Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1

Автор: Михаил Павлов.

Ельцин, проходимцы, разваливающие наследие славной истории, полный бардак в руководстве, русские деньги за рубежом, сплошная показуха и клюква - напоминает отдельный период истории страны, не правда ли? Неудивительно, что первую российскую команду в Формуле-1 характеризовало все то, что Россия (да и соседние республики) проходила в 90-е. Несмотря на то, что ее деятельность пришлась уже на более сытые нулевые.


В любом виде спорта одним из основных вопросов российской аудитории является "А что там наши?", что, в принципе, естественно. Формулу-1 пытались затащить в СССР ещё с начала 80-х годов, затем отдельные компании спонсировали команды "Большого цирка". Однако, в непростое для страны время ни российских команд, ни российских гонщиков не появлялось. Но начале нулевых годов появились предпосылки для появления команды под российской лицензии.


Для начала небольшой ликбез - для создания новой команды не обязательно возводить всю инфраструктуру с чистого листа. Некоторые придерживаются именно такого алгоритма, однако можно просто выкупить лицензию существующей команды. Это довольно распространенный способ спасения бедовых команд. К началу нулевых годов в затруднительное положение попала команда "Джордан", принадлежавшая одиозному ирландскому бизнесмену, гонщику, комментатору, эксперту, телеведущему, человеку и пароходу Эдди Джордану.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Как дела в качалке?


В 90-е годы "Джордан" был рок-н-ролльной и бесшабашной командой. Несмотря на то, что на титул она претендовала лишь раз, жёлтые болиды всегда были в центре внимания - Эдди регулярно устраивал светские вечеринки, пользовавшиеся успехом у гонщиков и прессы - ещё бы, кто откажется от рек алкоголя и полуголых моделей. А ещё Джордан был знатным выдумщиком - однажды презентация нового болида прошла прямо в ангаре аэропорта, куда во время действа залетел самолёт, привезший новый плод сумрачного гения механиков. Однако, затем для команды настали трудные времена - главным спонсором была табачная корпорация Benson&Hedges, а в Формуле-1 запретили рекламировать табачную продукцию. Деньги потихоньку подходили к концу и "Джорданы" начали откатываться все ниже. Ирландец решил продать команду. Тогда же Эдди познакомился с Алексом Шнайдером.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Здорово, да?


Александр Шнайдер родился в 1968 году в Ленинграде, однако затем репатриировался с семьёй в Израиль, а потом - в Канаду. В стране кленового листа его родители держали русский магазин, а сын тоже вырос предприимчивым парнем. В 90-е он сколотил себе состояние на бартерных сделках - он поставлял украинским заводам качественный ширпотреб в обмен на сталь. Стоимость его товаров была гораздо ниже на международном рынке, однако директора украинских фирм этого не понимали. Затем он создал компанию Midland с аналогичной схемой - только вместо ширпотреба был российский уголь. Фирма быстро получила контроль над крупнейшими металлургическим заводами Украины и России достигла капитализации в 4 млрд. долларов. Компании требовалась эффективная реклама, а Шнайдеру, как порядочному олигарху - игрушка.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Стальной магнат Алекс Шнайдер


Он познакомился с Берни Экклстоуном, который со времён Брежнева мечтал затащить "Королеву автоспорта" в Россию, посколько считал российский рынок очень перспективным. Вот что говорил управляющий партнер «Мидленд Ф1» по России Александр Радунский: «Мы рассматриваем «Формулу-1» как способ привлечения иностранных компаний к работе в России. У меня как у человека, давно уже работающего на российском рынке, равно как и у «Мидленд Групп», есть масса связей здесь, есть что предложить потенциальным партнерам. Так что создание команды – это, скажем так, two way business, способ укрепить позиции как в России, так и за ее пределами». В итоге в 2004-ом году была совершена сделка о покупке Шнайдером "Джордана". Олигарх пообещал, что в скором времени команда закрепится в когорте середняков и выделил 150 миллионов долларов на разработку болида. А ещё назначил Бориса Ельцина на пост маркетингового директора. Да-да, внук.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Строим команду Формулы-1, понимаешь


На тот момент ему было 24 года, он не имел опыта работы и нигде толком не доучился. А почему нет, свежая кровь, понимаешь. Как говорил тот же Радунский: «Борис Ельцин-младший просто по складу своего характера, по способностям – человек, который подходит для этой работы. К тому же ему это интересно. Борис Ельцин – это бренд, от этого никуда не уйдешь. Потенциал, заложенный в нем, надо использовать". Да уж, бренд так бренд, ничего не скажешь. Сам Борис-младший, кстати, основал продюсерскую компанию, которая не выпустила ни одного фильма, а ещё безуспешно пытался построить горнолыжный курорт в Подмосковье, но живёт в общем и целом неплохо.


Так, мы отвлеклись от непосредственно команды. В 2005 году Шнайдер решил, что она откатает сезон под британской лицензией и старым названием, а потом уже сменит название и регистрацию. Однако презентацию она провела вполне по-русски. Я уже заострял внимание на таланте шоумена Эдди Джордана, который всегда умел креативно и ярко подойти к мероприятиям команды. Голые девушки и самолёт во время презентации болида были, конечно, оригинальными мерами, но от того, что устроили новые хозяева команды, челюсть отвисла даже у Эдди.


Для начала, Шнайдер обещал сагитировать на презентацию команды Владимира Путина и тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Естественно, болид должны были показывать на Красной Площади. Затравка уже интересная. В итоге президент и Юрий Михайлович предсказуемо дали самоотвод, но даже без них презентация команды запомнилась надолго. И запомнилась не то, чтобы с лучшей стороны. Для следующих предложений понадобится бинго клюквы о России. Начинаем вычёркивать. Кремль. Красная площадь. Шапки-ушанки. Снег. Люди в форме. Если этого недостаточно - с ними ещё был оркестр МВД, игравший "Славься, славься, русский царь". Не хватало только медведей, честное слово. Особенно непривычно чувствовали себя пилоты.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Выкуси, Эдди!


Кстати, о них. Место в болиде заняли португалец Тиаго Монтейру, который в 28 лет катался в молодежных сериях и самый быстрый из армян индусов Нараин Картикеян, за которого занёс автоконцерн Tata. Тестером стал ВНЕЗАПНО российский гонщик Роман Русинов, ставший вторым в истории российским тестером после Сергея Злобина. В общем, Dream Team.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

«Что мы здесь забыли?»


Итого, у нас есть мощная презентация, конкурентоспособный состав пилотов и Ельцин. Что ещё нужно для успеха? В бой! Болид, построенный опытным конструктором Колином Коллесом оказался надёжным - за весь 2005-ый год он ни разу не сошёл из-за технических проблем - а вот скорость подкачала. Слабее "Джордана" в пелотоне была только одна команда, а Картикеян ещё и регулярно разбивал болид. Коллес и компания, почуяв жареное, свалили, а команда вообще могла не набрать ни одного очка за сезон, но помог случай.


На тот момент поставщиками шин были две фирмы "Бриджстоун" и "Мишлен". Большинство команд пользовались "Мишленом", однако "Феррари" и "Джордан" предпочитали другие шины. На Гран-При США 2005 франузская компания привезла крайне ненадёжные шины, которые лопались прямо во время заездов. Выпускать 14 автомобилей на таких шинах было невероятно опасно. Однако, компромисса между Федерацией, шинниками и командами найдено не было. В итоге перед началом гонки все команды с шинами "Мишлен" уехали в свои гаражи, а на старт вышло всего 6 машин - из команд "Феррари и Минарди" и наши герои. Под предсказуемый, в общем-то, свист публики, первые два места заняли красные болиды, а третьим приехал.....португалец Тиаго!

Этот подиум был настолько неожиданным, что португалец ещё долго не уходил с церемонии награждения, танцуя и поливая народ шампанским. А ещё он стал первым португальцем в истории, попавшим на подиум в Формуле-1. В принципе, за исключением этого случайного подиума "Джордан" набрал только одно очко за сезон-2005.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Новая ксива, новые колеса и далее по тексту


В следующем сезоне команда официально стала российской и получила название "Мидленд". Как сказал Шнайдер: "Когда мы выиграем, на подиуме будет звучать гимн России". Все ждали, что боевым пилотом станет Русинов, но его прокатили, и вместо сумасшедшего индуса взяли голландца Кристиана Альберса. Название новое, а повадки старые - за две недели до начала предсезонных тестов компания "Даллара" отказалась строить болид для команды, и в итоге пришлось дорабатывать прошлогодний, и так не особо быстрый экземпляр. Делал это Джеймс Ки - один из наиболее квалифицированных инженеров Формулы-1. Однако, из букв А, П, Ж и О слово "вечность" составить нельзя, поэтому все закончилось весьма предсказуемо - команда не набрала ни одного очка.

Ельцин, русский царь и индусы - как развлекалась первая в истории российская команда Формулы-1 Cat_cat, История, Россия, Гонки, Автоспорт, Формула 1, Видео, Длиннопост

Альберс и болид «Мидленда», пасущийся на лугу


Два раза пилоты столкнулись друг с другом, а под конец команда ещё и схватила бан за нелегальную аэродинамику. Шнайдер все понял ещё до конца сезона.

Fail


Главная его ошибка состояла в том, что российская принадлежность команды позволит привлечь инвесторов и фанатов. Однако, российские компании не особо интересовались гонками, а если и проявляли интерес, то спонсировали другие, более конкурентоспособные команды. Так МТС спонсировали "БМВ-Заубер", Мегафон - "Рено", а "Лаборатория Касперского" - "Феррари". С фанатами тоже не вышло, ибо кроме лицензии команду с Россией ничего не связывало. Алекс потерял 200 миллионов долларов, и если в начале сезона он кормил общественность обещаниями борьбы, то уже в его середине начались переговоры о продаже команды. В сентябре лох покупатель был найден - им стал глава голландского концерна Spyker cars Михел Мол, отдавший за команду 106 миллионов долларов. Первая в истории российская команда, наконец отмучилась. Следующая попытка будет через четыре года. Спойлер: она будет не только безуспешной, но и трагичной, причем вдвойне.


Между прочим, после ухода канадских украинских российских денег команда не стала одним из лидеров пелотона. Пилоты голландской уже команды уезжали с пит-стопа прямо с заправленным шлангом и почти всегда финишировали на дне. Через два года команду купил индийский олигарх Виджай Малья. Под его руководством команда преобразилась: за восемь лет завоевала более 10 подиумов, а несколько раз даже боролась за победу. Однако, у Мальи начались проблемы с законом, а совладелец команды сел в индийскую тюрьму. В результате команда перешла на внешнее управление и была куплена канадским олигархом Лоренсом Строллом. Сейчас за команду ни капли не по блату выступает его сын Лэнс. Я говорю - место проклятое. А вы все: руки из задницы, руки из задницы......


Источник: https://vk.com/wall-162479647_110532

Автор: Михаил Павлов. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_265113520

Личный хештег автора в ВК - #Павлов@catx2,  это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения