Драка на похоронах, или история гладиаторов

На протяжении всей своей истории люди всегда находили как развлечься.
Начиная от театра и скачек времен античности, и вплоть до публичных казней и сожжений, столь любимых средневековой публикой.

2000 лет назад в Древнем Риме возникла целая индустрия развлечений, завязанная на боях среди залитых кровью арен. А главными действующими лицами на них выступали наши сегодняшние герои - гладиаторы.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Итак, 264 г. до н.э.
Сыновья известного патриция - Децима Юния Брута, - выставляют на тризне своего отца 3 пары бойцов. Нельзя сказать что они были первыми, просто этот случай был первым из задокументированных.

Еще во времена этрусков были известны ритуальные бои на похоронных церемониях, о них мы знаем из рисунков в этрусских гробницах. И хотя сами этруски канули в историю, - обычай остался.

Так что, когда сыновья Брута устроили по сути битву на похоронах, - это было не чудачеством, а своего рода данью традиции. Подобные мероприятия не обязательно проходили после кончины правителя. Проводить бои мог любой кто был в состоянии их оплатить.

До конца II в. До н.э. бои проводились только во время погребальных церемоний, и на тот момент имели характер более религиозный, чем развлекательный, а развлекались римляне скачками и сценическими представлениями.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Со временем бои стали проводиться чаще, а их оформление становилось все дороже. Популярность мероприятия так выросла, что нередко люди сбегали прямо с театральных представлений, только заслышав что неподалеку проводится munus (или munera во множ. числе), как назывался сам обряд.
Если в 216 г. до н.э. сражалось всего 3 пары бойцов, то через пол века меньше 20 пар уже было даже как-то неприлично.

На рубеже II и I в. до н.э. бои, - это уже чисто публичное представление. Их назначают народные трибуны для увеселения толпы, без оглядки на то, помер кто-то или нет. Хотя богатые патриции вполне могли и самостоятельно проводить munus, были бы средства. Известно так же, что уже в эти времена на арене оказывались и женщины. Первые бойцы экипировались так-же как и римские солдаты, - шлем, щит, кольчуга...хотя последнюю вскоре забрали, ибо нечего защищаться когда нужно зрелище покровавей.

Посколько Рим регулярно с кем-то воевал, - недостатка в бойцах не было. На арену отправляли пленных, рабов, которые чем-то насолили своим господам, и даже наёмных свободных граждан.
Существовало несколько школ бойцов, самой знаменитой из которых была школа в Капуе, берущая своё начало еще со времен этрусков. Именно отсюда родом знаменитые гладиаторы самниты.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Вообще самниты, - это племя обитавшее у восточной части Аппенинских гор, еще до конца III в. до н.э. покоренное римлянами.

Впервые они стали гладиаторами после своего восстания в 90 г. до н.э. Луций Корнелий Сулла, - а именно он и разбил восставших - отправил пленников прямиком на арену, где те имели ошеломляющий успех, не в последнюю очередь благодаря своему внешнему виду.

Насмотревшись на сражение настоящих воинов, - требования людей к уровню сражений резко возрасли. Толпе было уже не слишком интересно смотреть как 2 хромых раба ковыряют друг друга кинжалами, ей нужно было мясо. За самнитами на арене стали появляться фракийцы, за ними галлы и т.д. Новые люди несли с собой свою манеру ведения боя и свое снаряжение. Появлялись всё новые типы бойцов, которых вот уже несколько десятилетий как стали называть гладиаторами. Когда настоящий самнит, фракиец или галл погибал или уходил в отставку, - его снаряжение переходило по наследству новому бойцу, который наследовал также и прозвище, хотя мог уже и не являться ни самнитом, ни фракийцем и ни галлом.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

К 75-му году до н.э. гладиаторские бои превратились в состязания профессиональных воинов, которых долго обучали и снаряжали.
Убивать таких бойцов было уже дороговато. Конечно, рабы и дальше погибали на арене пачками, но для профессиональных бойцов появился шанс уйти с munus живым даже в случае поражения. Гладиатор, чувствуя что проигрывает, мог отбросить щит и поднять вверх левую руку в знак капитуляции. После этого его жизнь зависела от организатора игр. Если организатор считал, что человек сражался бесстрашно и достойно, ему даровался missus, т.е. помилование, и боец мог покинуть арену живым.

Вместе с появлением обычая помилования смертность среди гладиаторов значительно упала. Появились бойцы которые сражались на арене годами. Возникли familia gladiatoria, — труппы гладиаторов.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

По сути это были школы, возглавляемые человеком, который назывался lanista. Ланиста сдавал гладиаторов в аренду человеку, организовывающему мунус. Для патрициев это было гораздо выгоднее чем самостоятельно содержать целую школу. Хотя богачи часто содержали рядом гладиаторов - в качестве охраны, наёмных убийц или просто для престижа.
Так, к середине I в. до н.э. гладиаторские бои уже полностью сформировались в том виде как их вспоминают сегодня.

В это же время бои становятся полноценным инструментом борьбы за власть. Ведь самым надежным способом получить голоса на выборах было развлечь толпу. И игры прекрасно с этим справлялись. Возрастает количество игр, которые все еще формально проводятся в честь кого-нибудь из знаменитых почивших патрициев, хотя сам бой и дату смерти могло разделять сколько угодно времени.

Сами же игры становятся все изощреннее, - в 79-м г. до н.э. Гней Помпей выводит на арену слонов (хоть и не без происшествий), а двадцатью годами позже Юлий Цезарь устроил масштабнейшие игры, в которых принимали участие 320 пар бойцов, облаченных в доспехи из чистого серебра (разумеется, часть их потом распродали фанам, а остатки - переплавили).

Немногим позже, в 46-м г. до н.э., уже будучи диктатором Рима, Цезарь устраивает Великие игры, на которых задействует сразу несколько новинок: во-первых, впервые на арену отправили сражаться на смерть 2-х сенаторов (врагов Цезаря конечно-же)), во-вторых, - сама арена где проходило сражение стала располагаться на платформе, из под которой на сцену оперативно подымались дикие звери и новые бойцы, в третьих - именно Цезарь проводит первую навмахию, т.е. морское сражение.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Цезарь отправил целую армию рабочих на Кампус Марциус, или Марсово поле, чтобы те выкопали и соорудили там искусственное озеро. Оно было неглубоким. т.к. тогдашние корабли не имели большой усадки, и воссоздавало давнее сражение между Египтом и Тиром, одним из покоренных Римом городов. В побоищи участвовало 3000 человек и 12 кораблей. Невиданное доселе шоу подарило Цезарю без преувеличения власть над сердцами толпы, а значит и над Римом.

Огромное количество гладиаторов предполагало множество школ. Как они были устроены?

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Жили бойцы в небольших коморках размером с половину кухни в хрущевке, без окон и мебели. Исключением могли быть знаменитые гладиаторы, многократно побеждавшие на арене, - у таких могли быть даже свои покои, где они жили с женой и детьми. Главным сооружением в школе был тренировочный плац, несколько напоминающий арену. Вокруг плаца располагались бараки, кухня, тюрьма...и морг.

Персонал состоял из преподавателей, поваров, кузнецов, врачей, массажистов и конечно-же надзирателей (при этом часто персонал состоял из бывших гладиаторов, либо вышедших на пенсию, либо из-за каких-либо увечий не способных более выходить на арену). Основой рациона бойцов была ячменная каша. За непослушание гладиаторы отправлялись в тюрьму, где их могли заковывать в цепи, пытать калёным железом или сечь плетьми. Обучение для бойца начиналось с выбора "специальности", которую определял учитель после наблюдения за тем как новичок наносит удары различными типами оружия по манекену.

Тренировки проводили со специально утяжеленным оружием, развивая таким образом выносливость. Выживание бойцов было в интересах ланисты, потому он следил чтобы они были накормлены, здоровы, и регулярно посещали массажиста. Хотя тот же ланиста в любой момент мог (и конечно же делал это регулярно) их продать в частную охрану, на проведение munus у какого-нибудь патриция, или даже предоставить богатой римлянке бойца как продажного любовника.
Обучение гладиатора включало навыки не только обращения с оружием, а и актёрского мастерства. Ведь важно было не только победить, а и сделать это красиво, дать толпе шоу, заработать ее любовь.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Тогда, в случае поражения, такой боец мог рассчитывать на missus. Прошедший 2 года обучения и 3 года боев гладиатор имел шанс освободиться - получить деревянный меч rudis. На арену такие воины выходили только добровольно. Ланисты и патриции были готовы платить большие деньги за возвращение на арену всенародных любимцев, и те часто поддавались уговорам. Заработанные деньги гладиатор мог тратить как считал нужным, хотя чаще всего они уходили на выпивку или проституток.

Во времена ранней империи, сражения на арене позволяли императорам избавляться от военнопленных, преступников и политических соперников в поистине промышленных масштабах.
Известен случай когда преступников разделили на 2 когорты по 700 человек, и заставили драться друг против друга, избавившись таким образом сразу ото всех.

В гладиаторские школы люди попадали разными путями, - не только через войны или преступления, на арену попасть можно было даже уже будучи осужденным например к рудникам, - лишь бы здоровье позволяло).
Осуждение к боям на арене называлось ad gladium , т.е. "к мечу".

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Если же бойцов вдруг начинало не хватать, законы могли и пересмотреть, отправляя на арену людей за преступления, ранее подобного наказания не предусматривавшие.

Свободных граждан старались отвадить от поступления в гладиаторы, как всеобщим презрением к этой профессии, так и мизерным жалованием. Гражданина, добровольно ушедшего на арену считали ничем не лучше раба. Хотя был особый вид бойцов, которых все вышеперечисленное не смущало, - императоры.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Нерон, Калигула, Коммод, - все эти императоры были непрочь выступить на арене, чтобы приобщиться к славе знаменитых гладиаторов и потешить толпу.
Бои эти проходили по разному.
Нерон к примеру выходил пострелять из лука по зверям, в полной безопасности (кроме одного случая со львом).
Калигула же хорошо владел оружием и был весьма кровожаден, сражаясь на арене в обличии фракийца, и зачастую давая знать о том кто скрывался под маской только после окончания боя. Коммод первые годы выходил на арену лучником, но после что-то с ним случилось, и император стал казнить людей за малейшие провинности. Коммод любил сражаться с боевым оружием против соперника с деревянным, не оставляя последнему никаких шансов.

Что касается типов гладиаторов, - их было великое множество и, как говорилось выше, - вооружение и стиль ведения боя часто заимствовались у конкретного народа - самнитов, галлов, фракийцев и т.д.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Десятки вариантов доспехов роднила общая особенность, - торс почти всегда оставался открытым: во-первых потому что толпа любит кровь, во-вторых, - с голым торсом меньше шансов что в открытую рану попадут частички одежды что может спровоцировать загноение.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Сражались воины босиком, для лучшего сцепления с песком на арене. Противников подбирали так, чтобы сражение было более-менее на равных, при этом сражения между гладиаторами одного типа практически никогда не проводились.

Во времена империи масштабность игр все возрастала, хотя ничего принципиально нового (на манер слонов или движущихся платформ), уже не выдумывали. На то была простая причина - исчезла конкуренция.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Если раньше креативность в организации игр была решающим фактором в наборе популярности, то во времена империи игры проводились только с подачи императора и всегда от его имени.

Отличились пожалуй только Клавдий и Нерон.
Первый, - устроил навмахию с участием более 19 тыс. человек, посадив их на корабли из невысушенной древесины и расставив вокруг озера, где происходило действо - целую армию с катапультами чтобы не дай боги, кто-то из будущих жертв не сбежал. Воины не спешили вступать в бой и Клавдий сам начал уговаривать их угрозами и обещаниями свободы для победителей (успешно - правда не для них...).

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Второй - в 57-м г. распорядился построить на Марсовом поле новый деревянный амфитеатр с водопроводом. Арену в этом сооружении можно было за считанные минуты наполнить водой, и с такой же скоростью осушить.

Помимо гладиаторских поединков и навмахий, арена часто была местом проведения венацио, - сражений с дикими животными. Участие в этом принимали две категории людей: бестиарии и, собственно, венаторы. Судя по большинству источников, первые - были охотниками, которые работали с животными уже на сцене. Вторые ухаживали за животными, кормили их и проводили непосредственно к месту представления (хотя есть мнение что и наоборот – «Гладиаторы» Маттьюз Руперт).

Под "работали" далеко не всегда подразумевалось убийство. Некоторых экзотических зверей просто показывали публике, некоторых, - например собак и обезьян - обучали трюкам которые те охотно демонстрировали. Устраивались различные гротескные представления, на манер скачек на пони между карликами. Впрочем, римляне не были бы римлянами если бы здесь обошлось без кровищи. Часто на арену выпускали хищника и травоядное животное, чтобы наблюдать за охотой, или же сковывали двух животных одной цепью - что обязательно провоцировало сражение.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Сами же венаторы часто сражались на арене как с хищниками (львами, тиграми и т.д.), так и с крупными опасными травоядными, - носорогами, турами т .д. Существовала разновидность охоты на животных в окружении, приближенном к естественной среде обитания животного, - для этого арена заставлялась деревьями, вырывались небольшие озера и в такой обстановке венаторы охотились на зверей до полного их истребления.

Использовались арены и для казни осужденных на смерть преступников, которые назывались нокси.
Фантазия у римлян была занятная, - потому и казни нокси они обставляли необычно. Везунчикам могли просто отрубить голову или заколоть - но такую быструю смерть толпа не любила.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Осужденных бросали на растерзание хищникам, которых до этого несколько дней травили голодом, или выставляли на бой с опытным гладиатором, или же использовали в постановках мифологических сюжетов.
Так например, при постановке легенды о Дедале и Икаре, - двум нокси на спину цепляли крылья, и запускали их подвешенными за веревку с одного края арены на другой. Когда осужденные оказывались над центром амфитеатра, - веревка перерезалась и нокси падали на землю. А если они выживали - чтож, в клетках всегда достаточно голодных зверей...

Впрочем, популярность игр заключалась не только в кровожадности толпы, - не даром знаменитый клич звучит как "хлеба и зрелищ". На играх малообеспеченные римляне могли получить лишнюю пайку хлеба, что было более чем важно с учетом постоянного риска голода в городе вплоть до времён империи.
В более поздние времена зависимость эта лишь усиливалась, ведь Рим сам по себе практически ничего не производил, а существенная часть населения (1/4 или 1/3) жила на продуктовых подачках от правительства. Как только у империи начались проблемы с продовольствием - население города (которое было ок. 1 млн. к I в. до н.э.) начало стремительно таять.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

Слово арена прозвучало уже 25 раз, и скорее всего с ним у большинства возникает одна и та же ассоциация, - Колизей. Колизей так прочно связан с гладиаторами, что сложно представить что все те сражения о которых говорилось выше - проводились вовсе не в нем.

Когда munus был еще погребальным обычаем, - битва происходила прямо на месте захоронения. Во времена республики популярным местом сражений был форум, ну или Цирк Максимус если планировалось что-то уж совсем эпическое (как у Помпея со слонами).

По сути, первым специализированным строением под гладиаторские бои был амфитеатр в Помпеях, который построили ок. 80 г. до н.э. Амфитеатров было довольно много и разбросаны они были по всем крупным городам империи. Все они имели форму эллипса, похожее расположение трибун и двое ворот внутри, - через одни на сцену выходили живые, - через вторые уносили мёртвых.

Знаменитый Колизей был построен вместо сгоревшего в 64-м году деревянного амфитеатра, между 72-80 годами, по приказу императора Веспасиана. Занятно, что своё название Колизей (т.е. colossus "огромный"), - амфитеатр получил уже после падения Римской Империи.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

По сравнению с предыдущими амфитеатрами, Колизей получил несколько улучшений: императорскую ложу, пронумерованные места, а так же крышу (велариум), - почти как на современных стадионах!
Крыша представляла собой гигантский тент, сделанный из парусины или кожи, который поддерживался с помощью веревок и деревянных шестов. Как функционировал велариум, точно не известно, но управляли им специально отобранные моряки.

Гладиаторские бои оставались популярнейшим событием на протяжении веков, и только в IV в., постепенно пошли на убыль. Влияли на это как распространение христианства, так и дороговизна самих мероприятий. К тому же игры все реже могли гарантировать власть, ведь в поздней империи власть давала уже не толпа или сенат, а армия, которая часто сажала на трон своих императоров. Еще император Константин в начале IV в. издал указ о запрете игр, но закон этот часто нарушался, а после смерти императора, был надолго позабыт.

В 404 г. произошло событие, которое стало своего рода вехой в истории гладиаторских поединков. В начале сражения с трибун на арену выбежал христианский монах - Телемах из Малой Азии. Он рассчитывал образумить бойцов и отговорить их сражаться. Толпе это явно не понравилось, - и она вывалилась на арену следом.
Началась потасовка, в которой Телемах погиб. Узнавший о происшествии император Гонорий запретил игры в Риме, хотя в других городах они всё еще могли проводиться.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

В начале V в. Риму уже откровенно не до игр, - многие регионы откололись, а по внутренним территориям страны бесконтрольно снуют варвары.

Тем не менее, последние упоминания сражений на аренах датируются 440 г. Видимо, игры еще устраивались отдельными консулами. Вскоре после этой даты кровавое представление, длившееся на протяжении семи веков, как и его бессменные участники - гладиаторы, исчезают со страниц истории.

Драка на похоронах, или история гладиаторов Гладиатор, Древний Рим, Колизей, Видео, Длиннопост

p.s. Индия не забыта, и пост, и ролик по ней будут. Надо ж довести до ума.


p.p.s. Данный ролик и пост были рождены в тяжких муках бесконечных ошибок рендера Premiere Pro.

Буду очень признателен за распространение сего произведения среди ваших друзей / знакомых, которые интересуются подобной тематикой)

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения