Доминион (1)

Доброго времени суток, уважаемые!


Сегодня мы окунёмся в историю западного мировоззрения. Когда-то краеугольным камнем его была христианская вера. Эти времена прошли. Значит ли это, что христианство исчезло из головы обыкновенного европейца? Нет.


Знакомьтесь: Том Холланд. Нет, это не голливудский актёр, а известный автор и историк, родом из Британии. Пишет в основном про средневековье и древности, причём как художественные романы, так и нон-фикшен. Его книжка "Доминион. Становление мышления Запада." вышла пару лет назад, став бестселлером. Её уже издали на русском, потому желающие могут ознакомиться. В целом это произведение монументального охвата, сколь же интересное, столь же требовательное к читателю.

Доминион (1) Книги, Рецензия, История, Религия, Древняя Греция, Древний Рим, Иудаизм, Древний мир, Философия, Длиннопост, Нон-фикшн

Автор начинает с того, что говорит о непохожести наших современников на античных предков. Древние восхищались силой и богатством и презирали лузеров по жизни. А кто были лузеры? Рабы да преступники в первую очередь. Тащить перекладину (ага, подними-ка, попробуй, весь крест) на себе, висеть голым на кресте, с гвоздями в руках и ногах, не имея возможности отбиться от прожорливых падальщиков ещё при жизни - что может быть позорнее? Но времена меняются. Если первые дошедшие до нас изображения распятого Христа изображают нам чуть ли не олимпийского атлета, то современные распятия вызывают у зрителей в первую очередь жалость. Эту жалкую жертву не презирают, а почитают.

Доминион (1) Книги, Рецензия, История, Религия, Древняя Греция, Древний Рим, Иудаизм, Древний мир, Философия, Длиннопост, Нон-фикшн

Распятие начала пятого столетия.


Как так получилось? Чтобы ответить на вопрос, нам придётся вместе с автором занырнуть на пару тысячелетий вглубь прошлого.


С начала времён мысль о том, что власть правителя может быть столь же благотворной, как и божье правление, согревала сердца сильных мира сего. Ещё Хаммурапи объявил себя облечённым божественным мандатом "осуществлять правление справедливости в стране и уничтожать зло и злодеев, чтобы сильный не вредил слабому". Персидские цари видели себя во главе мировой борьбы за правду против презренных лжецов. На стороне света против тьмы. Их царство служило зеркалом для небесных событий, где Ахурамазда вечно борется с Ангра-Майною.


Греки - те смотрели на это дело по-своему. Аристофан изображал персидского посла, носящим огромный глаз на голове и говорящим тарабарщину. Их богов трудно посчитать правдолюбами и вообще приличными людьми. Великолепный Аполлон слепил жертв своего насилия блеском своей колесницы. Он не только играл на божественной лире, но и стрелял из своего серебряного лука стрелами с чумными наконечниками. Попробуй ляпни что-нибудь, не подумав, как это сделала Ниоба! Вмиг Аполлон в паре с сестрицей Артемидой истребит твоё потомство...


Неудивительно, что таких богов следовало постоянно задабривать почитанием и жертвами. Или вот Зевс - тот уже давно не участвовал в пиршествах со смертными, а всё более спускался с небес, чтобы насиловать кого-нибудь поприятней. Плоды его забав - древние герои - от души порезвились на полях сражений, оставив от блестящей Трои лишь груду развалин. Кто читал Илиаду, тот сможет легко сказать, чем восхищались древние. Красота в их глазах сопутствует насилию. Физическое совершенство и моральное превосходство - неразделимы. Тот великолепен - кто победил! Потому и боги не гнушались спуститься с Олимпа, чтобы принять участие в борьбе под небесами, и смертные любили организовывать всевозможные состязания.


Снедаемые страстями боги не занимались законотворчеством для людишек. Граждане полисов полагались вначале на обычай, потом на демократию. Но, помимо законов, писаных человеком, древние греки имели представление о трансцедентной, божественной истине, к которой следует стремиться. Наиболее пытливые из них так и делали, став философами. Они пытались разрешить противоречия между гнусными повадками богов и бессмертным моральным законом и отыскать совершенный порядок вещей.


Вечная истина движения звёзд определялась, по словам Аристотеля, верховным Разумом. До этого Разума не достучаться простому смертному. Но установить его законы - посильная задача. Этим законам природы должно повиноваться человеческое общество. В процессе своих поисков, проводимых с рвением анатома, Аристотель пришёл к выводу: когда кто-то повелевает, а кто-то повинуется - это не только необходимо, но и целесообразно. Прошли годы. Его ученику предоставилась возможность править Афинами. Деметрий Фалерский действовал в согласии с аристотелевым представлением о слабых мира сего, лишив бедняков избирательных прав. Афиняне были склонны тогда обожествлять своих правителей, но когда нашего Деметрия сменил другой, они с радостью переплавили его статуи на ночные горшки и стали почитать "сменщика". А Фалерский пришёлся ко двору Птолемеев и прославился основанием Александрийской библиотеки.

Доминион (1) Книги, Рецензия, История, Религия, Древняя Греция, Древний Рим, Иудаизм, Древний мир, Философия, Длиннопост, Нон-фикшн

Деметрий Фалерский


Время шло дальше. Новые народы принимали эстафету власти. Римляне старались согласовывать свои завоевания с мировым порядком. Помпей перед походом на восток заехал к Посидонию, чтобы узнать, как согласуется его начинание с естественным законом. Стоики, к которым принадлежал и Посидоний, считали, что Логос, то есть Слово, пронизывает мироздание. Таким образом природа сама становится божественной. Потому если мы живём в согласии с природой, то и с богом тоже. Каждый из нас способен различать хорошее от плохого. Эта божественная искра была названа стоиками совестью. Всё что случается - случается к лучшему. Римским завоевателям, таким, как Помпей, это было по душе: их власть таким образом явилась проявлением естественного мирового порядка.


Напутствие Посидония "всегда сражайся смело, провосходя других" пришлось полководцу по душе. Будущее принадлежало сильнейшему. Просле трёх месяцев осады Храмовая гора была взята, и Помпей вошёл в Святую святых по праву победителя. Что же он там нашёл? Посидоний предполагал, что там должна быть золотая ослиная голова. Другие спекулировали насчёт каменного всадника на осле или раскормленного пленника для священной трапезы. Но увы. Полководец нашёл там лишь каменный блок на полу.


Помпей мог написать законы побеждённым, но те требовали для себя статус, который не мог быть предоставлен никакой империей. Наследникам Авраама была обещана не только Земля Обетованная, но и вся слава земная, и покровительство Господне. При условии соблюдения Завета, конечно.

Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:

благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,

а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдёте вслед богов иных, которых вы не знаете.


Второзаконие. 11-26.

Всем известный метод кнута и пряника. Он работал, этот метод. Прошли сотни лет после строительства Соломонова Храма. Народ подраспустился. Четыре сотни лет неповиновения Господу привели к тому, что сначала ассирийцы завоевали десять из двенадцати колен Израилевых. Ну а затем настал черёд остальных, которых угнали в Вавилон после падения Иерусалима в 587 году до нашей эры. От Храма остались одни руины. После, когда персы, завоевавшие в свою очередь вавилонян, разрешили иудеям вернуться, новый выстроенный Храм был бледной тенью старого. И Ковчег Завета из Святой святых, он исчез. На его месте поставили тот самый каменный блок в пустой комнате.


То, что Помпей благосклонно обошёлся с побеждёнными, нисколько их не утешило. Это было снова наказание Господне за неправедность. Но для большинство евреев не впало в отчаяние. Для них Храм, как и синагоги по всему цивилизованному миру, остались средоточием еврейской жизни. В них по-прежнему читали пять свитков Торы и прочие писания, которые стали известным далеко не только лишь евреям. Не кто иной, как Деметрий Фалерский отправил из Александрии в Иерусалим комиссию для перевода еврейских священных писаний. Сам Деметрий называл их "философскими, безупречными и священными". У римлян была их власть, у греков - философия, у персов - их порядок и истина. Но это всё не то. У избранного народа был Господь. И не было иных, кроме него.


Величественные монументы в честь Мардука не сломили дух пленников Вавилона, которые заботливо передавали предания о сотворении мира единственным, настоящим Богом. Книга Бытия открывает Тору.

И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма.


Бытие. 1-31.

Но вот закавыка: если так всё хорошо, как объяснить все лишения наши? Понятно как: наказание за грехи. Первой была Ева. На страницах Ветхово Завета можно найти немало свидетельств того, как Господь наказывал свой народ за отступничество. Знакомый мотив повторяется многократно: измена-наказание-раскаяние. Единый Господь имеет множество совершенно разных сторон: он и воин, и благодетель, и властелин неба и земли, и созидатель, и разрушитель, и король, и пастух, и садовник, и гончар, и судья. И имён у него несколько - Иегова, Шаддай, Эль. Естественно предположить, что всё это - описания Одного.

Кто, как Ты, Господи, между богами?


Исход. 15-11.

А не эхо ли это давних времён, когда Иегова был один из многих? При всём старании священников и писцов, им не удалось до конца стереть следы былого почитания бога грозы, почитаемого в форме быка. Само имя Элохим - имеет окончание множественного числа. Вот и в Псалмах говорится:

Бог сидит во главе великого собрания: он решает среди богов.


Псалом 82-1

Должен заметить, что выше я процитировал из английской версии. В синодальном переводе оно по-другому:

Боже!

Похоже, православные отцы дочистили то, что осталось после раввинов.


Ладно Ева. Но вот Иов? За что он потерпел лишения? Если Господь всемогущ, он ведь должен быть и справедлив. Ответа на этот вопрос священные писания не дают. Похоже, он нам недоступен. Пути Господни неисповедимы. Так и римское завоевание Палестины не стало в глазах евреев однозначным свидетельством их грехов или слабости Иеговы. Трагический конец Помпея укрепила их в мысли о всемогуществе их бога, который вывел их из Египта. Бога, который начертал своим пальцем на моисеевых скрижалях Десять Заповедей. Бога, который дал им свой Завет, то есть Договор между им и избранным народом. Скрижали с Заповедями лежали в Ковчеге в Святой Святых до вавилонского плена. Ну а после на его место поставили тот самый каменный блок, найденный Помпеем.


Священное Писание не только объясняло евреям прошлое, но и возвещало будущее. В котором наш мир будет разрушен, а потом будет новое начало.

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.


Исаия 11-6

В этом новом мире будет править Божий Посланник. Или Мессия. Или Христос.


В свете турбулентных событий того времени Конец Света виделся близок, и Мессию ждали особенно нетерпеливо. Римская оккупация не поколебала убеждённость евреев в божьем Завете. Более того, понятие о вездесущем и всемогущем Боге проникло и в умы римских мыслителей того времени. И если пророк Исаия пообещал божью любовь каждому, который "соединится с Господом", то таких в Риме хватало, и совсем необязательно обрезанных. Вопрос о том, кто есть Господь: Бог еврейского Завета или создатель всех людей, назрел. Быть может, поглощение евреев в универсальную Империю Августа, Сына Бога Аполлона, послужило знаком о неминуемом исполнении его плана не только для избранного народа. Но для всего человечества.

Книжная лига

22.2K постов78.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.