Серия «Русское кино и сериалы»

45

Шизофрения по расписанию: путеводитель по вселенной «Следа»

Видели ли вы когда-нибудь сериал «След»? Бывало такое? Возникал вопрос: «Что я, чёрт возьми, только что посмотрел?».

Я вот до поры до времени не видел. И для меня эта история началась в 2019-ом, когда я заканчивал киношколу и услышал от преподавателя драматургии дельный совет: «Выберите на свой вкус сериал из тех, что идут по ТВ, и напишите для него серию. Отправьте в продакшен. Ждите ответного звонка». Но тогда я им не воспользовался, потому что мои вкусы были слишком возвышены: не смог выбрать сериал, от которого бы меня не воротило.

Видели ли вы когда-нибудь сериал «След»? Бывало такое? Возникал вопрос: «Что я, чёрт возьми, только что посмотрел?».

Я вот до поры до времени не видел. И для меня эта история началась в 2019-ом, когда я заканчивал киношколу и услышал от преподавателя драматургии дельный совет: «Выберите на свой вкус сериал из тех, что идут по ТВ, и напишите для него серию. Отправьте в продакшен. Ждите ответного звонка». Но тогда я им не воспользовался, потому что мои вкусы были слишком возвышены: не смог выбрать сериал, от которого бы меня не воротило.

О существовании «Следа» я узнал где-то через полгода, когда один из его авторов, Эжен Щедрин, набирал студентов на специализированный курс по драматургии детективного сериала. Смотреть «След» я, конечно, не стал, но на курс пришёл. На первом занятии нас было человек пятьдесят. Потом произошли «Цельнометаллическая оболочка» и «Королевская битва» за то, чтоб делать это шоу. И сейчас я попытаюсь своими словами объяснить, что же там происходило.

Давайте разбираться в том, что мы видим на экране.

Всё начинается с того, что два деда, изображающие оперов, обнаруживают труп. Деды перекидываются фразочками, которые вводят зрителя в курс дела, и попутно находят важные улики. Иногда даже задерживают подозреваемых. Но главное — тело.

Человек может умереть так и эдак: от выстрела в голову или от падения на льду, от огня в пожаре или от передоза в притоне, буквально на ваших глазах или очень давно. Труп может лежать посреди площади или быть закопан в лесу, забетонирован или… Продолжите сами.

К чему такое разнообразие? Нет никакого резона, кроме бизнеса. Шоу бизнеса. Авторы не могут показывать зрителю одну и ту же сцену обнаружения трупа, даже если бы она была блестяще прописана, поставлена и сыграна. В каждой серии должно быть что-то новенькое.

Все знают, что «След» снимают аж с две тыщи седьмого, но никто не заморачивался посчитать количество серий в каждом сезоне. Ориентировочно, всего их отснято более двух тысяч. А сколько точно — знает только Аллах. И в каждой серии должно быть что-то новенькое. Но в рамках формата. Именно он диктует характер историй, которые вы можете найти в обширном и диком Мире «Следа».

Чтобы понимать масштаб: на производство одной серии уходит три дня, в год, бывает, выпускают по сто пятьдесят серий, а параллельно снимают несколько серий сразу.

В старой промзоне возле метро Войковская, в павильоне, около которого припаркованы микроавтобусы с надписями «ФЭС», никогда не затихает движение. Там построены декорации для съемок штаб-квартиры «ФЭС».

«Что за “ФЭС” такая?» — спросит пытливый читатель. Федеральная Экспертная Служба — вымышленная спецслужба во вселенной сериала «След». Тут своя отдельная шизофрения. Типа, в реальности сериала нет необходимости в независимой экспертизе. Зачем? Ведь эксперты состоят в штате следственного органа.

А вы думали, только у «Марвел» своя вселенная? Вселенная «Следа» объемнее… и шизофреничнее, и мелодраматичнее. Но тоже имеет свои правила. Эти правила — формат. Формат, если что, не защищен авторским правом и в индустрии производства сериалов по всему миру все копируют всех.

В этой связи часто вспоминают успех «C.S.I.», который и заставил продюсеров обратить на себя внимание. Это дешевый в производстве детективный сериал, где деятельность экспертов-криминалистов освещается больше, чем традиционных героев детективов — детективов. Простите за тавтологию.

Дешевый в том смысле, что половину сцен вы снимаете в студии — штаб-квартире. Там же проходят допросы и экспертизы. Так и у нас. Допросы — максимально унылые сцены, где невозможно проявить фантазию и они всегда выглядят одинаково. Уныло.

Уныло по двум причинам.

Во-первых, потому, что актеры главных ролей, которые изображают следователей, работают на износ. Когда в кадре вы видите, как хорошо актер играет усталость следователя, задолбанного своей службой, которая и опасна и трудна, и всё такое, знайте — он не играет. Актеры днюют и ночуют на площадке, снимаясь параллельно в нескольких сериях, читают сценарий с листа, не понимают смысл текста, да всем и всё равно.

А во-вторых, актеры второстепенных ролей, которые изображают подозреваемых, это зачастую вообще не актеры, а буквально люди с улицы. Иногда — «профессиональные актеры массовки». Это отдельная каста и тема для истории. Почему так происходит? Как нужны новые истории, так же нужны и новые лица (а еще и новые локации, но об этом — в другой раз). В той же промзоне, но в другом павильоне — актерское агентство. Каждый может сняться во второстепенной роли в «Следе». Один раз. Зрители хорошо запоминают лица. Не каждый, конечно, может сыграть. Но каждый может проговорить свой текст в сцене допроса. Что там играть-то?

Тем не менее, допросы вместе с экспертизами занимают почти половину хронометража каждой серии. Сцены экспертиз следуют за сценами обнаружения трупа.

Усталые пожилые актеры, вооруженные передовыми технологиями и оборудованием на грани с научной фантастикой, изображают экспертов во всех областях знания.

За фантастические технологии отвечают ряды колб и пробирок с разноцветными жидкостями. В мире «Следа» ничего не будет работать, если не окружить себя разноцветными колбами на ближнем, среднем и общем планах. Есть ещё что-то вроде пароварки, которая, в зависимости от драматургических задач, изображает то генный секвенсор, то хроматографическую колонку. Надо будет — и андронный коллайдер сыграет. Тут возможно всё.

Актерам приходится постоянно либо глубокомысленно пялиться в монитор, либо совершать какие-то бессмысленные манипуляции, опять же, с пробирками, которые в производстве отвечают за всё, что связано с биологией и химией.

Куда нас это ведёт? Правильный ответ — к формированию первых версий! Не забываем, что «След» — это всё ещё детектив. Или нет?

Как дальше строится история и какие еще правила действуют в мире «Следа» я напишу в следующий раз.


Автор текста: Snake Snake. Написано специально для CatGeek и читателей Pikabu.


🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.

  • ВК ↩ – наша Родина.

  • Ютуб ↩ – пробуем делать видео.

Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Показать полностью 2
226

«Территория» — российская сериальная годнота

Автор текста: Руслан Бахшиев

Сериал рассказывает о парне, который вместе со своим дядей отправляется на поиски родителей, пропавших во время экспедиции на старый могильник.

Вообще сюжет построен на мифологии Коми-Пермяцкого региона. Не особо зная матчасть, конечно, вначале трудно вникнуть в то, кто такие икотки, кто такой Пам, Медвежий Шаман и так далее. Но со временем сам сериал даёт ответы на все вопросы.

Хотелось бы сразу сказать об атмосфере, в которой всё снято. Очень жутко, особенно второй сезон. Вообще наша мифология даже побогаче будет западной с их вендиго и так далее. И в сериале на это очень большой упор.

Первый сезон больше похож на детектив, где Егор ищет своих родителей, но с элементами мистики. Хотя мистические элементы присутствуют, зритель, как и главный герой, относится к ним довольно скептически.

Но вот второй сезон… Начав рассказывать, почему второй сезон сильно отличается от первого, я раскрою слишком много деталей, которые могут испортить впечатление от просмотра. Тем не менее, могу сказать, что во втором сезоне акцент смещается в сторону мистики, а детектив отходит на второй план. Однако сериал от этого не становится хуже, наоборот, атмосфера и напряжение нарастают. Следить за героями становится интереснее, и даже те, кто изначально казались хорошими персонажами, оказываются не теми, кем они казались.

По моему мнению, оценка в 7,1 балла на «Кинопоиске» подтверждает, что сериал действительно хорош. Жутко атмосферный не затянут, и не скатился во втором сезоне.


🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.

  • ВК ↩ – наша Родина.


Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Подписывайся на нас, чтобы не пропустить новые интересные посты :)

Показать полностью 2
958

«Обитаемый остров» Бондарчука недооценен5

Автор текста: Александр Тимофеев

На днях Кинопоиск анонсировал экранизацию повести братьев Стругацких «Жук в муравейнике», второй части так называемой «трилогии Каммерера», в формате шестисерийного сериала. Аудитория анонс встретила скорее скептически, и причина не только в недоверии отечественным киноделам: просто Стругацким исторически не везло с экранизациями. Даже фильмы, ставшие относительно успешными, типа «Чародеев» или «Сталкера», снимались очень сильно по мотивам, и с первоисточником их связывали в лучшем случае отдельные концепции и имена персонажей. Увы, многие забыли, что кроме неудачных и странных киновоплощений творчества АБС есть и контрпример, внушающий оптимизм. Это дилогия «Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука, снятая по одноименной повести — первой в той самой «каммереровской» трилогии. Увы, в момент выхода фильмов критики просто утопили фильм в грязи, причем совершенно незаслуженно: по моему мнению, это лучшая экранизация Стругацких из снятых на данный момент вообще.

Дисклеймер: когда я говорю, что «Обитаемый остров» Бондарчука-младшего — лучшая экранизация АБС, я не имею в виду, что фильм идеален: просто на сегодняшний день более удачной киноадаптации именно произведений Стругацких (а не чего-то отдаленно схожего) не существует. При этом да, «Обитаемый остров» — не плохое кино, он намного лучше, чем о нем принято думать.

Например, фильм снят реально очень близко к тексту, практически побуквенно: для кино это не всегда хорошо, но первоисточник сам по себе довольно кинематографичен, так что в минус это не сыграло. А еще исходная повесть не очень длинная, так что (практически уникальный случай) в экранизации не вырезано почти ничего, кроме пары эпизодических персонажей (навскидку вспоминаю дядюшку Гая и Рады, с которым Максим спорил о политике), а чисто событийно, по фабуле, фильм Бондарчука соответствует оригиналу ПОЛНОСТЬЮ. Многие диалоги вообще перенесены из книги слово в слово, причем не бездумно, а с сохранением контекста: как, например, моя любимая сцена с совещанием Неизвестных Отцов («Как-то странно здесь пахнет... »), которую часто используют отдельно от фильма в качестве хорошей иллюстрации к повести. Да и внимание к чисто внешним деталям радует: например, идея построить геральдику Страны Отцов вокруг образа скрещенных стрел явно отсылает к символике венгерских фашистов, а большинство упомянутых в повести имен и названий происходят из венгерского языка, о чем Борис Стругацкий даже говорил в интервью. В менее добросовестной адаптации на такие вещи вовсе бы рукой махнули, не то, что проводить визуальные параллели.

Наверное, самое значительное, что «Обитаемый остров» потерял при экранизации, это идеологические моменты Мира Полудня и рассуждений главного героя. Лично для меня это минус, но для кого-то может быть и плюсом, а большинство этого вообще не заметят — Максим Каммерер и у Стругацких не был отличником политической подготовки, на «базисную теорию» в тексте не ссылался (в отличие, например, от Руматы из «Трудно быть богом») и путал Гитлера с Гиммлером, так что канон соблюден. К тому же фильм Бондарчука-младшего не выворачивает идейный посыл повести наизнанку, как это часто бывает в таких случаях. Здесь коммунизм скорее остался за кадром в виде умолчания, что, по-моему, вышло удачным компромиссом между верностью духу сеттинга Стругацких и необходимостью выпустить фильм на экраны в России нулевых годов.

Вспоминая, за что фильм громили и успешно потопили на релизе, я неизменно удивляюсь — до того несправедливыми и, зачастую, мелочными кажутся эти придирки.

В первую очередь «Обитаемый остров», конечно, обвиняли во вторичности, а режиссера — в подражании Голливуду. Справедливости ради, многие визуальные решения в первом фильме и впрямь явно отсылают к киноантиутопиям той эпохи типа «Матрицы», «V for Vendetta» или «Эквилибриума», но выглядят они скорее уважительными оммажами, чем плагиатом. Тем более, что образы эти вполне уместны: «Обитаемый остров», вообще-то, тоже история про фашистское государство тотального контроля в развитом постапокалипсисе. Это все же не, кхм-кхм, хореографию боев из вильнёвской «Дюны» внедрять в фильм про Алису Селезневу...

Много грязи вылили и на актерскую игру Василия Степанова в главной роли Максима Каммерера — за то, что он «все время улыбается как [цензура]», но ведь это-то как раз канон. Наивность вообще тяжело изображается на экране, но такое поведение в образ книжного Максима, коммунара, человека из Мира Полудня, вполне вписывается — в книге раздражавшая обитателей Саракша постоянная улыбка на лице протагониста упоминалась неоднократно.

Совсем уж плохо состарились дурацкие насмешки над «розовым танком» в финале первого фильма. Тут даже распинаться не о чем: что поделать, в 2009 году массовый зритель еще не видел сирийской кампании и рожденного ей пустынного камуфляжа-«поросячки».

Но из всего, что экранизации «Обитаемого острова» в год выхода вменяли в недостатки, мне интереснее и важнее всего поспорить с интерпретацией концовки оригинальной повести, показанной в фильме. Читайте следующий абзац с осторожностью, если не знакомы с произведением и боитесь спойлеров!

Многие критики говорили, что финал в экранизации вывернут наизнанку — Максим, dummkopf и rotznase, почему-то дерется со Странником-Сикорски и орет на него, вместо того, чтобы униженно выслушивать разнос за собственные косяки. Я с этой точкой зрения не согласен: отстаивающие эту позицию люди, как мне кажется, находятся в плену своего личного восприятия развязки. Многим читателям настолько понравилась сама идея того, как молодой и горячий Каммерер, боровшийся «за все хорошее», оказался в дураках и только все испортил, что они за ней не увидели важной детали концовки. У Максима вообще-то есть собственная правда! В конце повести он одерживает над Странником своего рода моральную победу, указывая на то, что с идеей использовать башни в своих интересах тот рискует потерять облик если не человека, то коммунара уж точно. И последнее слово в повести именно за Каммерером и осталось: он говорит, что уж лучше с инфляцией и голодом будет бороться, чем запачкается применением башен якобы «во благо». С этой точки зрения и киношный Максим имеет полное право со Странником спорить и давать ему сдачи в драке, а значит, концовка фильма вполне канонична! Тем более, что галактическая безопасность сама виновата — если бы Группа свободного поиска знала о Саракше и проводимых там прогрессорских операциях, то Максим бы никакие планы Сикорски и не испортил.

В общем, из нашего времени, перечитав повесть и пересмотрев фильмы, я могу смело сказать: «Обитаемый остров» 2008 года — крепкая российская кинофантастика и хорошая экранизация Стругацких. То уважение к первоисточнику, что есть в экранизации Бондарчука-младшего, нынче редкость не то, что в отечественном, а в мировом кинематографе. Да, в свое время дилогия была оплевана критикой и непонята публикой, но это никак не помешает вам, котогики, ознакомиться с ней сегодня и дать собственную непредвзятую оценку. В наше время, к слову, «Обитаемый остров» местами смотрится даже лучше, чем в 2009 году: оригинальная повесть была во многом пророческой, а экранизация эту деталь бережно сохранила и преумножила: есть шанс, что в 2020-х фильм покажется зрителю актуальным.

С таким заделом есть надежда и на достойное продолжение «каммереровской трилогии» на экранах.


🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм – новости, заметки и розыгрыши.

  • ВК – наша Родина.


Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишитесюда или сюда.

Подписывайся на нас, чтобы не пропустить новые интересные посты :)

Показать полностью 5
49

Этерна. Сражение на бис

Автор текста: Александр Тимофеев

Буквально на днях (на момент написания заметки) начал выходить сериал Кинопоиска по мотивам «Отблесков Этерны» . Это уже вторая попытка сервиса экранизировать фэнтезийный цикл Веры Камши – первый пилотный эпизод вышел в самом начале 2022 года, после чего был забракован, а проект ушел на полную переработку со сменой сценария и большей части актерского состава. Сравнение этих двух экранизаций – предмет отдельного обстоятельного разговора, в который я сегодня углубляться не буду. Скажу лишь, что пилот делался фанатами Камши и скорее понравится фанатам же, а сериал ориентирован на рядового зрителя: думающему достаточно, чтобы понять плюсы и минусы обеих версий.

Однако батальные сцены из пилота и итогового сериала я обойти вниманием не могу. Причина необычна: они оба экранизируют один и тот же боевой эпизод из мира Кэртианы, битву на болотах Ренквахи. На ее примере очень ярко видно, насколько могут отличаться по качеству два киновоплощения одного и того же сражения: несмотря на общий первоисточник, плюс-минус одинаковый бюджет и один и тот же набор реквизита и матчасти. С вами внепланово #ОбществоЗаАдекватныеБатальныеСцены, и в этот раз я сравниваю две битвы при Ренквахе – из двух «Этерн» 2022 и 2025 годов.

Пилот 2022 года

Пилот 2022 года

Сериал 2025 года

Сериал 2025 года

Чтобы не выглядеть пристрастным, отсылаю всех к своей первой заметке о батальных сценах в кино от января 2024 года, посвященную экранизациям Толкина. В ней я выделил несколько ключевых характеристик изображения битвы на киноэкране: контекст сражения, четкие ставки, идентификацию сил сторон, возможность зрителя понять, какая сторона побеждает в конкретный момент, раскрытие участвующих персонажей через их действия в бою, осмысленность этих действий и логичность их исхода. Тогда с этими критериями, согласились многие читатели, так что опираться я буду именно на них, а не на свое личное отношение к новой версии сериала.

Битва при Ренквахе из пилотной серии, фактически, открывает повествование: ей предшествует только анимированная заставка с закадровым текстом – грубый инфодамп по сеттингу «Этерны».

Несмотря на прискорбную неуклюжесть экспозиции, минимальный контекст для сражения она всё-таки дает: отряд Робера Эпине встал в заслон, прикрывая отход разбитой армии повстанцев. Зритель в общих чертах понимает его задачу: задержать королевскую армию как можно дольше, чтобы дать уйти товарищам. Поражение Робера таким образом означает гибель не только его, но и закадровых соратников: ставки обозначены.

Зрителю показывают расклад: отряд повстанцев занял узкий проход между высотой и непроходимым болотом, явно рассчитывая в обороне на эффект бутылочного горлышка. Внешний вид бойцов неплохо говорит о составе войска: относительно единообразных пикинеров Эпинэ в красном подпирают воины в довольно разномастной одежде и снаряжении – контингенты других восставших домов.

Отряд повстанцев

Отряд повстанцев

Пикинеры дома Эпинэ

Пикинеры дома Эпинэ

Напротив них строится королевская армия Талига в строгих чёрно-белых цветах, создавая заметный контраст: визуальное повествование соблюдено.

Армия Рокэ Алвы

Армия Рокэ Алвы

Различия подчеркивают и реплики персонажей: безымянный мушкетер говорит Роберу: «Вы последний из Эпинэ – командуйте», пока Рокэ Алва вальяжно делегирует право начать бой подчиненному, полковнику Савиньяку. Эти разговоры, увы, довольно вяло сыгранные актерами, дополнительно характеризуют стороны. Войско повстанцев еще феодальное, и опирается на авторитет представителя герцогского рода, а королевская армия – уже модерновая, освоившая единую субординацию, так что генерал Алва, тоже будучи герцогом, спускает приказ вниз, соблюдая цепочку командования.

Кавалерия Алвы готовится к атаке, и Робер уверенно командует своим людям: «Пики на рейтар!». И вот тут приятно видеть, что съемочная группа, пригласившая в массовку подольских реконструкторов, разрешила им показать «как правильно»: пикинеры, как положено, хором дублируют полученную команду, втыкают подтоки в землю и опускают пики «на конь» против атакующей кавалерии, для слаженности сопровождая действия выкриками.

Кто-то из бойцов обращается к товарищам по оружию, еще раз напоминая зрителю контекст и ставки сражения: «Давайте дадим хороший бой, чтобы другие жили!»

Следует довольно схематичное из-за нехватки бюджета, но толковое изображение действий огнестрельной конницы против пикинеров. Рейтары дают залпы из пистолетов, несут потери от ответного огня немногочисленных стрелков повстанцев, и отходят на перезарядку, а в это время отряд Эпинэ обстреливают уже пешие мушкетеры королевской армии.

Рейтары

Рейтары

Мушкетеры

Мушкетеры

Робер, сам стоящий с пикой в первом ряду, продолжает командовать, причем его приказы «сомкнуть ряды» и «держать строй» при всей заезженности формулировок голливудским кино звучат уместно: маленькая пикинерская коробочка несет потери, и бреши в строю должны заполнить бойцы из задних рядов, иначе в них въедут вражеские всадники. Отдельно хочу отметить классную деталь: готовясь к пистолетному залпу рейтар, пикинеры Робера опускают головы, чтобы не подставлять пулям открытые лица!

Хороший стальной шлем выстрел из пистолета вполне может выдержать, так почему бы не улучшить свои шансы?

Под огнем мушкетеров повстанцы неизбежно несут потери, и их строй редеет. Королевские рейтары идут в новую атаку, уже с палашами в руках. Звучит клич «Смерть врагам Талига!» – он не только подчеркивает решимость всадников, но и напоминает зрителям название государства, которое они представляют. Это самое начало истории, экспозиция еще идет!

Робер успевает отдать своим бойцам последний приказ: «Принимай!» (вражеских лошадей на пики). Увы, строй слишком разрежен вражеским огнем, и конница прорывает заслон, а следом за ними добивать врага уже бегут пешие мечники-родельерос (почему-то без фирменных щитов-рондашей).

Бой переходит в тесную рукопашную свалку, а та ведет к неизбежному печальному для повстанцев финалу.

Да, битва в болотах Ренквахи в пилоте «Этерны» 2022 года отнюдь не идеальна: она короткая (4 минуты 15 секунд), снята очень дешево и камерно, придать компьютерной графикой масштабности даже не попытались. Да и к тактике можно придраться: зачем конница атаковала до залпа своих мушкетеров? почему сами повстанцы палили только в упор? где щиты у родельерос?.. Но, несмотря на это, смело можно сказать: перед нами схематичная и условная, но толковая батальная сцена. В ней есть ставки, различимы стороны, есть тактический рисунок, осмысленные действия сторон; зрителю понятно, в какой момент отряд Робера Эпине не дает врагам пройти по дороге, а в какой уже не может отразить натиск. В ней раскрываются персонажи-полководцы: Робер показан храбрым и компетентным лидером, который дерется в первых рядах и раздает адекватные команды, пока невозмутимый Рокэ Алва спокойно наблюдает, как его подчиненные выигрывают бой по отлаженной схеме. Сами воюющие стороны в двух мазках, да охарактеризованы! В сражении есть драматургия с завязкой, кульминацией и развязкой... В общем, с точки зрения киноповествования это вполне хорошая батальная сцена, пусть и снятая за три копейки силами реконструкторского клуба.

Довольно крепкая заявка! Смог ли ее перебить полноценный сериал, который, по замыслу, должен быть лучше во всём?


Битва при Ренквахе из свежего сериала происходит в начале второй серии: подводка к ней сравнительно долгая, почти всю первую серию зрителя вводят в историю восстания Окделла. Вот только контекста от этого не становится больше: судя по тому, что показывает режиссер, здешняя битва совершенно бессмысленна. Не безнадёжна, а именно бессмысленна!

Поясню, благо первая серия едва ли считается спойлером. В сериале армия повстанцев по болотам Ренквахи никуда не отступает: она встала там лагерем и уже собирается брать столицу. Вот только лидер восстания Эгмонт Окделл гибнет на дуэли с Рокэ Алвой (здесь именно в этом вызове состоит победный стратегический гений Ворона), и без него все войско просто расходится по домам, благо Алва обещал помилование всем, кто сложит оружие. Верным идее восстания остается только Робер Эпинэ с небольшим отрядом (на экране человек в тридцать). Так он и вступает в сражение.

И казалось бы, поменяли историю и ладно, это право сценаристов, я правда ничего не имею против. Возникает только один вопрос: а зачем вообще в описанной ситуации Робер идет в бой? Чего он хочет добиться?

Ему не нужно прикрывать отход своих, как это было в пилоте: им гарантирован свободный выход, да и для Робера они уже не свои, а предатели, слившиеся с восстания еще до его начала. Так чего он хочет достичь в ходе битвы? Силы очевидно не равны (проговорено, что у Алвы полк королевской гвардии против небольшого отряда Эпинэ), но даже если каким-то чудом Робер умудрится победить, то что он планирует делать дальше? Идти брать столицу с тремя десятками солдат?

Все выглядит так, как будто сериальный Робер – ушибленный на голову идиот, который просто ведет своих людей на на убой, потому что никаких задач, которые герцог Эпинэ пытается решить через битву, в сериале не обозначено. Разумеется, высокими ставками тут даже и не пахнет: да, поражение приведет к смерти солдат Робера, но и только, потому что они не сражаются буквально ни за что, кроме специфических представлений своего командира о чести. И ведь победа-то в показанной ситуации тоже не приведет ни к чему вообще! За что зрителю переживать, за что болеть?

Если Эпинэ так уж горит идеей продолжать борьбу за реставрацию династии Раканов, то пускай бы уводил солдат оттуда куда подальше (благо Алва явно был готов его отпустить), а дальше искал новых союзников и собирал новую армию, например – все лучше, чем глупо погибнуть за заведомо проигранное дело. Но нет, в пилоте была битва при Ренквахе, значит, и в сериале будет битва при Ренквахе – лучше и круче!

Позиция отряда Робера Эпинэ

Позиция отряда Робера Эпинэ

Означенная битва в сериале происходит не на болотах, как можно предположить по названию локации, а где-то в лесу. Зритель видит, что отряд Робера выстроился посреди хвойного ничего, выставив перед собой рогатки от кавалерии (запомните их). При этом все солдаты герцога Эпинэ – мушкетеры, в кадре нет ни одной пики. Хорошо, допустим, лобовая атака конницы будет остановлена рогатками (хотя какая к чертям конная атака в лесу), а если рейтары объедут их с флангов или зайдут с тыла? Они ведь могут, а лес нивелирует преимущество мушкетов в дальности стрельбы. Что тогда делать? Мушкетеры, конечно, могут сбиться в круг, выставив наружу шпаги, но это, по сути, оттягивание конца: стрелки без поддержки пикинеров в военном деле раннего Нового Времени обречены. Впрочем, я забегаю вперед.

Что в «Этерне» 2025 года неизменно хочется хвалить – это материальную культуру; замечательные костюмы и реквизит были в количестве сделаны еще для пилота и почти полностью переехали в сериал. Вот только и тут не обошлись без ложки дегтя: неплохие комплекты одежды и доспехов пикинеров Эпинэ из пилота здесь почему-то надели на мушкетеров, что при полном отсутствии в отряде Робера пехоты ближнего боя смотрится диковато. Ну да пусть, фэнтези же – Эпинэ провинция богатая, может и мушкетеров в кирасы одеть…

Итак, небольшой отряд построен, и Робер, наконец, берет слово. Как вы думаете, он отдает команды или указания солдатам перед боем? Нет, он задвигает передозированную заезженным пафосом речугу про то, что «мы можем умереть, но наша слава будет жить вечно», на фоне которой даже пресловутая голливудская команда «ДЕРЖАТЬ СТРО-О-ОЙ!!!» выглядела бы более оригинально и уместно.

Договорить Роберу не дают: по строю начинают палить из пушек. Такое резкое прерывание высокопарно-напыщенного спича, если честно, мне сильно напомнило сцену с речью Теона из второго сезона «Игры Престолов».

Может быть, задумано отсылкой? Вот только Теон-то в той сцене злобный жалкий дурак. Неужели авторы и Робера таким персонажем видят? Вроде, с остальным повествованием это не вяжется.

Кстати, а откуда пушки взялись? Вокруг же, как заявлено, болота! Как их протащили-то? На битву из пилотного эпизода-то артиллерия не явилась, похоже, именно по этой причине… Но да ладно, Рокэ Алва у нас в каноне военный гений – как-то да сообразил.

Дальше прилет второго же ядра взрывает стоящую прямо рядом с солдатами телегу с порохом (откуда она там?!), и на этом батальная сцена переходит в набор последовательно нарезанных случайных кадров. По лесу мелкими группами по двое-трое скачут всадники, кто-то стреляет, Робер сбивает кого-то с коня знаменем, кто-то прыгает на Робера со шпагами и кинжалами, на фоне всего этого дерется пара статистов (откуда-то вдруг еще и пехота со шпагами нарисовалась).

И все. Никаких осмысленных действий, никакой картины боя, никаких решений или раскрытия персонажей – просто минута бестолкового экшена в духе сериалов типа «Викингов»: всё в дыму, разрозненные безымянные мужики в форррме (черной и красной) и красивых доспехах машут шпагами.

Война в Крыму Талиге, все в дыму, ничего не видно

Война в Крыму Талиге, все в дыму, ничего не видно

Вдруг откуда ни возьмись появляется в рот любись всадник прямо перед Робером, и поднятая на дыбы белая кобыла пинает впавшего в ступор герцога Эпинэ копытами, на чем его участие в схватке заканчивается.

Вопросов к данному батальному полотну куда больше, чем сериал дает ответов. Как конница Алвы умудрилась атаковать мушкетеров в лоб с палашами? Против них же специально рогатки выставили. Объехали с флангов? А с какой стороны фронт? Куда делись рогатки-то? Взрывом разметало? А почему телега с порохом вообще на переднем краю возле строя стоит? Почему бойцы обеих сторон разбежались по всей поляне, как будто никакого строя у них и не было? Что, наконец, вообще защищал отряд Эпинэ на этой поляне посреди неведомого хвойного леса? Избушку лесника?

Пройдемся еще раз по нашим пунктам. У битвы при Ренквахе сериального образца 2025 года есть контекст, но он не придает битве смысла, а наоборот, обессмысливает ее. Нет ставок, потому что центральный персонаж батальной сцены не пытается решить никаких задач. С идентификацией сил сторон все в порядке, спасибо костюмному цеху, да и с демонстрацией того, что солдаты Эпинэ проигрывают, постановка худо-бедно справляется, но никакой внутренней драматургии в сцене нет: нет действий и раскрытия персонажей, нет картины происходящего, есть только небольшой монтаж экшена, лишенный даже внутренней связности. Собственно, это просто экшен и есть: до звания полноценной кинобитвы этот отрывок второй серии «Этерны» не дотягивает.

У создателей сериала же был отличный пример пилотной серии. Да, в ней была куча проблем, но тамошняя битва при болотах Ренквахи была именно что одним из светлых пятен. Это же ваша интеллектуальная собственность, вы купили на нее права! Что мешает просто постараться сделать так же? Продюсерская гордость, нежелание делать «как у этих задротов-реконструкторов»? Уверенность, что вы лучше знаете, «как надо» и «что народу нравится»? Об ответе, увы, пока можно только гадать.

И самое главное: а так ли нужна была повествованию эта конкретная битва? Да, понятно, что жанр масштабного фэнтези еще со времен джексоновских экранизаций «Властелина Колец» обязывает вставлять зрелищные сражения, да и в промо-материалах создатели успели наобещать «эпичные батальные сцены», но очевидно же, что зрелищно сделать не получилось. Так, может, им и не мучать себя и зрителей?

Почему создатели «Этерны-2025» так уцепились за эту несчастную битву при Ренквахе? Для экранизации «Красного на красном», которую сериал и представляет собой, она вовсе не обязательна, потому как в первой книге вообще не описывается, существуя только как фоновое историческое событие. Так зачем? Потому что битва при Ренквахе была в пилоте? Так он на то и пилот – он существует для того, чтобы продать концепт инвесторам и зрителям, логично, что самый эпичный момент, в который вложено много труда и средств, покажут как можно раньше, чтобы зацепить аудиторию. Но полноценный сериальный формат к этому не обязывает! Вспомните «Игру Престолов» – в первом сезоне вообще ни одной батальной сцены не было, а единственная битва, в которой участвовал Тирион, прошла за кадром, потому что герой потерял сознание. Учились бы у лучших! Ведь правда, достаточно было показать, как раненый Робер приходит в себя среди мертвых тел, уже потерпев поражение в бою – это бы решило сюжетную задачу в рамках истории персонажа, избавив при этом продюсеров от лишних затрат, а сериал – от позорного экшн-поноса.

В конце концов, раз уж авторы взялись за экранизацию «КнК», то у них впереди битва на поле Дарамы, в которой, по тексту первоисточника, с одной из сторон участвует аж стотысячный контингент феодального ополчения. Судя по темпу повествования, с первой книгой за один сезон сериал не управится – вот и сберегли бы бюджет на действительно эпичную битву во втором сезоне, как в свое время поступили создатели все той же Игры Престолов. Едва ли просмотры первого сезона пострадали бы от отсутствия боевки: тем более, что сделать ее действительно красивой и масштабной и так не получилось.

Вот так-то, дорогие котогики. То, что мы имеем в «Этерне-2025» в качестве батальной сцены – это отличная иллюстрация того, что никакая матчасть, бюджет, консультанты и готовые референсы не спасут от продюсера, коли он убежден, что без всяких там душнил из исторической реконструкции сам прекрасно знает, как снимать лучше и эпичнее.


🎮 🎲 Также читайте нас на других ресурсах:

  • Телеграм ↩ – новости, заметки и розыгрыши.

  • ВК ↩ – наша Родина.


Мы всегда рады новым авторам. Если хотите предложить статью на CatGeek или заинтересованы в сотрудничестве — пишите сюда или сюда.

Подписывайся на нас, чтобы не пропустить новые интересные посты :)

Показать полностью 24
Отличная работа, все прочитано!