30 раз в день
Один из величайших памятников средневековой литературы — французская поэма «Песнь о Роланде», записанная в середине 12-го века. Она повествует о завоевательном походе короля франков Карла Великого в Испанию, который состоялся в 778 году. Именно из этого произведения мы знаем о мече, который носил Карл. Вот как описывает «Песнь» это оружие:
Меч Жуайёз свисает вдоль бедра,
— Он за день цвет меняет тридцать раз.
Кто не слыхал про остриё копья,
Пронзившее распятого Христа?
Теперь тем остриём владеет Карл.
Его он вправил в рукоять меча.
В честь столь большой святыни свой булат
Он Жуайёзом — «Радостным» — назвал.
Тот меч французам памятен всегда:
Недаром клич их бранный — «Монжуа!»
Недаром их никто не побеждал.
Основанная Карлом империя в 9-м веке разделилась на три королевства, из которых позднее выросли главные государства современной Европы — Франция, Германия и Италия. Поэтому фигура Карла окружена почётом и уважением. Но и без легендарного ореола он предстает действительно незаурядным правителем, сумевшим не только завоевать, но и объединить разрозненные земли.
Карл умудрялся воевать одновременно на нескольких направлениях, причём делал это на удивление успешно. Начав в 772 году войну с дикими саксами, которые тогда ещё оставались язычниками и совершенно не желали покоряться франкам, уже в 774 году он покорил королевство лангобардов, расположенное в Италии. А затем, в 778 году, обратил свой взор на Испанию, которая в то время находилась под властью арабов (мавров, как их именовали в Европе).
Именно последние события и легли в основу «Песни о Роланде». Правда, стоит сказать, что в поэме всё представлено далеко не так, как было на самом деле. В романтическом изложении Карл победоносно воюет в Испании семь лет, после чего возвращается в свою столицу Ахен. Последний отряд его войска, которым командует граф Роланд, попадает в засаду, устроенную маврами по наущению предателя.
Франкские рыцари храбро сражаются, но силы слишком неравны. К тому же из-за своей гордости Роланд не хочет звать на помощь Карла, ушедшего далеко вперёд и не знающего о том, что его арьергард гибнет. В итоге помощь приходит слишком поздно, Роланд и все его спутники героически гибнут, но Карл торжествует. В реальности же поход в Испанию был очень кратким — около года. Причём отправился туда Карл по призыву мусульманского правителя Сарагосы, который просил франков помочь в борьбе с эмиром Кордовы. Извлечь выгоду из мусульманских распрей Карлу не удалось, сарагосцы его предали, так что пришлось спешно возвращаться.
На обратном пути арьергард (а по другой версии — все войско) был атакован племенами басков. Кстати, христиан, а никаких не мавров. Сражение произошло в ущелье Ронсеваль и не было таким уж крупным. Однако, по иронии судьбы, именно этот эпизод, фактически единственная военная неудача Карла Великого, стал основой для эпического произведения, вошедшего в золотой фонд средневековой литературы. В Средние века люди искренне верили, что своими победами Карл в немалой степени обязан чудесному мечу по имени Жуайёз.
И всё-таки — правда ли это тот самый Жуайёз? Когда за его изучение взялись историки, они обнаружили удивительную вещь. Оказывается, в витрине Лувра выставлен меч, собранный из различных элементов, относящихся к совершенно разным временам. Так, навершие рукояти было изготовлено в 10-11 веках, украшения в виде драконов на перекрестье — не раньше 12-го века, а сам эфес — и вовсе 13-й или 14-й век.
Отдельная дискуссия разгорелась вокруг главной части — клинка. Сначала его датировали 13-м веком. Однако затем была выдвинута версия, что клинок — не что иное, как копия, изготовленная в начале 19-го века, когда меч готовили для коронации Наполеона Бонапарта в 1804 году. Однако весьма авторитетный специалист среди историков оружия, барон Уильям Мартин Конвэй настойчиво защищал точку зрения, что клинок музейного Жуайёза самый настоящий и относится к 8-9 векам, то есть как раз ко времени Карла Великого.
Впрочем, вся эта путаница не мешает французам считать экспонат настоящим мечом Карла Великого.
Более 500 лет, с 1271 по 1825 год, Жуайёз играл церемониальную роль во время коронации французских монархов. В 1793 году, когда полыхала Великая французская революция, меч был перенесён из сокровищницы Аббатства Сен-Дени в Лувр, где и хранится по сей день.
Лига историков
13.5K поста50.2K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения