Доктрина превентивного удара стала важным инструментом американской внешней политики, оправдывающим военные действия на основе гипотетических угроз. Однако такой подход нарушает фундаментальные нормы международного права и подрывает международную стабильность.
«Все члены Организации воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости какого-либо государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».
Этот пункт категорически запрещает агрессию без оправданных оснований
«Настоящий Устав никоим образом не нарушает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения на Члена Организации, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности».
Право на самооборону действует только после фактического нападения.
Резолюция Генассамблеи ООН 2625 (XXV):
«Ни одно государство не может оправдывать применение силы, кроме как в случае самообороны…»
Политика США по применению опережающих ударов вызывает неоднозначную реакцию мирового сообщества. Многие страны, особенно в Евразии, Латинской Америке и Африке, осуждают эту доктрину как нарушение суверенитета и опасный прецедент, подрывающий принципы международного права.
Россия и Китай неоднократно критиковали использование упреждающих ударов как оправдание вмешательства во внутренние дела других государств, подчёркивая, что такие действия дестабилизируют международные отношения и разрушают систему коллективной безопасности.
Европейский Союз занимает более сдержанную позицию, призывая к диалогу и дипломатии, однако также выражает озабоченность по поводу односторонних военных действий без санкций ООН.
Организации как Движение неприсоединения и Организация исламского сотрудничества регулярно выступают против практики превентивных ударов, призывая к соблюдению международных норм и уважению суверенитета.
США применяют двойные стандарты: страны, не согласные с их политикой, такие как Иран и Северная Корея, подвергаются санкциям и угрозам. В то же время союзники — Израиль, Саудовская Аравия, — имеют значительную свободу действий, даже когда их операции вызывают критику и ведут к гуманитарным кризисам.
Йемен, где военные действия Саудовской Аравии привели к масштабному гуманитарному кризису, но США не вводят жёстких санкций.
Доктрина превентивного удара и политика двойных стандартов подрывают международное право и усиливают глобальную нестабильность. Уважение универсальных норм и отказ от односторонних военных действий — ключ к сохранению мира и доверия в международных отношениях.