HappyBanditPanda

Про брэнды
Самолет - девелоперская компания.
Самокат - доставка продуктов.
В чем логика нейминга то?
Ну давайте сделаем, шины "Молоток", авиаперевозчика "Велосипед", нефтяную компанию "Рыба", мясную компанию "Асфальт", производителя автомобилей "Очко".
Я понимаю, что сейчас ебанутым и шизофреником быть модно, но в чем смысл то блять?
Предлагайте свои варианты)
Америка деградировала
Я просто напоминаю, что Ли Харви Освальд захуячил Кеннеди с первого же выстрела.
Ответ на пост «Вкусно — и на халяву»8
Процесс тестирования автоматов с кофе наглядно
Непонятки про Азовсталь
Не претендую на истину в последней инстанции. Но как специалист, который немного понимает в связи, ЛВС и инженерии есть вопросы.
Работал я в одном здании, примерно 20 этажей вверх и 2 вниз. Так вот, если спуститься на цокольный этаж здания, то связь на мобильнике пропадала напрочь. Нет антен и все. Толстые железобетонные стены + арматура не пропускают никакой сигнал вообще. А это всего пару метров под землей и вокруг дохрена сотовых вышек. Как может при таких условиях проходить вообще какой-нибудь радиосигнал?
Мариуполь разрушен, там не то, что мобильной связи и вышек, там вода то не у всех есть. Но может быть у них военная рация есть или типо того. Но это опять же только голосовой канал, про видео, зумы, телеграмы забудьте ваще. Чтобы поймать сигнал нужно еще на поверхность вылезти, и то не факт что связь ваще будет. Эти ваши старлинки, спутники и Маски ничто против советской железобетонной арматуры.
Потом, я не в курсе какие там бомбоубежища и бункеры, но откуда там у них электричество?
Все вокруг разрушено, подстанции тоже,лэп и электролинии, а если не разрушены то давным давно перерезаны. Электричество откуда? Ну может быть резервный дизельный генератор? Но дохуя он может проработать? 24 часа? 48? Да и отчего? Там что запасы дизеля со всей Украины? Или ядерный реактор неучтенный?
Далее по еде. Чем они там питаются, если завод в полной блокаде? 1000(как заявляется!!!) рыл ты попробуй прокорми. Ну может там подземные овощные лаборатории есть как в Южной Корее, но я что-то в этом сомневаюсь.
Про всякие видосики и стримы оттуда, где два чела сидят в форме чистые и подстриженные при ярком свете можете забыть. Это все лапша на уши. Я больше чем уверен, что все это снимается далеко от Мариуполя.
Как предположительно обстоят там дела.
Никаких мирных там нет и в помине, а если и были то они либо уже померли от голода, либо расстреляны при попытке выйти. В городе они мирных расстреливали, а тут и подавно.
Фулл блокада. Ни воды, ни еды, ни связи, ни электричества. Долбят тебя бомбами. Безнадежное положение. И они там уже месяц находятся. Если тебя еще ранили, дохуя ты там протянешь без медицинской помощи и без средств первой необходимости? Если принять количество людей в начале блокады за 100%, то думаю при таких условиях в живых должно остаться процентов 20, ато и меньше. И да, там скорее всего каждый день по несколько жмуров появляется. И воняет от них наверно сильно. Жрать там можно только друг друга.
Так что не верьте всему что вам преподносят. У журналистов работа такая - ссать в глаза. А логику и критическое мышление никто пока не отменял. Ждем пока хоть кто-то оттуда вылезет и увидите в каком он состоянии. Хотя еще неделя или 2 и оттуда уже никто никогда не вылезет.
Знатоки по убежищам на заводах, отпишитесь в комментариях, как там можно жить и сколько. Очень интересно.
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 5
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 1
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 2
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 3
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 4
Маркетинг и Пиар на российском фондовом рынке
Помнится, лет 10 назад в считавшихся крупными российских брокерских компаниях маркетинг и пиар подразделения состояли из 3-4 человек максимум. Маркетили и пиарили себе как могли, периодически перегибали палку, но такого потока неприличной лжи и наглого вранья как сейчас не было. Затем, на тогдашних пиках фондового рынка и притоках клиентов и денег, конторы, специализировавшиеся на частных клиентах, вдруг почувствовали себя эдакими финансовыми институтами. И тут выяснилось, что брокеры на российском рынке похожи друг на друга как близнецы-братья. Одни и те же услуги, одни и те же стратегии ДУ, одни и те же ПИФы, в которых тасуются несколько десятков одних и тех же бумаг (нельзя сказать, что сейчас что-нибудь сильно изменилось). В маркетинговом пространстве брокеры конкурировали между собой ограниченным набором способов, например: афилированностью с большими пром-финансовыми группами, уровнями и структурами комиссионных планов, биржевыми оборотами (часто и сейчас накрученными и специалистам не говорящими ни о чем), региональной разветвлённостью. И вот, пришли времена, когда, набирая обороты, начали увеличиваться маркетинговые бюджеты, расти штаты. В юридически слабо контролируемом СМИ-пространстве нашей страны даже топорные акции и мероприятия начали приносить успех в виде клиентов и денег. Владельцев и руководство компаний это воодушевляло, аппетиты росли. Хотя в те времена ещё присутствовала некая боязнь зарваться, в смеси со стыдом. Тем не менее, от маркетологов и пиарщиков требовали результатов, и им приходилось всё дальше углубляться в лабиринты лжи.
Насколько мне известно, в классической брокерско-инвестиционной индустрии, которая имеет место быть на Западе, например в наиболее «инвестиционно-развитых» странах, таких, как США и Англия, в структуре компаний специалисты маркетинга и пиара не имеют особого внутреннего веса и влияния. Ценность таких работников для компании не идет ни в какое сравнение с подразделениями трейдинга, продаж, контроля рисков, операционными блоками, т.е. всем тем, что поддерживает и развивает прямой бизнес компании. При возникновении финансовых трудностей в компании, марке-пиарологов сокращают в первую очередь. Во многих серьёзных западных конторах таких подразделений даже может вовсе не быть. Есть пресс-секретарь, а всё остальное отдаётся на аутсорсинг агентствам со специализацией, чтобы самим не возиться. В компаниях же, где есть подразделения маркетинга, исходя из степени юридического контроля отношений «компания – клиент», маркетологи работают в режиме «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Креативность креативностью, но от них в первую очередь требуется четкое знание и соблюдение норм законодательства. Ошибки для компании могут иметь катастрофические последствия. И это правильно. Ни на какие телешоу про «героев рынков» тамошних маркетологов силой не загонишь. Они знают риски, и что в случае скандала их сделают крайними.
В ином ракурсе видят свою миссию большинство маркетологов и пиарщиков инвестиционной сферы в РФ. Здесь эти сотрудники считают себя двигателями бизнеса компании, навигаторами финансовых потоков, манипуляторами клиентов. Они верят в то, что почувствовали вкус денег. Они лихорадочно ищут любые причины, чтобы где-нибудь в СМИ брокерская компания предстала надёжной, динамично-развивающейся, а ля «всё для клиентов», сам фондовый рынок представлялся бы автострадой к богатству, и открытие счета выглядело заманчивой перспективой. Они требуют от ключевых инвестиционных специалистов компании постоянных выступлений в СМИ, они борются за повышение цитируемости в прессе. И в процессе всего этого они много и со вкусом врут. И очень многое из их трудов я не могу назвать креативностью. И маркетингом не могу назвать. Это именно — ложь. И, такое впечатление, что не только юридическая безнаказанность, но и отсутствие видимого общественного порицания их ещё более возбуждает. И толкает к новой лжи. Конечно, не стоит абсолютизировать, не все маркетологи такие беспринципные, однако, других у нас сложно встретить, и деятельность их не столь заметна. Хочу надеяться, что они есть и что делают они что-то качественное и заметное не всем подряд, что не повышают они финансовую грамотность широких слоев населения, а лишь узких, тех, кому фондовый рынок действительно нужен.
Но, пока больше заметны всякие конкурсы, розыгрыши, турниры, телешоу, собрания-массовки. Учебные Центры брокеров устами маркетологов клянутся научить каждого скальпингу, свинг-трейдингу, дейтрейдингу, высоко прибыльным спекуляциям и.т.п. И мне это всё не нравится. Я вообще чувствую дискомфорт, когда некие бойкие люди не знающие, в большинстве своем даже основ финансовых рынков, в жизни не заработавшие и не потерявшие ничего в инвестициях, избирают своей стезёй бурную говорильню и писанину на тему — как хорошо и много их клиенты зарабатывают, какое это всё отличное приложение денег, времени и сил. Мне становится смешно, а затем грустно.
Кто виноват и что делать
Я считаю, что проблемы этики и морали являются ярко выраженными на российском фондовом рынке. Как же мы к этому пришли? Не будем по привычке ссылаться на зарубеж (а вон у них там во время кризиса…..). Проблемы эти наши, собственные. Попробую кратко сформулировать их происхождение.
Как я упоминал выше, российский фондовый рынок с начала 2000-х годов бурно рос и развивался. Примерно году в 2006-м в инвестиционной индустрии, которая не ограничивалась одним фондовым рынком, настал ощутимый кадровый голод. Параллельно с этим, маркетологи и пиарщики брокеров, которые уже тогда начали терять чувство реальности, вовсю, безбашенно гламуризировали фондовый рынок как нечто такое, где деньги валяются повсюду. Эти два фактора привели к тому, что на фондовый рынок пришло много новых людей и значительная их часть по своим «параметрам», т.е. образованию, уровню знаний, подготовки, опыта и морали вообще не должна была в этой индустрии находиться. Но пришла и находилась благодаря общей потребности и низкому уровню отбора. Эти люди быстро и легко допускались к общению с клиентами. Им никто не объяснял, что то, с чем они имеют дело это – «чужие деньги»! Деньги кем-то заработанные, играющие роль в чьей-то судьбе, и.т.д. Что «чужие деньги» — это не игрушки.
Эти новые люди, активно поддерживаемые маркетингом и пиаром, сознательно или по наивности — не важно, часто компенсировали отсутствие опыта и знаний ложью и обманом, особенно в сфере продаж и продвижения инвестиционных продуктов компаний. Само по себе это всё не вызвало никаких катастроф, но сыграло не последнюю роль в значительном ухудшении отношения компаний к клиентам, клиентов к компаниям и в ухудшении морального климата внутри компаний в целом.
Затем был финансовый кризис 2008-09 гг. в середине которого вышли из бизнеса ряд российских инвестиционных структур, а у оставшихся резко упали прибыли. Естественно, в большинстве брокерских и других инвестиционных компаний и структур прошли сокращения сотрудников. Здесь нужно отметить два момента: во-первых, чаще сокращали по принципу наибольшей высокооплачиваемости, т.е опытных сотрудников со стажем; во-вторых, общая практика показывает, что во времена таких событий в компании часто выживают и остаются не лучшие специалисты, а люди, легко идущие на компромисс с моральными принципами. Результатом было заметное падение качества персонала и морального климата в индустрии. Конечно, многие из покинувших индустрию в те времена вернулись. Однако, не все. Многие разочаровались в индустрии как в таковой и, уйдя в другие отрасли, не захотели возвращаться.
По ходу дела, в кризисные времена даже без усилий брокеров СМИ пестрели сообщениями, так или иначе затрагивавшими фондовый рынок. В некотором виде – бесплатная реклама для брокеров. Это их воодушевило. Многие маркетологи начали лгать с удвоенной силой, пытаясь расширять информационный фон. Выжившие брокеры поверили в свою неуязвимость, а их маркетологи и пиарщики в силу и безнаказанность лжи.
По сути, я считаю, индустрия, что бы там ни пели брокеры про рост своих биржевых оборотов, и близко не восстановилась до докризисных времён. И есть шанс, что очень нескоро восстановится. Я считаю, причин этому несколько. За последние 3,5 года, включая фактически полтора кризисных, российский фондовый рынок ничуть не изменился сколь-нибудь принципиально в лучшую сторону. Не было на нём никаких значимых событий, заметных IPO, не появилось новых классов активов или инвесторов в них. Несколько стабилизировался облигационный рынок и только, а в остальном, в акциях и производных, та же самая «бадяга» из десятка ликвидных и остальных полу- или неликвидных инструментов, которые те же самые брокеры предлагают инвесторам гонять туда-сюда.
Но кое-что изменилось. В худшую сторону изменился моральный климат в компаниях, у большинства сотрудников появилось стойкое ощущение нестабильности во всём. И это не впрямую связано с деньгами, с бизнесом. И текут, расширяясь и ускоряясь, потоки маркетинговой и пиарной лжи. Уже, похоже, текут сами по себе, а те, кто инициирует эти потоки, считают это нормальным явлением. А те, кто содержит этих инициаторов, наверное, думают что-либо типа – «Ну да, враньё. А как же иначе?! Ведь конкуренты это делают, а мы что же? Значит нужно это делать лучше конкурентов (т.е. лгать больше).
Моё мнение таково. Дело даже не в том, что никто не думает о будущем. На мой взгляд, люди не понимают вещей, в основе которых лежит бизнес-составляющая в том числе. Игра в «веришь — не веришь» в итоге может и должна плохо закончиться. Это лишь вопрос времени. Активные процессы, когда большие инвестиционные структуры идут на поводу, и являются фактически руководимыми маркетологами и пиарщиками, мало отличающими правду от лжи, не могут хорошо закончиться. Я считаю, что это каннибализирует саму индустрию и приведёт в лучшем случае к стагнации, а то и к трагическим последствиям.
В России существует давняя и глубокая история, даже традиция лжи: государства – людям и обратно, лжи по поводу исторических событий и личностей, лжи в школе, армии, семье. По сути – это история крупных и мелких предательств. Мы это знаем, мы научились с этим жить, даже выработали к этому иммунитет. Хотя, по сути, это мало кому нравится. Чего у нас нет, так это истории и традиции признавать ложь. В этом вопросе, я считаю, люди не одинаковы, здесь мы отстаём от многих стран.
Применительно к фондовому рынку ложь имеет свою специфику. В западной концепции (всё-таки, как я упоминал выше, абсолютно всему фондовому мы у них учились, а не они у нас) ложь, конечно, присутствует, как в любой игре, которой, отчасти, является фондовый рынок. Но, на Западе эта ложь в среднем измерении и промежутках времени имеет четкие и, в общем, приемлемые границы, пределы и уровни, отвечающие целям и стандартам общественной безопасности. Безусловно, периодически, как в любом постоянном процессе, бывают прорывы и отклонения, даже масштабные. Вот тогда и происходят драматические события типа обрушения стоимости hi-tech сектора 2000-2001 гг. в США, финансового кризиса американских ипотечных облигаций 2007-2009 гг., долговых проблем в Европе прошлого и нынешнего годов и.т.д. Но история показывает – в западной рыночной модели присутствует некая «санитарная система», которая постепенно приводит всё, в том числе информационное поле к нормальному уровню. Также нормализуется и уровень лжи.
В России, на молодом фондовом рынке я ничего такого не вижу. Игра с доверием – это очень опасная вещь, имеющая географическую, политическую и национальную специфику. Очевидная ложь либо признаётся отклонением от нормального поведения и прощается, либо нет. Я считаю, что американцы американцам ложь простят. Иностранцы американцам (которых мало где любят в мире) ложь со скрипом, но простят. В Европе всё непросто, но разберутся. Русские русским, иностранцы русским….гм. не буду и не хочу считать что не простят, но риски очень велики.
На фондовом рынке РФ инвесторов не становится больше. Их становится меньше. Если крупные брокеры пиарят некий рост своей клиентской базы, то это большей частью не новые клиенты. Идёт процесс перераспределения клиентов от других, угасающих брокеров. Уходит больше, чем приходит. И денег больше не становится. И биржевые обороты, по сути, падают и прогресс отражает лишь «накрученность» «роботистами» и «системщиками». И можно сколько угодно говорить про всё ещё низкое процентное участие населения в фондовом рынке, в разы меньше чем, например, в США. И что это даёт потенциал развития. Но этот процент участия в ближайшие долгие годы и не изменится. Это — то же самое, что пиарить про недооценённость в разы российских нефтяных компаний по сравнению с западными аналогами. На деле — есть целый комплекс причин, почему пропорции этой недооценённости будут сохраняться практически без изменений, независимо от роста или падения фондовых индексов. Я думаю, что в клиентской сфере фондового рынка всё более развиваются негативные процессы и явления, являющиеся, по сути, скрытым саботажем развития фондовой индустрии. И важный и яркий элемент этого саботажа – ложь, производимая и распространяемая самой индустрией. Безусловно, есть и другие элементы, но этот – боюсь, что основной и самый опасный.
Я даже считаю, будучи знакомым с внутренними процессами, что владельцы и руководство компаний часто не способны правильно стратегически оценить положение компании и грамотно отреагировать на возможности развития или угрозы бизнесу. И это по причине лжи, поднимающейся к ним наверх от низших и средних уровней руководства.
«Что-то не то!» — это, пожалуй, самое емкое определение происходящего на данный момент. «Что-то не то!» я периодически, в разных формах слышу от людей, давно работающих в индустрии в разных компаниях. «Что-то не то!», я уверен, уже давно чувствует множество клиентов брокеров. И дело отнюдь не в рыночных движениях или волатильности. То и дело в индустрии происходят какие-то события, даже не совсем рыночные, которые словно посылают сигнал — «Что-то не то!».
В то же время, сформировалась или просто откуда-то вышла целая прослойка людей, до неприличия довольные сытые лица которых можно видеть на позёрских, многочисленных фотографиях, заполонивших разные около-инвестиционные СМИ. Здесь они бы замахали руками: «Нет, нет, всё то! У нас всё хорошо, так и должно быть!».
И, тем не менее, в воздухе витает — «Что-то не то!».
Хочу быть правильно понятым. Я не против фондового рынка. Я не против прихода на него новых инвесторов. Очень даже за! Я за многообразие финансовых инструментов, за рост денежной массы, за объёмы торгов, за ПИФы. Я даже за спекуляции и рыночную волатильность. Я против наглой и широкой лжи в инвестиционной индустрии в исполнении морально и этически явно сомнительных людей.
Так что же делать? Многие из моих рекомендаций, пусть в резкой и нелицеприятной форме, указаны выше. Могу ещё добавить следующее.
Я не буду претендовать на детальное знание, как и что должно быть. Вообще-то регулированием информационных путей «инвесткомпании — клиенты» и следующих за этим операций с деньгами должны заниматься государственные органы. И я знаю, что в других странах это работает, а у нас, при наличии похожего законодательства, как-то не очень. Есть ещё саморегулируемые организации. Вот это в нашей стране точно не работает как надо. Если, например, публично признать всё, что описано выше (Навряд ли. Лучше уж всё отрицать и прикидываться белыми и пушистыми.), и объявить «борьбу» с этим, и создать для этого организацию, то самые нечистоплотные брокеры с радостью ринутся в неё осуществлять надзор за самими собой.
Современные российские инвесторы, особенно частные, да и корпоративные с институциональными тоже, должны крепко себе уяснить, что нынешнее инвестиционное пространство России уже давно представляет собой эдакий рынок, где им разными способами, без зазрения совести, часто не думая о последствиях, пытаются продать товар:
1. Гнилой под видом хорошего.
2. Обычный втридорога.
3. Товар, который им, возможно, совсем не нужен.
4. Товар, возможно, даже просто вредный.
Инвесторам не нужно стесняться ставить под сомнение любую информацию, невзирая на личности и источники. Есть старый добрый принцип «лучше не заработать деньги, чем деньги потерять». Социально разноплановому и географически разбросанному сообществу российских инвесторов нужно найти способы выражать своё отношение к навязываемой лжи.
Регулирующим органам нужно сесть и подумать над ситуацией. И выработать механизмы как бороться с ложью. Ведь, я считаю, при желании, всегда можно проследить связь между конкретной ложью конкретных людей и чьими-то финансовыми потерями с одной стороны и неоправданными прибылями с другой стороны. И сделать совершенно четкие юридические выводы, сопровождаемые конкретными действиями. Было бы желание.
Ну а инвестиционной индустрии нужно, на мой взгляд, нужно самой, пока не принудили к этому мрачные обстоятельства, найти способы и механизмы, как очиститься от этой мутной накипи, которая затрудняет и часто парализует развитие хорошего и достойного на фондовом рынке Российской Федерации.
Эпилог
Не так давно, в прошлом году, целым рядом московских инвестиционных компаний для своих клиентов был организован массовый просмотр вышедшего в наш прокат американского фильма «Предел риска» (Margin Call). Не буду высказывать своё мнение о качестве фильма – я не кинокритик. Отмечу лишь, что для понимания описываемых там событий мало было обладать знаниями не только российского, но и западного фондового рынка. Нужно было разбираться в специфике узкоспециализированных западных финансовых инструментов, а также, много и подробно начитаться про детали недавнего глобального финансового кризиса. Но не в этом дело. Сходили и ладно.
Я бы на месте инвестиционных компаний организовал бы массовый обязательный просмотр и не для клиентов, а для сотрудников этих компаний, фильма «Джерри Макгвайер» с Томом Крузом в главной роли. Это фильм про парня, который работал в тоже такой вот, зубастой индустрии спортивного менеджмента, где все с улыбкой рвали друг друга на части ради денег. И вдруг, он понял, что не может больше так жить, что морально деградирует и это ему не нравится. И он сообщил об этом коллегам и начальству, призывая их измениться. И был уволен и покинут всеми коллегами и друзьями, которые оказались и не друзьями, вовсе, а так, — партнерами по вранью для денег. Но не сдался и не пожалел о сытой прошлой жизни. Он продолжил делать то, что умел, но в соответствии с новыми принципами, не теряя внутреннего достоинства, без наглой лжи. И, в конце концов, преуспел куда больше, чем те коллеги-лжецы с которыми расстался.
После коллективного просмотра этого фильма, если бы на это пошли наши брокеры, я бы, на их месте, организовал психологический тренинг с целью объяснения того, что люди подобные главному персонажу этого фильма и есть реальные «герои». И что на таких нужно равняться, а не на лживых пропиаренных деятелей современного фондового рынка, которые с чего-то поверили в свою гламурность и неординарность и очень хотят, чтобы другие тоже верили. Я желаю всем работникам и участникам инвестиционной сферы начать с себя, научиться различать и начать отрицать явную ложь и ничего не бояться. Только так всё изменится к лучшему.
-----------------------------------------------
Дарт К. Тарасси
2011-2012 гг.
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 4
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 1
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 2
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 3
Геройчик и дейтрейдинг
Есть ещё один «герой» о котором я решил рассказать подробнее, т.к. его функционал и происходящее вокруг него довольно наглядно отражает типичную лживо-циничную пиарщину на российском фондовом рынке. Причём, до такой степени, что складывается впечатление, что одна сторона явно считает другую полными идиотами.
В принципе, как я указывал выше, российский фондовый рынок уже давно вызывает сомнения относительно пригодности для сбалансированного приумножения капитала. Есть ещё международные рынки. Там тоже свои проблемы, однако, даже ярые патриоты не возьмутся оспаривать то, что наш рынок по сравнению с западными, — однобок (сырьевая направленность), низко диверсифицирован, недостаточно ликвиден и.т.д. вплоть до политических рисков. С каждым годом брокерам и управляющим всё труднее «втирать» инвесторам, что акции Газпрома, ВТБ и проч. – это хорошо и неизбежно вырастут. Для инвестиционных структур вполне логичным было бы желание мыслить глобальнее, и предлагать для вложения денег в иностранные активы, параллельно с инфраструктурой для этого. В стране, где давно уже иностранные брэнды и производители широко известны даже не особо грамотной части населения это было бы вполне закономерно. Есть тут, конечно, свои проблемы. Даже при сложившейся практике преувеличения почти всего и почти везде, доходящего до прямого вранья, крайне мало из столь многих знатоков российского рынка ценных бумаг решатся заявить о своей компетенции относительно рынков иностранных. Даже для того, чтобы бессовестно врать на какую-либо тему, в ней нужно хоть как-то приемлемо разбираться. И английским языком уметь пользоваться на уровне. Хотя, попытки есть. Попытки вполне логичные, хоть и часто сомнительного качества. Я бы согласился с утверждением, что на каком-то этапе всё же неизбежно нужно начинать. Однако, и здесь не могу обойти вниманием явления, которые, выдаваемые некоторыми брокерами за благо, но которые, на деле, будучи построенными на лжи, имеют все шансы испортить нормальные идеи. Вот одно из этих явлений.
Несколько месяцев назад одна известная брокерская компания решила вдруг широко популяризовать инвестирование на американском рынке и управление клиентским капиталом, вложенным в тамошние активы. Для этого в качестве «гуру американского рынка» был взят на работу некий человек, условно назовём его Геройчик, который типа «бывший наш», родом из одного украинского курортного города. Брокер, похоже, всерьёз решил, что нашёл материал для создания «героя», который, при усиленном распиаривании, поведёт инвесторов к высоким комиссионным оборотам. Лично я с Геройчиком встречался не раз, и свои выводы сделал уже давно. Однако, увидев тот объём и форму лжи, сопровождающей продвижение брокером данной темы, я решил исследовать данный процесс. Вот мой анализ.
Брокерской компанией Геройчик представляется публике, как «звезда американского рынка», «культовый дейтрейдер», «гуру….», это – пожалуй, одни из самых скромных эпитетов. С Геройчиком устраиваются самые разные шумные маркетинговые мероприятия в СМИ, исходя из которых посторонний человек может сделать вполне логичный вывод, что всё это может закончиться персональным вызовом Геройчика какому-нибудь Баффетту. При этом почему-то ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что «легенда Уолл Стрит» в Москве «тусуется» уже достаточно давно, не первый год. Периодически он был заявлен со своей темой в ряде брокерских компаний, где его, почему-то никто усиленно не пиарил и вышеуказанными громкими титулами не величал. То есть что — он вдруг стал «звездой американского рынка» перейдя (с небольшим скандалом) от одного российского брокера к другому? Уже одно это может вызвать подозрение. Кроме того, до конца не ясно, что это за человек, откуда он взялся, каким логическим путём пришёл на российский фондовый рынок. Если учесть, что его называют «гуру» и под его имя предлагаются услуги Доверительного и Консультационного управления капиталом, то это должно быть важно. Но, складывается впечатление, что никто этого всего не пытался выяснить. Я же попытался. Как оказалось, многого для этого не нужно. Немного пользования Интернет, немного логических рассуждений, немного знакомых на Брайтон Бич, желательно имеющих отношение к финансам. На Брайтоне, в отличие от Москвы, все всё про всех знают.
Итак — Геройчик вырос на Украине, высшего образования ни в СССР, ни на последующей Украине, ни затем в США не получил, ни финансового, вообще никакого. Закончил местный пищевой техникум. Чем занимался после техникума не ясно, предположительно работал в рыбной сфере. Его дядя был местным директором рыбной базы. Откуда известно – на Брайтоне Геройчик часто козырял этим родством, видимо там это имело большой вес (можно представить уровень человека, ну да ладно). Итак, высшего образования нет, пускай, в конце концов, и Билл Гейтс в Гарварде не доучился до диплома. В начале 90-х будущая «легенда» иммигрировала в США, где в Нью-Йорке, судя по его рассказам, долго работала таксистом. Потом – О миг американской мечты!:
— Случайно дейтрейдер!!!
— Уолл Стрит, расцвет таланта – деньги, слава, всеобщее признание
— с 1999 г. ни одного убыточного месяца (в далёкой от Уолл Стрит России о таком и не слышали)
— Управляющий Партнёр известной американской брокерской компании
— логическое продолжение карьеры в России, авторские курсы, семинары, вебинары
— после поисков и проб — работа у известного брокера с крупной базой физлиц на предмет ДУ и КУ.
Всё это, конечно, упрощённый вариант, можно говорить, что всё непросто, кропотливый труд, особое чутьё… Однако, у меня здесь возникают проблемы с логикой, по сути. И у меня сразу вопросы.
1. Если ты такой культовый уникум – «звезда, гуру», то почему ты не можешь продолжать быть всем этим на Уолл стрит, легендой которого ты являешься и где ты широко известен? На Уолл стрит деньги кончились, а в Москве их дают всем кто попросит?
Единственным приемлемым ответом на эти вопросы может быть только один: «Меня пригласили, как эксперта, экспата, по контракту, за большие деньги учить русских брокеров американскому рынку.» — Но нет, точно известно, никто не приглашал, сам приехал и начал ходить по компаниям предлагая свои услуги.
2. Зачем покидать любимую Америку, где у тебя всё так хорошо, по твоим словам, устроено профессионально и в быту и ехать в Москву, где Финансовый Центр ещё не построен?
При этом, я, лично, прекрасно понимаю тех своих знакомых москвичей, кто когда-то уехал, жил за рубежом, долго учился и работал, но потом вернулся, т.к. надоело там жить. Всё осталось чужим, захотелось домой, к друзьям и родным, к Москве. У кого-то из них на Западе всё получалось, у кого-то нет, но у меня к ним нет вопросов. Есть вопрос к Геройчику и на него я удовлетворительного ответа не вижу. Ну, в крайнем случае – нет никаких проблем, но надоела Америка? Родной украинский курорт – классный город: море, климат, чистый воздух, натуральность продуктов питания. Переполненная загазованная Москва здесь проигрывает по всем статьям. С берегов Черного моря можно по Интернету круто «торговать интрадей на Америке», это даже по времени удобнее, чем из РФ. По любой логике напрашиваются риторические вопросы – «Зачем ты вообще здесь? Зачем пытаться светиться на всяких мероприятиях, которые отнимут уйму нервов, но финансовой «звёздной» отдачи сами по себе не принесут? Зачем объяснять что-либо аудитории из мелко-средних (а по понятиям Уолл стрит просто никаких) инвесторов, раскрывать секреты торговли? Зачем тебе читать и слушать о себе столь неприличную пиарную чушь, от которой даже у Баффетта покраснели бы уши, а Сорос – тот, наверное, сквозь землю бы провалился?!»
Я попробую дать всему этому своё объяснение, при этом никому мнения не навязывая, основываясь на своих рассуждениях и информации, полученной от знакомых «оттуда».
Геройчик стал дейтрейдером в конце 90-х годов. Действительно, в начале 2000-х у него начало получаться, и он заработал денег. Я даже не буду пытаться приводить цифры, по слухам то ли миллион, то ли два долларов, но что-то прилично. Американская мечта реализовалась. Это было. Но это было, по понятиям фондового рынка давно. В те времена, когда Газпром стоил 5 рублей, и было мнение, что это очень дорого. То есть очень давно. Затем, году в 2002-3-м Геройчик практически перестал торговать и несколько сменил вид деятельности. Он стал тем, что он сам называет «Управляющий Партнёр». Это выглядело так. Он подрядился в одной компании набирать дейтрейдеров и зарабатывать на разнице комиссионных между тем, что платили они, и своей ценой. То есть, говоря языком фондового рынка РФ стал агентом. В то время в дейтрейдинге было много русскоязычных ребят, многих из которых Геройчик знал. На деле — Геройчик сидел в офисе класса С размером с 2-х комнатную квартиру (правда недалеко от биржи) с полутора десятком «пацанов», торгующих интрадей, пытаясь вдохновить их на активный дейтрейдинг. Все знакомые моих контактов, знавшие, в той или иной степени, о том, что происходило в том офисе, в один голос утверждали, что, насколько они могли судить, они сомневались, что Геройчик вообще что-либо сам делал на рынке. Более того, многие говорили, что в офисе его было сложно застать. Я лично допускаю, что он даже правильно поступал, не теряя тем самым денег. Однако, возвращаясь к гордому заявлению Геройчика: «с 1999 г. ни одного убыточного месяца!» — Я наивно спросил свой контакт: «У вас там такое возможно?». На что получил очень простой ответ: «Вполне возможно. Это если на рынке ничего не делать, то и ни одного убыточного месяца».
Здесь я хочу сделать отступление и рассказать историю дейтрейдинга на фондовом рынке США. Историю — также и в том смысле, что дейтрейдинг стал историей. Это не моё мнение. Пару лет назад я распил бутылку виски с одним очень эрудированным американским дядей, и он мне за 5 минут в концентрированном виде изложил историю дейтрейдинга, многое для меня прояснив. Вот эта информация.
Дейтрейдинг на рынке США появился где-то ближе к концу прошлого столетия. Собственно и сам широкий и доступный электронный доступ к торгам возник в середине 90-х. Дейтрейдинг выглядел не так, как мы сейчас представляем себе его в РФ. Имелись ввиду не частные трейдеры-одиночки со скудными счетами.
Трейдеры были обязаны сдать экзамены на брокерские лицензии и поступить на работу в специальные, для этого организованные фирмы, где они торговали интрадей капиталом этих фирм (в свою очередь такие же плечи взятые под деньги фирм). Ограничений по размеру интрадей-маржи для трейдеров с лицензиями практически не существовало.
В конце прошлого – самом начале нынешнего столетия на американском рынке акций был невиданный рост, сопровождавшийся большими внутридневными движениями цен. На этих движениях, при понимании происходящего и доле удачи действительно были высокие шансы много заработать. Пару лет была некоторая эйфория, тема стала популярной, люди шли в дейтрейдеры, оставляя приличные и вполне доходные профессии, появлялись новые фирмы. Возник даже свой рынок труда в этой сфере. Правда, всё это было не так весело, как кажется, т.к. дейтрейдеры платили 40% налог на прибыль поквартально, но, тем не менее, вполне прилично. Именно на этот период, если присмотреться, приходится написание разных книжек, типа «Секреты дейтрейдинга, скальпинга…» и прочей чуши из серии «Как стать миллионером…». Однако, как это обычно бывает, продолжалось это не столь долго. После падения 2001 г., паники после 11 сентября, а, затем, объёмного снижения 2002 г. рынок изменился не в лучшую для дейтрейдеров сторону. Движения были, но в основном с гэпами с открытия, рынок был нервным. Популярность темы дейтрейдинга начала постепенно убывать. Практичные американцы уже не особо рвались сдавать тяжелые лицензионные экзамены, а затем сидеть в минусах в ожидании рыночных движений. Начиная с 2004 г. рынок вообще стал «тухлым». Не было достаточной частоты относительно прогнозируемых внутридневных движений нужной амплитуды. Количество трейдеров сокращалось, хотя многие ещё держались, в надежде на светлое будущее. Но лучше не стало, надежды таяли.
Внутридневные трейдеры почти полностью вымерли как класс вполне естественным образом, ещё задолго до финансового кризиса, где-то в году 2006-м (Именно тогда Геройчик начал ездить в Россию. Идея была – найти инвесторов с деньгами, нанять ребят учиться на дейтрейдеров задёшево, «колбасить» комиссию, зарабатывать на ней и оправдывать себя для компании, коли американских дейтрейдеров взять неоткуда. Но идея не пошла. Больно хлопотно это.) Самых стойких американских дейтрейдеров «выкосило» сумасшедшими кризисными движениями 2008 г. Остались единицы, но они не в счёт. Всё! Весь гламур и мечты. Вся история.
Году в 2006-м Геройчик начал корявый само-пиар как «американского гуру» предлагая бесплатные семинары «для народа» в Москве и почему-то в Киеве. Какой-то интересующийся народ набирался. Кстати, я был на одном из них. Геройчик направо и налево сыпал глаголами названий естественных человеческих процессов и определениями интимных частей тела обоих полов. Видимо, на Брайтоне это считается нормой деловой речи, или он решил, что для российских инвесторов это вполне подойдёт. Публика была в шоке. По ходу дела он пытался продавать какие-то диски со своим учебным курсом по $1 тыс. и предлагать желающим открывать счета и обучаться по Skype. Всё это как-то «не пошло». Следующим этапом он начал предлагать обучение через Учебные Центры брокеров, договариваясь, чтобы его заявляли как сотрудника компаний в каких-то должностях и сообщали, что он строит какие-то «международные дески». Геройчик также вдруг стал позиционировать себя, как успешного управляющего активами (хорошо известно, что в своей основе дейтрейдинг к ДУ не имеет никакого отношения), по ходу дела дейтрейдера, консультанта, тренера, кидался цифрами типа «300% годовых», то есть запутался в рыночных понятиях.
Семинары и мастер-классы Геройчика так же, как, и вышеупомянутых «героев», не несли в себе никакой конкретики и скорее походили (и сейчас походят) на мотивационные выступления в стиле «Давайте, вы можете!» На них также присутствует много разных примеров типа «Вот была история…». Все попытки разных слушателей Геройчика извлечь из того, что он говорил какую-либо конкретику, подкреплённую реальными цифрами встречали реакцию типа: «Ты шо мне не веришь?!» Люди всё же надеялись, что есть какие-то особенные стратегии заработка. Тем не менее, очень многое говорит в пользу того, что ничего такого нет.
Любой человек, кто достаточно долго наблюдает какой угодно рынок со стороны, найдёт много графически-иллюстрированных примеров в стиле «вот здесь купил, вот здесь продал и можно было заработать…». Также, на это любой профессионал с усмешкой ответит: «Ну, пойди, попробуй».
Фиксированных денег за это сами брокеры платить не хотели, клиентов своих направлять куда-то за границу под честное слово Геройчика тоже. Геройчик искренне удивлялся, как это его потенциал не использовали. Я неплохо знаю менеджмент и сотрудников брокерских компаний, где «строил дески» Геройчик. Я должен отметить, что к чести брокеров, они относительно быстро поняли с кем и чем имеют дело, посмотрели на человека, дали ему поуправлять небольшими суммами, и сделали вывод, что — с профессиональной точки зрения это мало что стоит, репутационные риски слишком велики и большая вероятность того, что всё может закончиться скандалами. Я их прекрасно понимаю. Я лично давно для себя определил такой бизнес-подход: «Если в основе чего-либо лежит ложь, то, всё, что дальше меня не интересует, как бы красиво это ни выглядело».
Можно сделать выводы анализа Геройчика:
— Был «успешным трейдером», в Америке но, очень давно.
— Никаким доверительным и консультационным управлением в Америке не занимался.
— Никаких десков не строил.
— Никакой клиентской работы никогда не вёл.
— Вообще не обладал никакими корпоративными бизнес-навыками.
— Уолл стрит явно «не в курсе», что Геройчик является «живой легендой» этой улицы.
Чем Геройчик занят сейчас:
— Если руководствоваться сайтом брокера, то возникает логический конфликт – он то ли транслирует по телефону инвестиционные идеи для клиентов со счетами от $10 тыс., то ли консультирует клиентов от $30 тыс., то ли управляет счетами от 7 млн. рублей
— Ещё он участвует в каких-то «бенефисах» себя, организуемых брокером
— Опять «строит деск»
Не так давно с Геройчиком состоялся «творческий вечер» с претензией на массовость. Даже, якобы платный (хотя билеты раздавались бесплатно). На этом вечере Геройчик зачем-то показывал свои детские фото (дескать, юность гения), очень косноязычно говорил совсем неуместные вещи (типа как он, работая таксистом в Нью-Йорке справлял нужду в стаканчик из Макдональдса) и.т.д. Но самое главное – вообще ничего не сказал, что он делал или делает на рынке, каким образом, с какими результатами. Такое впечатление, что он искренне верил, что люди пришли посмотреть на него гениального. К тому же было полно лживых заявлений типа: «я учил, обучил, выучил каких-то там трейдеров». И постоянные повторения «я классный трейдер!». Вообще, глупо и пошло было всё это (я там не был, посмотрел чьё-то видео на youtube). Если кто-то рассчитывал услышать от Геройчика что-то конкретное, то зря. На сайте брокера выложен файл с описанием стратегии Геройчика на рынке США. Всё очень тривиально и убого. Даже при беглом просмотре этого по любой логике должна прийти мысль – никаких ценных знаний, секретов торговли и «бесценного опыта работы», которыми может поделиться «живая легенда Уолл Стрит» — скорее всего не существует. Есть лишь ложь, убогая болтовня и корявый самопиар.
По ходу написания этого материала меня посетила следующая мысль. Довольно показательно, что упомянутый выше в контексте алгоритмической торговли Статистик вполне мог бы стать самым «геройским из героев» рынков. Для этого у него было всё: интересное происхождение, нужные регалии, рыночный стаж, интеллигентная манера ясно излагать свои мысли. При желании его можно бы распиарить вдоль и поперёк, если бы не одно «но». Статистик не смог бы с упоением лгать и явно не «потянул» бы нужное количество лжи вокруг своей персоны. Поэтому распиаренным «героем» ему не стать. Получается, что для того, чтобы претендовать на что-либо на российском фондовом рынке «голубая» кровь российского дворянства является серьёзной помехой. Предпочтительнее кровь рыботорговцев, готовых даже зажав нос, до последнего спорить о том, что их рыба свежая.
У Геройчика есть свой сайт, и, судя по восхвалениям на сайте самого себя, похоже, что их мнения с брокером совпадают. Но, по-моему, всё это иллюзия. Геройчик сам является жертвой, он просто этого не понимает и, наверное, радуется, что кто-то его пиарит. На самом деле, это крайне опасный путь – позволять за недорого навешивать на своё имя всякую мишуру. Это значит добровольно отдать себя в жертву безумным маркетологам и пиарщикам.
Лучшие частные инвесторы. Конкурсы.
Похоже, в наше время, только ленивый брокер, работающий с частными клиентами, не проводит маркетинговых мероприятий, как то – конкурсов, состязаний инвесторов, состязаний роботов, систем, и.т.д. Инвесторы искушаются и призами, и бесплатными деньгами на счет, и личным пиаром и проч. Как-то не хочется об этом подробно и развёрнуто писать. Все и так это видят и знают. Перейду к своему мнению обо всем этом.
Так сложилось, что довольно давно я немного поработал в системе игорного бизнеса и старательно вникал в его принципы. Так вот – я считаю, что система маркетинга, привлечения клиентов и работы с ними в игорном бизнесе (в бизнесе, который априори живёт за счёт клиентских денежных потерь), неважно в какой стране, — намного честнее, прозрачнее и этичнее, чем эти три момента в исполнении крупных российских брокеров. Я считаю, что брокерам в своем маркетинге и пиаре уже давно пора закончить публично представляться серьёзными финансовыми организациями, работающими во благо народа. Им нужно приобрести лицензии по организации игорного бизнеса и продвигать интернет-трейдинг и прочие услуги, предварительно свернув региональные сети и перебазировавшись в официально определённые игорные зоны нашей страны, подальше от крупных городов. Там они могут от всей души устраивать разные конкурсы, розыгрыши призов, клиентские состязания и прочие хороводы. При этом есть риск, что сам игорный бизнес будет взирать на них как на пройдох низкого пошиба.
Кстати говоря, во всех этих мероприятиях регулярно и с удовольствием принимает самое деятельное участие наша российская биржа ММВБ-РТС (ну понятно, торги ведь там проходят, нельзя стоять в стороне от биржевых сборов!). Раньше обе биржи активничали в этой сфере, теперь одна объединенная. Биржа охотно предоставляет брокерам помещения и технологии для разного рода пиарных состязаний, и даже сама, естественно совместно с брокерами, является организатором разного рода турниров типа «Лучший частный инвестор».
Мои основные чувства относительно такого поведения нашей биржи – мне очень стыдно. И за биржу и за нашу страну. Я не могу представить, чтобы Лондонская или Нью-Йоркская биржа (и там и там я неоднократно бывал) устраивали бы подобный шабаш с такого рода баннерами, заявлениями, собраниями и пост-мероприятиями, видео-роликами и фотосессиями с перекошенными, полупьяными, неадекватными физиономиями, дискотеками и непременными пляшущими полуголыми стриптизершами. Я склонен думать, что при всей капиталистической жажде биржевых сборов две вышеупомянутые биржи, прознав про подобного рода турниры, отключили бы к английской или американской матери от торгов, сразу и бесповоротно всех брокеров, имеющих к этому отношение.
Я считаю, что наша биржа, считающая себя важным кирпичом в строительстве будущего финансового центра, в своем поведении морально выглядит как гибрид дворовой шпаны и похотливого старика с кардинально неудовлетворенным либидо, тем самым пороча фондовый рынок РФ.
Биржа
Немного продолжу про биржу, которая вообще-то в 2013 году провела IPO. Я не буду ссылаться на мнения и рассказы разных людей, знающих процессы изнутри. Это можно назвать сплетнями. Я выскажу своё личное мнение, как человека, давно имеющего отношение к фондовому рынку и которому этот рынок не безразличен. У меня складывается впечатление, что то, что происходит на объединенной бирже уже давно к фондовому рынку имеет весьма косвенное отношение. Очень похоже, что биржа старательно учится у безбашенных брокеров основам приара и маркетинга и считает это главной своей корпоративной миссией на пути к повышению доходов.
Кстати, — один интересный, широко известный в узко-профессиональной среде факт. Когда происходило слияние двух бирж в одну, т.е ММВБ покупало РТС, вдруг, уже после сделки, неожиданно выяснилось, что ММВБ заплатило огромные деньги за покупку одного юридического лица, а почти все основные активы РТС были оформлены на другое юр. лицо, которое ММВБ не купило. Теоретически, РТС могла оставить деньги себе, послать ММВБ подальше и спокойно функционировать в прежнем виде. То есть — эти вальяжные господа, столь любящие купаться в лучах софитов то в Лондоне, то в Москве, так обожающие свои фото в прессе и Интернете – не удосужились провести действия, которые первым делом пришли бы в голову любому мелкому предпринимателю, а именно – проверить на балансе какого именно юридического лица находятся покупаемые активы! И не то, чтобы кто-то хотел кого-то обмануть (всё потом по-тихому переиграли и сделку закрыли). Просто за всем этим шумным пиаром, вспышками камер, сборищами и стриптизершами как-то руки не дошли, недосуг, что называется. И эти ребята собрались проводить IPO!
Самое интересное, что в отличие от наших брокерских компаний, где могут верить в окупаемость и прибыльность лживого и неприличного маркетинга и пиара, я не вижу ничего, что бы толкало биржу на подобное поведение. Руководство нашей биржи вполне может общаться с зарубежными коллегами не биржах, которые старее, развитее, крупнее и куда уважаемее во всем мире, чем наш молодой русский аналог. Где это наши всего этого набрались? Ответ — либо кто-то серьёзно повлиял, либо это является их человеческой сутью. И мне это не нравится.
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 3
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 1
Ложь брокеров на фондовом рынке РФ. Часть 2
Модные темы: Алгоритмическая, Системная торговля.
Как уже указывалось выше, наивным инвесторам через различные маркетинговые каналы связи, семинары Учебных Центров и проч. навязывается представление, что, дескать, существуют некие системы активных спекуляций, которыми в совершенстве владеют «профи». И если, вот, потратить много времени и денег и освоить подобную торговую систему, то постоянно будешь зарабатывать, почти никогда не теряя денег. И будет на компьютере стоять такой «печатный станок» и все проблемы решатся. Хотя это, конечно, «не для всех», а только умных «технарей», тех, кто соображает в математике, потому как такие системы основаны на написании математических алгоритмов, знании основ статистики и программирования. На это основание можно «навалить» гору лжи о том, что рынок, мол, подчиняется законам математической статистики, всё повторяется, это можно вычислить, «зашить» в алгоритмы и.т.д. Ещё, всё это проходит по понятиям «механические торговые системы», «системная торговля» и проч. Все эти системы подразумевают активное использование маржи, т.е. заёмного у брокеров капитала (1:3, 1:4, даже 1:10). Существуют и активно поддерживаются дискуссии на тему: «какой уровень «плечей» наиболее оптимален» (ну понятно – брокерам зарабатывать на марже – святое дело!). Ряд описанных выше Доверительных Управляющих также заявляет, что «при управлении капиталом и принятии торговых решений активно используется системная торговля, алгоритмы, математический анализ, статистика…бла,бла,бла …всё эдакое». Всё ведёт к тому, что каждый рядовой инвестор, считающий, что у него «хорошо с математикой» обязан начать мечтать, что вот здесь-то он и раскроет свои способности, и разбогатеет, и прославится. А владельцы капитала должны срочно пуститься в поиск талантливых математиков и программистов, закупать им оборудование и сервера с тем, чтобы торговать и увеличивать капитал «по системе».
Я скажу так: «Всем можно успокоиться. Практически никто ничего не зарабатывает». Всё это – наглая ложь! «Как?! Не может быть!!» — удивятся многие, «В таких-то журналах я читал про это, и там-то есть целые форумы про это, брокеры и даже биржи устраивают семинары про это, в Учебных Центрах читают курсы, а ещё проводятся конкурсы торговых систем, и вот на одном из них, было написано, что победитель показал доходность…%…!». «И там это делают, и там…!». «И есть даже известные люди в этой области, математики, которые регулярно…%. Не может быть, чтобы никто ничего не зарабатывал!». Спокойно, господа! Конечно, может быть. И в 90% случаев так оно и есть (про рациональность % соотношения ожидаемого успеха говорилось выше).
Все эти наши математики, программисты, сидящие в окружении компьютеров, серверов, выделенных линий, обеспечивающих скорость доступа к торгам, ребята ломающие голову над поисками подходящих по ликвидности и просчитываемых финансовых инструментов, уравнениями и.т.п. – занимаются абсолютно бесполезным трудом. 90% из них ничего не зарабатывают, а то и банально теряют деньги. И уж точно никто из них баснословно не разбогател, ибо своими собственными деньгами они по таким алгоритмам либо не управляют вовсе, либо небольшими суммами и крайне редко. Средний процент успеха, я думаю, ничуть не выше, чем у типичного начинающего инвестора, до конца не понимающего того, что он делает. Я думаю, если бы они все пытались математически просчитать вероятность выигрыша в казино, то, в итоге, это бы имело куда больший финансовый смысл.
В этом вопросе – как в праве – cui prodest (ищи кому выгодно). А выгодно брокерам (комиссионные и плата за маржу с клиентов), биржам (биржевые сборы) и людям, пытающимся под эту тему собрать деньги с доверчивых инвесторов, или, на худой конец, получить работу управляющего. Вот они-то и проводят популяризацию этой темы. А кроме них – больше никому не выгодно. Всё просто.
Я прочёл достаточно книг по инвестициям, написанных признанными во всём мире людьми. И во всех этих книгах, прямо или косвенно, имеется одна любопытная мысль, которую можно воспринимать как совет. Вот эта мысль, адаптированная под русский язык: «Если кто-то пытается продать вам некую систему инвестирования, которая гарантирует заработки (с оговорками, типа: ей надо неукоснительно, регулярно, долгое время следовать) при почти отсутствующем или низком риске – шлите его подальше. Ибо такой системы нет в природе».
При всём этом, такие системы периодически «изобретаются», всегда есть те, кто очень хочет на этом заработать, продав доверчивым инвесторам. И на Западе в том числе. Если кто-то думает, что всё это вдруг «осенило» наших инженеров-математиков, то он крайне наивен. Абсолютно всё, до последней технической детали на российском фондовом рынке, всё, что описано выше и будет описано ниже пришло к нам извне. В том числе и основы и принципы лжи. Они лишь были адаптированы под нашу действительность. На мой электронный ящик регулярно приходит много предложений с Запада типа: «Вау, система, сотни % годовых без риска при подписке на…». Там ребята тоже не бездействуют. Но серьёзно ссылаться на это не стоит по следующим причинам:
1. Всё это приходит в виде явного спама, и, у меня такое впечатление, спама, ориентированного там на «экспорт за рубеж», а не на продажу на местном рынке, где могут «взять за жабры». И сайты, на которых это всё написано выглядят так, что завтра этого сайта может и не быть.
2. Опять же – это спам, а не серьёзные предложения от известных западных брокеров, или, не дай бог, одобренных крупнейшими западными биржами. И любому здравомыслящему человеку ясно, что это слишком хорошо, чтобы быть правдой.
3. Всё это на Западе существует полу-, или совсем нелегально, и люди, которые этим занимаются, на деле не мнят себя серьёзными бизнесменами. Это – шустрые ребята с бегающими глазами, готовые в любой момент уйти в глухую юридическую защиту или «сделать ноги».
Здесь должен уточнить. Я вовсе не утверждаю, что такая известная вещь, как математика, на глобальном фондовом рынке совсем не имеет места быть и не используется. Используется ещё как. Есть даже такая наука и сфера деятельности – финансовый инжиниринг, сплошь построенный на математике (по- простому – принципы расчётов финансовых инструментов (облигаций, деривативов, акций и проч.)). И программирование используется, и мощнейшие сервера и компьютеры и алгоритмы. Во всё это вкладываются миллиарды долларов. Однако, опять же, ссылаться на существование всего этого в оправдание попыток «развода» инвесторов «на комиссию и плечи» на российском фондовом рынке, который и ликвидностью-то своей ни к чему такому не приспособлен – просто смешно. К тому же, на Западе, результаты применения всех этих технологий абсолютно непрозрачны. Там на рынке нет никакой информации о результатах применения статистики и алгоритмов какими либо крупными инвестбанками, хедж фондами и проч. Нет и информации, финансовых результатов применения «высокочастотного трейдинга», относительно новой темы. Более того (будет описано ниже) итоговые совокупные результаты, скорее всего, негативны. К тому же там никому и в голову не придёт даже пытаться популяризовать подобные вещи среди массовой аудитории, и, тем более, предлагать доверительное управление (стратегия такая-то столько % годовых, а такая-то столько-то…) под подобные темы. Квалифицированные инвесторы после таких предложений не будут возвращать телефонные звонки, а за частников лицензий лишат. И никаких вам семинаров.
К слову сказать, на Запад ссылаться нельзя в любом случае. Как мы знаем, там не так давно был финансовый кризис, который и сейчас непонятно, закончился ли. О причинах этого кризиса написано огромное количество материалов и высказано мнений. Мне запомнилась одна деталь. Есть два человека, которых трудно подозревать в низкой информированности. Это президент Citigroup Викрам Пандит и один из самых уважаемых аналитиков банковского сектора США Ричард Бове. Им обоим, при разных обстоятельствах, было публично предложено кратко сформулировать ответ на вопрос: «Что, по вашему мнению, послужило причиной финансового кризиса?»
Викрам Пандит: Leverage. Т.е маржа, плечи.
Ричард Бове: Финансовая математика. Для обслуживания всё возрастающих потоков капитала Уолл Стрит начал развивать технологии изобретения всё более непрозрачных и рискованных финансовых инструментов и всё это вышло из-под контроля.
Но в Америке хоть потоки капитала возрастали. На нашем рынке, где, всем известно, ликвидность зависит от притоков-оттоков иностранного спекулятивного капитала (которому почему-то никому предлагать подобное не приходит в голову), предлагать мелким и средним инвесторам самим стать источниками ликвидности – на мой взгляд, это чистое надувательство.
Ещё иллюстрация. Есть оспоримое, но мнение, что «отцом» системной торговли на российском рынке является, ну назовем его условно — Статистик. О нём известно, что он хороший математик, лауреат Государственной Премии, начал заниматься системной торговлей одним из первых и делает это до сих пор. Это всё — правда. Я знаю Статистика хорошо и давно. У меня неоднозначное к нему отношение. Он мне симпатичен как приличный и интеллигентный человек (кстати, происходит из известного старинного дворянского рода). Он явно разбирается в вещах, недоступных простым смертным, типа меня. Но когда я слышу о том, чем он занимается на рынке, у меня невольно возникает вопрос: «Какое это имеет отношение к рынку ценных бумаг?». Когда я слышу высказывания – «с точки зрения такой-то… заумной теории», я просто не понимаю — причём тут рынок? Ещё у Статистика есть особенность — то ли в силу хорошего воспитания, то ли благородного происхождения он совершенно не склонен к вранью. У него есть свой, довольно посещаемый сайт, куда он честно выкладывает результаты своей деятельности. И если проанализировать эти данные, то видно, что Статистик уже не первый год либо ничего не зарабатывает, либо имеет некоторый минус. При этом Статистика никак нельзя заподозрить в недостаточном знании алгоритмов, статистики и всего прочего, что нужно для «системной торговли» или в том, что он уделяет этому мало времени и усилий. Ну, так вдумайтесь: «Если такой «системщик», как Статистик не может построить зарабатывающую систему, то, какого размера минус неизбежно должен регулярно образовываться у 90% остальных «системщиков»?! К минусу можно приплюсовать то, что придётся заплатить брокеру в виде комиссионных и платы за маржу.
Модные темы: Торговые роботы
Это тема из той же серии, что и алгоритмическая и системная торговля, описанная выше, и отличается разве что ещё большим отсутствием здравого смысла в своей основе. В отличие от алгоритмической торговли, где нужно, исходя из некоей системы, нажимать какие-то движения компьютерной мышью – с роботом всё гораздо проще. Установил на компьютере робот, зарядил его деньгами, подключил к торгам, запустил и вот, — начал он «капусту стричь». Воистину – умные машины на службе человека! А ты можешь идти по своим делам. Приходишь – у тебя большой плюс (или минус). Мечта брокера. Сделки как из пулемета, комиссионные.
Многие брокеры с серьёзным видом организуют у себя Департаменты робото-торговли, Клубы роботов, запускают отдельные сайты по этой теме, проводят семинары и мастер-классы, предлагают клиентам программные «полуфабрикаты», которые можно настроить на любые параметры торговли, исходя из предпочтений клиентов. Клиентам остаётся только вычислить эти необходимые параметры, и деньги польются рекой. Ну, и, конечно, конкурсы, соревнования, проводимые брокерами при поддержке бирж, эдакие «Битвы роботов», с призами. И «распиаренные» огромные проценты, которые заработал победитель робот_Вася, или робот_Света. И бдительные биржи всё же вводят ограничения по сделкам роботов, лишний раз доказывая их робото-мощь и опасную серьёзность, распаляя воображение робото-конструкторов.
Поневоле представляется биржевое кибер-пространство, где идёт смертельная борьба машин за спекулятивные деньги, а за обломками павших электронных бойцов видны суровые лица сумрачных гениев — разработчиков и владельцев роботов победителей, в уме легко посчитавших количество нулей полученной со скоростью электрона прибыли и уже замышляющих новое поколение супермашин – боевых гигантов торговых сессий. И одно лишь их тревожит – опасение, что когда-нибудь поднимется из тёмных глубин программистской мысли злодей робот-монстр (привезённый из Америки или Китая), как в страшном японском мультике, и за пару торговых сессий уничтожит всех честных и добрых роботов, и захватит весь рынок, и наступит эра тьмы. Да, вот так. Серьёзно писать об этой робото-лжи как-то не получается.
Лично я считаю, что человек с рациональным мышлением всерьёз воспринимать эту тему никак не может. Поэтому, даже лень подробно описывать абсурдность этой лжи. Темы этой на рынке хватит максимум ещё на полгода. Единственный совет, который можно дать возбуждённым юным техникам – это заняться чем-нибудь другим, чтобы однажды утром не проснуться и с удивлением не обнаружить, что все наконец-то поняли, что роботы на российском рынке ценных бумаг умерли окончательно, и даже энергичные призывы брокеров к повышению роботизации находят всё более тусклые отклики.
Я бы даже сказал, что, логически, это смахивает на глумление над остатками российских технических мозгов. Это намного хуже, нежели уже полузабытый президентский пиар о силиконовой долине под Москвой. Ну, сами посудите, — в стране, некогда славной своими изобретениями, и неординарными техническими решениями, а, в наше время, глобально, увы, ну никак и нигде не ассоциируемой со словом «робот», какие-то брокеры нашли применение роботам с целью повышения торговой «колбасни» своих клиентов.
Торговые сигналы
На российском фондовом рынке многие брокеры предлагают своим клиентам (да не всем, а, в основном со счетами размером намного выше среднего) следующую услугу. Клиент подписывается на получение «торговых сигналов», т.е. брокер предлагает самому клиенту «не ломать голову», а транслирует ему по электронной почте, СМС, или в торговой платформе сообщения покупать-продавать такие-то бумаги. Некоторые брокеры пошли ещё дальше и предлагают подключить счет клиента к «системе», которая будет сама совершать сделки за клиента. За счастье пользоваться этими услугами клиент, естественно, платит повышенные комиссионные. В рекламе всё это преподносится как «возможность наблюдать за и повторять сделки профессионалов, гуру и.т.д.». Эти гуру уж точно деньги зарабатывают. Все стратегии анонсируются как стабильно и давно приносящие огромные проценты годовых. Определить обман не так уж сложно путём простых логических рассуждений.
Простой пример. Есть одна известная компания с очень раскрученным сайтом. На этом сайте есть раздел Доверительного управления, или как он там называется, где выложено очень много всякой яркой информации на тему – как это всё хорошо. Там даже есть фото десятка управляющих активами и результаты управления каждого по очень оригинальным активным и спекулятивным стратегиям. Эти-то стратегии инвесторам и предлагается повторять за плату. Я последил, как там развивались события в прошлом году. И вот тебе на – почти у каждого доходность была 80, 130, 150 % годовых. А минусов не было ни у кого. И это в период обвального рынка, когда у подавляющего большинства инвесторов минусы были в принципе. Как такое возможно? Может быть, они гении инвестиций и все должны встать к ним в очередь отдать деньги в ДУ? Ларчик открывается просто. Всё это – банальная ложь. И чтобы понять это, можно было даже не покидать этот раскрученный сайт, а просто перейти на другой его раздел под названием ПИФы. Там – несколько другая картина. Фактически, любой из нескольких ПИФов были в глубоком минусе за любой из доступных временных интервалов, за исключением периодов в 5-7 лет. Лучший результат за 2011 г. +3.9% (всего один ПИФ, он же единственный в плюсе). Худший -42% (не единственный). Вот это более похоже на правду. ПИФы могут отражать только реальные результаты. Совершенно аналогичная картина и в данный момент – у всего рынка минус, ПИФы на сайте в глубоких минусах, а по стратегиям управляющих на том же сайте десятки и сотни процентов годовых прибыли. Просто ложь, ничего более. Но, конечно, если поднять этот вопрос, то вам бойко расскажут, что:
1. ПИФами управляют не те гении из списка, а другие, обычные управляющие. Зачем гениев на такую ерунду отвлекать?
2. В ПИФах много законодательных ограничений, а в стратегиях из списка есть где развернуться настоящим талантам по которым плачет Уолл стрит.
3. Можно ещё выдумать тележку лжи.
— А как же десятки процентов годовых прибыли? Неужели прямо так вот и врут? А регулирующие и контролирующие органы?
— Ну, зачем прямо так? Делается часто следующим образом. По каждой стратегии берётся один-два «своих» счета, туда «отгружаются» прибыльные сделки, накручивается прибыль. Чтобы было хоть что-то показать, если действительно прижмут. А что это всё ложь в принципе – ну на эту тему можно дискутировать. А как ещё потенциальных инвесторов «разводить» прикажете? Правду им говорить?
Герои Рынков
Несколько лет назад по одному из деловых каналов прошла серия передач «Герои рынков», снятая с участием и при поддержке одной известной брокерской компании. В этой программе, в несколько передач-этапов, зрителям предлагались встречи с «героями» физлицами, которые давно и много (или недавно, но много) зарабатывали и зарабатывают на фондовом рынке путём различных спекулятивных стратегий. Аудитория была заполнена журналистами и прочими любителями острых ощущений. То и дело звучали восторги, охи-ахи и аплодисменты, сопровождавшие рассказы «героев» о своих геройских буднях и результатах, и о том, какие они есть неординарные личности. Честно говоря, чего-либо более лживого, циничного и неэтичного на деловом телевидении трудно себе представить. Если авторов этих передач спросить – «зачем было всё это?», то без сомнения они бы ответили «для повышения финансовой грамотности населения, популяризации фондового рынка, чтобы это самое население интересовалось фондовым рынком и зарабатывало», «чтобы люди знали, что есть такие … на фондовом рынке» и т.д.
Приведу свой вариант мнения, зачем это надо. Похоже, устроители этого шоу вспомнили про свои пионерские дни и решили, что для развития бизнеса (читай притока на рынок свежих дилетантов и повышения «колбасни» российскими фондовыми инструментами) нужны яркие примеры, люди-герои, которые вдохновили бы массы на обучения в Учебных Центрах брокеров, открытие личных счетов, трейдинг, скальпинг и.т.д. И вот, такие «пионеры-герои» нашлись.
Здесь мне бы очень хотелось позлорадствовать и написать всё то, что я слышал про реальные результаты некоторых из этих «героев» и откуда эти результаты взялись (некоторые из которых потом предлагались и предлагаются в УЦ как ведущие эксперты платных семинаров). Но я не буду этого делать, т.к. юридических доказательств у меня нет, а среди «героев» вполне могли оказаться честные люди, которые сами не поняли, столь грубо и цинично их пытаются использовать. Я приведу лишь два примера-мнения:
1. Я не могу себе представить, чтобы, например, телеканал Bloomberg, вместе, скажем с Merrill Lynch, при поддержке NYSE, устроил бы распиаренный студийный показ, с потрясанием отчетами, того, как «герои американских рынков» быстро заработали сотни процентов годовых и как их жизнь быстро изменилась к лучшему. Я думаю, есть много юридических причин, почему они бы этого не сделали. Но больше, я думаю, есть причин морально-этических. При этом, я ни сколько не считаю все три упомянутые организации кристально честными. Просто я думаю, что после этого им бы выразил презрение самый захудалый клерк с Уолл Стрит, они стали бы объектами насмешек. А скорее всего, этих передач вообще бы не состоялось даже при большом желании. Служащие телеканала объявили бы забастовку.
2. Среди этих «героев» (и это известный факт, о котором можно прочесть на разных форумах, и это точно, правда, узнанная у брокера) был один «герой», представивший отчеты, где он за короткий период заработал много процентов годовых. При этом в передаче он говорил, что это был его счет (по закону, он, как физлицо не может заниматься управлением чужих денег). На самом деле, показывал он отчет чужого счета, которым управлял по договоренности. И действительно, за этот период там были большие проценты. Но есть несколько деталей:
a. Следующий короткий отчетный период жизни этого счета же показал бы, что счет быстро был «убит в ноль». Клиент лишился всех денег – и тех заработанных процентов, и изначальной суммы. А «герой», предварительно забрал у владельца счета свою долю прибыли.
b. С этим же, что в передаче, отчетом этот герой смело «окучивал» других клиентов одного брокера и получал деньги в управление. И терял эти деньги. А потом были, и сейчас идут, наверное, суды по делам «о мошенничестве».
Похоже, с тех пор, тема «героев» заинтересовала и других брокеров. То тут, то там появляются радио-теле-онлайн-очно шоу с разного рода «героями», вплоть до неких блондинок, которых «матёрые гуру» в прямом эфире учат торговать.
Я считаю, что вся эта деятельность является, мягко говоря, недостойной, пошлой, лживой и в основе её лежат корыстные, низкие и нездоровые мотивы. И многие из пропиаренных «пионеров-героев» для тех людей, кто всё это смотрит, являются на деле Павликами Морозовыми.