toshik37

toshik37

пикабушник
Тот самый Нерпач: https://vk.com/gonerpach
поставил 17 плюсов и 1 минус
проголосовал за 0 редактирований
4599 рейтинг 98 подписчиков 164 комментария 64 поста 41 в "горячем"
34

Магнус-квест. Мнение о романе Грэма Макнилла «Алый Король»

Привет, пикабу! «Алый Король» — один из самых объёмных романов по «Ереси». Освоив почти 600 страниц, рассказываю чем он примечателен и чего стоит ждать, если вы ещё не начали читать.

Магнус-квест. Мнение о романе Грэма Макнилла «Алый Король» Warhammer 40k, Imperium, Horus Heresy, Magnus The Red, Длиннопост

Прошло чертовски много времени с момента последнего крупного появления Тысячи Сынов в основном цикле «Ереси». Пятнадцатый «вывели из игры», отправив их в безвременье Планеты Чернокнижников. «Алый Король», 44-я книга цикла, должна была рассказать, что же произошло с Магнусом и его сынами, пока в Империуме вовсю полыхала гражданская война.


Сломав Алому Королю спину, Русс не только уничтожил физическую оболочку своего брата — он разрушил и его метафизическую целостность. То, что Магнус распался на осколки, можно было понять из «Шрамов» и «Смертельного огня». Но эти книги не давали понять, что именно испытывал Магнус после своей физической смерти. В «Алом Короле» эта линия является не основной, но уж точно самой эмоционально сильной.


Магнус распался не просто на осколки, а на «роли», каждая из которых начала жить сообразно собственным представлениям о должном поведении. Магнус-учёный спрятался в библиотеке. Магнус-созидатель решил оставить своё наследие в виде тысяч гримуаров. Магнус-воитель, долгое время остававшийся в тени, возжелал идти путём войны.


Происходящее с примархом — довольно наглядная демонстрация протекания диссоциативного расстройства личности. Вот только из-за этого «распада» осколок на планете Чернокнижников начал стремительно деградировать из-за прогрессирующей деменции. Сцены со страдающим от слабоумия Магнусом являются самыми пугающими в романе. Такого можно ожидать от людей и даже космодесантников, но никак не от примарха. А поэтому страшно не только Амону, который остался следить за Магнусом, но и читателю.

Магнус-квест. Мнение о романе Грэма Макнилла «Алый Король» Warhammer 40k, Imperium, Horus Heresy, Magnus The Red, Длиннопост

«Алый Король» — третий по счёту роман Макнилла, в котором появляется Люций. Если бы «Ересь» не близилась к завершению, то Грэм мог отправить мечника ещё в один предательский легион. Не только же с Железными Воинами и Тысячей Сынов время проводить.


Сюжет романа напоминает видеоигровой квест: Ариману и другим Тысячникам выпадает задание собрать самые большие осколки души примарха. В этом деле предателям будут противостоять агенты Малкадора: Нагасена, Диом Пром и выжившие после сожжения Просперо летописцы. Так что если вы освежите в памяти роман «Тысячу Сынов», вас ждёт куда как более интересное чтение — Макнилл не скупится на фансервис.


История в этом романе не отличается масштабом и выглядит довольно камерной по меркам работ Грэма. Но тем не менее роман не уступает по объёму «Духу мщению» и «Ангелу Экстерминатус», являясь одним из самых объёмных произведений «Ереси». Макнилл подошёл преступно близко к той черте, за которой фансервис превращается в натуральную графоманию. Вполне возможно, что злую шутку сыграл переезд Грэма семьёй из Великобритании в США — из-за этого роман писался урывками, а в какой-то момент и вовсе «встал». С другой стороны, роман перегружен референсами (и это заметно по количеству сносок) на историю первых цивилизаций, оккультистов и спиритуалистов.

Магнус-квест. Мнение о романе Грэма Макнилла «Алый Король» Warhammer 40k, Imperium, Horus Heresy, Magnus The Red, Длиннопост

Пока личность Магнуса распадается, его сыновья переживают глубокую депрессию. Но им получается из неё выйти через переживание трагического опыта, послужившего её причиной — сожжения Просперо.


В некоторые моменты у меня возникало ощущение, что я читаю пропущенный через «глухой телефончик» сороковника раздел Википедии, а не роман про приключения постлюдей. И это закидывание отсылками не самым лучшим образом накладывается на расплывчатое описание «неведомых истин», которые персонажи регулярно видят в волнах Эмпириев. В такие момент Макнилл выглядит словно увешанный египетскими украшениями английский аристократ Кроули, готовый вот-вот раскрыть тайны мироздания в образах карт Таро. Хорошо ещё, что к середине романа подобного становится меньше, ведь акцент с экспозиции смещается на действия персонажей.


***


«Алый Король» — очень «неровный» роман. Это отражает тяжёлую судьбу его создания. Однако Макнилл умеет писать, некоторые эпизоды у него получаются просто потрясающими. Если вы готовы простить Грэму графоманию или просто любите Тысячу Сынов — это будет увлекательное путешествие, в котором вы узнаете почему Рубрика никогда не получится правильной. Если же нет, то придётся какое-то время потерпеть — приближённые сыны Магнуса не сразу отправятся в путешествие по сбору осколков отца.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 2
12

Почему люди так хотят найти инопланетный разум. Размышления после просмотра фильма «К звёздам»

Отец Роя Макбрайда, главного героя фильма «К звёздам», отправился за границы Солнечной системы, чтобы найти инопланетный разум.


Спустя почти 16 лет уже сам герой отправляется к Нептуну, чтобы поговорить со своим отцом. И понять: пока ты не видишь «разума», то есть субъектность в окружающих тебя людях, то вряд ли что-то тебе даст знакомство с инопланетянами.

Почему люди так хотят найти инопланетный разум. Размышления после просмотра фильма «К звёздам» Инопланетяне, Философия, Длиннопост

Основной посыл фильма можно было бы назвать чрезмерно назидательным, если он органически не появлялся в самом повествовании. В самом начале Рою наплевать что на своего отца, что на свою девушку.


Он думает лишь о работе, не отвлекаясь ни на что другое. Первая искра жизни появляется в нём лишь где-то в середине фильма, когда герой отсылает своему отцу не шаблонный запрос об обратной связи, а искренний вопрос: «Пап, а как ты там? Целую жизнь тебя не видел».


В финале Рой летит обратно на Землю, чтобы наконец-то, впервые в своей жизни, проявить искренний интерес к своей девушке. Не заниматься ритульными «поглаживаниями», а прислушаться к её желаниям и переживаниям. В общем, сделать то, что обычным людям, в силу разных причин, сделать не удаётся.


Мне искренне нравится то, как неспешно проступает мы о со-бытие в картине. Почти в самом начале герой попадает на поделённую между странами и корпорациями Луну, на которой ведутся войны из-за передала сфер влияния. Герой просто отмечает этот факт: Новый Фронтир, всё как всегда. Но за этим как раз и скрывается то самое отсутствие интереса к другому человеку, отсутствие признания за ним право на субъектность.

Почему люди так хотят найти инопланетный разум. Размышления после просмотра фильма «К звёздам» Инопланетяне, Философия, Длиннопост

Инопланетяне в фильме "Прибытие"


Это очень наглядная картинка нашей реальности: какой нам инопланетный разум, нам бы друг с другом договорится. А договорится не получается: то ресурсов мало, то какие-то культурные заморочки, то ещё какая-то фигня.


На этой почве и возникает слепая вера: ну сейчас инопланетный разум найдём, посмотримся в «зеркало» и будет всё хорошо. Как будто с этим Другим удастся договориться. В лучшем случае будет «Прибытие» или «Аннигиляция». В худшем — палп про инопланетян-убийц. И не факт, что развязка будет в духе «Войны миров». Скорее что-то в духе Warhammer 40,000.


Для человека вполне нормально видеть и искать Другого. Хоть в камнях, хоть на небе. А когда ни в камнях, ни в облаках Другого не оказывается, то разум, осознающий себя как разум представителя определённого вида на определённой планете, начинает искать Другого за пределами Земли.


Задача очень хорошая, объединительная, только вот этих Других по соседству и без того много. Даже в джунгли Амазонки езжать не надо — просто по лестничной клетке пройти достаточно (вопрос о «качестве» этих Других оставим в стороне, тут больше будет важно то, будешь ли ты для соседа Другим, с которым нужно идти на контакт, или нет).


Вот как-то не тянет подобное на Великое Открытие во имя Великой Цели. Искать инопланетный разум куда как интереснее, чем заниматься антропологией.


Мой telegram-канал с заметками про массовую культуру

Показать полностью 1
78

В каком возрасте в Warhammer 40,000 можно стать космодесантником?

Космические десантники могли стать новой ступенью эволюции человека, если бы умели размножаться. Однако, чтобы из человека стать пост-человеком нужно пережить с десяток-другой масштабных хирургических вмешательств. Если не брать в пример Кровавых Ангелов и Космических Волков — путь в космодесантники займёт около десятка лет. И начнётся он с... пубертата.

В каком возрасте в Warhammer 40,000 можно стать космодесантником? Warhammer 40k, Imperium, Космодесант, Primaris Space Marines, Длиннопост

Как бы ни хотелось авторам кодексов, биология человека неумолима. Ключевые качественные изменения в организме начинаются именно в переходном возрасте.


По свежему кодексу возвышение в примарисы проходит в возрасте от 10 до 16 стандартных терранских лет. По байкам от фанатов и домыслов малоопытных копирайтеров — с самого детства.


Почему появился этот штамп в сороковнике довольно очевидно — чем больше гримдарка, тем лучше. Быт подульев успешно отсылает к быту английских рабочих середины 19 века, когда на работу отправили уже детей в возрасте 5-7 лет. Покуда в современности трудовая жизнь начинается на десяток-другой лет позже, эта картинка с малолетками, отданными на откуп вивисекторам, действительно предстаёт мрачной и пугающей.


Вот только она настолько гротескна, что абсурдна. Как бы ни были хороши «научные приборы Адептус Биологис», предугадать, что станет с ребёнком во время пубертата трудно. Пухляш может за год-два превратится в тестостеронового кабана, а крепкий (на первый взгляд) пацан — в сложнораскачеваемого дрыща. А пересаживать новые органы в тела, которые ещё не начали свой стремительный путь к обретению новых качеств — как минимум неосмотрительно.


С другой стороны, миф о «нищих духом детях» вполне соответствует формальным представлениям о взрослости в западно-европейских странах. Нет законодательного определения подростка. Зато есть чёткое деление на ребёнка и взрослого с рубиконом в виде календарного совершеннолетия. С этой позиции семнадцатилетний боксёр со званием КМС вполне может быть ребёнком. И такого ребёнка точно можно взять в космодесант. Ну, если он переживёт все операции.

В каком возрасте в Warhammer 40,000 можно стать космодесантником? Warhammer 40k, Imperium, Космодесант, Primaris Space Marines, Длиннопост

Авторы «Ереси» («Джагатай-Хан») и околоересевых книг («Фабий Байл: Повелитель клонов») вполне успешно начали саботировать «узколобое» представление о будущих КД. Теперь частью канона стало массовое превращение половозрелых парней, у которых вполне могли быть и жёны с детьми, в космических десантников. А в редких случаях — уже сложившихся мужиков, чей процесс роста уже пошёл на спад (т.е. их возраст находится около отметки в 25 лет).


Побочным продуктом этого стало то, что психология космодесантников стала сложнее в работах авторов (чему способствовало и увеличение штата писак). Из людей с синдромом Аспергера различной степени тяжести КД стали превращаться во вполне себе нормальных людей, пусть и деформированных войной. Теперь космодесантники помнят свою жизнь до Вознесения (в отличие от Вентриса, у которого есть дай бог 2-3 воспоминания о детстве). И откровенной чуши о том, что неофиты позабыли своё прошлое из-за ментальных пыток и ударов током — о таком намекалось в «Преторианце Дорна» — почти нет.


Warhammer 40,000 никогда не избавится от откровенно идиотских «находок» по типу костяных панцирей. Крутая для подростка вещь в реальной жизни обернулась бы невозможностью дышать и кошмаром при прямых попаданиях — осколки костяного панциря могут навредить всем внутренним органам. И это если не думать о том, что при каждой операции на органах нужно разрезать кости.


Но вполне возможно, что скоро до бэкописцев в своей массе дойдёт: пубертат — это та точка, за которой возможно превращение в Космический Десант. Тем более что в сороковнике есть более пугающие образы, чем дети в лапах у механизированных вивисекторов.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1
12

Переплетение социальных проблем прошлого и настоящего в фильме «Джокер»

Начало 80-х — это очень удобное время действия для фильма Joker. С одной стороны, это позволяет удобно встроить его в текущий мир DCEU (и показать очередное убийство родителей Брюса Уэйна). Но, с другой стороны, позволяет рассказать очень цельную историю о том, как страдающий от психических расстройств житель Готэма стал символом общественного недовольства.

Переплетение социальных проблем прошлого и настоящего в фильме «Джокер» Джокер, DC, Фильмы, DCEU, Длиннопост

Джокер-выразитель недовольства социальными проблеме в эпоху сокращения социальных расходов в США


Сокращение социальных программ, рост молодёжной преступности и первые ростки современного популизма, играющего на чувствах среднего класса — это как раз те самые 80-е, которые дают прекрасный материал для создания истории, пронизанной чувством общественной несправедливости.


История «Джокера» вполне могла быть разыграна в декорациях современных США. Психически нездоровая женщина потеряла все свои пенсионные накопления в начале нулевых. Её сын, некогда живущий на пособие от государства, лишается его. Все его неловкие попытки найти себе работу натыкаются на неприятие людей и невозможность жить в социуме с его шизотипическим расстройством. Объектом его агрессии могут стать как менеджеры высшего звена, так и любые другие привилегированные группы населения.


Вот только бы вряд ли фильм мог быть последовательно провокационен. Точно бы досталось республиканцам, мечту которых ещё декаду назад лелеял «Тёмный рыцарь». Но досталось бы «демократам»? Досталось бы всей системе? Ведь именно бунт против неё и олицетворяет собой Джокер.

Переплетение социальных проблем прошлого и настоящего в фильме «Джокер» Джокер, DC, Фильмы, DCEU, Длиннопост

Джокер-террорист из «Тёмного Рыцаря»


Несмотря на то, что фильм говорит о событиях минувшей эпохи, он явно намекает о событиях нашего времени. Бунт против элит — это всё же явный троп, который можно встроить почти в любой контекст. Но в «Джокере» этот бунт показывается не как террористический акт узкой группировки единомышленников (вновь вспоминаем трилогию Нолана), а как выражение настроений масс людей.


Фильм был бы максимально последовательным, если появление Флека на ТВ было таким же фантомом разума, как и его отношения с соседкой по лестничной клетке. Тогда бы радикализация недовольных жителей шла параллельно метафизической борьбе героя против системы. Пока он в своих мыслях совершал то, что бунтовщики готовы были сделать при определённых обстоятельствах, недовольство обычных горожан политикой готэмских властей переросло в массовые погромы.


Но даже в итоговой трактовке, в которой Джокер стал символом борьбы благодаря убийству белых воротничков и лидера мнений, наглядно демонстрируется то, что бунт был невозможен без социального напряжения. Именно наглядная демонстрация логичности этого конфликта делает фильм удивительно правдоподобным.


Мой telegram-канал с заметками про массовую культуру

Показать полностью 1
27

«Чисто английская история». Размышления об одной из главных проблем Warhammer 40,000

Большинство авторов Black Library являются коренными британцами и в своих работах описывают привычную им Англию, смешивая в разных пропорциях её исторические эпохи. За примерами далеко ходить не надо — достаточно открыть сборник «Магос» Дэна Абнетта и наглядно увидеть, сколько образов его родной страны прямо перетянуты в произведения.

«Чисто английская история». Размышления об одной из главных проблем Warhammer 40,000 Warhammer 40k, Imperium, Black Library, Длиннопост

Белые европейцы в необычных нарядах

Вот только в чём проблема — Warhammer 40,000 уже давно стал международным явлением, а тон ему всё так же продолжают задавать в большинстве своём британцы. Большая часть историй в нём пишется с позиции «белых колонизаторов». Даже в тех случаях, когда этот колониализм критикуется.


Авторы, наподобие Макнилла, пытаются разнообразить свои произведения культурными заимствованиями, но это происходит не всегда удачно. В лучшем случае герои выйдут ряжеными белыми (произведения про Тысячу Сынов). В худшем случае заимствования будут игнорировать мету и ломать сеттинг (получение Императором-Анафемой сил от богов Хаоса в «Духе Мщения»).


В этой ситуации глотком свежего воздуха выглядят работы англичанина с венгерскими корнями Фехервари, австралийца Фаррера и проживающего в Японии британца Паркера. Вот только эти они пишут чрезвычайно редко. И не всегда то, что они пишут, так уж и хорошо продаётся (повесть «Высшее зло» купили меньше тысячи человек).

«Чисто английская история». Размышления об одной из главных проблем Warhammer 40,000 Warhammer 40k, Imperium, Black Library, Длиннопост

Этой осенью роман уже должен выйти на русском языке


Black Library регулярно ищет новых писателей, но единицы доходят до того, чтобы попасть в штат. В конце нулевых BL освежило свой состав десятками авторов, которые сейчас стали «столпами» издательства. Вот только они тоже люди и пример с Гаем «бешенным принтером» Хейли, которого назначили фронтменом восьмёрки, показывает, что у каждого автора есть свой предел.


Массовое недовольство «Тёмным Империумом» и сомнительные вставки из раннего бэка в романе про Коула показывают, что у текущей модели бизнеса есть серьёзные проблемы. И это заметно — взять хотя бы общеобязательную норму по экшену, который авторы выдают чисто для галочки («Фабий Байл: Повелитель клонов», «Леман Русс: Великий Волк»).


Когда по вселенной «Метро 2033» вышла книга от итальянского автора, многие фанаты были в восторге — она была свежей и уникальной. Стоит ли ожидать такого от Warhammer 40000? Вряд ли. Но зато можно ожидать новых книг от Анннандейла, который, по ощущениям переводчиков, и родной-то язык плохо знает.


По разговорам, которые проскальзывают в комьюнити, в Black Library можно попасть лишь по блату. Кто знает, может в этом утверждении есть доля правды. Но если это так, то сколько лет должно пройти, чтобы кризис задел не только сердечки преданных фанатов, но и начал влиять на продажи?


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1
66

Готический роман. Мнение об антологии Дэна Абнетта «Магос. Архивы Грегора Эйзенхорна»

Привет, пикабу! Сказать, что роман «Магос» ждали — ничего не сказать. Но что же именно ждали фанаты от четвёртой книги про Эйзехорна? Размышляю об этом и рассказываю, почему сборник рассказов и роман «Магос» могут быть интересны даже тем, кто не особо любит работы Абнетта

Готический роман. Мнение об антологии Дэна Абнетта «Магос. Архивы Грегора Эйзенхорна» Warhammer 40k, Imperium, Black Library, Дэн Абнетт, Длиннопост, Рецензия

Дэн Абнетт задумывал свой инквизиторский цикл как трилогию трилогий, но он сам же и разрушил собственные планы, когда начал писать повесть для сборника всех рассказов про инквизиторов. Так на свет появился роман «Магос» в составе «Архивов Грегора Эйзенхорна».


Все рассказы из этой антологии уже когда-то публиковались в оригинале (на русском часть историй появляется впервые), но никогда не выходили под одной обложкой. В предисловии Абнетт прямо заявил, что для понимания «Магоса» их можно не читать. Но это не совсем так.


Прямое отношение к четвёртому роману про Эйзенхорна имеют два рассказа: «Диковина» и «Сады Тихо». В них Абнетт рассказывает о магосе биологис Валентине Драшере, который прибыл на планету Гершом для составления классификации всех местных животных. В дальнейшем Валентин станет главным героем «Магоса», а Гершом — единственным местом действия нового романа.


«Магос» заметно отличается от трилогии Абнетта про Эйзенхорна. Но дело тут не в том, что Дэн набрался опыта и стал писать лучше, а в том, что роман не написан от первого лица. Если вы ждали, что «Магос» будет похож на «Атлас Преисподней», то будьте готовы разочароваться. Эта история не написана с точки зрения человека, для которого ересь и взаимодействие с варпом — каждодневная рутина.


Чтобы понять, из каких «кубиков» сложен роман, достаточно прочитать все предшествующие ему рассказы. В «Диковине» рассказывается про «ксеноса Баскервиллей». В «Регия Оккульта» — про орка-потрошителя, убивающего бомжей и проституток. В «Фоне за дополнительную крону» — про фотоаппарат-убийцу. Прочитав рассказы, вы вряд ли удивитесь дому с привидениями, ожившим мертвецам и феям, утаскивающим жителей совсем-не-Англии на тот свет в «Магосе». Дэн использует узнаваемые образы и даже не скрывает этого. А для такого нужно обладать заметной наглостью.


По ходу написания серии охота на членов Когнитэ и сбор «энунции», не-языка Древних, стали для Абнетта золотой жилой для рассказывания историй. По его произведениям прекрасно видно, что без этого стержня он может лишь нагло встраивать палповые крипи-стори в сеттинг сороковника. Но как только появляется Великое Противостояние, классические тропы готических историй вполне неплохо встают на свои места и начинают работать.

Готический роман. Мнение об антологии Дэна Абнетта «Магос. Архивы Грегора Эйзенхорна» Warhammer 40k, Imperium, Black Library, Дэн Абнетт, Длиннопост, Рецензия

Учитывая, какие термины и образы используют персонажи Абнетта, мне кажется, подобные произведения вполне могли бы существовать в рамках сороковника. Их могли бы писать авторы «сытых» миров, а читатели с удовольствием просить добавки. Ведь книги не раскрывают сущности и ужаса варпа, а лишь заигрывают со знакомыми образами.


Валентин Драшер стал главным героем по нескольким причинам. С одной стороны, Абнетт планировал повесть. С другой, «человек науки» магос биологис как нельзя лучше подходил на роль героя, который бы начал рационалистически изучать варп, но из-за недостатка информации о нём всё равно продолжал бы пугаться призраков и зомби.


Эйзенхорн не мог стать главным героем этой истории по одной единственной причине: он бы сломал используемые Абнеттом тропы. Ну не получился бы хоррор, если бы история подавалась от лица персонажа, который на протяжении 300 лет регулярно взаимодействует с тем «варпом», о котором пишет Дэн. Это у Фехервари варп способен переписать прошлое персонажа таким образом, что он этого даже не поймёт. У Дэна «изнанка» максимально рационализирована.


Абнетт априори не может написать ничего, что бы напоминало «Атлас Преисподней» по одной причине: это не то, что ему интересно. Ему куда ближе использовать знакомые ему кирпичики и писать про готическую Англию, чем закапываться в мету сеттинга. Терминологический язык героев «Магоса» скорее напоминает каких-нибудь «Охотников за приведениями», которые через рационализацию сверхестественного получали над ним власть.


Но стоит ли удивляться тому, что из себя представляет четвёртый роман про Эйзенхорна? Нет. Это ровно то, чем Абнетт прославился и стал любим. Это ровно то, что с удовольствием читают люди, далёкие от Warhammer 40,000. «Магос» написан намного лучше, чем оригинальная трилогия. И это неудивительно, ведь 20 лет прошло!


«Магос» — это ровно то, за что Дэна некогда и полюбили. C этой точки зрения роман точно удался.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1
56

Почему Император не встроил «переключатель» в головы примархов, чтобы не допустить «Ереси Хоруса»?

Потому что это тупо.


Но это ведь слишком простой ответ, ведь так?

Почему Император не встроил «переключатель» в головы примархов, чтобы не допустить «Ереси Хоруса»? Warhammer 40k, Horus Heresy, Imperium, Black Library, Длиннопост

Чисто технически можно предположить, что установка некого прибора, который мог бы управлять поведением примархов, была невозможна. Мозг человека и без того довольно сложная штука, что уж говорить о мозге примарха.


Люди — не лабораторные мыши, так что возможность установки датчика, который бил бы их током автоматически за определённые действия, стремится к нулю. Вряд ли таким образом можно сформировать целостную личность — получится что-то вроде Алекса из «Заводного апельсина». А сам прибор скорее будет напоминать Гвозди мясника у Ангрона.


Сама постановка вопроса о том, что в головы людей нужно устанавливать некие «датчики» для коррекртировки их поведения, говорит очень много о вопрошающем. Здесь и абсолютное непонимание того, как строится взаимодействие между людьми (то самое со-бытие), и в целом инструменталистское отношение к людям.


В лучшем случае подобное — неосознаваемое повторение дискурсов нашей современности. В худшем — невроз контроля, который деформирует личности людей, мешает им наслаждаться жизнью и общением с другими людьми. Мол, окружающие люди субъекты ровно настолько, насколько исполняют «мою волю»: «Их нужно лишить всякой возможности действовать за границами того, что я считаю допустимым».


Вот только вот такой фанатский взгляд возникает не на пустом месте.

Почему Император не встроил «переключатель» в головы примархов, чтобы не допустить «Ереси Хоруса»? Warhammer 40k, Horus Heresy, Imperium, Black Library, Длиннопост

В «Ереси Хоруса» авторы пытаются создать образ загадочного и мудрого Императора, который оказался в очень сложной ситуации. Его мечта — избавить человечество от варп-зависимости, направить эволюцию целой расы в определённое русло. Это чертовски сложная задача, которая требует скрытности (палки в колёса ему может вставлять сам варп, искажённый выбросами эмоций людей) и предельной открытости (надо ж всё человечество объединить).


Для этого он создаёт 2 десятка сверхвоинов-полководцев и занимается биологическим совершенствованием обычных людей. Кто-то вписывается в его план по идейным соображениям (Малкадор), кого-то приходится присоединять силой (Объединительные войны и Великий крестовый поход), кто-то просто за компанию (Джагатай-Хан как самый яркий пример). Сам же путь в Новое Завтра растягивается на сотни лет. Количество переменных — колоссально. Уделять внимание всему и сразу даже у такого гениального человека, как Император, не получается. Пришлось делегировать.


Взаимодействие с примархами-сыновьями — это та ещё головная боль. 20 сверхлюдей, чьи недостатки для обычного человека кажутся достоинствами (упёртость у Ферруса Мануса). При этом у каждого — ворох психологических проблем. Если вы когда-то занимали руководящие должности, то прекрасно понимаете насколько тяжело работать с людьми.


А потом приходит Гай Хейли и в «Темном Империуме» рушит сложную картину мира заявлением, что примархи = буратины, которые для Императора были словно молотки для столяра. Да, он мог воспринимать их подобным образом в момент создания. Но потом они стали субъектами. С ними приходилось общаться на протяжении десятков и сотен часов.


Подобное заявление Хейли ломает сеттинг, потому что изначально в нём есть слишком много пустых лакун. Эти «долгие разговоры» описаны именно в таком духе. Они намеренно не конкретезируются, что даёт почву для спекуляций о «говорящих молотках». И, вполне себе, простор для сублимации авторами собственных проблемных отношений с родителями, в которых гиперопека соседствовала с отчуждением. Кризис родительства, который проникает в художественную реальность как случайный элемент.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1
83

Доктор Кто 40,000. Мнение о романе Роба Сандерса «Атлас Преисподней»

Привет, пикабу! Вечно неунывающий герой, обладающий способностью путешествовать по всему Оку Ужаса. Если вы уже прочитали роман «Атлас Преисподней», то поняли, насколько Бронислав Чевак напоминает Доктора Кто. А если нет, то давайте разбираться.

Доктор Кто 40,000. Мнение о романе Роба Сандерса «Атлас Преисподней» Warhammer 40k, Black Library, Chaos Space marines, Imperium, Длиннопост

Инквизитор Бронислав Чевак является одним из немногих людей, которые побывали в Чёрной Библиотеке Хаоса и остались после этого в живых. Его ищет Инквизиция за ересь, его хочет поймать Ариман из Тысячи Сынов, дабы узнать путь в Чёрную Библиотеку. Если это уже заинтересовало вас, то вам точно стоит прочитать «Атлас Преисподней». Однако роман Роба Сандерса интересен не только и не столько этим.


Ставшие классикой инквизиторские произведения Дэна Абнетта описывали истории людей, которые столкнулись с проявлениями Хаоса и подверглись его влиянию. Рейвенора отстранили от оперативной деятельности, а Эйзенхорн и вовсе стал радикалом-отступником.


Роб Сандерс решил отойти от этого тропа и рассказать историю об инквизиторе, который в самом начале повествования был бы радикалом-еретиком. Уже в первой главе инквизитор-отступник Раймус Клют летит сквозь Око Ужаса на корабле капера, занимающегося поиском и продажей порченых артефактов. И для него эта жизнь абсолютно нормальна.


Мотивация Клюта довольно проста: он должен найти своего учителя, Бронислава Чевака, который пропал десятки лет назад. Ради этого Раймус решился идти скользкой дорожкой. Теперь он вынужден проводить свободное время в компании демонхоста, провидицы-наркоманки и технодесантника из ордена Реликторов, который некогда отлучили за их радикальную практику. Для Империума они экскоммуникатус трайторис, а для самих себя они лоялисты, которые решили «бороться с Хаосом его же оружием».

Доктор Кто 40,000. Мнение о романе Роба Сандерса «Атлас Преисподней» Warhammer 40k, Black Library, Chaos Space marines, Imperium, Длиннопост

Бронислав — очень харизматичный и «живой» персонаж, который обладает яркой (пусть и очень скоротечной) любовной линией.


Бронислав Чевак сваливается на головы главных героев как снег в середине июля. Он выпрыгивает из портала эльдаров в своём арлекинском плаще и сразу же побуждает героев действовать — вслед за Брониславом из портала лезет ртутный варп-монстр. У Бронислава нет Тардис и универсальной отвёртки, но зато есть эльдарский портал на палубе «Малескайта», карта Паутины и в буквальном смысле болезненное желание узнавать новое.


У Доктора Кто есть Далеки и Железные люди, которые являются его каноничными врагами. У Чевака есть арлекины и Тысяча Сынов во главе с Ариманом. Описываемые в романе события — не первое и не последнее противостояние Чевака с ними. Роман лишь описывает один из эпизодов этого устремлённого в бесконечность сражения.


Бронислав — неунывающий оптимист. Он редко когда сомневается и почти всегда уверен в своих силах. Даже из самой патовой ситуации он находит выход, ведь он не только очень много знает — он способен применить свои знания на практике. А вместе с этим спасти себя и своих друзей. Пока все унывают, Чевак действует, втягивая героев то в одно приключение, то в другое.


Большая часть романа — это описание путешествий между демоническими мирами. Не успевает Роб от лица Клюта описать как живут пассажиры «Маллескайта», как появляется Чевак и переносит их сначала на рынок археотеха, потом на нурглитский мир, а затем и вовсе в подземелья крепости Инквизиции. В описании этих мест Сандерс не скупится на яркие образы, рисуя невозможные места одно за другим.

Доктор Кто 40,000. Мнение о романе Роба Сандерса «Атлас Преисподней» Warhammer 40k, Black Library, Chaos Space marines, Imperium, Длиннопост

Ариман в «Атласе» — один из самых нелепых и жалких героев. И он совершенно не идёт ни в какое сравнение с Ариманом из цикла Джона Френча.


Одна из самых удачных находок Роба или его редактора — разделение романа не на главы, а на акты и песни. Прямо, как в театрализованной постановке Арлекинов. Каждая «глава» начинается с того, что на «сцену» выходят действующие лица и начинают общение.


Подобным образом удаётся, пусть и не полностью, избавиться от главного недостатка романа — «выпуклости» героев на фоне статичных декораций. Сколь бы яркими и пугающими не были описания демонических миров, взаимодействие героев с окружающим пространством сводится к минимуму. Тогда как в «Касте Огня» почти каждый из главных героев «вляпался» в Федру, герои Роба очень редко вступают в контакт с окружением. Прямо как в театральной постановке: декорации отдельно, реквизит отдельно.


***

«Атлас Преисподней» вполне мог стать началом длинного книжного цикла. Для этого у Роба был весь необходимый набор инструментов: герой-авантюрист, способный путешествовать по Оку Ужаса, команда компаньонов и злейший враг, с которым можно сражаться бесконечно.


В ядре романа находится блистательная идея, которую Роб Сандерс воплотил в меру своих возможностей и знаний. Может быть, если бы эту историю писал Дембски-Боуден, Торп или Джош Рейнольдс, то она получилась бы ещё более захватывающей и комплексной. По ходу чтения части произведения придётся разложить в голове по порядку.


Но не смотря на все недостатки «Атлас Преисподней» спустя десяток лет ощущается очень свежо. Сандерс постарался написать историю о людях, которые общаются с Хаосом на «ты». Он постарался дать иной взгляд, вырваться из оков сложившихся тропов. Несмотря на все «но», у него это получилось.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 2
110

Ваш Warhammer — симулякр. Про творческий метод Дэна Абнетта

Дэн Абнетт — один из самых известных писателей по вселенным Warhammer. И он же единственный, кто сделал себе имя за пределами этой ниши — в комиксах и видеоиграх. Я прочитал многое из того, что он написал, работая в Black Library. И могу сказать: основный его творческий метод — это вахаизирование знакомых образов и ситуаций.

Ваш Warhammer — симулякр. Про творческий метод Дэна Абнетта Warhammer 40k, Imperium, Дэн Абнетт, Black Library, Длиннопост

«Всадники смерти» — одна из немногих работ Дэна Абнетта по Fantasy Battle. И совсем неудивительно, что он описывает в ней быт средневековья таким, каким он и был в действительности. Его ремарки насчёт ведения войны адекватны историческим источникам. Поэтому ему удаётся нарисовать очень живую и яркую картинку происходящих событий. И рассказать об Ордах Хаоса так, чтобы их существование и стиль войны были абсолютно ненормальными.


«Призраки Гаунта» — военная драма, а описание событий некоторых произведений скорее напоминает истории о Второй Мировой войне. Например, роман про лётчиков «Двуглавый орёл», в котором порой может казаться, что действие происходит в «нашей» Европе. Можно смело предполагать, что быт Имперского Гвардейца не сильно отличается от быта срочника, который описывали в своих работах Ремарк или Хемингуэй. В этом случае вахаизация работает.


В книгах и рассказах о Грегоре Эйзенхорне Абнетт ориентируется на каноны готических историй и время от времени смешивает их с палповыми сюжетами. Особенно это чувствуется в таких произведениях как «Диковина», «Регия Оккульта», «Фон за дополнительную крону» или «Загадочная смерть Тита Эндора». Убери из них упоминания Инквизиции и варпа — и изменится ровным счётом ничего.

Ваш Warhammer — симулякр. Про творческий метод Дэна Абнетта Warhammer 40k, Imperium, Дэн Абнетт, Black Library, Длиннопост

Последняя из работ Абнетта про инквизиторов


С течением времени Абнетт поднаторел в деле вахаизации и поэтому произведения из середины нулевых уже не выглядят у него такими гомункулами, как всё то, что он писал до этого. Произведения про Гидеона Рейвенора написаны с большим мастерством, а элементы киберпанка вплетены в мир куда как аккуратнее. «Пария» и вовсе является одним из самых лучших произведений Абнетта.


Именно умение строить произведения из знакомых читателю кирпичиков и сделало Абнетта столь узнаваемым автором. Он берёт знакомые образы и заворачивает их в Warhammer-обёртку. Создаёт новое, ничего качественно не меняя.


В этом контексте роман «Магос» представляет особый интерес, ведь он позволяет увидеть какими могли бы быть истории про Грегора, обладай Абнетт в конце 90-х теми навыками писателя, которые у него есть сейчас. Спустя два десятка лет Абнетт занимается тем же, что и делал с самого начала — помещает знакомые образы и сюжеты в контекст мира Warhammer. Просто он научился делать это куда как лучше.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1
34

«Романы похожи на стартовый набор миниатюр». Игорь Майоров о переводе «Ярости Калгара» и «Подвига Калгара»

Игорь Майоров перевёл два романа Пола Кирни о магистре Ультрамаринов Марнее Калгаре. Узнал от него о процессе перевода и впечатлениях от романов. Также выяснилось, что трилогия «Кузницы Марса» Грэма Макнилла находится в процессе перевода.

«Романы похожи на стартовый набор миниатюр». Игорь Майоров о переводе «Ярости Калгара» и «Подвига Калгара» Warhammer 40k, Imperium, Ultramarines, Интервью, Длиннопост

Игорь Майоров занимается переводом книг в издательстве «Фантастика Книжный Клуб». Он работал над романами Пола Кирни «Подвиг Калгара» и «Ярость Калгара». По образованию он — преподаватель английского и немецкого языков по специальности «Филология». Он работает учителем в школе, а в свободное от работы время занимается исторической реконструкцией.


Good Old Nerpach: Я правильно понимаю, что «Подвиг Калгара» и «Ярость Калгара» стали для тебя первыми книгами по Warhammer 40,000, которые ты переводил? До этого был знаком с сеттингом? Что привело тебя в ФКК?


Игорь: Именно книги, да. Но до них были ещё рассказы и комиксы для фанатского сообщества, а также работа над кодексом «Имперской гвардии» (в той редакции она была ещё гвардией, а не Астра Милитарум) в составе команды переводчиков. Так что со вселенной знаком очень хорошо.


В ФКК пришёл случайно. Было свободное время и я подумал, что можно провести его с пользой. Сделал тестовое задание и получил книгу.


На мой взгляд, романы Пола Кирни рассчитаны на новичков. Как ты считаешь — можно ли комфортно «въехать» во вселенную после их прочтения?


Романы эти довольно незамысловаты и похожи на стартовый набор миниатюр для игры — вот орки, вот космодесантники, бери и играй. Там подробно описаны все эти фракции, так что вполне годятся для старта.


Каждая из переведённых тобою книг очень легко читается. Это заслуга Кирни и тебя, как переводчика, или редактора, которая срезала начисто все сложные конструкции?


Честно сказать, Кирни не самый сложный в чтении автор. Его книги довольно прямолинейны, а конструкция предложений совсем простая и местами даже примитивная. Он то ли специально чурается сложных форм, то ли это у него такой стиль. Точно сказать не могу, потому что творчество этого автора мне почти не знакомо.


Что нового ты для себя узнал о мире 40,000-го тысячелетия при работе над романами? Что дополнительно почитал, чтобы разобраться в событиях? Что только планируешь прочитать?


Было занятно посмотреть, наконец, на магистра ордена изнутри. Его сомнения, мысли, поступки показаны от первого лица и это, наверное, самое ценное в книгах. Дополнительных знаний мне не требовалось.


Сколько в сумме велась работа над «Яростью Калгара»?


Около года.


Что было сложным при работе над романом?


В техническом плане почти ничего. Самым сложным было и остаётся совмещать свою основную работу в школе с работой переводчика.


Был какой-то особенно трудный момент, решение которого принесло особое удовлетворение?


Как я уже говорил, у Кирни стиль такой, что никаких сложностей не возникало и, как следствие, основной катарсис я испытал, когда, наконец, сдал книгу. А вот в работе над «Повелителями Марса» Грэма Макнилла удовлетворение от решённых задач испытывал постоянно. Всё-таки, Макнилла я бы назвал Достоевским от Вархаммера в плане языка. Там множество отсылок и оборотов, которые требуют долго копаться в словарях и Гугле. Разгадка приносит большое удовольствие и расширяет кругозор.


Вот, к примеру, в предложении упоминается некий закон Амдала. Что это такое я не знаю и фразу, довольно большую, понять до конца не могу. Лезу в Гугл, читаю об этом законе (параллельно узнаю ещё о законе Густафсона) и вуаля, всё совершенно ясно. И таких моментов тут много. По сути, почти каждое предложение приходится тщательно продумывать, иногда перекраивая синтаксис — ведь читать-то будут русскоязычные фанаты, а значит английская структура уже будет выглядеть чужеродной.


Вот это и есть то, собственно, ради чего я работаю над переводами. Писать книгу совместно с автором.


Если тебя разбудить ночью и спросить про работу над «Яростью», что первое назовёшь, не думая?


Калгар совершил, наверное, самую большую глупость в своей жизни.

«Романы похожи на стартовый набор миниатюр». Игорь Майоров о переводе «Ярости Калгара» и «Подвига Калгара» Warhammer 40k, Imperium, Ultramarines, Интервью, Длиннопост

Какой момент из произведения тебе запомнился больше всего?


Описание скитальца. Гигантский космический «бутерброд» из кораблей возрастом в сотни тысяч лет поражает, конечно.


Как думаешь, кому в первую очередь понравится эта «Ярость Калгара»? Ну, помимо всех тех, кому понравился «Подвиг Калагара».


Я думаю, всем. В ней нет тяжёлых и глубоких сюжетных линий как у Петера Фехервари, а есть довольно простые, но впечатляющие картины. Я бы характеризовал эту книгу как лёгкое чтиво для отдыха.


Если не секрет, то над чем работаешь сейчас?


Книга об одном магосе, который отправился в поход всей своей жизни и обнаружил такое, о чём даже не смел и подозревать.


Мой telegram-канал о книгах по вселенной Warhammer 40,000

Показать полностью 1

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Месяц музыки и звука на Пикабу. Делайте громче!

Рекламный отдел Пикабу и LG опять с конкурсами и подарками. Октябрь торжественно объявляем месяцем музыки и звука. На этот раз мы разыграем не только UltraWide-монитор (вот такой), но и умную колонку с «Алисой» (вот такую). Но обо всем по порядку.


Что происходит?

Вместе с LG мы устраиваем тематические месяцы. Сентябрь был посвящен учебе. Мы советовали сайты с лекциями, проводили мастер-класс по созданию гифок и рассказывали, что делают студенты-технари. Вы писали посты на конкурс и голосовали за лучший. Победителем стал @kka2012. Скоро он получит от нас ультраширокий монитор, чтобы еще быстрее писать свои юридические истории!


Как поучаствовать?

В октября ждем ваши посты на тему музыки и звука. Сделайте подборку любимых подкастов, аудиокниг или музыкальных клипов. Расскажите, как увлеклись монтажом, сделали пару крутых ремиксов или пошли на уроки вокала. Что угодно! Чтобы участвовать в конкурсе, нужно поставить в посте тег #звук или #музыка и метку [моё].


Еще раз коротко:

– Напишите пост на тему месяца (октябрь — музыки и звука) до 25 октября включительно.

– Поставьте тег #звук или #музыка и метку [моё].

– Все! Терпеливо ждите голосования.


За первое место дарим 29-дюймовый монитор LG, а за второе – умную колонку LG с «Алисой». Удачи!

Отличная работа, все прочитано!