Индейская война в Русской Америке. Глава II

Автор: Александр Любомирский.

В предыдущих сериях: Индейская война в Русской Америке. Глава I

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Первые выстрелы русско-индейской войны прогремели в несколько неожиданном месте и при довольно случайных обстоятельствах. Хотя индейцы изначально замышляли напасть на русских на острове Ситка, их планы оказались спутаны, после того как у тлинкитской деревни на берегу реки Алсек, впадавшей в Тихий океан, появилась хорошо оснащенная промысловая партия Ивана Александровича Кускова. Кусков происходил из среднего достатка купеческой семьи, проживавшей под Вологдой, но не смог добиться больших успехов в торговле. По молодости лет он набрал много долгов, все его коммерческие предприятия провалились и Иван был вынужден отправиться в Русскую Америку, чтобы рассчитаться с кредиторами. В Российско-Американской компании ему предложили фиксированный оклад в 100 рублей в месяц — по тем временам сумма приличная, кроме того бывший купец мог рассчитывать на солидный процент от добытой пушнины. Кусков с радостью согласился на предложенные условия и во главе большого отряда охотников отплыл покорять берега Аляски.

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Как бы то ни было, утром 19 мая 1802 года группа Кускова из 900 туземных охотников и 10 русских встала на стоянку у устья Алсек, разбив у реки свой палаточный лагерь. Погода стояла плохая, на море бушевало ненастье и охота на пушного зверя шла со скрипом. Добытчикам пришлось задержаться в лагере надолго, чтобы набить побольше каланов, но как и в пасмурном небе, вокруг русской стоянки сгущались тучи. К лагерю промышленников один за другим подтягивались отряды индейцев с ружьями и копьями, обстановка становилась все более недружелюбной. Вскоре, тлинкиты даже отправили в палатку Кускова свое «посольство» которое в грубых и дерзких выражениях высказало русским все свои претензии и обиды. Пытаясь не показывать своих эмоций, Иван Александрович осыпал индейских вождей табаком и подарками, стараясь задобрить их буйный нрав. Но тлинкиты упрямо не хотели идти на попятную. Краснокожие все более распалялись и отказались отступить от стоянки промышленников. Становилось ясно, что они замышляют что-то недоброе…


Сразу после рассвета 23 мая тлинкиты ринулись в наступление. Руководили ими вожди-тойоны с такими звучными индейскими именами как «Павел Родионов» и «Честныга». Открыв по русскому лагерю ураганный огонь из мушкетов, индейцы бросились в рукопашную, но угодив под ответные выстрелы добытчиков, кинулись врассыпную и бежали. Воодушевленные бегством противника, русские отправились в погоню за толпой тлинкитов, на чем и погорели — отступление индейцев было ложным, хитрым тактическим приемом, призванным заманить врага в мастерски подготовленную засаду. Русские и их туземные союзники попали под кинжальный огонь и потеряв 5 человек убитыми и ранеными, поспешно откатились обратно к своим палаткам. Не обошлось без жертв и у тлинкитов — в начале боя они лишились 10 воинов, в том числе и одного знатного вождя.

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Современный пейзаж района реки Алсек


Первый раунд сражения у реки Алсек закончился боевой ничьей, но русские промышленные оказались в тяжелом положении. Тлинкиты оккупировали соседний с лагерем лес и высокие холмы, откуда их «снайперы» расстреливали русских, будто в тире. Ко всему прочему, у отряда меходобытчиков стремительно иссякали боеприпасы, когда у индейцев недостатка в боекомплекте не наблюдалось. Приняв во внимание все эти обстоятельства, Иван Кусков принял разумное решение усадить уцелевших бойцов своей небольшой «армии» на лодки и переправиться на противоположный берег реки, где можно было укрыться за высокой земляной насыпью и поваленными стволами деревьев.


Отступление русской партии проходило в лихорадочной спешке и очень скоро превратилось в паническое бегство. Подвели Кускова его туземные подчиненные— алеуты и чугачи. Поначалу они дисциплинированно грузили в байдарки добытые меха и прочее имущество отряда, но когда вокруг засвистели пули и раздались боевые кличи воинственных тлинкитов, туземцы впали в состояние первобытного ужаса и бросая оружие и припасы бросились к байдаркам, в полном беспорядке отплывая на другой берег. Русские «командиры» не могли остановить бегство аборигенов ни мольбами, ни суровыми угрозами. Кускову пришлось бросить на «тлинкитском» берегу большую часть мехов и отправиться вслед за своими трусливыми союзниками.


К счастью для русских, тактическое решение Кускова организовать оборону на крутом речном обрыве полностью оправдало себя. Тлинкиты, как ни старались, никак не могли прорваться через насыпь, которую удерживали промышленики, метко стрелявшие по индейцам из надежных укрытий. Русские стрелки били наверняка, экономя порох и пули и методично выкашивая индейские ряды. Спорадические столкновения в устье Алсек продолжались еще два долгих дня, после чего, осознав бесполезность дальнейших атак, тлинкиты пошли на мировую. Они выдали русским всех захваченных в бою пленных и разрешили им спокойно отступить в северо-западном направлении — к опорному пункту в Якутате. Зализав раны и оставив в «крепости» своих раненых и заболевших, партия Кускова уже через месяц вновь вышла на промысел.

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Художественная реконструкция Михайловской крепости


Падение Михайловской крепости.


Неудача индейцев с сорвавшимся уничтожением отряда Кускова была довольно обидной, но отнюдь не фатальной. Куда более важно для них было разделаться с Михайловской крепостью на Ситке — одним из главных символов русского колониального владычества на землях тлинкитов. При слове «крепость» перед воображением читателя наверняка предстают высокий частокол или толстая стена, массивные каменные башни с артиллерийскими площадками и прочие грозные фортификационные сооружения. Но ничего этого в Михайловской крепости не было. Она представляла из себя скорее небольшую пограничную заставу, а именно двухэтажную деревянную казарму с балконом, к которой были пристроены две невысокие башенки с бойницами для пушек. Неподалеку от казармы компактно разместились кузница, коптильня, жилой барак и прочие хозяйственные постройки. Постоянное население этой приграничной деревушки составляло 26 русских, несколько английских матросов (дезертиров, сбежавших с торговых кораблей и перешедших на русскую службу), 20-30 кадьякских аборигенов и около 50 женщин и детей. Такому небольшому «гарнизону» и предстояло принять на себя главный удар тлинкитов, которые собрали для нападения сильный отряд из более чем 1500 вооруженных до зубов воинов.

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Схема атаки тлинкитов на Михайловскую крепость


До 9 июня в крепости стояла промысловая партия Ивана Урбанова, численностью около 200 человек, которая в случае чего могла бы усилить состав гарнизона. Зная об этом от своих разведчиков, индейцы терпеливо выжидали момента когда добытчики покинут место временной стоянки и уйдут на промысел. К середине месяца этот момент настал и тлинкиты перешли в наступление на крепость, оставшуюся практически беззащитной.


16 июня краснокожие внезапно атаковали русский форпост сразу с нескольких направлений. Основные их силы с дикими криками выскочили из густого леса, а вспомогательный отряд десантировался с моря на многочисленных лодках-каноэ. Такие внезапные атаки были излюбленным приемом тлинкитов. Однако, застать русских врасплох и перебить их на открытом месте индейцам не удалось — большая часть жителей крепости успела своевременно укрыться в казарме. Среди тех кому повезло меньше был кузнец Герасим Клохтин, которого тлинкиты убили практически сразу же после начала штурма. Кузнечный молот захватил в качестве трофея племянник вождя ситкинского клана киксади, Катлиан. Этот тяжелый инструмент впоследствии стал излюбленным оружием индейского предводителя и фамильной реликвией клана киксади.


Тем временем, тлинкиты окружили удерживаемую русскими казарму и принялись выбивать прикладами ружей окна и рубить топорами двери и стены. В образовавшиеся проемы тут же полетели пули из индейских мушкетов. Русские яростно отстреливались, забаррикадировашись внутри здания. Когда тлинкиты выломали дверь на главном входе в казарму, некий русский артиллерист по фамилии Тумакаев, горячо «поприветствовал» их зарядом картечи из пушки. Этот выстрел разорвал на части двух индейских воинов и легко ранил предводителя Катлиана в бедро, несколько остудив пыл тлинкитов, но судьба крепости была уже предрешена. Ворвавшись внутрь казармы, индейцы перекрыли проход к лестнице, ведущей на второй этаж, отрезав русских от арсенала с запасом оружия и боеприпасов. В конечном счете, двое стариков-тлинкитов взобрались на крышу и подожгли казарму, которая быстро заполнилась едким дымом. Спасаясь от огня, уцелевшие русские бросились наружу, где индейцы захватывали их в плен, или убивали на месте, протыкая копьями.

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

«Большое здание загорелось… и женщины стали выпрыгивать на землю. Молодые люди хватали их прямо перед их мужьями и насиловали их. «Око за око, зуб за зуб» — таков был обычай тлинкитов и потому они желали дать русским прочувствовать, что ощущали тлинкитские мужья, когда их жен насиловали перед ними. Это было мщение. Они убивали даже детей, и так они перебили всех русских, что были в той крепости.» — так повествует о событиях индейское предание.

К закату солнца от Михайловской крепости остались лишь угли, да пепел…


Разгром Ситкинской партии и конец артели Батурина.


Покинув Михайловскую крепость за семь дней до нападения тлинкитов, Ситкинская промысловая партия Ивана Урбанова не сумела избежать столкновения с индейцами. Тлинкиты перехватили ее на побережье пролива Фредерик, совсем недалеко от острова Ситка. Нападение индейцев было внезапным, молниеносным и жестоким — 20 июня, пробравшись в русский лагерь в ночной темноте и не поднимая шума, они перебили почти всех меходобытчиков, многие из которых не успели даже и пикнуть, умерев во сне от остро заточенных тлинкитских клинков. 165 партовщиков, в основном алеутов и кадьякцев, были зарезаны индейцами, сам Урбанов попал в плен, но смог бежать в соседний лес. В лесу он обнаружил еще семерых трясущихся от страха алеутов, вместе с которыми отплыл на байдарках на Ситку. Беглецы надеялись добраться до Михайловской крепости и найти там спасение, но на ее месте они обнаружили лишь унылое пепелище. Только 21 июля 1802 года Урбанов и его немногочисленные спутники доплыли до русского поселения в Якутате, сообщив вышестоящим чинам компании о полном разгроме Ситкинской партии.


Печальная участь постигла и еще один русский отряд — охотничью артель Алексея Батурина и Василия Кочесова, которая примерно за две недели до разгрома тлинкитами Михайловской крепости ушла в длительный поход на север, чтобы заготовить побольше мяса для жителей форпоста. На обратном пути, 17 июня, охотники подверглись нападению большой группы индейцев. Тлинкиты, по своему обыкновению, атаковали с моря, спешиваясь на берег с лодок-каноэ. С охотничьей артелью у краснокожих были особые счеты — по какой-то причине, которую за давностью лет сейчас уже невозможно установить точно, они питали жгучую ненависть к Василию Кочесову. Известно, что Кочесов был русско-алеутским метисом, прирожденным охотником и виртуозным мастером в стрельбе из ружья, возможно, в том числе и поэтому индейцы его так невзлюбили.


Последний бой русского отряда был достаточно коротким, но весьма ожесточенным. Начальник артели, Алексей Батурин, вскарабкавшись по отвесному склону прибрежной скалы, сумел сбежать в густой лес вместе с 5 охотниками, а все остальные партовщики во главе с Василием Кочесовым остались на берегу моря, отбиваясь от наседавших тлинкитов, фигурально выражаясь, до последнего патрона. Однако, силы оказались слишком неравны и постепенно индейцы сломили сопротивление русских. К концу стычки уцелели лишь двое охотников —сам Кочесов и Алексей Евглевский. Оба были тяжело ранены и тлинкиты вскоре расправились с пленниками, перед этим подвергнув несчастных зверским пыткам.


Капитаны спешат на помощь.


Хаос и ужас воцарились на Ситке, где вековые деревья и прибрежные скалы стали немыми свидетелями страшной резни. Тут и там были разбросаны изуродованные тела убитых колонистов, а немногочисленные выжившие бродили по лесам, побираясь дарами суровой северной природы. Не лучше была и доля тех кто попал в индейский плен — большая часть пленников теперь стала рабами тлинкитов. Чугучей и алеутов, русских и кадьякцев, всех этих людей сплотило общее несчастье. Их старая жизнь рухнула, а надежды на спасение оставались призрачными…

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Вождь Катлиан с трофейным молотом захваченным у русского кузнеца


Уцелевших поселенцев выручили англосаксы. 24 июня в Ситкинском заливе появился бриг «Единорог» британского капитана Генри Барбера. Подойдя вплотную к берегу, британцы захоронили тела погибших на руинах Михайловской крепости и взяли на борт нескольких русских и союзных им туземцев, которые завидев европейский корабль выбежали из своих укрытий к побережью, обрадованные неожиданно прибывшей помощи. Уже через три дня на подмогу Барберу и его морякам подоспели еще два судна — парусники «Тревога» и «Глобус», ходившие под флагом Соединенных штатов.


Появление этой небольшой, но достаточно хорошо вооруженной англо-американской флотилии не на шутку взбудоражило индейцев. Вожди Скаутлелт и Катлиан, погрузившись на каноэ, пожаловали на «Единорог», где попробовали подкупить Барбера. Они попросили англичанина выдать им русских, пообещав в обмен хорошо заплатить мехами. Барбер, впрочем, и не подумал идти на поводу у индейских «варваров». Он заковал тлинкитских вождей в кандалы и цепи, потребовав от них немедленно освободить всех русских, томившихся в индейском плену. Если тлинкиты откажутся, угрожал Барбер, то он повесит их вождей прямо на палубе «Единорога.»


Пока индейцы спорили с Барбером и терялись в раздумьях, англичанин решил перейти к более решительным действиям. Сговорившись с капитанами американских судов, он учинил внезапную атаку на индейские каноэ, которые в большом количестве скопились в заливе. Лодки аборигенов были сначала обстреляны из пушек и ружей, а потом взяты на абордаж. В результате этой дерзкой акции в руки к англо-американцам попало еще несколько индейских вождей. Чтобы еще более запугать тлинкитов, Барбер тут же вздернул одного из них на рее. После такого кровавого представления индейцы сразу же стали гораздо сговорчивее и выдали английскому капитану почти всех своих пленников. Всего на борт «Единорога» поднялись 3 русских, 5 уроженцев Кадьяка, 18 алеутских женщин и 6 детей. Удовлетворенный победой, Генри Барбер отплыл на Кадьяк, где передал спасенных в распоряжение Российско-Американской компании, получив хорошее вознаграждение за свои «труды».

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Индейский кинжал и ножны с поясом


Итоги кровавого лета.


Восстание тлинкитов на острове Ситка и в его окрестностях стало поистине эпохальным событием в жизни всего региона. Оно охватило индейские племена общей численностью более 10 тысяч человек проживавшие на территории больше чем в 12 тысяч квадратных километров. Это было крупнейшее вооруженное выступление индейцев за всю историю Русской Америки.


Последствия буйства краснокожих были трагическими для Российско-Американской компании и для всего процесса русской колонизации на Аляске. С минимальными потерями для себя, тлинкиты уничтожили более 200 русских поселенцев, охотников и меходобытчиков, сравняли с землей ключевой форпост на Ситке и лишили колонистов богатейших промысловых угодий. Дальнейшее продвижение русских на земли тлинкитов, по сути, сошло на нет. Баранову и прочим чинам РАК теперь стоило задумываться не о приумножении своих богатств, а о самом физическом выживании Русской Америки. Сам Александр Андреевич так писал об этом:

«Многие храбрейшие, деятельные и отважные собратья наши погибли от рук варваров на Америке…с немалым числом пострадавших союзных и приверженных Компании островных и прочих обитателей. Пропало наличного бобрового роду с 2700 мест (2700 каланьих шкур ) Но более всего то, что…от сего несчастного под Ситкою приключения…может быть и вовсе лишится отечество тех полезных мест, кои великими прибытками и выгодами не только Компании, но и государству нашему обнадеживают»…

Индейская война в Русской Америке. Глава II Cat_cat, История, Индейцы, США, Россия, Российская империя, История России, Война, Длиннопост

Боевой шлем индейского вождя


Иными словами, первый этап русско-индейской войны окончился громкой победой тлинкитов. На огромных пространствах, там где ранее властвовали русские промышленники, установился опасный вакуум, который грозили заполнить ушлые и хитрые торговцы из США и Британии. Возникла реальная угроза того, что все многолетние усилия России по укреплению своих позиций в Северной Америке пойдут крахом. Не желая терять последнее и окончательно отдавать инициативу в руки врагов и конкурентов, Российско-Американская компания без долгих отлагательств начала собирать силы для ответного удара. Индейские шаманы предупреждали вождей — русские обязательно вернутся чтобы отомстить за свое унижение и месть их будет страшной…


Источник: https://vk.com/wall-162479647_128759

Автор: Александр Любомирский. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_262295145

Личный хештег автора в ВК - #Любомирский@catx2, а это наш Архив публикаций за февраль 2020

Лига историков

13.6K поста50.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения