Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил

Этот ангел считается пожалуй, сам знаменитый и самым прославленным в христианском, иудейском и исламском предании среди всех прочих. Не зря же еврейское имя Михаил (Микаэль) означает "тот, кто подобен Богу", или "кто как Бог". В свое время именно он стал первым ангелом, вставшим на сторону Бога во время смуты, устроенной самим Люцифером.

Статус первого среди ангелов, помимо приятных плюшек в виде активного почитания, налагает также и ряд обязанностей. Так в ангелологиях Михаил представляется и как воин, и как священник, и как защитник, и как целитель, и как хранитель. А если бы мы поднялись на Небо, то обнаружили в его лице вечно занятого работягу, который не только исполняет роль главы небесных сил и архангелов, но также является ангелом присутствия, т.е. представляет Бога на земле, ангелом Истины, ангелом Покаяния, Праведности, Милосердия и Спасения. И даже титул Князя Света от такой нагрузки не очень спасает. Но Михаил старается.

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

Архангел Михаил на иконе "Благословенно воинство Небесного Царя", призывает всех остальных следовать за ним к вратам Небесного Иерусалима

Неудивительно, что именно в Михаиле христианское предание видит ангела, ведущего постоянную войну с силами Сатаны, являясь преданным защитником христиан. Сам Дьявол трепещет при одном упоминании его имени, а все ангелы небесные покорно склоняются перед ним. А потому почитание архангела Михаила, как фигуры, утверждающей вечную борьбу со злом и неверием, является наилучшим средством против "покушений на права Бога, непокорности высшим, скептицизма и неверности".

Ввиду своей "профессии" Михаил и его образ оказываются тесно связаны с войной. Все же архангел-воитель - прямое напоминание о том, что Бог может и справедлив, но все же безмерно строг. Именно поэтому в христианском искусстве архангела Михаила обыкновенно изображают попирающим Сатану - в воинских доспехах, с мечом, копьем или весами в руках.

Одним из ярчайших примеров использования в Средневековье образа Михаила, как воина-победителя, является изображение его на боевых знаменах. Так например в битве при Лефхельде, где император Оттон I разгромил мадьярские орды, именно архангел Михаил, чей образ был поднят на христианских стягах, принес германцам победу. Позднее эта битва, определившая судьбу венгров и возвышение Священной Римской империи, стала восприниматься в Германии как знаковое событие, сравнимое с победой Михаила над Сатаной.

В российской же геральдике, сфрагистике и иконографии использование образа архангела Михаила относится к XIII-XIV векам, когда он становится покровителем московского княжеского рода Даниловичей. Его изображали на иконах и фресках с копьем или мечом в руках, ему посвящали священные гимны, а его фигура становится символом "церкви воинствующей", ведущей непримиримую борьбу за благое дело с еретиками и изменниками.

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

На русских монетах и печатях фигура Михаила изображалась вплоть до конца XV века, когда ему на смену постепенно приходит новый образ - всадник с копьем, поражающий змея. Эта фигура уже давно ассоциируется со святым Георгием Победоносцем. Однако даже сейчас некоторые исследователи относятся к этой идее со скепсисом, указывая на то, что культ святого Георгия не имел такой глубокой традиции, как культ Михаила.

Во второй половине XVI века, в грозный период опричнины, архистратигу была уготована судьба превратиться в карающий образ Божьей Длани, попирающей неверных. Дело в том, что Иван IV, по-своему глядя на опричнину и ее религиозные причины, немало внимания уделял фигуре архангела.

Так например в Каноне и молитве "Ангелу Грозному воеводе", сочиненных Парфением Уродливым (а ряд ученых считает, что под этим псевдонимом писал сам Иван IV), нашли отражение общественные идеи о сути Божьего наказания. В них архангел Михаил в преддверии Божьего Суда наказывает грешников смертью, содействуя тем самым их спасению:

"Смертью нас назирает,
и от суеты мира избавляет,
и на Суд праведни ко Христу представляет,
и от вечных мук избавляет".

Такой подход к исправлению заблудших душ представляется довольно жестоким. Однако стоит понимать, что в Средние века бытовала идея, что Божье праведное наказание, приводящее к смерти, в конечном счете ведет к спасению души. А потому деяния Михаила на поприще "исправления" душ через гибель являются лишь своеобразным искуплением для грешников.

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

Знамя Большого полка Царя Алексея Михайловича. 1654 г.

В свое время на эту несвойственную небесным силам жестокость обратила внимание О.А. Добиаш-Рождественская, которая писала, что архангел Михаил, "борясь за добро, часто бывает яростен; иногда бесцельно жесток. Он карает, убивает, сечет розгами, уносит смерчем, ударяет молнией. Это гневный Бог и святой сатана". И именно этот образ "гневного Бога и святого сатаны" по мнению А.М. Панченко и Б.А. Успенского был образцом монаршего поведения для Ивана IV в отношении изменников веры и изменников власти.

Поэтому вряд-ли вы удивитесь, если узнаете, что первое появление архангела Михаила на воинских знаменах в России относится к 1560 г. В своем истинном воплощении "воеводы небесных сил" он появился на "Большом стяге" Ивана IV, ведя вперед все остальное "войско Христово", во главе с самим Сыном Божьим. Впоследствии образ "божьего воеводы" получил развитие уже в XVII веке, когда Михаила поместили на знамя Большого полка (1654 г.), а конная фигура архангела начинает появляться на иконах все чаще.

С архангелом Михаилом и его образом "грозного воеводы" связан еще один казус. Сейчас каждый знает, что царь Иоанн Василеьвич прозывался "Грозным", то есть, приносящим "грозу" - наказание. Однако на деле в такой формулировке - "Иван Грозный" - ни в XVI, ни в XVII веках государь не писался. Ни он не называл себя так и никто другой не называл его так позже. Государь мог именоваться "грозным царем Иваном Васильевичем" или "грозным государем", но никак не "Иваном Васильевичем Грозным". Но почему так?

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

Труба во рту у архангела отсылает к Апокалипсису и роли в нем Михаила: "И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить. Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью..."

По мнению А.Л. Юрганова этот неписанный запрет на именование Ивана IV соблюдался как в его правление, так и после его смерти. Ведь книжники понимали, почему такая конструкция не может быть использована при именовании государя. Судя по всему, причина запрета заключалась в том, что эпитет "Грозный" как предикат уже употреблялся в отношении как небесных сил вообще, так и самого архангела Михаила - победителя грешников и покровителя грозы:

"И пошли, всемогущий Боже, Царю Небесный, Иисусе Христе, на помощь рабу твоему пастуху, архангела Михаилу, грознаго небеснаго воеводу".

"О Владыко страшный и грозный, сам суди окаянному дияволу с бесы, а нас грешных спаси, всегда и ныне и присно, и во всеки веков".

То есть мы имеем перед собой не только "грозного воеводу архангела Михаила", но также и "архангела Михаила грозного [воеводу]", который при упрощении просто превращается в Михаила Грозного. И получается, что как бы ни уподоблялся Иван IV Богу в своем стремлении карать и миловать, заимствовать напрямую иерархию, применимую к первейшим Его слугам и помощникам, царь не мог. Не по рангу ему это. Грешно.

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

Чуть более простенькая икона середины XIX в., но общий моментум сохраняется

Однако уже в XVIII веке, судя по всему, с легкой руки В.Н. Татищева, активно использовавшего в своих построениях народный фольклор, прозвище "Грозный" перекочевывает и на Ивана IV. Причем в новейшей традиции приставка "Грозный" используется уже как имя собственное, а не характеристика его "царства", которое без сомнений было "грозным".

Конечно, эта стройная теория несколько рушится, если мы вспомним, что первым "Грозным" на Руси были не Иван IV, а Иван III. Однако тут есть подвох. Сведения о том, что прозвище "Грозный" носил Иван III тиражируется всеми современными исследователями с обязательной ссылкой на статейку Н.П. Лихачева, который сам отсылает всего к двум памятникам - Латухинской степенной книге, созданной во второй половине XVII в., и сочинению шведского дипломата Петрея Ерлезунда, опубликовавшего свой труд "История о великом княжестве Московском..." в 1620 г. Именно в них Иван III именуется "Грозным". Ну или "Grotzdyn", как уж кому удобнее. Так что выходит неубедительно.

Архистратиг Михаил Грозный воевода Небесных сил История России, Средневековье, Христианство, Символика и символы, Ангел, Длиннопост

Красная армия, конечно, от тайги до Британских морей, но копья и "огненный" конь как бы намекают, откуда ноги растут

Возвращаясь к архангелу Михаилу, добавлю, что его изображения как вестника грядущего Апокалипсиса с аллюзиями на тексты Откровения Иоанна Богослова появляются в русской традиции только во второй половине XVII века. Очередные ощущениея близкого Конца Света и переживания “последних времен” рождаются в связи с церковной реформой Никона и расколом в православной церкви. А появление новых толкований на "Апокалипсис" способствовало созданию новых иконографических изводов, в том числе “Архангела Михаила грозных сил воеводы”, где “князь Апокалипсиса” выступает в момент его единоборства с дьяволом в решающей эсхатологической битве против зла. И да избавит он нас "от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого". Аминь.

Список использованной литературы:

1. Бенчев И. Иконы ангелов. Образы небесных посланников. М., 2005.
2. Лихачев Н.П. Прозвища великаго князя Ивана III. СПб., 1897.
3. Розмари Э.Г. Энциклопедия ангелов. М., 2008.
4. Юрганов А.Л. Опричнина и Страшный суд // Отечественная история. 1997. № 3.

Мой авторский блог и исторический лекторий "Бои за Историю"

Лига историков

14K постов51K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения