Серия «Научные модели в D&D»

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»2

Мы уже разобрали мировоззрение во вселенной D&D, его историческую роль и то, как другие аспекты от версии к версии постепенно выходят на передний план. В этой статье расскажем, как применили Теорию моральных оснований Джонатана Хайдта на такие аспекты личности персонажа, как идеалы, слабости, привязанности и черты характера.


Теория моральных оснований – это популярная психологическая концепция, которая объясняет, почему у людей существуют разные, порой противоречивые, моральные суждения. Разработанная социальным психологом Джонатаном Хайдтом и его коллегами, она утверждает, что наша мораль подобна языку или вкусу: у нас есть врождённые «рецепторы» (основания), которые культура и воспитание настраивают по-разному.

Главная идея теории заключается в том, что наше моральное мышление не строится на одном лишь принципе (например, «не навреди»), а опирается на несколько интуитивных оснований, которые достались нам в процессе эволюции для решения проблем выживания в обществе. Изначально теория включала пять оснований, позже было добавлено шестое. Каждое из них представляет собой дилемму, на которую реагирует наша интуиция.

Забота / Вред

Это основание развилось из нашей потребности защищать и заботиться о своих детях. Оно делает нас чувствительными к страданиям, жестокости и заставляет ценить доброту и сострадание, проявляется, например, как благотворительность, борьба за права животных и защита слабых.

Справедливость / Обман

Это основание выросло из необходимости сотрудничать и получать выгоду от партнёрства, избегая обмана. Оно отвечает за наше чувство справедливости, прав, равенства и честности и стремление к меритократии («каждому по заслугам»).

Верность / Предательство

Это основание возникло из необходимости формировать сплочённые группы и коалиции для конкуренции с другими группами. Оно лежит в основе патриотизма, командного духа и самопожертвования ради «своих» (семье, друзьям, корпорации и т.д.).

Авторитет / Подрыв

Это основание развилось в обществах, характерных для приматов. Оно отвечает за наше чувство уважения к традициям, законной власти и старшим, лидерам и общественным институтам, а также за поддержание порядка и субординации.

Святость / Деградация

Это основание связано с эволюционной задачей избегания патогенов и токсинов. Изначально это было чувство отвращения к испорченной еде, трупам или заразным людям, но со временем оно распространилось на символические объекты и идеи, породив представления о чистоте души, святости и осквернении.

Свобода / Угнетение

Это основание выросло из неприязни к доминированию и попыткам отдельных особей контролировать всю группу. Оно делает нас чувствительными к любым формам угнетения, контроля и ограничения личной свободы и отвечает за либертарианские идеи и защиту личных свобод.


Предлагаем применять моральные основания (список которых вы можете дополнить), как линзу для понимания разногласий, но не универсальный закон морали. У каждого персонажа могут быть свои мотивы для любых действий. Чувствуйте свободу!

Мы взяли 4 аспекта личности, которые (помимо [мировоззрения]) обычно описывают при создании персонажа: идеалы, привязанности, слабости и черты характера. Используя выбранную теорию, можно создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.

И вот что получилось:

Идеалы – это прямое выражение доминирующих моральных оснований персонажа. Идеал – это то, во что персонаж верит, его главный моральный принцип. Когда вы выбираете идеал, вы, по сути, выбираете главный моральный «рецептор» своего персонажа.

«К людям нужно относиться с достоинством» (из оснований Заботы и Справедливости)

«Древние обычаи нужно чтить и сохранять» (чистое выражение Авторитета и Святости)

«Никто не должен быть рабом» (это прямое проявление основания Свободы)

Привязанности – это конкретные люди, места или принципы, на которые направлены моральные основания персонажа.

«Я сделаю всё, чтобы защитить свою семью» (направление оснований Заботы и Верности на конкретную группу людей)

«Я останусь верен своему командиру, что бы ни случилось» (чистое основание Верности или Авторитета, направленное на одного человека)

«Я должен вернуть украденную реликвию в свой храм» (основание Святости, привязанное к конкретному месту и предмету)

Слабости – это искажённое, гипертрофированное или, наоборот, подавленное моральное основание (они показывают, как мораль персонажа может его подвести).

«Я слепо доверяю тем, кто наделён властью» (как гипертрофированный Авторитет)

«Я скорее умру, чем признаю, что был неправ» (искажённое представление о Справедливости, превратившееся в гордыню)

«Я готов предать кого угодно, чтобы спастись» (как полное отсутствие Верности другим)

Черты характера — это повседневные, бытовые проявления моральных оснований, то, как моральные инстинкты персонажа проявляются в его манерах и привычках.

«Я с подозрением отношусь к любому, кто пытается мне указывать» (отражение сильного основания Свободы)

«Я всегда обращаюсь к старшим на 'вы' и с уважением» (поведенческое проявление Авторитета)

«Я часто рассказываю истории о героях моей родины» (как выражение Верности своей культуре)

Таким образом, используя Теорию моральных оснований, вы можете создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.


Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой» Личность, RPG, Dungeons & Dragons, Ролевые игры, DnD 5, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Психология, Редактор, Творчество, Ответ на пост, Длиннопост

Одно из самых известных применений теории — объяснение разницы в мировоззрении между политическими либералами (левыми) и консерваторами (правыми).

Либералы (левые), как правило, менее чувствительны к вопросам лояльности, авторитета и святости и строят свою мораль преимущественно на таких основаниях, как Забота/Вред и Справедливость/Обман. Иногда к ним добавляется Свобода/Угнетение. Их главные моральные вопросы: «Кто-то страдает?», «С кем-то обошлись несправедливо?».

Консерваторы (правые) используют более широкую моральную «палитру», опираются на все шесть оснований примерно в равной степени. Помимо заботы и справедливости, для них крайне важны верность группе, уважение к традициям и властям, а также идеи чистоты и святости.

Теория моральных оснований не говорит, кто прав, а кто виноват. Она показывает, что политические оппоненты часто не являются «аморальными», ведь они просто говорят на разных моральных языках, опираясь на разные наборы интуитивных ценностей.

Но это уже оффтоп

Показать полностью 1
1

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»2

Ранее мы применяли Пирамиду Маслоу к описаниям рас, чтобы обосновать особенности персонажей, приобретаемые через кровные связи и культуру, а сегодня расскажем, как решили применять модель ценностей Шалома Шварца к аспектам личности персонажей (в частности, к мировоззрению).


Модель ценностей Шалома Шварца — это одна из наиболее влиятельных и признанных в мире теорий в области социальной психологии. Она описывает универсальные человеческие ценности, их структуру и то, как они влияют на наше поведение и отношение к миру. Шварц предположил, что все ценности, встречающиеся в разных культурах, можно свести к ограниченному набору базовых, универсальных ценностей, которые понятны людям во всем мире.

Десять базовых ценностей Шварц выделил 10 универсальных ценностей, каждая из которых определяется своей основной мотивационной целью:

  1. Самостоятельность, независимость мысли и действия, свобода выбора, творчества, исследования, креативность, свобода, любознательность и независимость.

  2. Стимуляция, поиск новизны, волнения и жизненных вызовов, разнообразие, смелость.

  3. Гедонизм, чувственное удовольствие, наслаждение жизнью, потворство своим желаниям.

  4. Достижение, личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, амбиции, компетентность и влияние.

  5. Власть, достижение социального статуса, престижа, контроля или доминирования над людьми и ресурсами, авторитета и богатства.

  6. Безопасность, гармония и стабильность общества, отношений и самого себя, социальный порядок.

  7. Конформность, вежливость, послушание, самодисциплина, сдерживание действий и импульсов, которые могут навредить другим или нарушить социальные ожидания и нормы.

  8. Традиции, уважение традиций, смирение, скромность, религиозность, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре или религии.

  9. Благожелательность, помощь другим, честность, прощение, верность, ответственность сохранение и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте.

  10. Универсализм, равенство, мудрость, понимание, терпимость, признательность и защита благополучия всех людей и природы.


Круговая модель

Самое интересное в теории Шварца — это то, как эти ценности соотносятся друг с другом. Они образуют не просто список, а круговую структуру или ценностный круг.

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой» Личность, RPG, Dungeons & Dragons, Ролевые игры, DnD 5, Настольные игры, Настольные ролевые игры, Психология, Редактор, Творчество, Ответ на пост, Длиннопост

Эта структура основана на двух ключевых принципах:

  • Совместимость

Ценности, расположенные рядом на круге, имеют схожие мотивационные цели и совместимы друг с другом. Например, стремление к Власти и Достижению часто идут рука об руку, так как обе ценности направлены на самоутверждение. Точно так же Конформность и Традиции усиливают друг друга.

  • Конфликт

Ценности, находящиеся на противоположных сторонах круга, вступают в конфликт. Их мотивационные цели противоречат друг другу. Например, практически невозможно одновременно стремиться к Самостоятельности (делать все по-своему) и к Конформности (следовать правилам). Или стремиться к Власти (доминировать над другими) и Универсализму (заботиться о равенстве для всех).


Модель ценностей Шалома Шварца, несмотря на свою популярность и доказанную пользу, не лишена слабых мест. Основной слабостью был сложный опросник, который использовался для экспериментов: по мнению многих критиков в ответах мог появиться «шум» в виде случайных или социально-значимых ответов.

Также набор ценностей из 10 пунктов (позднее 19) позиционировалась, как универсальная для всех культур. Но поскольку цивилизации, культуры, государства, расы и виды используют разные языки и способы объяснения понятий – они могут не совпадать. Нам остается только довериться первоначальной выборке (образованные группы населения из развитых стран), если мы хотим попытаться применить модель на практике.

Мы проанализировали эту модель с помощью двух основных осей, которые делят его на четыре квадранта (они отражают фундаментальные конфликты в мотивации):

Как ты относишься к другим?

а) забота о других / самоутверждение = добро / зло

Забота о других включает ценности Универсализма и Благожелательности. Эти ценности выходят за рамки личных интересов и мотивируют заботиться о благополучии других людей и природы.

Самоутверждение включает ценности Власти, Достижения и Гедонизма. Эти ценности мотивируют людей преследовать собственные интересы, стремиться к успеху и доминированию над другими.

  • Добрый персонаж спасёт крестьян от гоблинов, поделится последней флягой воды с умирающим путником или будет рисковать жизнью, чтобы остановить злого тирана. Добрый не означает «милый» или «наивный»: добрый паладин может быть суровым и безжалостным к врагам, но его конечная цель – защита и благополучие других.

  • Нейтральный персонаж не станет рисковать собой ради незнакомцев без веской причины (например, оплаты). Он может совершать как добрые, так и эгоистичные поступки. Дружба и личная преданность для него важнее абстрактных идеалов добра. Многие животные и природные силы также нейтральны, так как действуют по законам природы, а не морали.

  • Злой персонаж обманет, предаст или убьёт, если это принесёт ему выгоду. Он может наслаждаться страданиями других или просто быть к ним абсолютно безразличным. Злой не всегда означает «глупый» или «непредсказуемый»: злой тиран может быть умным, расчётливым и управлять процветающей (для элиты) империей. Зло может быть как мелким (эгоистичный вор), так и вселенским (демон, желающий уничтожить мир).

Как ты относишься к правилам и обществу?

б) консерватизм / открытость изменениям = закон / хаос

Консерватизм объединяет ценности Безопасности, Конформности и Традиций. Эти ценности подчеркивают важность самоограничения, порядка, стабильности и сохранения традиций.

Открытость изменениям объединяет ценности Самостоятельности и Стимуляции. Эти ценности мотивируют людей следовать своим интеллектуальным и эмоциональным интересам, искать новизну и быть готовыми к переменам.

  • Законный персонаж держит своё слово, уважает власть (если считает её легитимной), следует кодексу чести и предпочитает действовать по установленным правилам. Он будет осуждать ложь и нарушение клятв. Закон не всегда «добрый»: можно использовать законы и иерархию для угнетения и контроля, создавая идеально работающую, но жестокую систему.

  • Нейтральный персонаж будет соблюдать законы, пока они кажутся ему справедливыми и не мешают его целям, но без колебаний нарушит их, если посчитает это необходимым. Он не доверяет слепо властям, но и не стремится их свергнуть. Это, например, обычный горожанин, который живёт своей жизнью, платит налоги, но может дать взятку стражнику, если это поможет решить его проблему.

  • Хаотичный персонаж полагается на свою интуицию и совесть, а не на писаные законы, предпочитает импровизировать, а не следовать плану. Хаос не всегда «злой»: можно быть бунтарём с добрым сердцем.


В итоге получаем 9 мировоззрений, каждую со своим набором ценностей модели Шалома Шварца:

Законно-Добрый

Главная ценность благожелательность, то есть забота о своем круге (семье, общине, народе), подкрепленная уважением к Традициям.

Нейтрально-Добрый

Движим универсализмом, стремлением к справедливости и благополучию для всех, а не только для «своих». Метод не так важен, как результат.

Хаотично-Добрый

Сочетает универсализм со стремлением к самостоятельности для борьбы за свободу, если личная инициатива и независимость мысли приведут к лучшему миру для всех.

Законно-Нейтральный

Воплощение конформности и безопасности, когда порядок, правила и стабильность – это высшая ценность.

Истинно-Нейтральный

Это точка баланса, в которой персонаж не отдает явного предпочтения ни одной из ценностей, а действует по ситуации, стремясь сохранить равновесие. Он может ценить и безопасность, и личную свободу, и помощь другим, но ни одна из этих ценностей не доминирует.

Хаотично-Нейтральный

Руководствуется ценностями стимуляции и гедонизма, ищет новые впечатления, удовольствия и максимальную свободу самовыражения.

Законно-Злой

Использует систему для достижения власти и личной безопасности, пишет законы, которые служат его интересам и укрепляют его контроль.

Нейтрально-Злой

Фокусируется на достижении и личной власти прагматичными способами, когда не важны ни законы, ни свобода – только результат.

Хаотично-Злой

Сочетает эгоистичное стремление к власти с импульсивным гедонизмом, берет то, что хочет, силой, наслаждаясь разрушением и страданиями других.

Показать полностью 1
0

Как подружить PHB/SRD с наукой2

Взявшись за редактор рас для своего приложения для Dungeons & Dragons, я столкнулся с несколькими задачами, для решения которых разработал свою более четкую структуру, подходящую для любых игровых рас и для создания собственных в творческом режиме (в соответствии с пирамидой Маслоу). О своем прогрессе я чаще пишу на бусти, но обязательно поделюсь артами и важными этапами разработки и тут, поскольку ценю и уважаю ваше мнение.


Зачем я вообще решил изобретать велосипед?

На это две причины:

1) Я ценю логику и структуру, которой как мне кажется не хватает в материалах от создателей: описания рас зачастую непропорциональны друг другу, какие-то описаны глубже, другие – более слабо. Я решил переработать эти материалы и сделать все по науке, при этом не теряя ничего важного.

2) Авторские права на все официальные книги и материалы Dungeons & Dragons принадлежат компании Wizards of the Coast (WotC), которая является дочерним подразделением Hasbro. Это право собственности предоставляет WotC исключительные права на их опубликованные материалы, включая тексты, иллюстрации и другие творческие элементы.

Я не собираюсь создавать очередной электронный лист персонажа «курильщика», я делаю компаньона для игры «здорового человека». И поскольку законы об авторском праве защищают конкретное выражение идей, а не сами идеи или игровые механики как таковые, я выбрал свой путь и с радостью соберу ваши комментарии и учту конструктив чтобы сделать свою работу круто!


Что я предлагаю?

Использовать модель мотиваций, предложенная психологом Абрахамом Маслоу, которая включает шесть уровней потребностей:

1️⃣ Выживание, фундамент, без которого гуманоид просто не может существовать (пища, вода, кислород и биологические функции). Пока эти потребности неудовлетворены, человек не будет думать о чём-то более высоком — всё внимание сосредоточено на выживании.

2️⃣ Безопасность, физической и психологической защите (порядок, структура, защита от угроз и надёжность). Эта потребность может доминировать при любом ощущении нестабильности (война, безработица, страх).

3️⃣ Принадлежность, связь с другими, важность быть частью группы (семьи, племени, нации, команды). Это не просто комфорт — недостаток социальных связей может вызывать депрессию и тревожность.

4️⃣ Признание, уважение со стороны других (статус, престиж, репутация) а также уверенность в себе, независимость, компетентность. Без удовлетворения этой потребности существо чувствует себя недооценённым, неважным или неуспешным.

5️⃣ Самореализация, раскрытие потенциала, развитие личности и талантов, творчество, образование, личностный рост. Это не обязательно «успех» в привычном смысле, а чувство, что ты живёшь «своей жизнью».

6️⃣ Трансцендентность (надличностный смысл), служение чему-то большему, выход за пределы «я», помощь другим, альтруизм, ощущение связи с миром, богами, Вселенной. Это уровень тех, кто чувствует, что их жизнь — часть чего-то большего.


Что получилось в итоге?

В соответствии с этой моделью я разработал 6 блоков параметров для описания существ-представителей различных рас, помимо описания их физических особенностей (таких как размеры, скорость и способы перемещения, продолжительность жизни и способы социализации и общения):

🫠 Основы выживания

Что поддерживает жизнь представителей расы: привычные условия для жизни (температура, воздух, тип местности), питание, вода, дыхание, длительность сна и др. биологические особенности.

🏡 Безопасные условия

Что даёт расе чувство стабильности и защиты: типичная среда обитания, защищённость от врагов и природных опасностей, миграции, укрытия, способы обороны и др. особенности обустройства.

🔗 Социальная структура

Что описывает принадлежность расы: семьи, родовые узы, племена, открытость к чужакам или изоляционизм, дружба, любовь, союзы, долг и др. особенности коммуникации как внутри так и с представителями других рас.

👑 Ценность и честь

Что приносит признание: титулы и знаки отличия, социальный престиж, статусы и др. элементы описания роли в обществе.

🪆 Внутренний путь

Что позволяет расе самореализоваться: склонности к творчеству, магии и мастерству, культурные достижения, идеалы личностного роста и др. способы раскрытия своего потенциала.

💫 Зов судьбы

Что определяет роль расы в большем замысле мира: вера в предназначение, служение высшим силам, духовные поиски, религиозные культы, мифы о происхождении, связи с богами, пророчества и др. представления о миссии расы.

Маслоу подчёркивал: это не чёткая лестница, а скорее направление развития.Что будет делать игрок, как будет достигать реализации потребностей – всё это часть приключений, в которых я желаю вам удачи!

UPD:

Пирамида сводит сложную и многогранную систему человеческих мотивов к простой линейной схеме. В реальности человеком часто движет целый комплекс потребностей одновременно: например, работа может удовлетворять не только потребность в безопасности (стабильный доход), но и социальные потребности (коллектив) и потребность в уважении (карьерный рост).

Главная претензия к этой модели – ее умозрительный характер. Маслоу сформулировал её, изучая биографии выдающихся, по его мнению, личностей, а не на основе широких эмпирических исследований или больших данных, который стали доступны современной психологии. Отсутствие репрезентативной выборки и контрольных групп делает теорию скорее философской концепцией, нежели строгой научной моделью.

Сам Маслоу позже признавал, что порядок в иерархии может меняться в зависимости от индивидуальных особенностей и обстоятельств. Современная психология мотивации предлагает более гибкие и многофакторные модели, учитывающие индивидуальные, культурные и ситуационные различия:

-  художники, писатели и ученые часто создавали великие произведения, находясь в крайней бедности и не имея гарантий безопасности.

-  многие рискуют жизнью (нарушая потребность в безопасности) ради других, ради идеи или страны (потребности более высокого порядка).

-  можно отказаться от комфортных и безопасных условий ради сохранения социальных связей, любви и принадлежности к группе.

Пирамиду Маслоу следует рассматривать не как непреложный закон, а как одну из первых гуманистических попыток классификации. Она полезна для общего понимания того, что у людей есть разные уровни потребностей, но не может служить точным инструментом для предсказания или управления поведением конкретного человека.

В соответствии с этой моделью мы разработали 6 параметров для описания существ-представителей различных рас. Мы предлагаем использовать её нелинейно, считать каждый пункт равным по важности.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!