Когда "двойка" перестаёт быть сигналом бедствия
В предыдущем посте я писал о том, что "двойки" в общем никак не помогают в воспитании ребёнка ни учителям, ни родителям. Один из комментаторов высказал вполне здравую мысль, что "двойка" - это сигнал SOS для родителей. Но ведь если часто посылать такой сигнал, будет как в сказке про мальчика, который кричал "волки! волки!" (в конце сказки волки на самом деле пришли и съели мальчика, учителя и родителей с дедушкой и бабушкой). Идеальный случай, когда "двойка" действительно является сигналом, встречается в природе так же редко, как идеальная школа, в которой я работаю.
Дело даже не в том, что к "двойкам" все привыкают (даже картина такая есть - "Опять двойка!"). Проблема в том, что "двойки", как и "пятёрки", редко бывают заслуженными. В привычном представлении учитель дал классу задание, 5 человек его не решили и получили "по заслугам", а родители должны сделать вывод, что их дети ленивы и нужно брать в руки ремень. (Можно подумать, что остальные дети страшно трудолюбивы).
Попробуйте хотя бы немного это привычное представление детализировать, и вы увидите, что проблема там возникает на уровне буквально физических законов. Что такое это задание, которое даёт учитель? Это груз в 40 кг на рычажных весах для каждого ученика. И учитель требует, чтобы ученик сел на вторую чашу весов и пять раз качнулся вверх-вниз. Но в классе есть 5 учеников, которые весят 35 кг, они взлетают под потолок, и сколько бы сил ни прикладывали, не могут качаться на предложенных "качелях". Есть и пара учеников под 50 кг - они тоже не очень-то раскачаются.
Я не преувеличиваю, это именно так: дети в одном классе настолько различаются, что именно органически не способны "идти в одной упряжке"; и всё это в пределах "нормы" - даже если нет ни гениев, ни "коррекционных" детей.
Решение найти сложно. Но вы не найдёте его, если не будете искать.
Вы говорите: "А что делать? У учителя нет ни времени, ни сил на индивидуальную работу". Я отвечаю: было бы желание. Достаточно ведь просто обратить внимание на эту проблему, предусмотреть, понаблюдать, приложить хотя бы минимум сил!
Не так уж это и сложно - дать индивидуальные задания на математике. Это может быть список примеров "от простого к сложному", от 5 + 5 до 37 + 38 (во втором классе). И все дети заняты, а внимания требуют как раз только те пять, которые не могут "перейти через десяток" и те пять, которые за пятнадцать минут добрались до конца. И тут появляется два варианта действий. Первый и самый очевидный - заготовить для передовиков производства примеры посложнее, вида 122 + 383 или "Расставь знаки + - х : =":
36 4 17 8
19 7 7 30
Второй путь - посадить передовика рядом с отстающим и попросить научить. Это намного сложнее, чем дать дополнительные примеры. Если сложными примерами можно занять маленьких гениев на 146%, то эффективность их в качестве учителей математики сейчас максимум процентов 10. Но они ещё маленькие, классу к пятому научатся учить вполне сносно.
На русском языке загрузить быстромыслящих второклассников ещё проще - чем-нибудь вроде восстановления стихов:
1. не Дима ничего видит.
стул садится мимо берёт —.
2. когти кот точит молчит и.
снова круглым хочет быть не.
- И так штук 30: переписать, чтобы получились складные стихи. Тут могут быть варианты - вставить пропущенные слова:
3. Но однажды странный …………
Круглый кот ………………… вдруг.
4. ………………… внучка стёкла —
Вся до тапочек ………………
До того она быстра —
…………………… полведра!
А "отстающим" можно дать то же задание, но, например, со стихом, который они гарантированно знают (рассказывали уже наизусть).
***
В общем, учитель в школе нужен, в первую очередь, именно для этого - дать каждому ученику посильную задачу. Тупо учиться "по учебнику" под страхом ремня ученик вполне может и дома.