…Посещенные мною села семейских расположены в долинах между отрогами
гор. Две или три очень длинные улицы, с домами, соединенными один с другим заборами («заплотами») протянулись неподалеку от небольшой речонки.
Узенькие переулочки («пиравулки») пересекают их. Таким проулком мимо двора и гумна, можно выйти к речке; или за село, – к горе, в поле, на выпас.
Долина, где расположились семейские, представляет довольно болотистую почву: идешь по улице, а дорожная насыпь зыблется, эластично углубляется («зыбун»). По канавкам стекает выдавливаемая сизо-мутная жижица. В нескольких
селах находятся настоящие болота, – калтус. Такова низкая часть Мухоршибири, где живут православные или «сибиряки», по терминологии старообрядцев. В последние годы в некоторых местах выступило в особенности много воды, так что пришлось снести постройки с насиженных мест и оставить гумна и огороды.
Плохо обстоит дело и в Н. Загане. Когда подъезжаешь к этой деревне;
со стороны Мухоршибири, то видишь раскинувшееся топкое болото,
а за ним протянувшуюся деревню. Заганцам селиться уже некуда стало: с двух сторон болота, с третьей засеянное поле; а продолжение долины занимает
Старый Заган, вплотную примкнувши к Новому Загану. В Ст. Загане население православное. Использовать для построек поле нельзя: засевная площадь и
без того не велика, – по две с небольшим десятины на душу. А нужда в
постройке большая: за годы войны дело строительства прекратилось; между
тем полюбовный раздел во многих домах хотелось бы произвести. Выбрав то или иное место все мужики данной семьи заняты устроением дома для очередного выделения – старшого сына или брата. «Так уж у нас повелось»…
…Не все села вязнут в болотах. Иные семейские задыхаются в песчаной пыли. Таково село Тарбагатай. Ни клочка травки не видно на главной и старой улице
этого села. Другие две улицы находятся в более низкой части, вдоль
небольшой речки…
Избы семейских – высокие деревянные постройки. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Хорошие дома строят российские плотники. Раньше они заняты были постройкой церквей. Теперь же спрос не велик по церковной части.
Бедноватые села, как напр. Харауз, похвалиться постройками не могут: по большей части избы там низковаты и подслеповаты. Внутри избы семейского чисто, опрятно. Пол вымыть и слегка посыпан песком, а иногда застлан самотканой
материей. В переднем углу прибиты полки, на которых расставлены иконы старого письма и медные восьмиконечные кресты в киотах. Тут же или на угловом
столике стоит кадильница, лежат свечи, висят лестовки (четки); на столике
положены «подручники», употребляемые при земных поклонах. В другом углу
большая русская печь, иногда раскрашенная каким-нибудь узором, преимущественно синими или зелеными цветами и петухами.
В стороне от печи – палати. Стены чисто вымыты. В некоторых домах по стенам развешаны лубочные картинки.
У хороших хозяек на стене красуются «карманы», – длинные вышитые полосы темной материи; часть такой полосы образует мешочек, карман. Вдоль стен поставлены лавки. На окошках стоят банки с цветами. В углу приютилась
«самопрядка», похожая, хотя и не вполне совпадающая с прялкой («пряхой» какую я знаю по Орловской туб. Самопрядка у семейских гораздо ниже, чем у орловских крестьян. Конструкция же, в общем одинакова. В богатых домах имеется еще более чистая изба – горница; сенями она соединяется с общею избою. В каждом селе имеется «земская квартира» («хватера») для лиц, проезжающих по делам службы, для «начальников» (синоним «чиновников»). В некоторых селах земские квартиры представляет собою удобные, спокойные, чистые квартиры. Таковы квартиры в Куналее, в Н. Загане, в Никольском.
Любопытна обстановка этих квартир тут есть стулья, деревянный диван, зеркало. Стены обязательно украшены большим количеством лубочных картин.
Вот наприм. картинное собрание куналейской квартиры. От икон непосредственно идут картины: избрание Михаила Федоровича на царство; «Уродилася я, как в поле былинка»; «Машина моему горю причина» (изображает сцены расставания и одиночества покинутой девушки); под этим лубком «Варвара великомученица» и «Архистратиг Михаил»; далее идут картины со сценами из великой европейской войны, картины страшные, залитые красной и желтой краской (кровью и огнем); среди этих картин помещен образ великомуч. Екатерины; недалеко налеплена «Счастливая минута» (он и она в подвенечных костюмах наедине) и много других. Такой же состав картин и в других квартирах. В н. - заганской квартире подбор картин несколько иной: развешены виды Иркутска и Владивостока портреты офицеров (– хозяин был на военной службе в Иркутске), «Сестра Беатрисса; неподалеку от нее пожилая кокотка с полуобнаженным бюстом и гитарой, «Похождения шута Балакирева» и нек. др. На столике стоит будильник и «гармафончик»; имеется и альбом для открытых писем, с большим количеством открыток, в том числе и амурных («Bujnost rozkoszna» и др.) В каждом доме имеется
самовар. Чай пить семейские теперь любят. Уже утратила свое значение их поговорка. «Кто чай пьет, тот от Бога отчаен». Несколько десятилетий тому назад семейские старики и старухи блюли это изречение. Вероятно, некоторые строгие старики и теперь еще воздерживаются от чая...
Двор у семейских с различными надворными постройками разделен на 2 (обычно) или на З части: 3а двором находится гумно, часть которого занимает «ладонь» (ток): тут хлеб молотят машинами или «молотилами». За гумном идет огород. На широких грядах с толстым пластом навоза («назьму») в четыре ряда сделаны углубления («лунки»), а в них посажены огурцы, капуста, брюква («бруква»). Зеленеет на грядах также картофель («бульба»), бутун, чеснок, морковь.
Много труда кладут женщины у семейских на свои огороды: по разу или по два раза в день они поливают огородные гряды. А воду приходится таскать во многих местах из-под горы или из колодцев. В некоторых местах, где позволили географические условия, проведены канавы. Так, в Тарбагатае две канавы орошают огороды. Одну канаву, в нижней части села, провести легко было. Зато не мало труда положили тарбагатайцы на проведение канавы в верхней части села, позади главной улицы. Большая заслуга в этом отношении принадлежит дяде Ивану, настоявшему провести в прошлом году канаву на протяжении верст 6. От этой канавы проведены рукава в отдельные огороды. Иногда дядя Иван закрывает главную канаву у ее устья, и поток устремляется по самой улице для освежения, «для воздуху». Дядя Иван – старик лет 70 с лишним, высокий, с длинной седой бородой, с коротко остриженными волосами на голове, зимой и летом он ходит в одном и том же костюме: без шапки, в короткой курмушке, в ичигах, с палкою в руке. Все его помышления в прошлом и в этом году были устремлены на канаву. Спит и видит он ее. Иногда вскочит ночью и спросонья кричит:
«Ай, канава, канава прорвалась!». – Што ты, ведь ты в избе, – проворчит старуха, и дядя Иван успокоится и заснет. За заботливость, которую дядя Иван выражает и делом и еще больше словом, громкой руганью за непослушание, его прозвали в селе комиссаром. – В Тарбагатае проведены канавы и по «сенокосу»: водой ее поливают траву.
Около огорода обыкновенно находится баня. Баня топится по черному; но имеются бани и с трубами.
В каждом селе, около казенных (с гласным е после з, а не ё) амбаров, находятся общественные сушила для просушки хлеба. Это покатые помосты на четырех невысоких столбах: 2 столба по 2 арш., другие два по 2 арш. Покат сделан на юг. Имеются и частные сушила.
Села семейских по количеству домохозяев представляют собою большие русские села, с главной улицей, протянувшейся в некоторых селах на несколько верст. Вот цифры домохозяев и населения к началу 1919 г. В Тарбагатае 539 дворов; из них 14 единоверческих, 60 православных («сибирских»), 465 старообрядческих. Число населения 3391. В Пестереве старообрядцев всего 60 человек (всего здесь жителей 1279). В Куналее 860 домохозяев; из них 3 нестарообрядческих. Общее число жителей 4808, В Десятниковой 396 дворов; из них старообрядческих 26. Число населения 2096.
В Надеиной 290 домохозяев при 1606 человек населения; из них старообрядцев-поповцев 1196, беспоповцев 218, «сибиряков» 193. В Куйтуне 768 домохозяев при 4572 жителях; старообрядческих 618 дворов при 3708 человек (из них белокринийцев 30 дворов и дворов 5 беспоповцев). В Старой и Новой Бряни 570 дворов при 4385 жителях. Старообрядческих дворов 415 (в Н. Бряни 378, в Ст. Бряни 37). В Бурнашевке 183 домохозяина при 1068: человек населения; старообрядцам принадлежат 80 дворов. В Нижне-Талецком жителей 654 человека, из коих 359 старообрядцев. В Нижней Жириме 240 домохозяев; из них 40 принадлежат беспоповцам-поморцам, столько же беспоповцам вообще, 115 поповцам. Всего здесь старообрядцев 1118 человек. В Верхней Жириме 106 дворов, из коих 18 нестарообрядческих. Всего населения здесь 632 человека. В Мухоршибири 360 домохозяев; из них старообрядческих 180. Общее количество населения 2409 человек. В Н. Загане 342 двора при 2350 жителях; нестарообрядческих дворов здесь 10. В Шеролдае 470 домохозяев, из которых 70 нестарообрядческих. Число душ мужск. п. 1530, женских несколько больше. В Гашее 104 двора; из них 2 нестарообр. Население 577 человек. В Бичуре 1113 домохозяев и около 7000 человек населения. В Харашибири 380 дворов, из которых старообрядцам принадлежат 7; число жителей 2586. В Хонхолое 696 домохозяев при 4287 человек населения. 100 дворов принадлежат православным. Старообрядцев беспоповцев дворов 300; прочие – поповцы, в числе которых имеются необщинники и общинники (дворов 50, имеют свою церковь). В Никольском 640 дворов, из которых только 6 нестарообрядческих. Всего населения здесь ок. 4200 человек. Поповцы здесь делятся на общинников (большинство; имеют большую церковь, священника) и необщинников (имеют свою часовню). В Хараузе 370 домохозяев, из них дома 3 нестарообрядческих. Всего населения здесь 1052 человека муж. п. и приблизительно столько же женского. – Цифровыми данными на 1919 год для других сел я не располагаю. По официальным данным, опубликованным в «Обзоре Забайк. области» за 1908, 1909 1910, 1914 гг., общее количество старообрядческого населения, или на официальном языке, раскольников, определяется такими цифрами.
В 1909 г. во всей Забайкальской области старообрядцев было 54587 человек (27678 муж. и 26909 жен.); из них 94,9% о находилось в Верхнеудинском уезде (51820). По сравнению с 1908 г население увеличилось на 1913. В 1910 г. во всей Забайкальской области числилось 74557 старообрядцев (38025 мужчин и 36532 жен.); из них в Верхнеудинском уезде 95,7 % (71327). Что-то очень велик выходит прирост населения в течение одного года: на 19970 человек! Процент прироста старообрядческого населения очень внушительный. Проследим несколько цифровых данных для одного села Бичуры. По архивным данным (Урлуцкого и Бичурского архивов), в 1808 г. (1) в Бичуре было 610 душ об. п. (м. 300, ж. 310). На следующий год показана цифра бичурского населения 652. В 1825 г. Бичура имела 614 м. и 584 ж., из них старообрядцев 530 м. и 539 ж. (всего 1069). В 1830 г. старообрядцев 619 м. и 657 ж. (правосл. 101 м. и 50 ж). В 1860 г. – 1178 м. и 1258 ж. (всего 2436). Правосл. – 172 м. 102 ж.; единоверцев – 25 м., 30 ж. Итак, с 1808 г. до 1830 г. старообрядческое население в Бичуре увеличилось вдвое (610, 1276). За следующие 30 лет наросло населения еще вдвое. За последние 58 лет, к 1919 г., бичурское население увеличилось больше, чем в 2 раза За 110 лет с 1808 до 1919 г. население там возросло до 7000 человек, т. е. увеличилось в 11,3 раза. Домов в Бичуре в 1825 г. показано 150; к этому надо присоединить домов 30 нестарообрядческих. К 1919 г. там было 1113 домохозяев.
Текст сохранён оригинальный. Забайкальские старообрядцы. Семейские. Иркутск, 1920 год.
Совершил путешествие с научной целью знаменитый ученый, языковед, славист Афанасий Матвеевич Селищев в 1919 гг.
Член-корреспондент Академии наук СССР (1929), член-корреспондент болгарской Академии наук (1930) и почетный член Македонского научного института (1930). Окончил Казанский университет (1911), профессор Иркутского (1918-1920), Казанского (1920-1921), Московского (с 1921) университетов. Селищев - один из крупнейших русских славистов XX века, автор работ по истории русского языка, сравнительной грамматике славянских языков, по славянским говорам в Албании и Македонии (впоследствии легшим в основу литературного македонского языка), по балканистике, по славянской палеографии и топонимике.