kotelnykova.anna

На Пикабу
228 рейтинг 12 подписчиков 7 подписок 7 постов 0 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
37

Учимся запоминать с помощью ассоциаций

Все мы сдавали/сдаем/будем сдавать экзамены. И часто (особенно сейчас) экзамен проходит в тестовой форме. Вопросов может быть 20, а может и 1000. Но независимо от количества вопросов экзамен нужно сдать.

Как бы мы не учили, все равно запомнить все нереально. Путаемся с датами, терминами или фамилиями. А желание хорошо сдать экзамен никуда не уходит. Че делать то?

Фантазировать.


Функции памяти: накопить, сохранить, воспроизвести.
На какой то из функций бывают проблемы. Я хочу рассказать способ, который хорошо справляется со всеми функциями.
Наш мозг всегда строит связи между понятиями и образами. А значит этим нужно пользоваться.
Новое легче сохраниться, если его связать с прошлым опытом, знаниями. И тогда по цепочке можно легко запомнить, сохранить и воспроизвести.


Покажу на своих примерах. Мне тяжело даются фамилии, а значит нужно фантазировать.

Дано : 4 вопроса с одинаковыми вариантами ответов фамилий.
Найти : ассоциации между вопросом и правильным ответом.


вопрос 1:

Автором "Tеории взаимного обмена» является:

• Л.Фестингер

• В.Шутц

• Н.Ньюком

Дж. Хоманс


вопрос 2:

Автором "Теории коммуникативных актов" является:

• Л.Фестингер

• В.Шутц

Н.Ньюком

• Дж. Хоманс


вопрос 3:

Автором "Теории социального сравнения" является:

• Л.Фестингер

• В.Шутц

• Н.Ньюком

• Дж. Хоманс


вопрос 4:

Автором "трехмерной теории интерперсонального поведения" является:

• Л.Фестингер

• В.Шутц

• Н.Ньюком

• Дж. Хоманс


Попробуйте сами найти ассоциации, ниже опишу свои варианты. (они у меня сложные, но это не значит что ассоциации так должны работать. просто мне так легче и удобней. ассоциации могут быть не связаны с идеей теории)



Вопрос 1. Теория взаимного обмена. Ответ : Хоманс.
• Взаимный обмен происходит между 2 личностями → пара → влюбленный человек пишет романсы. (буква" х" мб заменена "р", а может символизировать 2 людей)
• Взаимный обмен происходит между 2 личностями → обмен знаниями → работа → роман (созвучно с Хоманс)


Вопрос 2. Теория коммуникативных актов. Ответ : Ньюком.

Коммуникация  → Нью Йорк (как город где много коммуникаций)


Вопрос 3. Теория социального сравнения. Ответ: Фестингер.
Сравнение → Ф ( как будто 2 ушка буквы стоят друг перед другом и сравнивают себя)


Вопрос 4. Трехмерная теория интерперсонального поведения. Ответ : Шутц.

Трехмерная →шапка шута ( на картах у джокера увидела 3 шипа, на всю жизнь теперь)

Интерперсональный → межличностный  → общение шута с королём.


Вот так :)

Я понимаю что связи  специфические и логики не видно. Только не для меня. Я связала новую информацию, которую нужно запомнить, со старой, укоренившейся в моей памяти.

*Неправильных ассоциаций не бывает, главное чтобы связь была естественной, а не выдавленной.

Таким способом я выучила примерно 300 вопросов за одно прочтение. Но тренировки, конечно же, нужны. Оттачивать свои ассоциации).

Этот способ хорошо подходит для людей с хорошей фантазией.


То, что я описала это одна мнемотехника. Их, на самом деле, очень много.

Надеюсь помогла тем, кто не слышал об этой технике и напомнила тем, кто знал, но забыл)

Показать полностью
10

Экзистенциальный анализ. Ирвин Ялом. Часть 1

Экзистенциальный подход имеет много авторов, которые между собой не договорились и работают по-разному. Поэтому расскажу немного именно о авторских подходах. Действительно, когда ищем специалиста, то в описании видим только «экзистенциальный психолог», а вот автора основных положений он не указывает. Может не определился еще, а может соединяет их (что странно, потому что они друг другу противоречат).


В этом посте поговорим о Яломе. Собираюсь еще написать про Франка и Лэнгле.

Тема живая, боясь пережить вновь опыт с моим постом про ответственность, решила, что буду вставлять куски из его книги «Экзистенциальный анализ», но без своих комментариев не обойдусь. Так же, я опишу ОЧЕНЬ коротко, тезисно. Если что-то конкретное заинтересует, то опишу в комментариях. Или почитайте книгу. Материала в ней завались.


Итак, Ялом Инг описывает экзистенциальный подход как динамический (что и у Фройда), но указывает что они совсем не похожи. И главное их отличие в базовом конфликте. Этот конфликт обусловленный конфронтацией личности с данностями существования. Данности существования – конечные факторы, которые являются неотъемлемой и неизбежной составляющей бытия. А именно:

- смерть

- ответственность (свобода)

- изоляция

- бессмысленность


Теперь о них немного подробней.


....................................................................... Смерть  .............................................................................


Как по мне, главная экзистенция. Она самая очевидная и легко осознается. Ее легко выявить, но работать с ней ох как непросто. Смерть играет огромное значение в нашей жизни (парадоксально смешно). Постоянно напоминает о себе, поэтому мы и выстраиваем защиты от этого страха. И если у нас плохо выходит защищаться, то возникает психопатология. Как результат неэффективных способов преодоления главной экзситенции.

Отрицание: два основных оплота против смерти. У ребенка есть две базисные защиты против ужаса смерти, восходящие к самому началу жизни, глубокие убеждения в своей индивидуальной неуязвимости и в существовании уникально личностного конечного спасителя. Оба эти убеждения подкрепляются открытыми родительскими текстами и религиозной традицией, несущими представления о посмертной жизни, о всемогущем защитнике-Боге, об эффективности личной молитвы. Но они также укоренены и в раннем опыте младенца.


Исключительность. (напр, компульсивный героизм, трудоголик, нарциссизм, агрессия и контроль). Каждый из нас питает с самого детства и сохраняет во взрослом состоянии иррациональную убежденность в своей исключительности. Ограничения, старение, смерть все это может относиться к ним, но не к нам, не ко мне. На глубинном уровне мы убеждены в своих личных неуязвимости и бессмертии. Истоки этой первобытной веры (пра-защита, как называет ее Жюль Массерман) лежат в самом начале нашей жизни. Для каждого из нас это время предельного эгоцентризма. Я – вселенная, нет никаких границ между мною и другими объектами и существами. Каждая моя прихоть удовлетворяется без малейшего усилия с моей стороны: моя мысль немедленно претворяется в реальность. Я преисполняюсь ощущением своей исключительности и использую эту находящуюся в моем распоряжении веру как щит против тревоги смерти.


Когда человек узнает, что болен серьезной болезнью, например, раком, его первой реакцией обычно становится некоторая форма отрицания. Отрицание – это попытка справиться с тревогой, вызванной угрозой жизни, но оно также является функцией нашей глубокой веры в свою исключительность. Для воссоздания воображаемого мира, который остается с нами всю жизнь, необходима большая психологическая работа. Когда защита по-настоящему подорвана, когда человек по-настоящему осознает. "Боже мой, я ведь и вправду умру", и понимает, что жизнь обойдется с ним так же грубо, как с другими, – он чувствует себя потерянным и, неким странным образом, преданным.


Конечный спаситель. Рука об руку с этой антропоцентрической иллюзией (я не использую данное слово в уничижительном смысле, речь идет о широко распространенной – возможно, универсальной – иллюзии) существует вера в конечного спасителя. Она также происходит из ранней жизни, из времени теневых фигур, родителей, этих чудесных придатков к ребенку, являющихся не только мощной движущей силой, но и вечными слугами. Полная заботы родительская бдительность в период младенчества и детства подкрепляет веру во внешнего прислужника. Вновь и вновь ребенок заходит слишком далеко в своих предприятиях, запутывается в жестоких тенетах реальности и находит спасение под громадными материнскими крыльями, окутывающими живым телесным теплом.


Убежденность в личной исключительности и в конечном спасителе оказывает развивающемуся ребенку хорошую услугу: они являются исходным фундаментом защитной структуры, воздвигаемой индивидом против ужаса смерти. На них надстраиваются вторичные защиты, которые у взрослых пациентов нередко маскируют как первичные празащиты, так и природу первичной тревоги. Эти две базисные защиты коренятся глубоко (о чем свидетельствует их живучесть, их присутствие в виде мифов о бессмертии и веры в личностного бога практически в каждой значительной религиозной системе;* они сохраняются и у взрослых, оказывая мощное влияние на структуру характера и формирование симптомов.

* Важно подчеркнуть, что психодинамический смысл религии не отменяет истину, лежащую в основе религиозного мироощущения. Говоря словами Виктора Франкла: "стремясь удовлетворить преждевременное сексуальное любопытство, мы придумываем, что младенцев приносят аисты. Но из этого не следует, что аистов не существует!"»

Теперь о смерти в фразах:

«Тревога смерти обратно пропорциональная удовлетворению жизнью».

«Любые страхи – это страх смерти»

«Если есть чувство реализованное, ощущение, что жизнь прожита хорошо, то смерть представляется не такой ужасной.»

«То, что стало совершенным, все, что созрело, – хочет умереть. Все, что незрело, хочет жить. Все, что страдает, хочет жить, чтобы стать зрелым, полным радости и жажды – жажды того, что дальше, выше, ярче». Ницше.


Если терапевт сможет помочь клиенту испытать большую удовлетворенность жизнью, значит, он сумеет ослабить чрезмерную тревогу. Конечно, здесь присутствует некий замкнутый круг: именно вследствие чрезмерной тревоги смерти индивид живет ограниченной жизнью – жизнью, посвященной в большей мере безопасности, выживанию и облегчению страдания, чем росту и самореализации. Сэрлз формулирует ту же дилемму: "Пациент не может смотреть в лицо смерти, пока не является целостной личностью, однако лишь глядя в лицо смерти он может стать по-настоящему целостной личностью". Проблема заключается в том, что "тревога, связанная с конечностью жизни, слишком велика, чтобы прямо иметь с ней дело, не имея поддержки в виде знания себя как целостной личности... Личность не может вынести конфронтацию с неизбежностью смерти, если не имеет опыта полноты жизни".

Я сильно рискую говоря о смерти на большую аудиторию, не все мы осознанные, защищённые личности. Но, как мы уже знаем, наши защиты не дадут нам потонуть в этой теме. Ну и техники я не давала. Хотя они безуумно интересные)


Я постаралась очень коротко рассказать об одной из данностей. Минимум философии и максимум ответов. Если это интересно, буду писать и о других конечных данностях. Жду обратной связи ;)

Показать полностью
27

Борьба с паническими атаками

Почитав посты, стало понятно, что паническая атака сейчас не редкость и ею страдают много людей. Но что хуже, люди не понимают, что с ними происходит и как это вылечить.

Давайте разбираться

Паническая атака (ПА) – повторяющиеся эпизоды выраженной беспричинной тревоги, страх смерти. Паника. Не зависят от каких-то конкретных ситуаций, непредсказуемые. Симптом панического расстройства!


Симптомы:

- страх без причины, паника. Страх смерти

- учащенное сердцебиение, «слышно, как сердце бьётся»

- ощущение нехватки воздуха; удушье

- боль в груди

- тремор рук, дрожание, озноб

- немеют конечности

- головокружение

- повышается пульс

- давление меняется

- тошнота, боль в животе

- потоотделение

- затуманенность сознания

Если накрывает тревога без причины, появляется страх и есть от 2 симптомов, то это уже (малые) ПА.

Если симптомов больше, а то и весь список, это уже более, чем серьезно. И может говорить о паническом расстройстве (так же ПР характеризуется страхом новых приступов).


Длительность:

Обычно ПА идут до получаса. 15-30 минут.

Но бывали случаи, когда приступы длились и больше.

Как правило, человек не ориентируется во времени, оно искажается. Кажется, что приступ длиться вечность, а по факту прошло только пару минут.

Так что лучше засекать время на секундомере или запоминать начало приступа. Насколько это возможно при панике!


Причины возникновения:

1. Инсульт, инфаркт, чрезмерная нагрузка физическими упражнениями, астма (астма уже давно считается психосоматикой, но это спорный момент).

2. В основном это психологическая проблема! ПТСР, травма, стресс. Психика не справляется. Организм кричит о помощи.


Что же с этим делать?

Срочно идти к психологу, психотерапевту. Выявить ВАШУ причину. И устранять тот фактор, который дает такой аффект.


Есть упражнения, которые помогут облегчить или справиться с приступом атаки:


- Сядьте. Почувствуйте опору под вами ногами. Ноги должны стоять ровно и крепко. Теперь сжимайте пальцы ног, поджимайте их максимально. Сжимайте и разжимайте. Сжимайте и разжимайте.

Положите руки на стол, стул, колени, на любую ровную поверхность. И делайте тоже самое что и с ногами. Представьте, что на столе лежит камушек и Вы на него положили свою ладонь. Теперь постарайтесь его взять, не отрывая руки/ноги от поверхности. Как бы сжимая этот камушек в кулак. Сжимайте и разжимайте.

Почувствуйте напряжение в ладонях. Попробуйте полностью ощутить движения конечностей.


- Попробуйте нормализовать дыхание. Это не легко. Но надо стараться.

На 4 такта вдыхаем воздух, держим дыхание так же 4 такта и затем выдыхаем на 4. Делаем все плавно.

(вдыхаем и мысленно считаем 1,2,3,4. Держим. Не отпускаем 1,2,3,4. И затем медленно, спокойно выдыхаем 1,2,3,4).

Можно начинать с 2 тактов, если очень трудно дышать. Но постепенно добавлять по такту.


- 2 дыхательная практика. На диафрагму. Одна рука на животе, другая на груди. На вдохе надувайте живот. Грудь при этом остается неподвижной. Задержите дыхание и напрягите мышцы живота. А затем плавно, медленно выпускайте воздух и расслабляйте живот. Тут так же на 4 такта.


- Пить воду. Не литр залпом, а по чуть- чуть. Глотками. Осторожно. Комнатной температуры.



Это основные рекомендации. Если Вы сталкивали с таким, напишите, что помогает.


Вроде все написала, что нужно знать о ПА. Этот феномен еще недостаточно изучен. Как лечить, что вызывает. Нет одного правильного ответа. Но терапия показывает неплохие результаты в работе с атаками.


Я против лечения только таблетками без терапии. Или хотя бы без выяснения причин. Надо не убирать симптом, а бороться с первопричиной.


Знаю, что многие с этим живут годами, переживают страх смерти по несколько раз на день. Это огромная нагрузка не только на психику, но и на организм.

Подумайте, нужна ли Вам помощь, и она обязательно найдется.

Показать полностью
17

Сравнение экзистенциальной и гешталь терапий

Постараюсь объяснить легким языком и очень коротко отличия между экзистенциальным подходом и гештальт терапии.


Надо начать с того, что гештальт психология и гештальт терапия — это разные направления. В этом посте мы смотрим именно на гештальт терпию.


Начало

У экзистенциальной терапии конкретного основоположника нет. Ее корни, как считается, лежат еще в античности. (известные – Франкл, Ялом, Мэй, Лэнгле).

Тогда как в гештальт терапии есть один, конкретный «папа» - Фриц Перлз.


* Фриц назвал так свой подход для солидности. И хотел назвать его «экзистенциальной психотерапией». Так что, тут уже одно сходство.

Идеи Перлзла основаны на экзистенциализме. И считается как одно из направлений экзистенциальной психологии. Но я не учитывала этот момент. Рассматривала гештальт как отдельное направление.


Основные идеи

Экзистенциалка. Существует всего 4 основных проблем, с которым сталкивается человеком:

-смерть

-ответственность

-изоляция

-бессмысленность

Все наши проблемы, тревоги связаны с одной из экзистенций и никак иначе. (Это идеи Ялома, но есть и Франкл, который подталкивает нас видеть смыслЫ жизни во всем)

Гештальт. Человек, все его окружение, та и вообще, все что его окружает – единое целое.

Любое событие, что случается в жизни – это гештальт. И каждый гештальт завершается. (знаменитая фраза «закрыть гештальты»). Закрыть его можно с помощью удовлетворения потребности, из-за которой и возник этот гештальт.


Цель

Экзистенциальная. Обретение смысл(ов) жизни, свободы, умение принимать ответственность и одиночество, ценить свою самость, осознать важность выбора.

Гештальт терапия. Закрыть гештальты. Улучшение контакта с внешним миром.


Контакт

В экзистенциальной тут мнения разбегаются. Илом Ярвин говорит, что контакт, даже физический, с клиентом в терапии необходим. Другие авторы придерживаются другого мнения. Сильной эмоциональной связи с клиентом быть не должно.

В любом случае, с гештальтом в этом плане трудно соревноваться. Это очень эмоциональная терапия. Любит зрелища. Терапевт в тесном контакте с клиентом. Диалогов тут больше, чем монологов клиента (в отличии от экзистенциалки. В ней любят помолчать).


Популярность/понятность

Конечно же, гештальт терапия на слуху, существует много школ, которые обучают этому направлению. Скорее всего, причина в понятности. Есть структура, «план». Легче в понимании, изучении и дешевле (что немаловажно психологам).

В экзистенциальном подходе беда с этим. НО в тоже время это и его +. Мы ничего не навязываем клиенту, он нас ведет. Ответственность вся лежит на нем. Меняется сам, а значит сможет выжить без психолога.


Техники

Наличие техник продолжает тему про популярность.

В гештальте их куча, описывать их не имею права).

В экзистенциальном непонятки. Зависит от автора. Но, в любом случае, их меньше, чем в гештальте. (многие техники повторяются в разных подходах).


Эффективность

Каждый подход прекрасен по своему)

Если любите задумываться о бытие, искать причины и решения глобальных тем или на пути поиска смыслов, то это в экзистенциальную.

Если же Вам по душе «чувствовать чувства» или есть проблемы с этим, то гештальт тут лучше справиться.


А вообще, сейчас трудно найти психолога, который придерживается одного направления и не использует техники, методы или концепции других.

Так что, при большом желании можно совместить эти 2 подхода.


Писала по просьбе, отзовись ;)

Показать полностью
0

Ответственность


Мы ответственны за наше поведение? Да
Мы ответственны за того, кого приручили? Несомненно
Мы ответственны выполнять домашнюю работу/обязанности? Конечно
А за что мы еще ответственны? Не спешите перебирать варианты, ответ уже есть. Мы ответственны за все.
Давайте сейчас представим себе дом. Какой он? Большой, с крышей, с небольшим участком или маленький, с камином и скамейкой у двора? Ответы разные, индивидуальные.
Этот феномен можно рассматривать с разных сторон. Но особенно он интересен со стороны ответственности.

Весь мир - безОбразная масса, он не имеет ни цвета, ни формы, ни значения. И он остается таким до тех пор, пока мы не внесем свой смысл (значение). Мы ответственны за это значение, а, следовательно, ответственны за мир.
Но осознаем ли мы это?

Когда вы читаете этот текст, где то, в это же время, люди поддаются насилию, умирают, голодают или решают покончить жизнь самоубийством. Казалось бы, мы то здесь при чем? Как и чем я могу помочь? Проблем много, а я один. Всем не поможешь. В этом и суть. Мы сами решаем быть не в ведении происходящего в мире, решаем быть неосведомлёнными. И принимаем ответственность читать этот текст или заниматься другой деятельностью, вместо того чтобы изучить и включиться в существующие проблемы.
И это совсем не про обязанность посвящать свою жизнь ради решения проблем, которые нас даже не касаются. Это про: мы отвечаем за то, что делаем.
Конечно же эта данность пугает. Появляется тревога и переосмысление того, что есть. А есть ли оно вообще? ;)
А вы, когда ни будь задумывались об этом?

В следующем планирую рассказать какими путями мы ловко обходим ответственность.

Показать полностью

Привет

Читатели, привет.
Пора познакомиться
Меня зовут Анна, я начинающий психолог
Решила, хочу и буду работать в экзистенциальном подходе, а именно ,в подходе, который даёт возможность, посмотреть на себя, как на творца своего мира. Он показывает что можно заниматься любимым делом в качестве работы, не испытывая при этом чувство вины или страха. И обучает замечать и ценить все те мелкие моменты жизни,которые , казалось бы, ничего не значат, хотя могут стать смыслом.
Я , как человек, как психолог, открыта к вам, к вашим вопросам, пожеланиям и обратной связи.
Хотелось бы узнать немного о вас, ваших интересах, а также, какие темы вам интересны и что мы бы могли вместе разобрать, узнать и обсудить?

Отличная работа, все прочитано!