Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

Лавкрафт оказал огромное влияние на современную культуру. Существует даже термин «лавкрафтовский ужас», который обозначает особый подход писателя к построению сеттинга и сюжета. Для него характерны такие темы, как чуждые цивилизации, безумие и иные психологические проблемы, запретные знания, религии и культы, неизбежность смерти. Чаще всего лавкрафтовский ужас встречается в хоррорах, но иногда он проявляется и в других жанрах, включая фэнтези, что придает им новые оттенки. Расскажем о трех недавних циклах, в которых писатели интегрировали элементы лавкрафтовских мифов и стиля в городское или эпическое фэнтези.

«Стальные боги» Замиля Ахтара

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

При написании первого романа своей трилогии Замиль Ахтар вдохновлялся Крестовыми походами и многовековым противостоянием исламского Востока и христианского Запада вокруг Константинополя. На священный город Костани, столицу шахского государства Сирм, давно претендует империя Крестес. Ее военачальник Михей Железный повел армию паладинов на захват города и хранящихся там древних реликвий. Но на защите Костани стоит опытный янычар Кева, когда-то одолевший в бою могущественного мага. Михей и Кева — оба блестящие воины, тяжело переживающие потери близких людей и поклявшиеся добиться своего в этой войне — схлестнутся в ожесточенных битвах за обладание Костани. Но одно дело — захватить город и совсем другое — удержать его. Ведь правление — это искусство нахождения тонкого баланса между интересами империи, церкви, побежденного народа и соседних государств. Все еще усложняется, когда в игру вмешиваются боги.

Мрачный мир «Стальных богов» выписан вполне в духе Лавкрафта. В нем много крови, жестокости и насилия, и нет никакой надежды на счастливый финал. Даже герои, которые изначально имели принципы, постепенно сбиваются с пути и идут на компромиссы с совестью ради идеи, которой одержимы.  А один из главных героев почти сходит с ума и впадает в маниакальное состояние, ослепленный желанием вернуть дочь и получить неограниченную власть. Ахтар подробно описывает психологические переживания и постоянные метания Михея и Кевы, более того, их главы написаны от первого лица, что позволяет читателю примерить на себя происходящее с ними.

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

Однако основной лавкрафтовский мотив в цикле — это темные боги и их взаимодействие с людьми. В этом мире есть самые разнообразные божественные сущности, а также другие существа, например, джинны или ангелы. Но это не привычные нам ангелы, а скорее жестокие и коварные демоны мщения. То же самое с богами — здесь вы не найдете добрых и всепрощающих богов, им нет дела до страданий людей и они не отзываются на их молитвы. А если и отзываются, то только для того, чтобы использовать их в своих целях, например, как марионеток в противостоянии с другими богами. При этом происхождение богов неясно, и теоретически они могут быть инопланетными созданиями (еще одна отсылка к Лавкрафту!) — на это косвенно указывает видение, дарованное Михею одной из богинь.

«Город, которым мы стали» Н.К. Джемисин

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

В мире Джемисин крупные города могут оживать, подпитываясь энергией своих жителей. Они воплощаются в одном человеке, олицетворяющем дух города и получающем необыкновенную силу в его пределах. Но при рождении Нью-Йорка что-то пошло не так. Вместо одного аватара сила города была разделена между шестью людьми — к одному человеку, представляющему весь город, добавилось еще пять — по количеству административных районов. В нормальных обстоятельствах они могли бы постепенно изучать свои способности, но времени на обучение нет. Враг из другой вселенной и его представитель, Женщина в Белом, устраивают нападения на аватаров и обычных нью-йоркцев, чтобы уничтожить город в момент его уязвимости. Шестерка должна объединиться и дать отпор, но Враг хитер и имеет много козырей в рукаве.

Этот роман Джемисин — современное городское фэнтези, которые обычно далеки от традиции Лавкрафта. Но писательница отсылает к нему на двух уровнях. На первом — использование знакомых образов и ассоциаций. Враг, желающий погубить Нью-Йорк, появился из другого измерения, обладает сознанием, чуждым людям, и стремится распространить свою власть и посеять свои плоды по всему миру. При помощи маленьких червей-стебельков он проникает в людей и подчиняет их своей воле. Враг чем-то напоминает Ктулху и в одном из своих воплощений даже имеет щупальца и прячется в глубинах иного мира. История имеет лавкрафтианский размах, и на кону в ней стоят миллионы жизней.

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

Однако Джемисин не останавливается на сюжетных сходствах. Второй уровень обращения к Лавкрафту — это полемика с ним и критика его устаревших взглядов. Враг символизирует богатых привилегированных белых людей, а также черты, традиционно связанные с ними — расизм, шовинизм, нетерпимость. Большинство аватаров — темнокожие или метисы, потому что таково большинство населения в их нью-йоркских районах. А Враг предстает в образе Женщины в Белом — циничной и высокомерной белой женщины, действующей из позиции силы и подчинения, а не сотрудничества. Известно, что Лавкрафт был расистом и особенно не любил Нью-Йорк из-за огромного числа мигрантов. Своим романом писательница старается показать, что у такого мировоззрения нет будущего и что мультикультурный, полный разнообразия и жизни Нью-Йорк обязательно одержит над ним победу.

«Наследие Черного Железа» Гарета Ханрахана

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

Гвердон — не лучшее место для жизни. В бедных кварталах процветает преступность, в богатых алхимики проводят жуткие эксперименты, а в Могильном холме живут полчища упырей. В результате неудавшегося ограбления троица друзей — Кари — воровка с непростым прошлым, Крыс — молодой упырь и Шпат — сын бывшего главаря воровского мира, понемногу превращающийся в камень, — попала в большие неприятности. Дело не только в новом главе бандитов, который, кажется, продал их стражам порядка. Кари начинают посещать видения, Упырь сталкивается со Святой и своими древними родичами, а Шпат должен срочно найти способ приостановить течение каменной болезни. Постепенно события начинают складываться в одну картину, и становится понятно, что город становится ареной противостояния богов.

В «Наследии Черного Железа» город тоже выступает отдельным, и чуть ли не самым важным, персонажем, хотя он и не живой, как в романе Джемисин. Атмосфера безнадежности, опасности, подстерегающие на каждом шагу, старинные места культа и запустение на окраинах — действие цикла Ханрахана могло бы происходить не в Гвердоне, а в Аркхеме или Иннсмуте из произведений Лавкрафта. И так же как у мэтра, в Гвердоне живут не только люди, но и монстры — как рукотворные (например, местная стража — сальники, «люди» из воска), так и появившиеся в результате случайных мутаций или эволюции. Писатель потратил много сил на создание оригинального сеттинга (на английском языке даже есть отдельный путеводитель по Гвердону), и это окупается — погружение происходит быстро и незаметно, при этом не все карты раскрываются сразу.

Фэнтези с лавкрафтовскими мотивами Фэнтези, Темное фэнтези, Городское фэнтези, Ужасы, Говард Филлипс Лавкрафт, Книги, Литература, Что почитать?, Длиннопост, Подборка

С точки зрения сюжета между авторами тоже есть пересечения. Пожалуй, самый яркий референс — это «Ужас Данвича», в котором город тоже терроризировали монстры, а один из героев пытался открыть дверь в другое измерение и впустить оттуда чудовищ, чтобы они уничтожили человечество. Но простого перечисления используемых Ханраханом тропов будет уже достаточно, чтобы составить представление о стиле и направлении мысли автора. В его романах действуют древние боги, которые хотят подчинить себе людей или устраивать кровавые жертвоприношения, есть место и гениальным ученым, работающим над разрушительными артефактами, а за кулисами таятся мастера манипуляций, держащие в кулаке разные части или группировки Гвердона. Мир Ханрахана страшен и разнообразен, в нем никому не хотелось бы оказаться, но читать про него и поражаться фантазии автора — совсем другое дело.

Книжная лига

22.3K постов78.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.