментарий
Мне оказывается повезло с адекватностью. Меня никогда не запугивали. Может они другое имели в виду? Смех тоже бывает защитной реакций? И у вас отец такой серьезный же, я думала ему не до пустяков
раскрыть ветку (25)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Отец нормальный, мама любила пугать. Например, подойти сзади, когда я тихонько уроки делала, схватить за плечи и громко сказать: "Ага! Напугалась?))"

раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий
Жесть. Я все детей учу что так нельзя и меня пугать нельзя. Многие родители кстати и это разрешают , тут я не пойму зачем! А спросите у мамы, ей это зачем надо было? По другому эмоции выразить не могла?
раскрыть ветку (22)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спрашивала.

Внятного ответа нет. Что-то в духе "да ладно тебе всякую ерунду вспоминать!"

раскрыть ветку (21)
Автор поста оценил этот комментарий

Охох, это она на эпилетоида не напала. Такой бы на такую шутку по лбу не думая шлепанул так что пугать в будущем расхочется

Автор поста оценил этот комментарий
Хотя в таких ситуация ребенок почти всегда знает, что его специально запугивают, манипуляция. В рассказе Носова мальчик утрированно простовато наивный.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Не соглашусь. Это явно младший класс. Учительница в этом возрасте - авторитет и обманывать верят ли будет.
Это классу к четвёртому скепсис воспитывается.
Автор поста оценил этот комментарий

Может быть... может, он знал, что если бы тушь была на самом деле очень ядовитой, учительница не позволила бы с кляксой так долго сидеть.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Это похоже на двойные послания. Как тут недавно обсуждали. Если быть идеалистом, то учительница нехорошо поступила. Но не смертельно плохо.
Автор поста оценил этот комментарий

Это приходит с опытом, детей легко обмануть и обвести вокруг пальца и учитель этим воспользовался. Вспоминаю пост про умение хитрить, в комментариях.

http://pikabu.ru/story/regulyarnaya_shizofreniya_4541180

1
Автор поста оценил этот комментарий

Николай Носов свои детские впечатления в книгах отыгрывал, имхо

раскрыть ветку (35)
Автор поста оценил этот комментарий

Хм... а ведь как вариант!

Надо его перечесть еще с этой точки зрения.


Ну а его знаменитые "Фантазеры"?

http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/n-nosov-rasskazi/fantaz...


Сначала дети рассказывают разные небылицы:


– У! А я море мог переплыть!

– Подумаешь – море! Я океан переплывал!

– А я раньше летать умел!

– А ну, полети!

– Сейчас не могу: разучился.

– А я один раз купался в море, – говорит Мишутка, – и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову – и откусила.

– Врёшь!

– Нет, правда!

– Почему же ты не умер?

– А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

– Без головы?

– Конечно, без головы. Зачем мне голова?

– Как же ты шёл без головы?

– Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

– Почему же ты теперь с головой?

– Другая выросла.



Потом к друзьям подходит другой мальчик и начинает критиковать их бессмысленные фантазии:

"– Я мастер, да не такой, как вы. Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

– Какая польза?

– А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел полбанки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

– Значит, из за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка."



По дороге домой мальчики встретили заплаканную Иру и угостили ее мороженым, нафантазировав по ходу дела, что они уже "по десять порций съели", хотя у них денег было только на одну.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вот, опять впечатление, что он добрее Осеевой. И.. демократичнее, что-ли. Хорошие персонажи действуют по совести и не стремятся "дотюкать" плохих. Странное впечатление от эпилептоидного писателя.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Всё-то истероидность ему покоя не даёт!


Первый эпизод там про "ври, да не завирайся", когда они в реплике про оторванную голову начинают в реальности товарища укоренять.


Второй эпизод там нет квалификации происходящего,

мы говорим неправду безо всякой корысти, а ты говоришь неправду из корыстных соображений

мы говорим неправду словами, а ты говоришь неправду словами + совершаешь действия

мы говорим неправду друг другу в лицо, а ты говоришь неправду за спиной человека


В сондиане это просто показать,

мы hy+! и на равных тут как hy+! а ты hy+- cкрывать/показывать

мы hy+p+, из любви к сочинительству p+, а ты hy+-d- из материальной выгоды d-


В третьем эпизоде мальчики компенсируют вред, причинённый Ире другим мальчиком.

Тут тоже нужен разговор с детьми о том, может ли вина, заглаженная другим человеком, искупить вину мамы, которая наказала не разобравшись, и вину брата, который подставил.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, я просто не весь рассказ процитировала - мальчики Игоря укоряют:


"– Значит, из за тебя другому досталось, а ты и рад! – сказал Мишутка.

– А тебе что?

– Мне ничего. А вот ты этот, как это называется… Брехун! Вот!

– Сами вы брехуны!

– Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

- Я и сам не стану с вами сидеть."


Но... довольно странно, надо признать.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так именно, не квалифицируют происходящее.


Тот, кто оболгал другого ради собственной выгоды, он подлец и негодяй. Тот, кто поверил подлецу, - мама Иры в данном случае, - тоже проблемный персонаж.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, как-то без акцента на этом, "брехун" - это совсем другое, и он их "в обратку" брехунами приложил, и разошлись, все.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Почему странно?
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Они, как мне сейчас видится, не довели до конца разговор, не объяснили, что так (подставлять младшую сестру) - это жестоко, непорядочно или нечестно, или не по-мужски. Ольга Викторовна пишет про "не квалифицируют происходящее", вот.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Они дети.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но понятия о том, что так поступать с девочкой нельзя, у них все же есть...

Автор поста оценил этот комментарий
А как вам Остер?)
раскрыть ветку (24)
Автор поста оценил этот комментарий
А вот интересно, дети Остера читают или он больше чувство юмора взрослых щекочет)???
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, дети его не читают)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот и я подозреваю))
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не люблю, когда вместо того, чтобы сформировать детям настройки на "можно и нельзя", им весело и талантливо подают перевёрнутый постмодернистский мир в качестве ориентиров. Есть в этом что-то от гапоновщины, провокаторы не могут не провоцировать.

раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, что Остер скорее для взрослых пишет, хотя и "детское", как бы... Его ведь надо читать под соусом "Уж мы-то знаем..!"

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А вы попробуйте переформулировать любое его стихотворение "на взрослый мир". И вам сразу станет не смешно.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Родился девочкой - терпи

Подножки и толчки.

И подставляй косички всем,

Кто дернуть их не прочь.

Зато когда-нибудь потом

Покажешь кукиш им

И скажешь: "Фигушки, за вас

Я замуж не пойду!"


Да, тут особо и переформулировать не надо, и так тоска берет сразу, вперемешку с ужасом.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

За ним тиражи, не каждый из современников имеет 12-миллионные издания в наше время.

И, думаю, как и Хармс, он останется в культуре как новатор и его имя не забудут.


Дети, кстати, когда с ними читаешь его стихи, смеются. То есть он не назидательный, не дидактический, но понятный детям. Поэтому и пишу про его талант.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Хармс - это да, его я тоже вчера вспоминала. А как вам Успенский?

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Какое из его произведений?

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за комментарий. Тоже рассматривала в книжных яркие обложки Остера, листала. Но был отталкивающий момент. Когда продается и популярно, то не всегда доверяешь своему впечатлению.
раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Он умеет быть милым, когда нужно. В интервью тут

http://www.s-info.ru/star/exclusive/1462/

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот ещё любопытное,


http://izvestia.ru/news/538347

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Первое интервью не показалось симпатичным и обаятельным)
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Семьянин такой. Живёт литературным трудом. Внезапно, в совете директоров банка тоже состоит :)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Нашел человек свою нишу, можно сказать. Приносит деньги и стабильность.
Автор поста оценил этот комментарий
Забавно)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Я читала в 10 лет примерно вредные советы. Помню что очень нравилась книжка. И я ее воспринимала как посмеяться и удивиться, а не как руководство к действию.

Опять-таки, книжка нравилась, потому что сперва ее читали в поезде со взрослыми и смеялись вместе.
Презентация была правильная))
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Может быть, приятные впечатления от совместного путешествия наложились. Для поезда Остер хорош.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку