Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»2
Мы уже разобрали мировоззрение во вселенной D&D, его историческую роль и то, как другие аспекты от версии к версии постепенно выходят на передний план. В этой статье расскажем, как применили Теорию моральных оснований Джонатана Хайдта на такие аспекты личности персонажа, как идеалы, слабости, привязанности и черты характера.
Теория моральных оснований – это популярная психологическая концепция, которая объясняет, почему у людей существуют разные, порой противоречивые, моральные суждения. Разработанная социальным психологом Джонатаном Хайдтом и его коллегами, она утверждает, что наша мораль подобна языку или вкусу: у нас есть врождённые «рецепторы» (основания), которые культура и воспитание настраивают по-разному.
Главная идея теории заключается в том, что наше моральное мышление не строится на одном лишь принципе (например, «не навреди»), а опирается на несколько интуитивных оснований, которые достались нам в процессе эволюции для решения проблем выживания в обществе. Изначально теория включала пять оснований, позже было добавлено шестое. Каждое из них представляет собой дилемму, на которую реагирует наша интуиция.
Забота / Вред
Это основание развилось из нашей потребности защищать и заботиться о своих детях. Оно делает нас чувствительными к страданиям, жестокости и заставляет ценить доброту и сострадание, проявляется, например, как благотворительность, борьба за права животных и защита слабых.
Справедливость / Обман
Это основание выросло из необходимости сотрудничать и получать выгоду от партнёрства, избегая обмана. Оно отвечает за наше чувство справедливости, прав, равенства и честности и стремление к меритократии («каждому по заслугам»).
Верность / Предательство
Это основание возникло из необходимости формировать сплочённые группы и коалиции для конкуренции с другими группами. Оно лежит в основе патриотизма, командного духа и самопожертвования ради «своих» (семье, друзьям, корпорации и т.д.).
Авторитет / Подрыв
Это основание развилось в обществах, характерных для приматов. Оно отвечает за наше чувство уважения к традициям, законной власти и старшим, лидерам и общественным институтам, а также за поддержание порядка и субординации.
Святость / Деградация
Это основание связано с эволюционной задачей избегания патогенов и токсинов. Изначально это было чувство отвращения к испорченной еде, трупам или заразным людям, но со временем оно распространилось на символические объекты и идеи, породив представления о чистоте души, святости и осквернении.
Свобода / Угнетение
Это основание выросло из неприязни к доминированию и попыткам отдельных особей контролировать всю группу. Оно делает нас чувствительными к любым формам угнетения, контроля и ограничения личной свободы и отвечает за либертарианские идеи и защиту личных свобод.
Предлагаем применять моральные основания (список которых вы можете дополнить), как линзу для понимания разногласий, но не универсальный закон морали. У каждого персонажа могут быть свои мотивы для любых действий. Чувствуйте свободу!
Мы взяли 4 аспекта личности, которые (помимо [мировоззрения]) обычно описывают при создании персонажа: идеалы, привязанности, слабости и черты характера. Используя выбранную теорию, можно создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.
И вот что получилось:
Идеалы – это прямое выражение доминирующих моральных оснований персонажа. Идеал – это то, во что персонаж верит, его главный моральный принцип. Когда вы выбираете идеал, вы, по сути, выбираете главный моральный «рецептор» своего персонажа.
«К людям нужно относиться с достоинством» (из оснований Заботы и Справедливости)
«Древние обычаи нужно чтить и сохранять» (чистое выражение Авторитета и Святости)
«Никто не должен быть рабом» (это прямое проявление основания Свободы)
Привязанности – это конкретные люди, места или принципы, на которые направлены моральные основания персонажа.
«Я сделаю всё, чтобы защитить свою семью» (направление оснований Заботы и Верности на конкретную группу людей)
«Я останусь верен своему командиру, что бы ни случилось» (чистое основание Верности или Авторитета, направленное на одного человека)
«Я должен вернуть украденную реликвию в свой храм» (основание Святости, привязанное к конкретному месту и предмету)
Слабости – это искажённое, гипертрофированное или, наоборот, подавленное моральное основание (они показывают, как мораль персонажа может его подвести).
«Я слепо доверяю тем, кто наделён властью» (как гипертрофированный Авторитет)
«Я скорее умру, чем признаю, что был неправ» (искажённое представление о Справедливости, превратившееся в гордыню)
«Я готов предать кого угодно, чтобы спастись» (как полное отсутствие Верности другим)
Черты характера — это повседневные, бытовые проявления моральных оснований, то, как моральные инстинкты персонажа проявляются в его манерах и привычках.
«Я с подозрением отношусь к любому, кто пытается мне указывать» (отражение сильного основания Свободы)
«Я всегда обращаюсь к старшим на 'вы' и с уважением» (поведенческое проявление Авторитета)
«Я часто рассказываю истории о героях моей родины» (как выражение Верности своей культуре)
Таким образом, используя Теорию моральных оснований, вы можете создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.
Одно из самых известных применений теории — объяснение разницы в мировоззрении между политическими либералами (левыми) и консерваторами (правыми).
Либералы (левые), как правило, менее чувствительны к вопросам лояльности, авторитета и святости и строят свою мораль преимущественно на таких основаниях, как Забота/Вред и Справедливость/Обман. Иногда к ним добавляется Свобода/Угнетение. Их главные моральные вопросы: «Кто-то страдает?», «С кем-то обошлись несправедливо?».
Консерваторы (правые) используют более широкую моральную «палитру», опираются на все шесть оснований примерно в равной степени. Помимо заботы и справедливости, для них крайне важны верность группе, уважение к традициям и властям, а также идеи чистоты и святости.
Теория моральных оснований не говорит, кто прав, а кто виноват. Она показывает, что политические оппоненты часто не являются «аморальными», ведь они просто говорят на разных моральных языках, опираясь на разные наборы интуитивных ценностей.
Но это уже оффтоп