Арджуна и Кришна. Путь не к себе
Генрих. Если глубоко рассмотреть, то я лично
ни в чем не виноват. Меня так учили.
Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым
учеником, скотина такая?
Евгений Шварц (Дракон)
Индийская священная поэма Бхагавад-Гита (часть священного индийского эпоса Махабхарата) это разговор между Арджуной (главный положительный герой) и Кришной (воплощение Бога и одновременно возничий Арджуны).
Идет война между двоюродными братьями: Пандавами (положительные герои; Арджуна один из них) и Кауравами (отрицательные герои; главный злодей — старший брат Дурьодхана). Войска собрались для решающей битвы, и разговор происходит на поле боя. Арджуна видит в составе вражеской армии родственников, учителей, друзей, падает духом и отказывается сражаться.
Здесь наставники, деды, отцы, сыны, дяди по матери, тести, внуки, зятья и другие родные.
Хотя они жаждут убить меня, о Кришна, я не желаю их убивать даже ради власти над тремя мирами, а тем более ради власти земной.
Кришна приводит массу доводов, убеждая Арджуну сражаться. Первый из этих доводов — ты кшатрий (из касты воинов): участвовать в праведной битве — твой долг.
Учитывая свой особый долг, ты не должен колебаться; нет ничего лучшего для кшатрия, чем праведная битва.
Арджуна, счастливы те кшатрии, которым выпадает на долю такая битва, открывающая врата рая.
Люди постоянно будут говорить о твоем бесчестии, а для почитаемого человека бесчестие хуже смерти.
Великие воины будут думать, что ты не вступил в бой из-за страха. И они, почитавшие тебя прежде, станут презирать тебя.
Враги, презрев твою силу, скажут много обидных слов о тебе. Что может быть мучительнее этого?
Или тебя убьют, и ты попадешь на небеса, или, победив, ты насладишься земным царством. Поэтому встань, о сын Кунти, и решайся на битву.
Если говорить на современном сленге, Кришна пытается взять Арджуну “на слабо”. Арджуна — кшатрий, его обязанность сражаться — иначе его объявят трусом.
Кшатриев можно назвать рыцарями древней Индии. Их обязанностью было не просто сражаться, а сражаться праведно, согласно кодексу правил чести. Например:
- Все поединки были один на один. Несколько кшатриев на могли нападать на одного — это было нечестно. Когда в конце битвы пятеро братьев Пандавов преследуют Дурьодхану, он вызывает их на поединок поодиночке — и это не вызывает никаких вопросов, так как полностью соответствует понятиям чести и традициям
- Во время поединка не разрешалось бить ниже пояса (как в современном боксе)
- Кшатрий мог в любой момент спасти свою жизнь, бросив оружие и повернувшись спиной к противнику. Убивать его считалось бесчестием; правда из касты кшатриев он вылетал
- При сражениях на колесницах, если колесница противника застревала в грязи, нужно было дать ему возможность вытащить колесницу, чтобы он мог продолжить бой
- Нельзя было убивать лошадей противника
И так далее. Даже эти несколько правил дают представление о кодексе чести кшатриев.
Кришна убеждает Арджуну, тот вступает в бой, Пандавы (наши) побеждают, все враги мертвы. Все вроде хорошо.
Но есть один странный момент, смущающий комментаторов вот уже пару тысяч лет.
Пандавы побеждают абсолютно нечестными (с точки зрения кодекса кшатриев) приемами. Причем советы использовать эти приемы дает им сам Кришна. Несколько примеров.
В начале битвы войско “плохих” Кауравов возглавляет старый Бхишма (это битва родственников, поэтому Бхишма приходится дедом и Кауравам и Пандавам). Несмотря на возраст, он великий воин и никто из Пандавов не может его победить. Бхишма дал обет не сражаться против женщины. Но в войске Пандавов есть некий мужчина, который раньше был женщиной (?!) — Кришна сажает его на колесницу впереди Арджуны. Бхишма опускает лук (он не может стрелять в женщину из-за обета, а он знает этого мужчину как женщину), и Арджуна из-за живого щита поражает Бхишму стрелами.
Бхишму сменяет Дрона — он учитель боевых искусств и Пандавов, и Кауравов. Опять же, у Пандавов нет шансов одолеть его в бою. У Дроны есть единственный сын, Ашватхам, Кришна распускает слух, что Ашватхам убит. Дрона спрашивает об этом старшего из братьев Пандавов, Юдхиштиру, известного своей абсолютной честностью (Юдхиштира никогда не лгал). Дрона знает, что его бывший ученик не может его обмануть. Кришна, однако, устраивает так, что в битве погибает слон с таким же именем Ашватхам, а Юдхиштире дает совет крикнуть Дроне, что Ашватхам мертв.
Ты будешь иметь в виду убитого слона с таким же именем, а он будет думать, что это его сын. В своем горе он опустит оружие
Дрона теряет интерес к сражению, бросает оружие, садится на поле боя и хочет закончить жизнь ритуальным самоубийством. Но Кришна не дает ему сделать даже этого, он посылает одного из воинов обезглавить Дрону.
Военачальником армии Кауравов становится Карна. В сражении с Арджуной колесница Карны застревает в грязи. Полагаясь на кодекс чести, Карна спрыгивает с колесницы и поворачивается к Арджуне спиной. Но Арджуна вопреки кодексу чести убивает Карну стрелами (а советует все тот же Кришна).
В конце битвы очередь доходит до Дурьодханы. Дурьодхана выбирает для поединка Бхиму — самого могучего из Пандавов. В ходе поединка на палицах чаша весов склоняется на сторону Дурьодханы. Тогда Кришна говорит Бхиме (через Арджуну) ударить противника палицей ниже пояса. Так Бхима одерживает победу (и потом еще глумится над поверженным врагом).
Схватка Бхимы и Дурьодханы
Итак, все началось с призыва к Арджуне вступить в праведный бой. Но как-то странно с точки зрения кодекса чести кшатриев — да и пожалуй не только кшатриев — велся этот бой.
Кришна достиг своей цели — какой бы они ни была (видимо, цель состояла в том, чтобы уничтожить основу воинского сословия кшатриев и поменять социальный строй общества — примерно, как гибель основной части кадрового офицерского состава российской армии в Первую мировую войну раскрыла дверь революции 1917 года). Сознание Кришны находится на том уровне, где нет ни жизни ни смерти, ни правильного ни неправильного, ни честного или бесчестного — поэтому его не задевают последствия его действий (как бы трудно это не было представить)
А вот следующий его советам Арджуна идет по лестнице сознания вниз. Потому что для него (как и для большинства из нас) есть правильное и неправильное, честное и нечестное.
Арджуна попытался выйти за уровень сознания кшатрия, подняться на ступеньку выше. Но планам Кришны это мешало Для реализации его плана Кришне нужен был старый Арджуна. Арджуна дает себя уговорить и становится орудием Кришны. Он достигает победы — но путем, который он сам считает нечестным. И за это следует расплата — но необычная. Он говорит своему брату Юдхиштхире (который, в ужасе от количества пролитой крови, хочет отречься от плодов победы).
“Мы обрели богатство, а кто богат, тот счастлив, кто богат, тот мудр, того не покинут друзья и родные». «Кто беден, кого постигли невзгоды, кто состарился, кто лишился власти — тот пусть уходит отшельником в леса, — продолжил речь брата Бхима.
Бхима в Махабхарате — символ силы (даже скорее буйства), но никогда не мудрости. И вот Арджуна и Бхима говорят и думают одно. Арджуна — победитель, но его сознание возвращается к уровню сознания обычного кшатрия. Он выиграл битву, но он потерял момент для развития.
Кришна же утешает Юдхиштхиру своеобразно. Учитывая, что Кришна — воплощение Бога, будем считать, что он просто сообразуется с уровнем понимания собеседников.
Если душа бессмертна, как учат брахманы, нет беды в убиении тела. Если же душа гибнет вместе с телом, значит, нет загробной жизни, но нечего тогда и бояться посмертной кары за убийство.