5 причин почитать фэнтези «Это я тебя убила», вдохновленное греческой мифологией
Новый роман Екатерины Звонцовой, «Это я тебя убила», можно назвать ретеллингом греческой мифологии. В основе истории угадывается легенда об Орфее и Эвредике. В то же время сюжет выходит далеко за пределы пересказа уже знакомой истории. Здесь свои законы мира, множество событий, поворотов и летающий полубожественный кот, который использует сленг вроде «душнила» или «утырок» (для него это сленг из другого мира). А еще магия, другие любопытные отсылки, немного политики и эмоции, бьющие через край. Рассказываем, почему стоит познакомиться с этой книгой.
Узнаваемый антураж, но уникальный мир
Свой мир персонажи называют «миром Тысячи Правил», и с первых страниц, с путешествия в мрачное Подземье, писательница не скрывает, что есть и другие миры. Например, «чудесный край, где летают и не взрослеют дети» (давайте угадаем с трех раз, как он называется). Но именно в мире Тысячи Правил мотивы античности узнаются без всякий вопросов. Святая Гора, где живут боги, оливковые рощи, туники и общая атмосфера безмятежного (казалось бы) солнечного юга однозначно дают понять, чем вдохновлен сеттинг. Здесь можно встретить и отсылки на другие народы Древнего мира — например, Египет. Тем не менее, почти моментально у мира появляются свои «фишки». Например, система демосов, где часть людей рождаются с метками, отличающими их таланты и порочащими дальнейшую судьбу. Среди них выделяется тема волшебников — непредсказуемых, могущественных и в перспективе сумасшедших. Говорят, так волшебники наказаны за то, что их силы однажды были украдены у богов. Вокруг этого во многом строится история двух главных героев книги: принцесса Орфо рождена волшебницей, а значит, ей нужен гаситель — представитель отдельного демоса, который уравновешивает волшебников. Им становится Эвер. И, потеряв его, Орфо придется отправиться в подземное царство.
Про надежду и отчаяние, безумие и про тех, кто спасает от него
Звонцовой мастерски удается писать про разные, красивые и болезненные стороны жизни. Это и отношения внутри семьи, и выстраивание дружбы и жертвы, на которые иногда вынуждены идти мы или наши близкие люди. У Орфо есть родители и брат, и ни один из из них не остается туманной фигурой, которая нужна «для галочки». Они продолжают быть семьей и в темные времена, и иногда делают друг другу больно, сближаются и отдаляются. Мать Орфо развязала войну и предпочла самоубийство поражению. Своего сына и брата Орфо она едва не забрала с собой на тот свет. Был ли это след семейного безумия? Возможно, нам предстоит узнать это, возможно — нет. Но мы точно увидим, как заново строится хрупкое доверие, как находятся новые друзья и как много ипостасей у любви, кроме любви романтической (например, опять же — любовь к полубожественному летающему ехидному коту). И как те, кого ты любишь, могут тебе навредить. Потому что вредит и причиняет боль не всегда «зло», нет черного и белого.
Легко о сложном
Этот пункт в каком-то смысле вытекает из прошлого, «Это я тебя убила» — роман, в котором немало действительно тяжелых, мрачных тем. Например, прошлое Эвера, гасителя Орфо — он был рабом, и шрам от ошейника не худшее, что юноша вынес из этого прошлого. Звонцова умеет писать одновременно деликатно и прямолинейно. Это не туманные намеки на «тяжелую судьбу», это конкретные факты и травмы, которые со временем вырисовываются все более подробно. Здесь затронуты и масштабные вещи, такие как послевоенный кризис в масштабах страны, и частные — потеря близких, зависимости и вещи, которые заставляют тебя задаваться вопросом «а не был бы мир лучше, если бы в нем не было меня?».
О богах и правилах
Внутренняя мифология романа заслуживает отдельного упоминания, потому что в рамках вдохновения Древней Грецией взаимодействие богов и людей — большая часть культуры и истории мира Тысячи Правил. И постепенно эта история вплетается в текст, давая контекст, создавая конфликты и провоцируя важные сюжетные повороты. И вот сначала тебе кажется, что боги далеко, а потом ты обнаруживаешь, что взойти на престол может только «безгрешный» наследник, и это правило, которое боги будут строго контролировать — недостойный просто умрет. История возникновения гасителей завязана на богах, и местных аналогах Зевса с Герой. Боги и Подземье, боги и монстры — отдельная интересная тема. Не делая всесильных существ прямыми участниками истории, Звонцова поддерживает ощущение мифа, но в то же время задает увлекательные и уникальные правила игры.
Авторский стиль
Язык повествования красочный, но не утяжеленный. Писательница позволяет себе заигрывать с читателями эпизодами вроде того, где возвращаясь из Подземья в свой мир, Орфо достает своего кота вопросами «а мы уже приехали?». Но этот юмор, как и другие моменты, снимающие напряжение, не выбивают из контекста. У текста выверенный стиль, насыщенный деталями и позволяющий миру ожить перед глазами. Здесь есть ароматы мха и ландышей, моря перед штормом, вина и винограда. И все это имеет смысл в контексте, а не является украшением ради украшения.
Екатерина Звонцова — литературный редактор и создательница нон-фикшн издания о работе с текстами для других авторов. Она пишет уже больше десяти лет, и ее мастерство делает историю не только захватывающей, но и весьма приятной с литературной точки зрения.
Книжная лига
22K постов78.1K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.