Московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др.
Одного только мрамора использовано около 20 видов.
Не каждый геологический музей может похвастаться такой коллекцией камней. Широкое применение мрамора в оформлении станций метро объясняется его свойствами: богатство цветов и оттенков, красивый текстурный узор, при этом мрамор хорошо поддается обработке.
История строительства московского метро
Впервые вопрос о строительстве метро обсуждался в Московской Городской Думе еще в 1901 году. Однако исторические события отодвинули это событие на много лет. Первая очередь московского метро была введена в эксплуатацию в мае 1935 года. Первых пассажиров тогда приняли тринадцать роскошных подземных станций с отделкой из мрамора и гранита.
Для создания ощущения легкости, элегантности и иллюзии дневного света в оформлении станций использовали белый южно-уральский мрамор месторождения Коелга. Этим мрамором облицованы колонны на станциях Сокольники, Чистые Пруды, Александровский сад, Охотный ряд, Кропоткинская.
В оформлении станции Комсомольской Сокольнической линии использовано три вида мрамора: золотисто-жёлтый мраморовидный известняк «чоргунь» для облицовки колонн в центре зала, мрамор «газган» – для балконных галерей и прохоро-баландинский мрамор для колонн на балконах.
Для отделки станций Сокольники, Чистые пруды и Лубянка использован красивый синевато-серый мрамор карьера Уфалей в Челябинской области, а для украшения колонн на станции Охотный ряд – серо-черный мрамор с белыми прожилками из карьера Садахло в Грузии.
Добыча цветного мрамора в то время в СССР не производилась, поэтому для изготовления цветных декоративных элементов в отделке станций были использованы крымские известняки, а также небольшое количество цветного мрамора из заброшенных карьеров на Урале и в Грузии.
Мрамор в оформлении станций второй линии
Строительство второй очереди метро производилось в 1935 – 1938 гг. В это время объемы добычи мрамора в СССР возросли, началась разработка новых карьеров в разных частях страны, что дало возможность расширить палитру цветов в оформлении станций. По богатству и разнообразию декоративных элементов из камня вторая линия московского метро не имеет равных в мире. Кроме белого мрамора, начали использовать мрамор различной окраски и текстур.
Так, для элементов колонн Театральной станции использовали бледно-желтый мрамор из уральского карьера Полевской, а для центральной части этой же станции – полупрозрачный белый мрамор из карьера Прохорово-Баландин. Однако для завершения работ на Театральной станции белого мрамора оказалось недостаточно, поэтому недостаток восполнили белым каррарским мрамором, оставшимся от разрушенного Храма Христа Спасителя.
Сиреневый с прожилками мрамор из Хабаровской области использовали в оформлении станций Белорусская, Сокол и Аэропорт, желтый мрамор из Армении – на Белорусской, станциях Сокол и Динамо. Из Армении также был привезен уникальный черный мрамор с белыми и желтыми венами, который использовали для оформления станций Белорусской, Площадь Революции, Аэропорт и других.
Поистине уникальной – как по стилю подземной архитектуры, так и по применению природного камня – является станция Маяковская. В ее оформлении использованы мрамор «уфалей», мраморовидные известняки, гранит и редкий серо-зеленый крымский диорит. Колонны украшены уральским камнем «орлец» и инкрустированы полудрагоценным темно-красным родонитом.
Московский метрополитен от военного времени до наших дней
Строительство московского метрополитена не прекращалось даже в военные годы. В 1942 году специальный конвой привез сиреневый мрамор с Горного Алтая, чтоб завершить работы на станции Автозаводской. Для облицовки туннелей на станции Новокузнецкая использовали сиренево-розовый мрамор из Агверана (Армения).
В послевоенные годы для соединения радиальных линий была построена Кольцевая линия московского метро, в оформлении которой начали широко применять мрамор Газганского месторождения в Узбекистане.
Светло-розовый газганский мрамор использован в облицовке станции «Добрынинская» (открыта в 1950 году), волнистый серо-голубой мрамор – в облицовке колонн на платформе станции Кузнецкий мост (открыта в 1975 году).
Пилоны на станции «Новослободская» украшает уральский мрамор желтоватого и сероватого оттенков.
В 1952 году была открыта одна из самых красивых станций московского метро – Комсомольская (на Кольцевой линии). Ее зал украшают мраморные колонны с резными капителями. Для облицовки колонн и стен использован светло-бежевый узбекский мрамор «газган».
В 70-х – 80-х годах для оформления некоторых станций Таганско-Краснопресненской линии использовали красивый зеленовато-розовый и красный мрамор с карьера Буровщина (Иркутская область), по внешнему виду напоминающий гранит.
В 1985 году открыта станция Домодедовская, в облицовке которой использовали новый материал – белый и серый полосатый мрамор из Хакасии (Саянский).
Сегодня московский метрополитен насчитывает 197 станций. В последние десятилетия в оформлении станций преобладает современный стиль, для которого характерны лаконичность отделки и отказ от помпезности и роскоши. Однако природный камень – мрамор, гранит, известняк и другие – традиционно остается одним из основных отделочных материалов в строительстве метро.
В 2012 году открыта станция «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии, примечательная своим контрастным оформлением: одна сторона станции отделана белым мрамором, а противоположная – черным.
В дизайне новой станции метро Котельники, открытой в сентябре 2015 года, использованы серый мрамор, гранит и нержавеющая сталь.