robbietherotten

На Пикабу
54 рейтинг 8 подписчиков 0 подписок 4 поста 1 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
9

Лайфхак с вайфаем в питерском метро

Бесит смотреть два тупых рекламных ролика, прежде чем дадут подключиться к вожделенному интернетику? Выход прост: при появлении первого ролика перейдите на сайт рекламодателя и интернет тут же активируется. И не надо тратить лишние 2 минуты своей жизни.

Что в имени тебе моем? Средневековый спор об универсалиях, часть 1: реалисты

Средневековая западная философия развивалась преимущественно в лоне католической Церкви. Христианские догматы еще окончательно не сформировались, что подталкивало философов размышлять о сущности Бога, о божественном плане мироздания, о месте человека в нем. Многие элементы христианского учения вдохновлялись греческой мудростью: например, догмат о Святой Троице частично пришел из философии поздних последователей Платона, неоплатоников.


Самые громкие и знаменитые философские споры эпохи средневековья разразились вокруг понятия универсалий. Универсалии – это «идеи» Платона, несколько расширенные понятием «материи» Аристотеля. Если платоновский горшок брал свое начало в обособленной идее горшка, то горшок средневековья существовал вместе со всеми остальными глиняными предметами под общим началом универсалии «глина». Таким образом, средневековый мир универсалий обладает большей связностью, чем платоновский мир идей. Но вот вопрос: реальны ли универсалии? Автономны ли они по отношению к человеку или, напротив, являются продуктом человеческого ума? Философы разделились на два лагеря. Одних стали называть номиналистами, других – реалистами.


Почему вопрос о реальности универсалий был так важен для мыслителей средневековья? Во-первых, его решение позволяло определить, что существует в действительности, а что является лишь иллюзией. Во-вторых, от существования универсалий зависело место человека в мире: либо мы происходим от них, либо сами универсалии – лишь порождение человеческого разума.


Реалисты пытались доказать, что универсалии существуют в действительности. Более того, единичные физические объекты берут свое начало в универсалиях, а потому универсалии обладают наибольшей реальностью. Стол, стоящий у вас в доме, лишь одно из проявлений универсалии дерева, а вы сами – проявление универсалии человека. Тем не менее, человек выделяется среди всего ряда универсалий: он обладает разумом, что делает его наиболее подобным Богу.


Первым философом, последовательно выразившим идеи реалистов, был Иоанн Скот Эриугена (9 век). Эриугена приводит своеобразную историю возникновения и развития мира, разделяя её на 4 этапа:


1) несотворенное, но творящее начало (Бог);


2) сотворенное и творящее начало (универсалии);


3) сотворенное и нетворящее начало (мир единичных объектов – предметов, растений, животных, людей);


4) несотворенное и нетворящее начало (и снова Бог).


С первым этапом все просто. Это – Бог, абсолютный и всеобъемлющий. Его существование охватывает собой все мироздание – то есть, вне Бога не существует ничего. Но Бог обладает разумом, ему необходимо на что-то направить свою мысль; а поскольку не существует ничего, кроме Бога, он направляет мысль на самого себя. Его мысли о себе оборачиваются вторым этапом: это и есть уже знакомые нам универсалии. Каждая из этих мыслей-универсалий является проявлением одной из сторон Божественной сущности. В совокупности они позволяют Богу ясно и отчетливо созерцать самого себя. Здесь заключено прошедшее, настоящее и будущее мира – ведь универсалии, как и сам Бог, существуют вне времени и пространства.


Что же творят универсалии? Третье начало, сотворенное и нетворящее. Тот самый мир единичных объектов, в которым существуем все мы. Каждая универсалия словно распадается на сотни тысяч маленьких частиц – универсалия глины из второго «начала» производит сотни тысяч горшков в третьем, универсалия кошки – сотни тысяч кошек и т.д.


Наконец, завершающий этап – несотворящее и несотворенное начало – представляет собой возврат всего мироздания обратно к Богу. Таким образом происходит то, что в христианском учении называется «обожением»: мир, созданный Богом, вновь соприкасается с ним, и постепенно творение и Творец возвращаются к полному единству.


Философию Эриугена не принято считать общей для всех мыслителей-реалистов, но она хорошо иллюстрирует ход их мысли. Сущность единого Бога при помощи его мыслей-универсалий постепенно распыляется, создавая множественный мир отдельных вещей. Но универсалии отнюдь не отделяют человека от Бога, как можно было бы подумать. И Бог, и человек обладают разумом; значит, человек вполне способен постигнуть мысли Бога, тем самым приближаясь к нему. Универсалии оказываются почвой для общения человека и Бога.


Тем не менее, реалистическая мысль, доведенная до своей крайности, способна превратиться в пантеизм. Согласно этой концепции, Бог и Вселенная неразделимы – это лишь две стороны одной медали. Пантеизм не совместим с христианством, где мир является именно творением Бога, но не его составной частью.


Философия реализма следует за Платоном. Универсалии существуют до человека, и именно им он обязан своим существованием. Эта мысль идет вразрез с философией Аристотеля, которой придерживались номиналисты. О них я расскажу в следующем посте.


P.S. Господа! Основное место размещения моих постов по истории философии - телеграм-канал "Голодные философы" (t.me/hungryphil). Там больше контента, а сами тексты появляются раньше. Если вам понравились мои небольшие заметки - призываю заглянуть. Спасибо!

Что в имени тебе моем? Средневековый спор об универсалиях, часть 1: реалисты
Показать полностью 1
22

Философия Аристотеля: история одной вещи

Философия Аристотеля: история одной вещи

На знаменитой фреске «Афинская школа» Рафаэль изображает идущих подле друг друга титанов греческой мысли, Платона и Аристотеля. В жаре философского диспута Платон направляет палец к небу. Ладонь Аристотеля, напротив, обращена книзу. Так и принято иллюстрировать различие меж двумя великими мыслителями: мысль Платона ищет истину в поднебесье, Аристотель же ориентирован на земное, очевидное и ощутимое. Иными словами, Платон – идеалист, Аристотель – материалист.


Аристотель был учеником Платона. Впоследствии, он стал серьезно отходить от теории учителя: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель представил серьезный аргумент против теории идей, известный как «аргумент третьего человека». Если для человека физического прообразом служит идея человека, то и для самой идеи человека необходим некий прообраз – тот самый «третий человек». Эту линию прообразов можно вести до бесконечности, что делает теорию идей абсурдной. Платон, убежден Аристотель, создает совершенно бессмысленный разрыв между реальным миром и идеальным. Вместо этого мы должны посмотреть вокруг, обратиться к понятным и знакомым, существующим здесь и сейчас материальным вещам.


Материя играет важную роль в философии Аристотеля. Она вечна и неуничтожима, и в ней наш мир берет свое начало. Есть в ней и другое важное качество – пассивность. Сама по себе, в одиночку материя не способна произвести ничего нового. Представьте себе огромный, бесформенный кусок пластилина в руках ребенка. Ребенок может вылепить из этого куска существ самых разных форм – собаку, птицу, машину, горшок, человека. Всех этих существ кусок пластилина содержит в себе потенциально, как возможность. Но в настоящий момент перед ребенком лежит просто бесформенный кусок пластилина, ждущий руки Творца. Примерно таким куском пластилина Аристотель и представляет себе материю.


Итак, материя сама по себе, без внешнего вмешательства, не способна превратиться в какую-либо конкретную вещь. Для этого ей нужно соединиться с формой. Так, гончар соединяет материю глины с абстрактной формой горшка, на выходе получая настоящий, физически ощутимый горшок. И это, убежден Аристотель, единственная реальность, которая нам дана: реальность отдельных вещей, берущих свое начало из отношений материи и формы. Откуда же берется знание о формах? У человека – из познания окружающего мира. Самому миру придает форму Бог, который выступает в роли первопричины всего.


Человек оказывается точно такой же материально-формальной вещью. Материей в нашем случае выступает тело, а формой, как ни странно, душа. Что из себя представляет гипотетический человек без души? Безжизненное тело с остекленевшими глазами, простая часть человеческой массы; ничем не отличный от других кусок плоти. Именно душа формирует индивидуальность, позволяет нам выделиться среди других людей с помощью уникальных свойств. Так, соединение тела (материи) и души (формы) дает нам конечный, единичный предмет – человека.


Платон верил в реальность универсальных идей, которые включают в себя все существующие в мире единичные вещи. Так, от идеи кошачести происходят все реально существующие в мире кошки. Аристотель отвергает этот взгляд. Нет никаких универсальных идей, реальность состоит из отдельных, единичных вещей – огромного количества кошек, горшков и людей. Объединять в общие понятия, такие как «кошачесть», «горшковость» и т.п. способен лишь человеческий разум, основываясь на опытном познании.


У Платона идеи существовали до человека, властвовали над ним. Аристотель низводит их с пьедестала, подчиняя человеческому разуму.


@A.Stoun, просил позвать к новому посту.

Показать полностью
4

Философия Платона: курица или яйцо?

Этим постом я бы хотел начать серию заметок о философии. Писать постараюсь просто, без заумных терминов. Глубинного понимания не обещаю, но постараюсь вас, читателей, заинтересовать этой чудесной сферой знания. Начнем, как водится, с Платона.



Платон – человек огромного наследия. Людей, равных ему по значимости, можно пересчитать по пальцам одной руки – Шекспир, Гомер, Сервантес… Куда лучше меня эту мысль выразил британский математик Альфред Уайтхед. Он заметил, что «вся история философии – это заметки на полях сочинений Платона». С Платоном можно не соглашаться, можно и нужно пытаться с ним спорить. Но если вы человек хоть сколько-нибудь мыслящий, то у вас никак не получится его проигнорировать. Огромный массив проблем, идей, конфликтов и концепций берет свое начало в философии Платона.


В чем же заключается его несоизмеримый вклад? Платон не был первым философом в истории. Во многом он оглядывается на рассуждения своего учителя Сократа, опирается на идейный конфликт Парменида и Гераклита, вдохновляется культом орфиков. То есть, мысль Платона работает на солидном духовном и философском основании, формировавшемся столетиями до его рождения. Но Платон первым четко и ясно сформулирует знаменитое противостояние духа и материи. Что важнее, что главнее, что на чем основывается – духовное на материальном, или материальное на духовном? Прагматичность или добродетель, искусство или деньги, билет в театр или поход в магазин? В конце концов, что было первым – курица или яйцо?



МНЕНИЕ И ИСТИНА


В отрыве от контекста платоновской «теории идей» вопрос о курице и яйце выглядит дурацким и бессмысленным. До того, как я увлекся философией, ответ для меня был очевиден – конечно, яйцо. Приведу ход своих тогдашних мыслей. Нужно рассмотреть вопрос в хронологическом порядке. Возьмем первую в мире курицу. Очевидно, что первая курица была вылуплена из первого яйца. Что отложило это первое яйцо нас не интересует, поскольку это «что» уже будет не курицей, а ее ближайшим предком. И подобную хронологическую линию можно вести до победного конца – до первой икринки той первой морской твари, что послужила прародителем всего животного мира.


И здесь Платон ударил бы нас по рукам. Голосуя за первичность яйца, мы опираемся на очевидность повседневного опыта. Курица, как известно, всегда рождается из яйца. Это мы можем наблюдать собственными глазами у бабушки в деревне. Но по Платону опыт, или чувства, не способны засвидетельствовать полной истины. Мы можем наблюдать лишь конкретное яйцо и конкретную курицу, но мы не способны увидеть всех куриц и яиц мира – особенно тех, что существовали в прошлом. Кто достоверно знает, что с ними там творилось? Опыт не дает ответа, он говорит только о «здесь и сейчас». Мы вынуждены сделать некоторое допущение. Понаблюдав, допустим, за сотней куриц, делается предположение, что и остальные курицы подвержены этой закономерности – рождаться из яйца. Это то, что Платон называет «мнением». Мнение всегда основывается на единичных фактах – в нашем случае, на двух, трех, четырех курицах, но никогда не на всех курицах вместе взятых. Куриц в совокупности нельзя объять одним лишь чувственным опытом – для этого необходимо усилия разума.


Таким образом, мнение не может претендовать на истинность. Оно может быть верным – но лишь в известных границах единичного, конкретного предмета, тогда как истина границ не допускает.



МИР ИДЕЙ


Значит, должен существовать другой мир. Мир истины, где вещи не распадаются на единичности – каждая из них всеобща. Там существует единый образ курицы, единый образ стола, единый образ философа. Этот мир – платоновский мир идей. Идея воплощает в себе идеальный образ – например, образ курицы, который служит прообразом для всех остальных единичных куриц. Только эта «идеальная» курица и оказывается реальной. Курица же физическая, единичная – лишь тень от курицы идеальной.


Здесь важен еще один момент. В чувственном мире нет совершенных куриц – каждая из них содержит тот или иной недостаток, отклонение от идеала. Но истина не терпит отклонений. Именно поэтому, по Платону, идеальный мир необходим, и поэтому он более реален, чем мир чувственный – поскольку больше соответствует истине.


Но где находится этот неведомый, сверхчувственный мир идей? В разуме Бога. Бог создает чувственный мир по прообразу своих идей.


А теперь вернемся к курице и яйцу. Ответ материалиста, признающего только реалии чувственного мира, мы уже знаем – первым было яйцо. Ответ идеалиста же состоит в следующем. В своем временном развитии курица проходит несколько этапов. Первый из этих этапов – яйцо, затем следует уже всем знакомая курица. Очевидно, что яйцо существует ради рождения курицы, но не наоборот. Таким образом, понятие яйца входит в идею курицы. Соответственно, первому в мире яйцу предшествовала та самая идея курицы. И уже по ее прообразу и было создано первое в мире чувственное яйцо, а из него вылупилась первая в мире чувственная курица.


Под конец закрепим знания самым чудесным способом - при помощи мемасиков.

P.S. Господа, критика всячески приветствуется! Спасибо за внимание.

Философия Платона: курица или яйцо?
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!