Права потребителей vs COVID-19: гарантии защиты
Здравствуйте! Ни для кого не секрет, что пандемия коронавируса существенно повлияла на многие аспекты нашей жизни. И, можно с уверенностью сказать, что, в основном, влияние отрицательно. В новой серии постов я постараюсь рассказать про основные гарантии защиты, предоставляемые государством в период пандемии в самых разных сферах нашей жизни. Сегодня мы разберем кредитование и страхование.
Из-за закрытия в период распространения новой коронавирусной инфекции большинства организаций у многих россиян возникли сложности с платежами по кредитам и займам. Потеря работы, снижение размера зарплаты, вынужденный уход в неоплачиваемый отпуск и другие негативные последствия введенных ограничительных мер привели к тому, что людям стало нечем платить взятый ранее кредит. Несмотря на то что в текущих условиях банки и сами активно идут навстречу гражданам, перенося сроки платежей, снижая их размер и используя другие допустимые меры, государство решило отдельно поддержать тех заемщиков, у которых доходы снизились более чем на 30% по сравнению со среднемесячным доходом за прошлый год.
1. Федеральным законом от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ были введены так называемые кредитные каникулы – льготный период, предусматривающий отсрочку погашения суммы основного долга и уплаты процентов по кредитам (займам), включая те, которые обеспечены ипотекой. Воспользоваться такой льготой потребители могут при одновременном соблюдении следующих условий:
- размер кредита не превышает максимальной суммы, установленной Правительством РФ (для потребительских кредитов граждан – 250 тыс. руб., для автокредитов – 600 тыс. руб., для ипотечных кредитов – 2 млн руб., для жилых помещений в Москве – 4,5 млн, Санкт-Петербурге, Московской области и субъектах ДФО – 3 млн руб.);
- доход заемщика снизился на 30% и более за месяц, предшествующий месяцу обращения, по сравнению со среднемесячным доходом за 2019 год;
- на момент обращения заемщика за кредитными каникулами в отношении кредитного договора (договора займа) не применяются ипотечные каникулы (ст. 6 Закона № 106-ФЗ).
Обратиться с требованием о кредитных каникулах на срок до полугода заемщики могут до 30 сентября текущего года, при этом у Правительства РФ есть возможность продлить этот срок. Банк России подчеркивает, что кредиторы не вправе отказать в предоставлении льготного периода по заявлению заемщика, если он соответствует всем установленным условиям и требованиям. Услуга должна предоставляться бесплатно, не допускается взимание каких-либо комиссий.
2. Также Банк России рекомендовал всем кредиторам до 30 сентября приостановить принудительное выселение заемщика из жилья, на которое ранее решением суда было обращено взыскание (независимо от того, когда суд принял такое решение). На тот же период жилищным накопительным кооперативам советуют не выселять пайщиков, даже если ранее из-за неуплаты ими взносов было принято решение о выселении (Информация Банка России от 4 апреля 2020 года "Меры по поддержке граждан и экономики в условиях пандемии коронавируса").
3. В связи с резким ростом числа безналичных платежей и онлайн-оплаты покупок в условиях распространения COVID-19 и в целях снижения затрат потребителей на онлайн-переводы Банк России с 1 мая установил предельное значение комиссий, взимаемых банками со своих клиентов при переводах между физлицами. Так, переводы в Системе быстрых платежей до 100 тыс. руб. в месяц должны осуществляться без взимания платы, а переводы на сумму более 100 тыс. руб. в месяц – с комиссией не более 0,5% от суммы перевода, но не выше 1,5 тыс. руб. (Информация Банка России от 20 марта 2020 года "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса").
4. Не менее важными в части обеспечения гарантий защиты прав потребителей банковских и страховых услуг являются правовые позиции ВС РФ, выраженные в постановлениях Пленума и обзорах судебной практики по соответствующим делам. Ключевые тезисы по этой теме на Форуме стран БРИКС озвучил Вячеслав Лебедев:
- Закон о защите прав потребителей применяется не только к товарам и услугам бытового характера, но и к финансовым услугам (это разъяснение позволяет гражданам-страхователям, вкладчикам, заемщикам и иным потребителям при нарушении их прав и законных интересов требовать не только возмещения убытков, но и взыскания неустойки, штрафа и компенсации морального вреда в соответствии с Законом о защите прав потребителей);
- запрет навязывания гражданам дополнительных платных услуг – подключение заемщика к программе страхования жизни и здоровья не может являться обязательным условием предоставления потребительского кредита (в частности, при подключении к такой программе банк обязан проинформировать потребителя не только о характере оказываемых страховых услуг и порядке их оплаты, но и о праве заемщика на отказ от участия в программе, иначе потребитель сможет отказаться от страховой услуги и потребовать возмещения убытков);
- гражданин-потребитель вправе предъявить к банку исковые требования об уменьшении суммы неустойки по кредитному договору при ее несоразмерности последствиям просрочки оплаты кредита;
- по общему правилу, отсутствие у должника необходимых денежных средств не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств, но в условиях противодействия распространению COVID-19 отсутствие у гражданина-заемщика денежных средств, вызванное ограничительными мерами, может быть признано обстоятельством непреодолимой силы и основанием для освобождения его от ответственности;
- потребители освобождаются от преддоговорной ответственности, то есть от обязанности возместить убытки, причиненные недобросовестными действиями при переговорах о заключении договора.
Также Лебедев привел статистику по судебным делам, связанным с оказанием финансовых услуг – по его словам, такие споры в настоящее время составляют значительную долю в общем объеме дел о защите прав потребителей (246,6 тыс. дел или 58%). 86% требований по этой категории дел удовлетворены. Что касается страховых споров с участием граждан, то количество дел этой категории в 2019 году сократилось на 40%. Этому способствовало введение досудебного порядка рассмотрения требований граждан Уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг. С 1 января 2021 года финансовый омбудсмен будет рассматривать и требования граждан к кредитным организациям – при несогласии с его решением потребитель сможет обратиться в суд в течение 30 дней со дня принятия этого решения. Источник
Так как информации очень много, я буду рассматривать лишь по нескольким или даже по одной сфере в посте. В следующих постах поговорим об услугах ЖКХ, туризме, авиаперевозках, продаже лекарств и т.д. Подписывайтесь!
Найти больше актуальной информации, а также задать вопрос и получить консультацию можно в моем телеграм-канале: https://tglink.ru/ty_vprave