Советский социолог Игорь Бестужев-Лада высказывал версию, откуда в России появилась практика «пить водку стаканами», отчего у русских развился особый тип алкоголизма -быстрого опьянения и агрессии.
При том, что, как он указывает в своих работах 1980-х, в той же Франции алкоголиков больше – «во Франции – 5 млн. алкоголиков на 50 млн. населения, и каждый из них – отнюдь не подарок.
Но это - не столь буйные алкоголики, как наши туземные». И дело не только в том, что французы пьют в основном вино.
«Это не могло объясняться экономическими причинами (в Финляндии и России разная экономика, а пьют одинаково).
Не могло объясняться и расовыми причинами (финны и венгры – одного племени, а пьют различно).
Кроме того, те же финны и русские, эмигрировав, скажем, в США, минимум во втором поколении, если не в первом, пьют не как финны и русские, а как все американцы.
Значит, дело в социальных особенностях.
Рассмотрим их внимательнее.
На просторах Северо Восточной Европы невозможно было развить ресторанную культуру Средиземноморья.
Люди жили, в основном, хуторами или малыми деревнями по полдюжине изб в каждой (правда, в каждой избе размещалось до полутора двух десятков людей, из них половина – дети).
К тому же почти ни у кого не было денег: ибо сплошное рабство.
К тому же от деревни до деревни – многие версты, плюс сплошное бездорожье, плюс морозы под 40 градусов.
И мои предки нашли гениальное решение проблемы, чему я самолично был свидетелем в детстве, поскольку многовековые питейные традиции сохранились в моём родном селе до начала 1930 х, пока их не уничтожила «коллективизация сельского хозяйства» и последующая урбанизация.
Потребление спиртного приурочивалось только к ритуалам свадьбы, похорон, церковных праздников и т.п. Застолье собиралось обычно в одной избе, куда приглашалось много гостей из соседних изб и даже из соседних деревень. «Посадочных мест» – максимум два три десятка, а приглашённых – в несколько раз больше. Лавки и стол, это единственная мебель в доме.
Сначала сажали за стол «патриархов» – глав патриархальных семейств (после 30-35 лет завершивших свой детопроизводный цикл: их жены к тому времени становились бабушками и в большинстве своем теряли способность рожать после пятых или десятых родов).
На их долю приходилась львиная доля спиртного.
Но особенно засиживаться за столом было нельзя: своей очереди ждали другие.
Поэтому оставалось выпить залпом большую чарку крепкого спиртного, быстро заесть выпитое, повторить эту процедуру ещё один два раза и отойти поболтать в стороне, освободив место следующему.
Следующими были «матриархи» – почтенные матери семейств.
И только потом наступал черёд молодежи, на долю которой обычно оставались жалкие, символичные остатки спиртного, причем «добрачная» публика напрочь исключалась из этой процедуры.
Так минимизировалось алкогольное зло.
При массовом переходе от традиционного сельского к современному городскому образу жизни вековые ритуалы исчезли, а связанные с ними стереотипы потребления алкоголя остались. Вот почему русский человек считает элементарным качеством настоящего мужчины опрокинуть в себя залпом стакан любого спиртного – от крепчайшего спирта до тёплого шампанского, затем, если возможно, повторить эту процедуру второй и третий раз.
При массовом распространении подобного стереотипа практически на каждодневное потребление крепкого алкоголя последствия оказались сходными с эпидемией чумы или холеры. Стакан (0,2 литра) 40 градусной водки делает почти каждого человека явно сумасшедшим – нередко просто буйно помешанным – на срок 2-4 часа.
А два три стакана – тем более. Теперь представьте себе, что должно произойти, если стакан водки принимает рабочий за станком, шофёр за рулем, профессор на кафедре и даже министр на совещании. А это – в порядке вещей у десятков миллионов советских людей каждый день».
Вообщем нехватка посадочных мест, и малый размер изб, из-за чего возникала очерёдность подходов к столам, и ограниченность нахождения за ним, требовало пить сразу много.
Кстати в сибири, местное население, не будучи крепостными, и имея гораздо большие дома, и мебели, денег, не пило спиртного много.
Там были татарские традиции употребления алкоголя. И лишь с активным покорением сибири московским государством, а потом и Российской империей, туда вместе с русскими была принесена эта особенность.