Ответ на пост «Говорят в Москве нефть нашли, ну или не нефть»1
Вид с другого ракурса
Вид
Вид с другого ракурса
Вид
Небо красивое, запилю об этом пост
Хотя нет, все нормально вроде само проходит
Нахожусь в командировке в Ростове-на-Дону, сегодня вечером увидел такую картину, чувак стоит и из керхера моет камушки под эстакадой, город по видимому усиленно готовиться к ЧМ 2018 по футболу.
Извините за качество фото, вечер, фоткал из машины
Ссылки на предыдущие посты
Часть 1 https://pikabu.ru/story/kak_myi_bar_otkryivali_chast_pervaya...
Часть 2 https://pikabu.ru/story/kak_myi_bar_otkryivali_chast_2_50964...
Часть 3 https://pikabu.ru/story/kak_myi_bar_otkryivali_chast_3_51055...
Друзья! Приношу извинения за долгое молчание: сначала отпуск, потом очередная реконструкция города, дожди-потопы. Как итог не было ни малейшего времени писать продолжение.Исправляюсь.В этом посте обещал рассказать про ассортимент, бар менеджеров и кухню
Начну с персонала и кухни.
Самое сложное в этом деле новичку это распознать профессионала или так называемого профессионала. Собеседования на позицию бар менеджера мы начали проводить где-то за месяц до открытия, по сути, еще при голых стенах.
Здесь можно выделить несколько категорий соискателей:
Первая и самая многочисленная: «А вы чо открываете? бар? А ок, я работал там-то, там-то управлял тем-то, тем-то, знаю то-то, то-то». Ага, здесь все понятно, ну работал и работал. На вопрос почему ушли, в какой период работали, какие отношения с руководством были ответ у всех был примерно один: - Ну владельцы сволочи. Денег у них дофига, а я тут пашу за зп, а они приезжают только спрашивают с меня. На конкретные о работе отвечают одно и то же. Да я вообще это заведение с колен поднял, а меня выгнали, да у меня своя база поставщиков и работать я буду только с ними, ни с кем новым я не буду выбивать вам скидки, адекватные сроки поставок и т.д. Причем неважно, в каком заведении были управляющими/бар менеджерами эти соискатели. Будь то кофейня, ресторан, клуб и т.д. Поставщики мои – и точка. Такие сразу шли лесом
Вторая категория это,на первый взгляд, ответственные люди с поверхностными знаниями об управлении и т.д., в прошлом бывшие бармены или старшие бармены. Примерно 20% от всех соискателей. В них можно и нужно было копаться и растить своего хорошего бар-менеджера. Но так как сама идея бара для нас новая, и на тот момент внутренняя кухня общепита в принципе была неизвестна, этот вариант мы оставили на потом (на когда-нибудь)
Третья категория - это как раз те люди, которые с появлением крафта в России влились в тусовку и знают все про пивоваров и поставщиков. Практически каждый из кандидатов, кто приходил к нам из этой категории, еще на этапе собеседования давали дельные советы! К каким-то мы прислушались, на какие-то забили.
Это и были те, кто нам нужен. Из разряда готового профессионала.
С кухней обстояло все гораздо сложнее. С какого конца подступиться к решению поиска персонала и настройке процессов кухни, было вообще непонятно. Было непонятно все, кроме требований санпина и получения всех разрешительных документов, прохождения проверок и т.д. Кстати очень приятный факт, что при этих самых проверках не было ситуаций, когда именно придирались. Просто указывали на косяки, мы исправляли все ок.
Кухня стартовала через две недели после открытия, и опять благодаря нашему бар-менеджеру, именно она притащила контакты людей, которые поставили нам кухню в очень сжатые сроки
Направление кухни выбрали, невзирая на моду. Мы точно знали, что никаких бургеров в меню быть не должно Все что угодно, но не бургеры. Акцент старались сделать на мексиканский фастфуд: буррито, фахитосы и т.д. Правда, никто не отменял обычные пивные закуски: гренки, орешки и т.д.
Для нас это выглядело так.
1. Проработка меню.
С утра приезжают ребята, шеф повар, повара, управляющие, в общем целая команда.
2. Приготовление блюд
На первом этапе было порядка 50 наименований, а дальше мы ели, ели и снова ели. Из полусотни осталось где-то половина. Дальше уже шел разговор, что нравится, что не нравится. Блюда готовились еще и еще раз, с разными соусами, разными ингредиентами. В итоге осталось около пятнадцати наименований, которые и вошли в меню.
3. Покупка посуды
Вот эта задача нас поставила в тупик. Либо дорого-бохато, либо дешево и совсем дерьмово. Золотой середины здесь как будто не существует. В среднем одна тарелка стоит от 200 рублей до 5000 рублей за штуку, базальтовые доски от 500 за штуку если Китай и от 1500 если американцы или европейцы. Но это уже не важно Прокатавшись неделю по всей Москве и дизайнерским магазам и по сетевым, и по специализированным все нашли, и кухня реально за 2 недели запустилась.
Ну и осталось про ассортимент:
Про стекло много рассказывать нечего: бар-менеджер составляет примерный лист с сортами, производителями и ценой. Сначала нужно заказать всего по чуть-чуть и понять, что аудитория предпочитает, чтобы выделить те сорта, которые должны быть всегда, и которые покупаются хорошо. Вторая категория – сорта имиджевые, которые являются хорошо узнаваемыми, продаются не так как предыдущие, но все равно довольно хорошо. И сорта-новинки, сезонные и т.д., которые по сути являются лотереей.
Про краны здесь немного сложнее, потому что это основной ассортимент. А взять и купить 50 бочонков разного пива и смотреть как и что, быстро явно не получится.
Для себя сделали четыре категории пива, которые должны быть на кранах:
1. Проливные, которые льются всегда и продаются всегда
2. Якорные, это очень важная категория! Когда человек приходит в новое заведение, = первое, что он ищет, это хорошо знакомое для себя. У нас, например, в эту категорию попали London Pride и London Porter от Fullers. Эти сорта не являются маржинальными, но это и не их предназначение.
3. Эксклюзивы. Эксклюзивные варки от пивоваров, зачастую какой-то сорт может ограничиться одной варкой и больше никогда не варить в будущем. Тут с деньгами ну вообще сложно предсказать. Может быть и так, что такая кета просто снимается и выкидывается, соответственно, деньги на этом теряются.
4. Ультрамаржинальные. Тут все просто, стоят в закупке дешевле других, льются хорошо.
Примерно так. После открытия начали уже делать аналитику, смотреть что да как, но это если будет интересно в следующих постах.
Ссылки на предыдущие посты:
Часть 1 http://pikabu.ru/story/kak_myi_bar_otkryivali_chast_pervaya_...
Часть 2 http://pikabu.ru/story/kak_myi_bar_otkryivali_chast_2_509647...
Этот пост будет посвящен декору. В предыдущем посте я описывал создание барной стойки и светильников, что собственно тоже является элементом декора. Ладно, в общем, не забивайте себе голову)))
На очереди был маленький зал, в котором было темновато, и очень хотелось как-то выделить кирпичную стену. Было решено просто накупить металла (варить-то мы уже научились 🙂 ) и попробовать что-то изобразить. В голову не лезло абсолютно ничего, к тому же мы все еще не придумали название для бара.
Представьте картину: осень, (по факту начало зимы, которая началась в октябре и длится до сих пор), трое парней в гараже с кучей металла и кучи новых банок с предтреном (хрень которая повышает выносливость и дает заряд энергии для физических тренировок).
Дело не шло от слова «совсем», напряженный график сказывался, ну мы и накидались предтреном, энергия поперла, но вместо того чтобы делать дело, отсняли небольшой видос и сидели монтировали его до 4 утра
Ночью, просто угорели и просрали еще один день работ. Но в дальнейшем этот видос сыграл ключевую роль.
Ладно, на следующий день взялись за голову. Концепция к этому времени немного обрела форму и мы хотели, чтобы во всех деталях интерьера (светильники, стойка) прослеживались геометрические фигуры. В продолжение всего этого сварили четыре фермы, вставили сетку и подсветили все это, и получилось нечто такое:
Оставалось, у нас есть еще много пустых стен. И мы позвали нашу хорошую знакомую Настю для росписи стены, с эскизами она нам тоже очень сильно помогла.
Сколько же у людей фантазии (мне бы так)
Проектор, 5 часов работы и все готово
Ну и последнее, чем мы занимались осенью, было сооружение перегородки у входа. На подходе была зима, и гостям явно не понравился бы постоянно дующий в спину сквозняк.
Мыслей было много из чего и как ее делать, глухую или прозрачную, из дерева или из металла. примерок было четыре. Но фотки сохранились только с финальной версии.
Представлялось это примерно так: металлические направляющие и стекло внутри. Мысли пришли, а вот со стеклом мы помучились: либо продают дешево и много, либо никак не продают. Нашли одну конторку в Мытищах, которая согласилась продать нам продать пять квадратных метров и любезно нарезать его нам
Все, в это время и на этом этапе мы с декором закончили, времени оставалось меньше двух недель до открытия, а дел было еще много.
Главное – это сердце бара это пивопровод, краны башни и т.д.
Спасибо большое Сергею, который учил всем премудростям. На 16 кранов нам потребовалось собрать два косы шлангов пивопровода: по восемь шлангов на краны плюс по два шланга охлаждения в каждой. Два шланга охлаждения нужны, чтобы пиво по пути из кеги до крана, а соответственно и до кружки не успевало нагреться и всегда было прохладным. шланг охлаждения представляют из себя закольцованный контур идущий от охладителя через краны, обе косы пивопровода и возвращающийся обратно в охладитель. Я б наверно сам не понял, поэтому накидал схему.
Со шлангами под пиво все так же, на каждую башню, а у нас их получается 4 по 4 крана на каждую соответственно, одна коса на 2 башни. Подключаем к крану с обной стороны, и через замок к кеге. В основном сейчас у нас три вида замков A,G,Keykeg. Выглядит это вот так:
Это G-шка, один шланг уходит наверх с пивом, второй это газ.
Пивопровод собрали в итоге за неделю, есть одна непонятная фотка в процессе сборки
За 2 недели до открытия пивопровод был тоже собран и колдрум ожидал первых поставок пива. Не за горами было открытие...
следующий пост ассортименту, работе бар менеджера, и открытию кухни
Продолжаю серию постов.
Сразу оговорюсь, опыт аренды помещения под торговую точку и т.д. первый, поэтому много факторов сразу не учли.
Вот в таком виде досталось нам помещение: доски на стенах, кирпичная кладка, много, очень много вагонки, отсутствие какого-либо верхнего света и розеток. У предыдущих арендаторов свет был только в виде прожекторов направленных в потолок. Из плюсов приточка и вытяжка сделаны нормально, даже тен стоит на приточке.
Изначально планировали сделать все по минимуму, оставить полы, стены и т.д., но поняли что вариант ну совсем не айс.
Ремонтами и оборудованием объектов заказчика мы занимались, но как все просто делать когда у тебя уже есть концепция и все планы. Тут ничего не было, решили решать проблему с наскока и первое с чего начали это с покраски вентиляционных труб (самое важное жжж), зачистили, покрасили. Дальше что, а дальше решили снять полы и на этом фантазия закончилась. При этом мы потратили 2 недели на все вот это плюс придумывали концепцию заведения. Шло туго, мыслей много, в голове сформироваться не могли. Решено было убрать все со стен, отодрать всю вагонку, снять часы, в общем ломать не строить.
Дальше нашли бригалу строителей, для выполнения черновых работ, электрика, покраска, гидроизоляция и т.д. В знакомых у меня была девочка дизайнер (Таня если читаешь,привет тебе), которой собственно мы накидывали наши мысли, а она уже пыталась это все как то сформировать в единое целое. Примерно получалось вот так, по ходу конечно немного все поменялось исходя из реальности
Параллельно запустили процесс согласования всех задач касательно юридической стороны, роспотреб, санпин, налоговая, юр.лицо и т.д. Каждая задача заняла не очень много времени, часть задач делалось через гос услуги, часть ногами, палки в колеса ни одна гос структура даже не подумала вставлять, все прозрачно, но не всегда понятно с первого раза.
Немного отклонился, ремонт в целом занял около 2 месяцев (мы то наивные хотели все за месяц бахнуть) концепция потихоньку начала прорисовываться когда начали выбирать краски, напольные покрытия, саму структуру заведения и т.д. Мы сразу не хотели делать бар черным, выбрали 3 основных цвета: серый, синий, церный (ну никак без него). Банок с краской было привезено на выкрасы всего суммарно наверно окло 20-30 штук и самой дешевой и средней и дизайнерской, искали подходящие нам оттенки. кто будет говорить что оттенок не важен, будет неправ, по отдельности конечно может и все равно какой там оттенок, но в комплексе картина может быть не очень. Пытались сделать ставку на камерность.
1 этап чернового ремонта закончился недели за 3.
Параллельно мы пытались найти место, где можно купить мебель (столы, барные стулья), позвонили знакомым ребятам для того, чтобы они сварили нам каркас барной стойки, так же параллельно мы получили все необходимые разрешающие документы, продолжали думать над названием.
Про мебель песня отдельная: либо красиво, качественно, но очень, очень, по моему мнению, дорого - 7-8к за барный стул, либо подешевле, но совсем не то что хотелось, это ценник 4-5к за стул, про столы молчу там вообще все в космос уходило
Как итог, куплена новая маска сварщика (сварочный аппарат был) и понеслось: задача сварить минимум 20 барных стульев за 2 недели и 8 столов, 3 из которых нужно варить по месту. чертежей не было, размеров не было, все делалось по примеркам и ощущениям.
А теперь про все понемногу и по отдельности
К этому времени каркас стойки был готов
Дальше со стойкой все было просто, но муторно и долго. Столешницу положили лиственницу цельноламельную, как в принципе потом ее же положили на столы и использовали в качестве сидушек на стулья.
Обшили все фанерой, накупили бруса 150х150 и начали пилить декор, рабочая часть барной стойки накрылась дсп столешницей.
Со стульями все просто, берешь и варишь, немного там немного сям косячишь (как мы накосячили с подножкой)
То же самое и со столами, не знаю как, но умудрились накосячить, видимо настолько уже сказывалась усталость, шло уже начало ноября (до открытия оставалось около месяца), торопились
вот косяк со столами, ка видно ошиблись мы примерно сантиметров на 50 с длинной))))
с барными столами оказалось все проще, по месту режешь профиль, варишь, шкуришь, красишь, накидываешь столешницу (делов-то на пару недель, почти без сна)
С этим этапом было вроде более менее все понятно.
Со стороны кухни тоже все было ясно, проблема была вызвана только ее размером и туда нужно было впихнуть невпихуемое. По этапно, гидоизоляция потолка и пола, покраска стен краской не понмню как это все правильно называется, в общем той которой можно красить на кухнях в общепите, хотели немного сэкономить на фартуке из плитки, не получилось, сделали фартук.
по оборудованию, что нужно было разместить в этом помещении: колдрум (место святая святых для бара, где хранится и стоят подключенные к кранам кеги с пивом), разделочные столы, холодильник, мойка, духовой шкаф, микроволновка и остальное по мелочи. уместили все до миллиметра, ни капли места не оставили, но при этом спокойно может работать 3 человека.
Если кому-то интересен процесс построения колдрума, то он довольно прост, из сендвича делается отдельное помещение, туда вешается кондей с возможностью охлаждения до -4, внутри делаются стеллажи. Все
Фоток кухни к сожалению нет ((
Картинка общего вида начала потихоньку складываться, но мы как-то совсем забыли про освещение, работали то со времянками и даже не задумывались. Шерстили интернет магазы, рынки, все что возможно на предмет подходящего по стилю освещения. Итог 0, нет конечно можно было бы плюнуть и взять абы что, но не хотелось. как итог опять сварка, циркулярка, шкурка, мастерская в гараже.
Дальше фото с подписями, нет смысла описывать процесс точечной сварки и покраски
Светильник над барной стойкой (их стало 2)
Светильники в большом зале
Все повесили, все подключили, все засветилось заработало.
Дальше был этап декора, сборки пивопровода и собственно открытия. Простите за то, что обо всем по чуть-чуть написал, если конкретно про что-то будет интересно запилю отельный пост
Летом 2016 мы с коллегами решили провести эксперимент и расширить кругозор в плане бизнесов. Один из наших друзей был и собственно есть завсегдатаем пивных семинаров, презентаций и так далее.Плюс в качестве пиар менеджера и директора по открытию был приглашен товарищ из Питера, как тогда казалось знающий все и про все связанное с общепитом (ой как мы ошибались) Это преамбула.
В общем выбор пал на открытие именно пивного бара. Здесь разобью ход наших дейтвий на этапы
1. Поиск места, основными критериями являлись: проходимость, близость метро, сравнительно недорогая аренда, площадь до 100кв.м.
2. Концепция заведения, в плане оформления помещения, дизайна, ремонт и т.д.
3. Набор команды
4. Ассортимент
Начну по порядку с пункта номер раз, остальные будут в следующих постах
Помещение начали искать в начале августа, и начали с отсмотров популярных сервисов по поиску коммерческой недвижимости. Было отсмотрено порядка 50 объектов. После этого у меня встал вопрос чем люди думают и как реально оценивают стоимость аренды исходя из помещений. По первости ездили смотреть все объекты, которые казались более менее подходящие, даже те которые далеко от метро. Директором по развитию, в дальнейшем Шарфику (это Питер детка) был нанят риэлтор, которая по началу и показывала нам объекты. Каста риэлторов как я понимаю, это тоже отдельная тема. Человеку не важно что тебе нужно им главное продать, получить комиссию и срулить, но не об этом. Отсмотрели наверно весь шлак, который был, через месяц пришло осознание того, что что-то мы делаем не так. Отказались от риэлтора, стали сами обзванивать объявления и тут опять мы встретились с риэлторами, но уже со стороны арендаторов. Это просто ад, по телефону никто не говорит, что он риэлтор или нет, непосредственных собственников на встречах было из 50 объектов около 4 человек, между этими помещениями в дальнейшем и выбирали
Запомнились несколко помещений: одно из них на Новослободской, подвал, общая площадь 60 кв. Стоимость аренды 250 тыс., помещение около 500 метров от метро в сторону 3 кольца (т.е.) пешеходного трафика крайне мало, в помещении тараканы и мокрицы, вентиляции и кондиционирования нет. Другое на Новом Арбате с общей площадью около 70 квадратов, все чисто и аккуратно, но вход через арку в какой-то переулок и там собственно вход. Раньше находился небольшой ресторанчик, так сказать для своих, но по аренде не вытянул, нам предложили за 550 со словами ну это же Арбат. Тоже не подошло.
Третье помещение - опять подвал, всего 50 квадратов на Таганке, один из сооинвесторов уверял, что вариант верняк и все будет ок. Итак получалось, что помещение в подвале, вход через первый этаж, через снэковый бар, плюс есть небольшая площадь внутри дворика. Одним из аргументов было, что кухня чужая (снек бар), пиво наше, веранда общая. Ой сколько усилий было нужно мне чтобы отговорить всех от этого варианта, на тот момент по видимому только у меня в голове свербила мысль, что мы приведем клиентов снек бару, а сами будем как приложение. № недели вел войну против этого места и тут все таки победил
В итоге к концу второго месяца поиска нам предложили подвальное поещение на трубной улице, 80 квадратов, бывшая кальянная, три зала + как бонус подсобное помещение за которое платить не нужно. Близость двух станций метро Цевтной Бульвар и Трубная, и большой бизнес центр рядом, как тогда показалось нам большим плюсом и большая бесплатная парковка рядом со входом. Из минусов - вход со двора и, как оказалось, в будущем проблема с навигацией для гостей, арендные каникулы всего 2 недели. Но мы парни бравые и думали, что с ремонтом мы уложимся за месяц и откроемся собственно тоже через месяц. В этом убеждал нас Шарфик, говорил что открыл много всего и готов сам помогать и рубить, и пилить, и красить, в общем на все руки мастер. Мы были полны оптимизма и уверенности, что все все делают не так, а мы молодцы.
В общем мы его взяли в аренду.
В дальнейшем вскрылось очень много подводных камней и ньансов данного помещения, но это было все потом. Следующим нашим этапом была концепция и ремонт, но об этом в следующей части