Анатомия навязчивого страха причинить вред другим людям

Начнем с того, что подобные навязчивости субъективно переживаются очень тяжело. Подобные страхи изматывают именно «высокой ставкой», стоящей на кону.


Так, навязчивые страхи, связанные с возможной потерей контроля и неадекватным поведением на глазах других людей хотя и вызывает крайне интенсивные чувства, в основном стыда и тревоги, но все же имеет, так скажем, удобоваримые последствия. И даже если подобная навязчивость в крайней степени своего гипотетического проявления имеет даже катастрофические последствия, то они касаются исключительно самого человека.


В случае же, когда в картину навязчивости начинают входить третьи лица, ставки возможного риска кратно возрастают, и возрастают тем сильнее, чем менее беспомощными являются третьи лица (дети, старики, инвалиды).


Так страх, сбросить ребёнка с высоты безусловно выше страха сбросить взрослого человека. Мало того, что взрослый человек более тяжелый, так он и ожидаемо будет сопротивляться этой попытке отправить его в непродолжительный, но явно очень увлекательный полёт. И здесь возникает первая точка специфики навязчивостей. Человека, подверженного подобному страху крайне успокаивает сам факт того, что осуществить это с данным взрослым человеком не получится. Это даёт ему одну из точек базового чувства безопасности. Этот факт можно оформить в такую конструкцию: «Даже если я потеряю контроль на какое-то время, я не смогу причинить ему вреда, так как он сможет себя защитить от меня в этом состоянии аффекта».


Здесь стоит отметить самые частые варианты проявления этой категории навязчивых страхов:

- причинить вред на высоте;

- причинить вред предметом (нож, вилка, проезжающий поезд, машина);

- причинить вред, оставив человека в беспомощном состоянии (например, в неизвестном месте);

- мысли об убийстве.


Затронем тему формирования навязчивого страха. Ключевую роль здесь играет повышенный уровень тревоги. Именно повышенный уровень тревоги способствует закреплению этого неадаптивного образа мыслей.


Наше мышление ассоциативно. По этой причине вариативный просчёт различных ситуаций является ожидаемым следствием этого качества.


Для примера. Автомобилист нажимает педаль тормоза перед пешеходным переходом, чтобы пропустить идущего по нему человека. Каждому понятен возможный исход ситуации, что будет, если водитель поставит ногу в этот момент на педаль газа. Но именно на этой теоретической ситуации «застревает» человек, склонный к навязчивостям. «Застревание» происходит в момент проигрывания исхода подобной ситуации, когда человек явственно представляет себе последствия подобного исхода, пугается их, с ужасом осознавая какая тонкая грань небольшого действия отделяет его от катастрофы. Именно по такой же схеме формируется все фобии, указанные выше, когда от гипотетического страшного исхода отделяет лишь одно действие – удар ножом, движение рук вперед и так далее. Причиной опасности при этом становится неконтролируемый внутренний мир мыслей, попытка контроля которого, только усиливает саму навязчивость.


Таким образом, разница в ответе на ассоциацию в данном случае заключается в степени эмоциональной вовлеченности в ее возможный исход в дополнение к наличию склонности к страху потери контроля. Также мы можем провести аналогию со спам фильтром, когда в одном случае некая деструктивная конструкция отсеивается из фокуса мышления при ее формировании, и во втором – когда она не только не отсеивается, но выходит на рассмотрение в первоочередном порядке, создавая когнитивную и эмоциональную нагрузку.

В этом случае мы можем говорить уже о закрепленном стереотипе обработки возникающих пугающих мыслей, когда они не отсеиваются на этапе зарождения, а планомерно фиксируются.

Подобный стереотип реагирования может быть связан также с особенностями построения структур головного мозга. Приведу ссылку на небольшой обзор на этот счет https://minutkoclinic.com/blog-doktora-minutko/obsessivno-ko...


Подобная организация мышления входит в группу обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР) F42 по МКБ.


На данном этапе оставим патогенетический разбор в стороне.


С практической точки зрения для нас важно понимание того факта, что есть первичный стереотип обработки информации, при котором определенная группа людей склонна к воспроизведению навязчивого образа мышления и личной реакции на этот стиль обработки информации, которая усугубляет положение вещей.


В первую очередь стоит отметить, что наличие подобных навязчивых мыслей, реакция на которые ухудшает качество жизни (регулярная тревога, пониженный фон настроения, раздражение, избегающее поведение) являются прямым показанием для обращения к врачу-психиатру и/или психотерапевту.


Во вторую очередь стоит отметить, что понимание механизмов формирования навязчивых страхов служит фактором дестигматизации своего состояния. Часто люди оценивают само наличие подобных мыслей и эмоциональную вовлеченность в них как крайнюю степень проявления своего психического нездоровья, своей инаковости по сравнению со окружаюищими «здоровыми» людьми. Хотя в данном случае речь идет лишь о дезадаптивных схемах реагирования. И это без учета того факта, что люди подверженные подобным страхам, наоборот являются ответственными членами общества.


По этой причине стоит производить некую маркировку подобных мыслей при их возникновении по образу: «Это очень неприятная мысль. Она пугает меня. Но ее возникновение нормально. Из множества вариантом я имею привычку выбирать самую страшную. Сейчас и испытываю страх и тревогу, но они неизбежно ослабнут».


Стоит сказать еще об одной ловушке. Человек может зафиксировать мысль, что он убил бы своих родственников. Эта мысль может возникнуть при состоянии раздражения, желания побыть одному и так далее. Из-за того, что мысль была «поймана» в другом состоянии, человек может поймать себя на следующей мысли: «Ну вот, я думаю об убийстве теперь не в состоянии тревоги, а в состоянии раздражения, это уже не проявление навязчивости» и в последствии (может быть на следующий день) испытывать чувство тревоги и неприязни к себе из-за подобных размышлений. Стоить понимать, что это явления ровно одного порядка – при отсутствии тревоги, воспринимать происходящее как элемент неблагополучия.


Многократное проигрывание деструктивных убеждений о себе, описанных выше можно отнести к разряду самовнушения. Поэтому в третью очередь, рекомендую воспитывать в себе противоположные убеждения – я могу на себя положится, другие люди всегда могут положится на меня и тому подобные.


Желаю вам внутреннего благополучия и стойкой уверенности в себе. Спасибо за внимание!

Психология | Psychology

20K постов59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.