25

Длиннопост про то, как реально влияют блокировки

Так уж вышло, что моя деятельность плотно связана с интернетом практически с момента его появления в РФ. Думаю, многие тут вспомнят вебплас, занятую линию, скидки по ночам из-за чего половина школьников ходила с синяками под глазами из-за вечных недосыпов.

Интернет по карточкам уже был, не надо его возвращать

Интернет по карточкам уже был, не надо его возвращать

Уже тогда я клепал простенькие сайты на HTML и пытался поглубже проникнуть в этот новый мир. Мир рос и развивался, стал поистине огромным и появилось множество индустрий, которые в этом мире творят, работают, строят бизнесы, играют, общаются. И вот сейчас со всех сторон целый мир пытаются поломать. Статья написана наверно больше для тех, кто не понимает, какие последствия могут быть у всех этих блокировок и что дело не только в личных свободах каждого.

Сначала были санкции.

На самом деле прям многих эти санкции разозлили. Я помню подъем людей, все начали думать как сделать свои аналоги всех сервисов, которые ушли. Причем действительно начали делать неплохие продукты. Да я и сам попытался запустить парочку, хоть и не успешно. Но порыв был - космического масштаба. Но дело не только в новых проектах и бизнесах, дело еще и в старых, которые остались, никуда не собирались и которых начал мочить... Свой собственный РКН.

В российском интернет-пространстве не так много действительно хороших рекламных каналов и есть такое понятие как воронка продаж (ну или CJM). Так вот - все работали примерно вот так:

  1. Настраиваем воронку (к примеру через директ инсты* или в телеграм-бота, не важно)

  2. Создаем посадочную страницу (это может быть сайт, может быть страничка в соц.сетях - что угодно)

  3. Размещаем рекламу

  4. Молимся чтобы пришли клиенты

Что призошло в момент санкций? Отрубились две самых эффективных рекламных площадки - Google Ads (куда входила не только реклама на поиске, но и так называемый КМС) и FB* (куда входит инста*, фейсбук* и ватсап*).

Примерные мысли большинства небольших предпринимателей в этот момент

Причем пострадали сразу все, т.к. тот самый КМС от гугла - это был источник доходов большинства бесплатных сайтов и приложений, которые разрабатывались в РФ. Это те самые рекламные блоки, которые никто не любит, но которые были крайне важны и для разработчиков/владельцев медиа-ресурсов и для малого бизнеса т.к. приносил клиентов. Т.е. это прям серьезные санкции были для экономики.

Но наши нашли как выкрутиться.

Пути было два - покупать рекламу в тех местах, где еще можно, или искать альтернативные каналы.

Первый путь довольно быстро уперся в суровую реальность из двух каналов:

ВК - недоразвитый рекламный кабинет, который вообще не понимал (да и до сих пор не понимает) реальные интересы пользователей. Сами вспомните в каких группах вы в тот момент состояли? Там люди по 10 лет уже в профиль не заходили, а ВК по прежнему считал что 35 летний папа 4 детей - по прежнему торгует шмотками в линейдж 2.

Яндекс.Директ и Яндекс.Бизнес - все хорошо, но туда ломанулись все, поэтому и цены на рекламу увеличились соответствующе и это стало тупо не выгодно. Более того, из-за массового распространения ВПН у директа значительно снизилось качество рекламы.

Авиtо - который не подходит для большинства бизнесов и с какими-то уже неадекватными ценами за объявления

Вот, собственно и все.

Второй путь выглядел как планомерная работа с блогерами которые умеют привлекать аудиторию, с частными сайтами где большая посещаемость и всякое вот такое.

И вот тут начинается пиз... самое интересное

Подведем маленький итог. Малому бизнесу капец как херово, нет нормальных рекламных каналов, каждый выкручивается как может и тут... Вступает в дело РКН под ручку с Газпром Медиа (ВК, Дзен, ОК, Рутуб).

Что происходит? Я не помню как там было в хронологическом порядке, но суть это передает неплохо.

  1. Самая коммерчески ориентированная площадка была - инста*. Бан, потому что террористы/экстримисты.

  2. Срочно понадобилось зарегулировать всю рекламу и ввести рекламные токены (erid) со штрафами от 200 до 500 тысяч рублей, что по сути обвалило рынок рекламы у мелких блогеров и на мелких сайтах от малого бизнеса. Крупному бизнесу похер, у них есть ресурсы поддерживать все эти рекламные токены, а вот у малого - нет. Причем смешно, что эти рекламные токены должны выебать всех, кроме как раз крупного бизнеса и госкорпораций.

  3. Замедление ютуба - еще один удар по рекламному рынку

  4. Ватсап - часто использовался для принятия звонков от клиентов во всяких мелких бизнесах типа кафешек, телеграм - это еще один рекламный канал с его сообществами и ботами - постепенно начинают давить.

Понимаете, да? Т.е. только люди кое-как адаптируется к пиздецу - РКН прибегает и снова что-нибудь блокирует не давая передохнуть. Точнее как раз помогая передОхнуть малому бизнесу.

И вот что мы сейчас видим. Интернет сужается, а нормальных альтернатив - нет. Зато есть красивые отчеты о том, сколько установок приложения ВК-Видео, правда без уточнения, что у нас по закону на все новые ввозимые устройства его надо устанавливать по умолчанию.

И на самом деле у меня большой вопрос: что случиться первым - создадутся новые хорошие площадки и рынок стабилизируется или после очередной блокировки очередного сервиса у нас просто рухнет к хуям половина малого бизнеса?

*Компания Meta признана экстремистcкой организацией в России

Бизнес

2.6K постов32.8K подписчиков

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".

Работает премодерация.

Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Бизнес мимикрирует, отсутствие инструментов его не остановит. А вот интернет как всемирная сеть и библиотека видимо всё, можно оставить сайт госуслуг и кнопку оплаты, а и страницу РПЦ, больше нам походу ничего не надо.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку