ErmiAk

ErmiAk

На Пикабу
Дата рождения: 24 декабря 1981
поставил 15 плюсов и 0 минусов
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
2163 рейтинг 65 подписчиков 0 подписок 18 постов 4 в горячем

Стиральное

Стиральная машинка на бензомоторе. Это не технический казус, это очень популярный тип машинок примерно с 20 и до 40-50-х.

Полное устройство и переборка. Пуск на 43:20

Что здесь интересного?
Ну, во-первых, Hit-and-miss регулятор на моторе. Такой себе частотно-импульсный регулятор на механике.
Во-вторых самобытный американский бултыхатор. В отличие от привычного нам диска-активатора, вот такой, на пол-оборота. Это происходит от американских же приспособлений для стирки, малоизвестных по эту сторону Лужи. Почти ручная стирка (в отличие от активаторной машинки, в которой что-то нежнее джинсовки и стирать страшно).
В-третьих, в поздней машинке был отвод от привода отжимных роликов на, сцк, МЯСОРУБКУ!

Стиральное Техника, Ретро, Быт, Винтаж, Познавательно, Видео, YouTube, Длиннопост

А в-четвёртых, мало того, что их достаточно массово переделывали под электрику, и даже выпускали комбинированные бензо-электрические, так и сама фирма жива, здорова, и до сих пор клепает машинки-автоматы с вот таким же бултыхатором и вертикально торчащим барабаном.

Теперь, конечно, электрические, но в каком-нибудь дизельпанке можно представить и бензиновую, с командоапаратом.

Показать полностью 1 1

Газовое-туристическое

Я долго не хотел влазить в эту тему, считая ее удивительно скучной. Зря! Оказалось, она не просто невменяемо лютая, но и вообще крайне малоисследованная. Так что даже на уровне Мурзилки будет редкий эксклюзив. Более того, если до этого я мучался вопросом “какие образцы из всего разнообразия выбрать для наглядности” и лихо забывал чертову уйму производителей и примеров – то здесь на каждом абзаце я натыкался на вопрос “а чем мне заткнуть эту эволюционную дыру?” и “да когда и кто вообще это придумал?”

С нефтяными газами человечество в сколь-нибудь применимом варианте познакомилось очень поздно. Примерно в 30-х годах прошлого века. Вот сдвинуть дату лет на 30 назад - и это была бы абсолютная "закрывающая технология". Но как получилось, так и получилось. Но для начала, давайте определимся, что это за газы такие.

Не влезая в глубины химии и инженерии, остановимся на том, что к этим самым газам мы будем относить пропан, бутан и примкнувший к ним изобутан. С небольшими следовыми количествами метана, этана, пентана, гексана и еще всяческой дряни. Чем они хороши? Тем, что имеют сравнительно высокие температуры кипения (около -47 для пропана и около 0 для бутана) и легко сжижаются при небольшом давлении в полтора десятка атмосфер. Да, я понимаю, что выделение пропан-бутановой фракции из нефтяного газа - это, конечно же, затраты энергии, а баллон во времена стали сорта "самая лучшая сталь" - довольно требовательное изделие - но производство ацетилена и баллонов для него - тоже требовало уйму энергии и "самой лучшей стали" - а "Юнион Карбид" все равно стали мегакорпорацией. В общем, загадка.

Первые эпизодические применения пропан-бутана в быту (по крайней мере из тех, что мне удалось обнаружить) - это Америка 30-х и это лампы Колмана. Это были стационарные лампы, питаемые от общего баллона с газом. Ни о какой портативности речь не шла.

Здесь я снова напомню о великом магическом Законе Истинного Имени и определю "Баллон", как многоразово перезаправляемую емкость высокого давления. То, что в англоязычных странах называется "газовый цилиндр" - прочный, тяжелый, с толстыми стенками. Именно такими были газовые баллоны в те времена. Естественно, собрать на таких баллонах что-нибудь портативное - было проблематично.


И тут в игру включилась страна с очень нетривиальной инженерной школой - Франция. То, что они создали, обогнало время лет на 20 (что вполне нормально для Франции).

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Вот такая вот горелка, маленькая, легкая и удобная. Очень напоминающая современные газилки.

Что было НЕнормально - так это то, что СУЩЕСТВЕННЫХ ошибок в этом изделии не было, так что перепугавшиеся французы ОГРАНИЧИЛИ продажи новой горелки, а после оккупации Франции всю серию отправили в переплавку, чтоб немцам не достались.

Вернулись к газу только после войны. Вернулись не во Франции, которой и так было, чем заняться (типа производства танков, морально устаревших еще на кульмане) - а в Великобритании (которая и стала второй великой бутановой страной, чьи решения на долгие годы определяли развитие всего сегмента).

Вот скажите, что может быть проще газовой горелки? Баллон, конфорка и краник. Мозгов, чтобы это все собрать в единую конструкцию нужно меньше, чем у инфузории. Так вот, путь к этому "тривиальному решению" был ужасающе мучительным. Я серьезно, если Примус-единичка был сразу создан идеальным, то с газом так получилось только у французов - и то, явно случайно. Короче говоря, британский прототип выглядел так:

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Горелка Weedex, 1947 год.

Перезаряжаемый баллон небольшого объема и рама с конфоркой. И не спрашивайте, зачем инженеры это ТАК сделали. Аппарат получился тяжелый, неудобный и ненадежный. Великой любви у потребителей он не получил. Нужно было что-то другое.

"Другое" решение нашли снова французы аж в 56 году. Решение было тривиальным - баллон небольшого объема с прикрученной сверху конфоркой. А выпустила его тогда малоизвестная фирма "Кемпингаз".

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Знакомо? Да, любимая автомобилистами и солдатами "кемпинговая" горелка.

Вскоре стало понятно, что уродский и бессмысленный кейс в общем-то не нужен. Баллон и сам по себе достаточно прочен, чтобы выдержать перевозку в багажнике. Так что в 58 году кемпингаз мутировал.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Подобные же устройства начинают появляться и в других странах (например, в той же Великобритании) - что неудивительно; решение-то тривиальное.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Дексагаз

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Tudor Court

Некоторые все еще пытались упаковать новые решения в классическую форму, как RM Picnic.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Это не керосинка! Это просто баллон в виде классического примуса.

Иногда дело доходило до лобовой адаптации классики, типа этого итальянского Esaza.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Это не "смерть туриста"! Это газовая горелка!

Нет, на самом деле практические испытания показали, что "смерть туриста" без переделок может работать на бутане. И, собственно, первый прототип "Есазы" от базовой "Оптимус-8" отличался только крышкой бака. На фото уже второй, с чисто-газовой бесшумной головкой. Впрочем, как вы сами понимаете, если в и без того склонную к перегреву "смерть туриста" залить сверхлегкокипящее топливо - результаты будут, и вряд ли они кому-то понравятся (в практических испытаниях недавних лет в ПТ-шку все-таки от греха пускали газ через шланг).

Короче говоря, "кемпинговая горелка" на пропане оказалась довольно удачным решением.Просто (в основном), надежно (почти всегда), удобно - но очень уж тяжело. Даже с самой маленькой "бомбочкой" (просто сферический баллон, ничего пугающего!) это килограммы и килограммы веса. Да, Де-Шево или фолькцваген-жук это вполне потянет, но на горбу такое тащить - нуегонафиг. И проблема выглядела нерешаемой - баллон остается очень тяжелым. Если сделать его маленьким - его придется часто заправлять из еще большего и еще более тяжелого баллона. Это неудобно, неприятно и тяжело. А, между прочим, Оптимус выпустил "Свею" - ну куда вы со своими угробищами лезете?

Решение нашли снова французы из "Кемпингаза". Баллоны слишком тяжелые и неудобны в заправке? Ну так давайте сделаем легкие и одноразовые? Разорвет? А мы зальем их бутаном; у него давление поменьше, так что обойдемся и тонкими стенками.А чтоб было дешевле - пусть в баллоне не будет ничего, кроме стенок и газа! Вот совсем больше ничего! Даже клапана не было. При использовании горелка прокалывала дырку в самом баллончике. Один раз.

Так в 50-е годы появились первые одноразовые "газовые картриджи", которые мы условно назовем "баллончиками". И первая легкая походная горелка под них.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост
Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Campingaz bleuet, как раз ранний вариант.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

В соответствии с "космической" модой вскоре обзавелся чехлом крайне неприличного вида.

Как видите, все еще выглядит громоздко, но намного легче "кемпинговой горелки" на пропане. И это был ХИТ. Это была НОВАЯ ПАРАДИГМА. Началась новая эпоха.

Парадигма-то новая, но решение немедленно породило новые проблемы

Ну, очевидно, один раз воткнув баллончик, снять его до полного использования газа уже нельзя. Поставить клапан? Можно, но это тяжело, дорого, да и материалы все еще убогие. А самое главное - в новой парадигме баллончиков нужно МНОГО. Очень много. Так, чтобы они в каждом сельском магазине валялись. Вот Кемпингаз - там все просто. Две детали (дно и купол) на баллончик - и вперед! А конкурентам нужно проломить головой стену, чтобы стать хотя бы региональным стандартом. Не то, чтобы этим не занимались Занимались все, кто только мог - получилось у немногих. Вообще, 60-70 годы - это было время жесточайшей конкуренции с испытанием всех мыслимых вариантов баллончиков и горелок. Конкуренции, над которой гордо витал "Кемпингаз", тупо увеличивающий производство своих жестянок.

Не в силах воевать с таким противником, конкуренты отступили в нишу того, что я назову "рыбацкой плиткой". То есть, что-то, на чем можно не только лапшу запарить (да, она уже появилась), но и уху сварить. И вот здесь начну я с весьма нетривиальной английской плитки.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Это "газовая плита Сиррам". Очередное гениальное решение очень неудачливой английской фирмы. Ей уже удалось изобрести крохотную спиртовку, которую мы все знаем, как "Трангию" - за 30 лет до самой Трангии. Вот и сейчас - куча обгоняющих время решений и пшик на выходе. Что же они придумали?

Устойчивый корпус. Это понятно. Одноразовый прокалываемый баллончик большого объема. Напомню, "Кемпингаз" клепал крохотные баллончики потому, что снять с горелки их было невозможно. Но в Сиррам нашли решение - на баллончик накручивался многоразовый клапан! Сварил суп, снял баллончик, положил в кейс и оставил до следующего раза. И баллончик дешевый, и пользоваться приятно!

А вот второе решение обогнало время на целую эпоху. Дело в том, что бутан уже при +5 из баллона выходить отказывается. И это до сих пор остается головной болью для всех пользователей газовых горелок. И что же сделали в Сиррам? ПЕРЕВЕРНУЛИ баллон и пустили в горелку жидкий бутан! Да еще и подогрели баллон теплом горелки, чтоб текло веселее! Тепла примитивной газовой корфорки хватало,чтобы худо-бедно, с пыхами пламени, но испарять бутан (реально, испаряла она достаточно паршиво, но все-таки испаряла).

Увы, для того, чтобы стать популярным, баллончики нужны в каждом магазине. И с этим снова не срослось.

Еще более тривиальный образец предложили в Primus - 2050. Простая и надежная плитка, пара баллонов (пропановых, тяжелых) - результат был аналогичным. Да, баллоны можно и заправлять, но снова таки, тяжело, неудобно и формат экзотический.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Увы, для того, чтобы стать популярным, баллоны (даже перезаправляемые) нужны в каждом магазине. И с этим снова не срослось.


В СССР Примус содрали под названием П-2 с минимальными изменениями.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Увы, для того, чтобы стать популярным, баллоны (даже перезаправляемые) нужны в каждом магазине. Ну вот серьезно, ну потребуется вам больше пары стартовых баллонов - и где вы их возьмете? И с этим снова не срослось.

Короче говоря, в формате "рыбацкой плиты" результат (известный мне) был разве что у американской фирмы "Бернзоматик". Ага, той самой, которая произволит слесарные горелки и резаки. Вот у нее было огромное преимущество - баллончики "бернзоматика" УЖЕ валялись в каждом хозмаге. Они УЖЕ были отработаны, надежны и вместительны Но был и огромный недостаток. Фирма занималась горелками и резаками, так что плитки получались у нее в стиле "смесь горелки с резаком".

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост
Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Не совсем то, с чем было бы приятно рыбачить, правда?

В общем, нужно было новое решение. И кое-какие идеи появлялись. Например, недорогой одноразовый баллончик с клапаном. И довольно забавная серия горелок, опять-таки потомства не оставившая, но интересная в смысле эволюции.

Напомню, бутан, холодная погода и все такое. Да, Сиррам что-то там мутила, но у нее получилось очень так себе. В принципе, можно было бы поставить классическую "шумную" голову с бензиновой горелки и решить проблему радикально - но бесшумность была слишком важным преимуществом газа, так что ALP в 8100 горелке в начале 70-х нашли другое решение:

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Нет, это не "Дихлофос", это его недалекий предок.

Они прикрепили баллончик так, чтобы его можно было перевернуть, оставили легкую горелку (неспособную испарить жидкий бутан) и добавили к ней пароперегреватель. Вон там, у конфорки петельку видите? Ага, это оно. Нет, это не трубочка. Это, блин, кусок проволоки, нагревающий газопровод простой теплопередачей! Получилось ожидаемо - "уже сложно, но все еще хреново".
Увы, для того, чтобы стать популярным, баллончики нужны в каждом магазине. И вот с этим надо было что-то делать.

Были и другие варианты, и даже Колман что-то там мутил - но существенного выхлопа или каких-то ценных решений я не нашел. Ну да, в массы пошли газовые лампы на баллончиках - но их еще в "кемпингазе" в 50-х придумали, так что ничего необычного.

И только к середине 70-х "количество перешло в качество" - причем резко и почти революционно. Именно в 70-е появляются:

Баллончик "Эпигаз", который "обычный винтовой баллончик" и "ковея".

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Epigas backpakker, есличе. Пока еще не "ковея")

Баллончик с цанговым креплением, который "дихлофос" и первые плитки под него.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Iwatani, первая из найденных мной в этом формате.

И эпигазовский баллончик в Великобритании прижился настолько, что стал каким-никаким, а региональным стандартом! И английские фирмы, облегченно выдохнув, начали, хоть и с опаской, клепать новое поколение горелок. Пока еще осторожно, не забывая об адаптерах к вездесущему "кемпингазу".

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

ALP - 7010 и обойма для баллончика "кемпингаза"

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Lytham Titch и Tiddler. Рядом с "Тиддлером" тоже обойма для "кемпингаза".

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Это вам не переходник под "дихлофос" привинтить! Все тяжеловесно и серьезно!

И вот тут у Кемпингаза начинаются проблемы. Горелки типа "ковея" (условно назовем так самые маленькие и легкие, накручивающиеся на эпигазовский баллончик) намного легче "кемпингаза", а клапаны уже не настолько дорогие и ненадежные. Кстати, можете заметить, насколько обоймы для прокалываемых баллончиков оказываются здоровенными и тяжелыми. Кемпингаз, спохватившись, выпускают новую серию баллончиков с клапаном "easyclick". Но момент был утерян. Началась эпоха сверхлегких горелок.

Примерно в это же время начинается более-менее массовая продажа баллончиков с изобутаном, который все еще сжижается при низком давлении, но кипит уже при -11, что можно считать допустимым для мягкой зимы. И эпоха классических примусов в туризме резко обрывается. В экстремальном сегменте ревет MSR model 9/MF, в неэкстремальном - новые легкие горелки на (изо)бутане - и куда вы со своей "шведской ручной гранатой" лезете? Не заколебались еще с этими керосинками?

В начале 90-х произошло еще два важнейших события:

О первом я уже писал - MSR таки приспособили газовый баллончик к Whisperlite, радикально решив вопрос зимней работы на бутане. Называется, не прошло и полвека. Что мешало инженерам еще в 60-х воткнуть туды бензиновую голову, пусть даже с глушителем - наука не знает. Пришлось ждать 90-х. Для непонимающих - вместо вот тех всех извращений на картинках выше - жидкий бутан попросту пускался в мультитопливную горелку, для которой жидкое топливо - вполне нормально.

Значимость второго события вообще сложно переоценить. Именно тогда наконец-то были стандартизированы допустимые к продаже типы баллончиков. Из всего зоопарка остались - ну да,, вы их все знаете. "Винтовой" (Эпигаз), "Цанговый" (Дихлофос), и примкнувший к ним Кемпингаз - с клапаном и без. И производители наконец-то смогли клепать свои поделия без постоянной угрозы обломаться с типом баллончика.

Из-за непопулярности темы среди коллекционеров, мне сложно датировать первое появление даже самых значимых образцов. Так что сейчас я буду врать нагло и в глаза.

Вслед за MSR, Ковея (?) выпускает горелку с генераторной трубкой (Спайдер?).

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

Я действительно не могу найти, когда же ее выпустили и каким был первый прототип. Но что-то вот такое получилось.

Не прикидывающаяся мультитопливной, она все равно наголову превосходит все образцы шланговых горелок. По крайней мере, на простом бутане она может работать при околонулевых - минус температурах. Обычная горелка и в +5 откажет.

В начале двухтысячных ранее неизвестная американская компания Jetboil выпускает горелку
с гениальным совмещением конфорки, баллончика, теплообменника и котелка в единую систему. Недостатков у него хватает, но, как и положено профессиональному снаряжению, свою задачу (БЫСТРО кипятить воду) он выполняет великолепно.

Газовое-туристическое Познавательно, Ретро, YouTube, Туризм, Снаряжение, Техника, Видео, Длиннопост

MSR Reactor, в 2007, в продолжение идеи обзавелся несдуваемой беспламенной горелкой, регулятором-редуктором, позволяющим жечь газ при минимальном давлении - и стал едва ли не первой массовой каталитической горелкой.

Да. прототипы были и раньше, но камон, трехкилограммовое чудовище походным снаряжением являться не может. Впрочем, Reactor - снаряжение еще более профессиональное, чем в среднем по MSR, так что известным он стал в очень узких кругах

А потом подключился Китай и начался такооой разврат!!!. В общем, сейчас идет быстрая перетасовка отработанных решений, материалов и исполнений. Полдюжины конфорок, каталитическая башка, три варианта исполнения, три с половиной формата баллончиков, несколько вариантов "уникальной топливной смеси" - любой каприз за ваши деньги. А вот чего-нибудь радикально нового, например, на МАПП-газе - даже Бернзоматик пока не предлагает.

Показать полностью 24 1

Огневое

В общем, наткнулся я на очередное порождение Темной Эры Технологий. Детектор-течеискатель древних холодильщиков - и можете догадаться, почему он меня заинтересовал.

Естественно, потому, что это был огневой детектор. Или "Галоидная лампа" ГЛ-1, если по Имени.

Огневое Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Ремонт холодильника, Холодильное оборудование, Видео, Длиннопост

Предназначена она для поиска утечек фреонов и прочих фторхлоруглеродных хладагентов и сигнализации об утечке и ее объемах. Смысл в том, что эжекционный насос подает воздух с утекшим фреоном в горелку синего пламени с медной втулкой-дефлектором.

Да, мне долго пришлось искать разницу между "инжектором" и "эжектором". Потому, что конструктивно они почти не отличаются. Вот в галоидной лампе разница видна хорошо:
В горелку впрыскивается струя топлива, которая подсасывает воздух для создания горючей смеси. Это инжекторная горелка.
Струя пламени этой самой горелки высасывает фреон из шланга пробника и подмешивает его к пламени. Это Эжекционный насос.
Конструктивно - отличий нет, а вот назначение разное.


Фреон не горит и вообще является ультимативным средством пожаротушения, но в синем пламени он распадается на всевозможную дрянь из которой фосген - самая безобидная - и эта дрянь начинает разъедать медь, окрашивая пламя в зеленый цвет.

Просто и со вкусом. И, что немаловажно, надежно, как кирпич. Эта штука просто не может отказать незаметно - если она запустилась, она будет работать, а не скрывать отвалившийся датчик.

Неочевидной особенностью галоидной лампы является то, что с меньшим успехом она может обнаруживать и другие газы и пары - по изменению характера пламени.

Но эта история была недостаточно фееричной, если бы малоизвестная в русскоязычном мире фирма Tilley не выпустила бы пару нетривиальных образцов. Один чудовищный и один близкий к гениальности.

LD-1 была поистине чудовищной по размерам.

Огневое Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Ремонт холодильника, Холодильное оборудование, Видео, Длиннопост
Огневое Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Ремонт холодильника, Холодильное оборудование, Видео, Длиннопост

Здесь, кстати, вместо фреона используется бутан, но лампа реагирует и на него.

Холодильщики, попользовавшись этим монстром, задали вопрос типа "дорогие инженеры, а не слишком ли это - таскать такое одоробло?" - и Tilley создали еще более лютый вариант:

Огневое Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Ремонт холодильника, Холодильное оборудование, Видео, Длиннопост

LD-02 стала опупеозом огневых течеискателей. Паяльная лампа с эжекционным кожухом позволяла не только найти утечку, но и немедленно приступить к ее запаиванию!

Все-таки огневые газоанализаторы - редкостно харизматичны!

Показать полностью 4 3

Огненная репутация

Эти горелки равнодушным не оставляют никого - их или обожают и восхищаются, или боятся и ненавидят. О них рассказывают байки одну невероятнее другой, или пытаются забыть как ночной кошмар. На них делают обзоры, но все равно предпочитают газ. Им дают прозвища, из которых "бомба" - самое безобидное. Впрочем, им уже все равно, они УЖЕ побывали ВЕЗДЕ и доказали, что если где-то живая рука сможет заправить их и зажечь огонь - они будут работать. В пустыне и в горах, зимой и летом, в дождь, ураган и зомби-апокалипсис - они просто будут работать. Они - безнасосные жидкотопливные горелки

И если они такие замечательные, почему же они так просто отступили перед газом? Почему, даже новенькими, они остаются "живыми реликтами"? Что с ними не так?

Ну, во-первых, они тяжелые. Даже без учета мнения "легкоходов", готовых есть просверленной для облегчения ложкой из ямки в земле. По современным меркам, любой, даже очень компактный экземпляр будет тяжелее любой современной горелки. ОТ 450 г и вверх.

Во-вторых, они относительно маломощные. В среднем, полтора киловатта. Плюс-минус полкиловатта.

В-третьих, это бензиновые горелки, давление в баке которых создается перегревом этого самого бака. Мало того, что это жидкотопливная горелка со всеми радостями ее розжига, так еще и это.

В четвертых - при всем этом цена на них совершенно антигуманна.

И на кой черт тогда связываться с этими керогазами**?

** В туристских кругах любая жидкотопливная классика, независимо от топлива, непременно будет названа керосинкой или керогазом. Смиритесь с этим.

Они потрясающе долговечны. Время над ними не властно. Серьезно, горелка десятилетней давности - это новье-муха-не-сидела. 30-40 - это рабочий и ходовой экземпляр, который может использоваться по прямому назначению. 50-60 лет - остается вполне применимой. 80+ - это уже раритеты, коллекционная ценность которых сильно превышает утилитарную - НО БЛИН, ОНИ ВСЕ ЕЩЕ РАБОТОСПОСОБНЫ!

Они исключительно надежны. При мало-мальски приличном топливе и аккуратном обращении горелка не будет требовать никакого обслуживания месяцами. Никаких разборок, чисток и ремонтов. Ломаться там попросту нечему, большинство относительно современных горелок снабжены системой самоочистки, причем более эффективной, чем используемые сейчас.

Они легко обслуживаются. Все, что износилось или все-таки удалось сломать - чинится простейшим инструментом, можно даже в походных условиях. В них нет редких расходников и лицензионных деталей - пока корпус сохраняет целостность, горелку можно починить.

Они ОЧЕНЬ прочны. Цельнометаллическая конструкция и мощные металлические кожухи позволяют выдерживать удары, легко ломающие современые аналоги. Нет, бить их не надо, но и упаковывать в пупырышки совершенно излишне.

Они относительно всеядны. Конечно, сравнивать с горелками, по паспорту способными работать на всем - от самогона до гептила - смысла нет. Только бензин. Но почти любой. Без необходимости ежедневной разборки для прочистки парогенератора:)

Они очень "работо-готовы". Снаряженная горелка может спокойно проваляться год в багажнике - и запуститься, как вчера почищенная и заправленная. И да, в ней сразу есть ВСЕ необходимое - и горелка, и таганок, и ветрозащита.

В кожухе горелки помещается и растопка, и спички, и ремкомплект, и еще место остается.

Ну и, в конце концов, у них есть харизма и характер:).

Краткая история в изложении популярных обзорщиков: Сначала Линдквист придумал примус, потом в 20-х годах Зиверт придумал безнасосную горелку, которую и выпустил в 1955 под названием "свея", а СССР содрал "Огонек" с неясно, откуда взявшегося "Ювеля" (ну или Свеи, если обзорщик совсем незамутненный). Ну и "смерть туриста" примерно тогда же содрали. В основном тут, конечно, правда, но крайне фрагментарная, так что можно и поподробнее.

Я не буду писать про Линдквиста с примусом, который, конечно же, величайшая походная горелка всех времен и народов (шутка ли, побывать во всех горных и полярных экспедициях даже не высшего, а исключительного уровня сложности?), а сразу перейду к делу.

Началось все примерно в годы первой мировой войны, когда стало популярным новое топливо - бензин. Или газолин. Или лигроин. В общем, легкокипящие нефтяные фракции. И выяснилось, что классический примус в принципе, на бензине работает, но при уменьшении пламени - взрывается. И стало понятно, что надо бы что-то изобретать. На самом деле, бензиновые горелки уже были известны - собственно, бензиновые лампы высокого давления, но по невероятному стечению обстоятельств, эти наработки так и не были использованы!

Первые бензиновые горелки были откровенными окопными самоделками из бачка и латунной петельки над ней. Вот что-то вроде такой вот поделки из гильзы.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

Да-да, "гениальные" "турбо-спиртовки" самодельщиков с ютуба - это ухудшенный концепт столетней давности.

Зажги, готовь и молись, чтобы не рванула - а когда закончишь - сдуй пламя, открой пробку, получи облаком кипящего бенза в рожу и заткни петлю корковой бутылочной пробкой, чтоб ничего не протекло.

В общем, были они неудобны, неуправляемы и смертельно опасны. Но одно важное преимущество у них было: Петлевая горелка может испарить МНОГО топлива, а перегрев бака позволял нагнать это самое МНОГО топлива. И получилась миниатюрная горелка с нереальной мощностью.

В 1918 американская фирма AGM выпустила облагороженный вариант горелки, на добрый десяток лет обогнавший время.

Компактная, мощная и управляемая - она обогнала время слишком сильно и признания так и не получила.

На этом развитие петлевых горелок закончилось и началась деградация. Я не стану подробно описывать все эти "Стецько", "Маленьких Скаутов" и прочие "Тайкит". Скажу проще - они откатились в нишу "сверхлегких" горелок для тогдашних легкоходов и прочих персонажей, которым было невзападло возиться с ними ("если бойскаут не сможет ее испортить - никто не сможет"). НО. При все той же минимально необходимой для похода мощности в полтора киловатта - они были легче и меньше любого конкурента.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

Итальянская "Монтаньино" рядом с примусом, примерно сравнимым с "Огоньком". А мощность-то одинаковая!

И оставались вдвое мощнее спиртовок "типа Трангии", которые изобрели задолго до Трангии. Закончилась эпоха серийных петлевых горелок культовой "Бомбой Борде", о которой я уже писал раньше. Она стала апофигеем всей концепции с мощностью паяльной лампы в габаритах фонарика.

Впрочем, альтернативы, даже от производителей с мировым именем, тоже напоминали окопные самоделки. Например, Примус-70.

Вроде бы шведы, не орки какие-нибудь. Выглядит очень знакомо, но это еще начало (запуск модели) - середина (ориентировочно) 20-х. Он тоже работает на бензине - но ГДЕ ЖЕ КРАН? Нет его, горелка еще неуправляема. Разожгли - и все. Чтоб погасить - сдуть пламя и дождаться стравливания давления. Предохранительный клапан тоже отсутствует, но лет через 10 (!!!!!!!) появится латунный штырь, впаянный мягким припоем в баке.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

При перегреве и раздувании бака штырь вырывается и в баке появляется дырка для стравливания давления, паров и топлива. Пожар при этом неизбежен. Не ту горелку "смертью туриста" назвали, ой не ту!...

И только в конце 20-х появляются две новые модели, действительно определивших развитие походных горелок лет на уже почти 90. Это был Макс Зиверт, создавший Campus1 и уже известная фирма "Оптимус", вскоре выпустившая горелку №6.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

Нет, это не "Свея". Это ее родители.

Что же они предложили? Небольшая горелка с отработанной и неприхотливой "шумной" головкой, работающей на бензине, управляемой краном и давление в которой создается нагревом бака теплом самой горелки. На нее же надевался кожух с таганком и ветрозащитой. ВСЕ!. При переноске горелка не разбиралась и могла переноситься снаряженной и была боеготовой сразу после извлечения из чехла.

Сказать, что это был фурор? Сложно сказать, вот только эта конструкция (не сама горелка, но ее потомки) выпускается по сей день - и отличий между новенькой "Свеей" и Оптимусом №6 меньше, чем между соседними поколениями шланговых горелок.

Фурор начался позже. В 30-х, по заказу суровых романтиков с цветами на кепи JUWEL выпускает горелку №33 (она же "бомба Бартеля").

Нет, это не "Огонек". Это его двоюродный дедушка.

Выглядит, как Оптимус№6 в суровом нордическом стиле, каковым по сути и является. И это одна из немногих горелок этого типа, реально используемая в армии. Большинство же остальных - исключительно цивильные.

Оптимус же делает новую горелку №8 на долгие годы определившую ни много ни мало второй базовый тип безнасосой горелки.

Нет, это не "смерть туриста". Это тоже его дедушка.

Крохотная горелка, тоже лишившаяся насоса, закрепленная на откидной стенке кожуха. Просто? Чисто для информации, горизонтальные горелки были известны уже два десятка лет, но кейс-коробок превратил весьма непонятную загогулину в коробочке в одну из лучших горелок в мире. Если раньше нужно было открыть коробок, вытащить и собрать горелку, вставить ее в коробок другой стороной, собрать таганок - и только после этого зажигать, то 8 достаточно было просто открыть.

После войны походный туризм получил новую популярность во всех странах, так что развитие продолжилось.

Французская инженерная школа всегда интересна. Они умудряются создавать очень нетипичные конструкции - но всегда с каким-нибудь катастрофическим недостатком. Вот и тут.

Cогласитесь же, очаровательная штука - но сколько же ее нужно готовить к работе!

Зиверт скрестил свой Campus с Оптимусом №6 и выпустил результат под названием "Свея 123", вскоре названной "шведской ручной гранатой".

Очень "горячая" и мощная, она на долгие годы стала самой популярной неэкстремальной горелкой в мире (экстремальной была маленькая, но ужасная "бомба Борде").

Оптимус-8 на короткое время получили дешевые и легкие алюминиевые кейсы. Порезанных на металл самолетов было много, а сталь нужна была в народном хозяйстве.

Уйма производителей по всему миру копировали, клонировали и размножали обе базовые конструкции; изредка получалось лучше, чаще - то же самое, изредка конструкция ухудшалась. Совсем редко появлялись новые исполнения.

MEVA (Чехословакия)

Валмет (Финляндия)

Веста (Франция)

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

Эндерс-бэйби с головкой - для военного котелка?

Вот прикиньте, насколько безнадежна ситуация, если вот это - можно считать существенным отличием.

Ювель выпускает Juwel-34, тот же 33 - сначала с латунным, а потом - и со стальным бачком увеличенного объема. Да, 34 Ювель - исключительно послевоенная горелка, которая будет выпускаться аж до конца ГДР. И если барыга пытается продать вам 34 с автографом Штирлица - бейте ему в морду забирайте горелку и уходите.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

В СССР познакомились с Ювелем - и запустили его клоны в производство на заводе Воровского под именем "ЗИВ" и в Павлограде - под именем "Павлоград".

Это не Огонек, это его папа.

Поколение спустя, оптимус 8R получил последнее существенное обновление - встроенную иглу прочистки с реечной подачей. Для прочистки достаточно было повернуть кран против часовой стрелки ЕЩЕ немного. Не трясти горелку, не выцеливать внешней иглой отверстие в жиклере - ПРОСТО ПОВЕРНУТЬ КРАН! И механическая игла ТОЧНО пробьет даже очень сильный засор.

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

Ранняя версия 8r, с коробочкой еще от простой 8. Но вместо иглы прочистки на крышке зажат консервный ключ.

Свея также обзавелась иглой в версии 123R. На это вы даже можете посмотреть - она выпускается до сих пор!

Оптимус 8R был клонирован в СССР под названием "Примус Туристский - 1". Впрочем, вскоре, в соответствии с мировой практикой, он получил имя "П____ц туристу", со временем редуцированное до "Смерть туриста" и "Взрывпакет".

Новую Свею советские инженеры тоже увидели - и призадумались. Но клонировать до винта не стали, просто установив свеевскую голову на слегка измененный бак 34 Ювеля. Так появился "Огонек"/"Огонь-йок". Большой, толстый и способный готовить дольше маленькой и горячей свеи.

Так что некоторые обзорщики, проводящие родословную Огонька от Свеи не так уж неправы. В смысле, они, конечно неправы, но настолько, что случайно угадали. В этом смысле, гораздо больше лажают те, кто проводит родословную Огонька от 84 Ювеля - вот у них общего наверное, только материалы.

Это Ювель-84

и "Спорткохер".

Огненная репутация Познавательно, Снаряжение, Ретро, Длиннопост, Туризм, YouTube, Видео

И вот теперь скажите, где здесь Огонек? У них даже игла осталась внешней, как полсотни лет назад.

На этом наступил "конец истории". Газ в одноразовых баллончиках и горные горелки нового поколения вытеснили тяжелые и страшные "бомбы" из рюкзаков и пошла мышиная возня с глушителями, насосиками и прочим афтермаркетом, о котором и говорить не хочется - и я бы закончил, если бы ВНЕЗАПНО не появился новый образец.

На этот раз в игру вступил Китай, клонирующий и мутирующий все мало-мальски популярные образцы. Получается по-разному, но один совершенно точно стоит внимания.

IWalker G43, часто называемый "китайской Свеей", хотя инженерно он ближе к "Огоньку" - у них примерно половина взаимозаменяемых деталей. В отличие от прародителей, на нем по азиатской моде глушитель установлен изначально. Устройство получилось легкое, мощное и надежное. И ТИХОЕ, блин! А то, что предохранителя нет - ну таке, сами знаете, его много где не было.

Показать полностью 8 17

Вьетнамские флешбеки-3,6

Про американский военный шоколад знают многие. Ну а если кто не знает, то и знать необязательно. Просто это был самый отвратительный шоколад в истории - причем отвратительный намеренно, чтобы его не ели. Но речь не о нем. Потому, что был и еще один, наоборот, невероятно популярный и любимый всеми до сих пор.

"Тает во рту, а не в руках" - забавный рекламный слоган и мультики с придурковатыми Красным и Желтым. Но начиналось все гораздо мрачнее и драматичнее.

Все началось еще в 1887, когда британская Rowntree's начала выпуск "шоколадных бобов", в 1937 получивших название Smarties. Именно Smarties и полюбились бойцам во время Испанской гражданской войны - и именно там их и увидел Форрест Марс, сын основателя кондитерской компании Марс. Идея шоколадок, не плавящихся на жаре понравилась ему и вскоре, в 1941 был получен патент на американский рецепт шоколада и выпущена первая партия под названием M&M's.

Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад

Выпущена-то она была, но из продажи исчезла почти сразу же. Долгие годы войны ВЕСЬ выпуск M&M's шел на фронт, на фронт и еще раз на фронт, где и был воспринят с восторгом. Потому, что альтернативой был пресловутый "военный шоколад", который даже девочки сиротки в освобожденных городах брали только один раз, и то по незнанию.

Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад
Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад

И был M&M's исключительно военным шоколадом не только до 1945, когда вернувшиеся солдаты начали требовать свободную продажу M&M's, а даже до 1948, когда появились первые серии цивильного шоколада.

Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад

А в 1949 появился слоган "Тает во рту, а не в руках" - до этого всем и так было понятно.

В начале-середине 50-х появились сначала черные, а потом и белые "М" на конфетах.

И во Вьетнаме, конечно же, они были любимы и обожаемы

Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад

Ведь альтернативой был "Тропический шоколад", прямой потомок того самого "военного шоколада".

Так что Красный и Желтый помнят и грохот Томпсона, и визг "минигана", и запах напалма по утрам.

Вьетнамские флешбеки-3,6 Ретро, Познавательно, Длиннопост, Шоколад

Так M&M's стали вторым в истории и первым по масс-популярности шоколадом военного происхождения, известным в цивильном мире.

P.S. Во Вьетнаме Красный получил тяжелый ПТСР и на долгие 10 лет исчез из пачек - аж до 87.

Показать полностью 6

Вьетнамские флешбеки 3,5

-Мне надо немного суперклея и виски.
-Сейчас посмотрю.
-Куда мы идём, Куп?
-Лучше не знать.
-А суперклей зачем?
-Никогда не замечали, что суперклей... лучше всего склеивает пальцы? Забудьте про битые бабушкины чашки... клей разработали для Вьетнама, чтобы склеивать поломанных солдатиков.


Все началось с безобидного просмотра трэш-боевичка "праоборотней"; с фразы про суперклей, как ультимативное средство экстремальной медицины. Подавляющее большинство восприняло ее, как "тонкий английский юмор". И совершенно зря.

Использование клеевого способа соединения тканей появилось вскоре после появления прочных и достаточно липких синтетических клеев. Обращу внимание, именно синтетических; клеи биологического происхождения (например, фибриновые) могли вызвать имунный ответ или вторичное заражение, да и особой прочностью не отличались. И случайно дваждыизобретенный в 50-х годах цианакриловый "суперклей" оказался как нельзя кстати. Естественно, для медицинского применения его пришлось слегка доработать, в смысле выбрать менее ядовитый вариант. И Купер прав, суперклей действительно использовался во Вьетнаме для быстрого заклеивания ран. Правда, первые поколения медицинского суперклея (метил-2-цианакрилат, этил-2-цианакрилат, бутил-2-цианакрилат) разве что клеили быстро; все остальные их свойства представляли собой один большой недостаток:

сильный разогрев при нанесении на кожу;
необходимость сильного осушения поверхностей, в том числе достаточно злой химией;
токсичность (сильная у первых двух и несколько меньшая у третьего);
низкая прочность соединения;
низкая эластичность;
низкая скорость биодеградации (вплоть до превращения в "инородное тело").


Позже, уже к концу прошлого века эти недостатки были так или иначе исправлены, ослаблены или обойдены в современном 2-октил-цианакрилате (торговая марка DERMABOND). Одновременно продолжилась разработки медицинских клеев на другой основе, например, акрилатном латексе.

Итак: чтоб заклеить рану суперклеем нужно:
Полностью очистить рану по стандартной методике (с анестезией, промыванием раны, удалением омертвевших тканей и т.п.)
Осушить рану стерильным марлевым тампоном.
Нажатием разрушить ампулу в тубе клея, (особенности реализации отдельного варианта; дженерики могут быть в другой упаковке)
Составить края раны. Нанести несколько слоев клея на составленные края раны (подождав 30 секунд перед нанесением следующего слоя). После нанесения последнего слоя держать края раны примерно 60 секунд.


Тем не менее, стоит отметить, что основная часть работы для суперклея скрывается в глубинах организма, а не в склеивании царапин. То есть, цианакриловые клеи в основном используются в хирургии ЖКТ, сердца и сосудов, в стоматологии, офтальмологии и других областях хирургии. В общем там, где традиционные способы вызывают больше проблем (травматичность процесса, ненадежность швов, деформация органов, спайкообразование, некрозы и воспаления), чем системные(тм) проблемы связанные с цианакриловыми клеями. Естественно, они уже далеко ушли от клея в тюбике из строительного магазина и научились быть и бактерицидными, и биоразложимыми, и эластичными и так далее, превратившись из любопытного эксперимента и эрзац-заменителя шва во вполне самостоятельный инструмент в руках хирурга.


Ну и относительный вбоквелл - а как дела обстояли в стране развитого социализма? Кстати, на удивление прилично. Цианакриловый клей под названием "Циакрин" был синтезирован в Научно-исследовательском институте элементоорганических соединений АН СССР в 63 году. Оперативно, скажем так. Разрабатывался он, как универсальный, но, традиционно, смертные могли узнать о нем только из справочников:) Хотя он вполне мог бы основательно потеснить популярные тогда клеи... так, ладно, это и так понятно Вполне ожидаемо, были и медицинские разновидности - "Циакрин ЭО" и "Циакрин СО-4". Позже появились МК-2, СК-2, КЛ-3, МК-6, МК-8, МК-9, МК-14И, "сульфакрилат", некоторые из которых работают и сейчас.

Но легендарным в Союзе стал совсем другой клей. Бакелито-фенольный, раствор фенол-формальдегидной смолы в спирте - БФ-6, короче говоря. Не столь липкий, как цианакриловый, но достаточно прочный и эластичный, он был вполне пригоден для обработки поверхностных небольших ран и царапин.

- Ты что творишь?

- Медицину. Не мешай!

- Ты вообще вменяемый? НЕЛЬЗЯ герметично заклеивать рану! Подхватишь заражение или чего похуже!

- Клей состоит из фенола, формалина и спирта. Угадай, что из этого является антисептиком? Давай, я не буду учить тебя травматологии, а ты меня - как залеплять царапины!


Для сравнения с цианакриловыми, применение БФ-6

Очистить кожу и рану от загрязнений.
Стерильным марлевым тампоном остановить кровотечение
Нанести клей на поврежденную поверхность и кожу вокруг тонким слоем.
Подождать до высыхания.


А алкашня тех времен выматывала ффс из клея на палочку и жрала оставшийся от клея спирт!

Так что, глядя на крохотный тюбик "суперклея", помните - у него есть очень важные родственники!:)

Показать полностью

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker

Как я уже говорил, о горелках времен Вьетнама можно было бы и закончить, но случайно я наткнулся на образец настолько чудовищный, что помолчать я просто не мог. Картинки снова собраны с classiccampstoves и остальных интернетов.

Дело в том, что кроме индивидуальных и условно-групповых горелок, в армии есть еще и полевая кухня. И в американской армии, кроме твердотопливных прицепных печей было и еще одно интересное устройство. Устройство это напоминало, скажем так, кухонную плиту-трансформер и в зависимости от конфигурации оно могло варить, тушить, жарить, печь - в общем любые, самые сложные приемы обработки пищи были ей по силам. Кроме, наверное, копчения - потому, что работала она на бензине. Вернее, на бензине работала горелка, которая вкладывалась в нее снизу.

В общем, достаточно компактная получилась плита примерно взводного уровня. Появилась она незадолго до второй войны и получила в лучших американских традициях название "полевое кухонное устройство м1937".

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Но об м1937 информации вообще немного, так что речь пойдет о ее непосредственном потомке, получившем имя "полевое кухонное устройство м59", тем более, что рассказать есть, о чем.

Это "устройство" любили. Совершенно искренне. Потому, что да, готовить на нем было достаточно удобно (а великая примусологическая мудрость гласит: "даже плохая горелка лучше хорошей дровяной печи") - и готовить можно было разнообразно. То, с каким теплом и нежностью солдаты вспоминали печеньки и запеченную индюшку вызывает просто умиление - и да, м59 вполне могла и бобы сварить, и индюшку запечь.

Это "устройство" ненавидели. Совершенно искренне. Помощники повара, которым приходилось разжигать и гасить, называли его всякими нехорошими словами.

Что же с ним не так?

Выглядело "устройство" примерно так же, как и его предшественник. Изменения, конечно были, но не столь существенные, чтобы сказать "о, это что-то новенькое". Плита плитой. 133 килограмм весом. Варочная поверхность, вкладки с противнями, дырки для котелков, пара котлов на 38 и 57 литров и весь необходимый кухонный инвентарь - ничего такого, что бы вызывало столь противоречивые чувства.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео
Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Но вот снизу, скрывается ОНА. Горелка, нагревающая все это счастье. Знакомьтесь, m2, m2a, m2a с предохранительным клапаном (да, это отдельная модификация!), а также "m2 bomb", "m2 blast unit" и "Widowmaker". Горелка, которая только зарегистрированных инцидентов собрала почти сотню, больше полусотни тяжелых ожогов и несколько смертей. Это без учета опаленных бровей, легких ожогов и прочих "лишений трудоспособности на один рабочий час". Горелка, которую приписывают Колману, чему нет подтверждений кроме колмановской схемы генератора. Я тоже в этом сомневаюсь потому, что Колман - это сложно, требовательно, но безопасно. И врядли старик Колман выпустил бы устройство, с такими лютыми пробоями по безопасности (предохранительный клапан появился только в последней версии и по утверждениям бюллетня квартирмейстерского корпуса, не всегда работал).

Будем знакомиться поближе?
Итак, горелочное устройство м2.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Псобака для масштаба. Она действительно охренительно огромная.

Вес (сухой) - 19 кг. Ничетак примус, а?
Габариты 58х48х25 см.
Расход топлива - 1,9 л/ч, что дает примерно 15 кВт мощности.

Топливо - "белый бензин", автомобильный бензин.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Сверху сразу видна огромная, 5 см в диаметре труба генератора. Для понимания, в эту трубу можно некоторые современные горелки засунуть целиком. Сбоку, над баком закреплен запасной генератор; еще один - с противоположной стороны.

Под ней - конфорка в виде "снежинки". Да, это "снежинка", а не "крест", как вам кажется. Еще два луча скрыты под генератором:)

"Снежинка" торчит в поддоне, под которым расположен U-образный бак и вспомогательные устройства.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

И что с ней делать? Оугггх. Для того, чтобы ее разжечь, нужны два человека, причем один в звании техножреца (Специалиста или даже Сержанта), а второй - сильный и храбрый - и, по возможности, не из отряда "дебилов Макнамары". Итак, ранним утром, задолго до рассвета, часов так в 3-4 утра надо разжечь сверхсовременный примус...

Нужно:

Вытащить горелку из шкафа "устройства".

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Осмотреть, нет ли где утечек бензина, все ли пробки на месте и т.п.

Отнести ее на 50 футов, то есть метров 15-20 от кухни. Это важно. Хренова туча инцидентов случилась только потому, что расстояние не было выдержано.

Отобрать сигарету у помощника. Поставить горелку на попа. Здесь к горелке снизу прикреплен тепловой экран - вот та полированная стальная хреновина, которой не было на другом фото. Скоро он понадобится, так что его лучше снять заранее.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

и стравить давление из бака, приоткрыв пробку (если рядом был огонь, вы взорветесь). Пробка - это вот то желтое латунное на баке слева.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Открыть пробку бака. (убедиться, что пробка вообще есть и прикована цепью к горелке. Все, что не приковано цепью может исчезнуть - и это, кстати, из отзывов о горелке - Erm)

Залить в бак 8 кварт (7,6л) бензина из пятигаллонной канистры. Постараться не облить горелку топливом и не облиться самому (да, это тоже было причиной несчастного случая; ничего смешного - в темноте можно и не заметить) Закрыть пробку. Вытереть горелку от пролитого топлива, Еще раз осмотреть, нет ли утечек.

Перетащить горелку на 50 футов от места заправки, топливного склада и от кухни и поставить там горизонтально. Принести огнетушитель из ЗИПа.

Открутить колпачок ниппеля. Подключить насос и накачать давление 6-8 psi (примерно пол-очка). Ни в коем случае не пользоваться компрессором, иначе... ну вы поняли. Еше раз осмотреть, не потек ли бензин откуда-нибудь.

Теперь внимательно осмотрите горелку и найдите на ней голову Колмановского примуса из предыдущего поста. Это предпусковой подогреватель.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Еще раз, медленно: м2 настолько велика, что генератор перед пуском разогревается не бензином в лотке и даже не трубчатой горелкой, как на Петромаксовских лампах. Для разогрева там стоит полноценный 1,5 КВт примус! Я не могу найти причин, по которым в подогревателе используется "конфорка", а не "дуло", как на паяльной лампе, но подозреваю, что инженеры ну очень ленились - что, собственно доказывает, что Колман не при делах. Он ТАКУЮ порнографию не допустил бы.

Так вот, предпусковой подогреватель нужно запустить. Для этого нужно покрутить рычаг иглы прочистки пару раз и опустить его вниз. Рычаг слева около крана подогревателя.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Теперь нужно поднести спичку к голове подогревателя и приоткрыть кран на четверть оборота. Подогреватель пыхнет сине-оранжевым пламенем.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Через 5-7 секунд, а если точнее, то через 30, подогреватель можно считать прогретым. Да, мы подогреваем подогреватель, чтобы он заработал и прогрел генератор! Кран подогревателя нужно открыть на полную.

Теперь можно ставить на подогреватель кофеварку или идти в курилку, оставив помощника наблюдать, как нагревается генератор. Да, при наличии крышки-экрана подогревателя, ее следует установить. Проблема в том, что крышка есть не всегда и цепью она не прикована.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Да, если горелка оснащена предохранительным клапаном, то стоит знать, что клапан сбрасывает давление в конфорку, так что пыриться на нее лучше издалека.

Инструкция считает, что для нагрева должно хватить 10 минут. Владельцы и пользователи скромно говорят "до получаса". А если точнее, то до того момента, когда противоположный конец генератора нагреется до температуры "АЙ, Бл!". Не ниже. Потому, что при непрогретом генераторе в конфорку может пойти жидкий бензин и пыхнуть файерболлом. Или очередью файерболлов. Причем, такая горелка дает трехметровые файерболлы (тоже из отчетов об инцидентах) Так что лучше дождаться "АЙ, Бл!"

Теперь нужно приоткрыть дроссель наполовину.

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Да, это дроссельная заслонка, как в старые добрые времена.

Вытащить из крепления рукоятку управления, надеть ее на кран и медленно открыть на полную. (Убедиться, что рукоятка прикована к горелке цепью!)

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Горелка должна загореться от пламени подогревателя. Теоретически. На практике, может, придется его и поджечь (зажмурившись и отвернувшись; это вам не примус и хлопок будет знатный). Впрочем, файерболл при пуске в любом случае будет, так что если вы не отнесли горелку подальше...

Надев перчатку нужно убрать экран подогревателя (не потерять его, не поджечь ничего). И погасить подогреватель, закрыв его кран.

Отрегулировать пламя горелки до высоты генератора ручкой управления

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

и добиться зеленого (???? - так в мурзилке)(да, именно так; при "голубом" пламени рекомендуется еще раз отрегулировать смесь) пламени регулировкой дросселя. После этого снять рукоятку управления и закрепить ее в креплении на корпусе (я уже упоминал, что она должна быть прикована?)

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео
Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

Вдвоем с Сильным помощником перенести зажженную горелку к "устройству м59". В это время бензин булькает в баке, а горелка пускает файерболлы.

Да, если в это время по пути заправляется еще одна такая горелка или в кухне есть протекающая горелка, вы опять-таки взорветесь.

УБЕДИТЬСЯ, что в плите НЕ УСТАНОВЛЕНА ЕЩЕ ОДНА ГОРЕЛКА!!!!!!!!!

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео


"Устройство м59" позволяет установить горелку в нижнем (для большого котла или духовки) и верхнем (для варочной поверхности или небольших котелков) положении. И взаимной блокировки слотов для горелки у нее НЕТ. Если поставить две горелки в одну плиту, она рванет совершенно неизбежно.

Думаете все? Неет. Нужно снова вытащить рукоятку управления из крепления, отрегулировать подачу бензина и воздуха, снять рукоятку и вернуть ее на место.

Повар начинает готовить, а помощникам нужно смотреть за давлением в баке горелки - около 1,3 очка. При 1,5-1,7 нужно перевести горелку на средний или малый газ, независимо от мнения повара и подождать, пока давление не упадет. Если же оно выйдет за 4-5 атмосфер, сработает предохранительный клапан (если он вообще есть) и пустит бензин напрямую в конфорку, за что повар будет много ругаться. И да, я напомню, рукоятка управления - на горелке; горелка - где-то на уровне плинтуса или бедра - в общем, управление остается занятным.

Когда повар закончит готовить, нужно снова вытащить рукоятку, установить ее на место, закрыть подачу бензина, вытащить рукоятку и воткнуть ее в крепление. А потом, используя перчатки, вытащить горячую горелку и отнести ее на место остывания. Да, если повар вдруг вспомнил, что ему еще что-то надо приготовить, то горелку следует остудить и повторить ритуал сначала. Иначе - ну вы поняли.

А после этого - слить топливо, разобрать и почистить остывшую горелку. Если в это время неподалеку разжигается еще одна... опять...

Да, "устройства м59" могли соединяться встык. И тогде нужно было возиться с двумя горелками и следить, чтобы они не оказались в одном "устройстве"


В общем, аппарат был специфический и когда началась замена м2 на более совершенный MBU (Modern Burner Unit, а не Massive Blast Unit, как можно было ожидать) с электронным впрыском и работающий на керосине, тысячи помощников военных поваров признали, что бог на небе несомненно есть. Но MBU для работы требует не только топлива, но и электричества, так что автономный запуск его уже невозможен. На фото - м59 с новой горелкой. Обратите внимание на надпись на дверце!

Вьетнамские флешбеки-3. Widowmaker Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Длиннопост, Армия, Видео

С началом замены на MBU, сотни м2 выпали на вторичный рынок, на котором и продавались практически по цене металла. Тогда же появилась шутка: "Как продать м2а вдвое дороже? - Заправить ее бензином!"

Судьба же "устройства м59" оказалась гораздо менее драматичной. Благодаря универсальности и оснащению, это оказалась вполне приличная кемпинговая плита для ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ тусовок. Сложную и небезопасную м2 в таких случаях заменяют на примитивную газовую горелку или пускают газ напрямую в переделанную м2 - и древнее устройство просто преображается.

Показать полностью 20 1

Вьетнамские флешбеки - 2

С гексамином и его родней более-менее разобрались. Но все мы хорошо понимаем, что на гексамине во вменяемых габаритах приготовить ничего нельзя. Разогреть тушняк можно, сварить кашу - уже нет. В общем, нужна полноценная горелка. И за Большой Лужей с одной стороны и Великой Лужей с другой этот вопрос тоже решался.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Однажды, в конце 30-х к немолодому уже Колману вошел генерал Квартирмейстерского Корпуса и поинтересовался, нет ли у Колмана горелки, подходящей для армейского использования.

- Нет проблем! - ответил Колман. У меня как раз есть компактная горелка "Колман-500"!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Да, по меркам Колмана это была ОЧЕНЬ компактная горелка. Дело в том, что в это время другой продукцией Колмана были бензиновые плиты размером с большой чемодан для перфоратора. В сравнении с ними это малютка)

- ..... матерь божья! - генерал перекрестился левой рукой - ЧТО ЭТО?
- Это новая горелка с быстрым запуском, работает на колмановской нафте.
- Джерри выпускают для своей армии вот это! - генерал вытащил из портфеля жестяной цилиндрик с овальными вырезами - и вот это есть у каждого солдата!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Как вы предлагаете переносить ваше у..стройство?
- Похоже на 6 Оптимус. Сэр, это устройство не имеет ни мощности, ни удобства... каждый солдат, говорите? Это вот те пеналы у них на рюкзаках?
- Это противогазы. Мистер Колман, армии нужна КОМПАКТНАЯ горелка. Такая, чтобы помещалась хотя бы в гильзу от гаубицы. И мощная, такая, чтобы бойцы из Техаса не кривили морду. Да, вот вам образец! - генерал выставил на стол гильзу - а свое "компактное" чудовище... армии нужна горелка, так что мы покупаем весь выпуск.

Колман посмотрел на гильзу, положил на нее сверху Библию и нажал пальцем на край книги. Конструкция с грохотом завалилась на стол.

- А это мог быть котелок с кипятком! - подытожил Колман.
- Армия требует именно такие габариты, мистер Колман! Вы же инженер, придумайте что-нибудь!

Колман молча открыл блокнот, написал несколько цифр, вырвал листок и протянул генералу. Генерал взглянул, кивнул и вынул из портфеля папку с договором.

После ухода генерала Колман глубоко задумался. Вместить горелку столь любимой им конструкции в узкую гильзу не удалось бы даже вертикально. Сделать горелку узкой, но устойчивой выглядело невыполнимым. Уже темнело, так что Колман накачал давление в лампе, приоткрыл кран, поднес спичку к форсунке и задумчиво прикурил от разгорающегося колпачка лампы. Стряхнув пепел в гильзу, он подошел к чертежной доске.

..................

Новая горелка, высокая и узкая, отличалась от всех горелок Колмана, по крайней мере, по виду. "Карманной" ее могли назвать только в Америке, но даже в такие габариты громоздкий генератор не помещался, а крохотную петлю, знакомую владельцам еще не изобретенных MSR, Колман ставить не стал, ограничившись прямоточной горелкой. Прямоточный насосный примус на полтора киловатта - Шмель какой-то получается. Но получился не Шмель, совсем не Шмель. Это же Колман!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост
Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Для хоть какой-то устойчивости пришлось оснастить горелку лапками снизу и сверху, но В ГАБАРИТ ОНА ВПИСАЛАСЬ!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Обратите внимание, на правой подпорке прикремлена такая латунная трубочка. Это запасной генератор.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

В соответствии с военными требованиями, ЭТА горелка была по-колмановски мультитопливной, то есть работала не только на coleman's fuel, но и на автомобильном бензине "из бака". В том числе, этилированном. А учитывая качество тогдашнего бензина и то, что "чистым" считался бензин, профильтрованный сквозь шелковый платочек, работать она могла на АБСОЛЮТНО ЛЮБОЙ жидкости, подписанной, как "бензин".

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост
Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Еще один генератор прятался в полой ручке насоса

Не имея возможности вписать в габариты обычную для него систему с переключателем "розжиг-работа", Колман использовал уже отработанную на лампах высокого давления схему "мгновенного запуска". Это было ОЧЕНЬ удобно

В принципе, это ЕДИНСТВЕННАЯ бензиновая горелка с удобством газовой плитки - вы просто приоткрываете кран, зажигаете, ставите котелок, а через полминуты - открываете кран на всю мощность. Но это удобство имело свою цену в виде нереально сложной конструкции.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост
Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Это конструкция, отработанная на лампах высокого давления, которые пикабушное общество как-то не заинтересовали, так что придется вкратце объяснить здесь.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Смысл в чем: при открытии крана на 1/4 оборота (режим розжига), игла топливного дозатора приоткрывается, но проход недостаточен для подачи жидкого бензина и в бензопровод идет воздух с парами бензина с верхней части бака.

При открытии крана "в работу" игла открывает отверстие в нижней части бензопровода и бензин не только идет в основную магистраль, но и затапливает зазор между внешней и внутренней трубками, надежно отсекая воздух сверху бака.

Горелка, уже под маркой под маркой М1941 стала настоящим ХИТОМ в американской армии и получила признание "самого полезного устройства после джипа". Популярность ее была столь высока, что в ранние годы, когда горелки шли в основном в составе ЗИПов на грузовиках, джипах и БТР, пехота устраивала целые операции для того, чтобы стащить освободить ценную горелку. А Колман вместе с AGM продолжал клепать 520, в итоге выпустив около миллиона горелок. И сохранилось их более, чем достаточно. Скажем так, коллекционное, но не экстремальная редкость. У меня есть возможность заполучить 520, но я вот каждый раз смотрю на ее конструкцию и с ужасом понимаю, что перебрать ее будет ну очень нелегко.

Главным недостатком 520 Колмана (М1941) была не сложность, не размер и не невменяемый трехфунтовый (полтора килограмма!) вес. Главным недостатком было то, что это был Колман. То есть, все права и патенты (а ими 520 был утыкан, как тузик блохами) принадлежали Колману. И это доставляло основательное неудобство Квартирмейстерскому корпусу, которому нужны были миллионы горелок, а не сотни лицензий. Поэтому армия решила вопрос радикально - создала СВОЮ горелку.

Помочь армии согласился Бестор Робинсон и его М1942 вместе с потомками на долгие десятилетия стала основной горелкой армии США. В чем была задача: Создать горелку в габаритах 520, но чистую в патентно-лицензионном смысле и по возможности проще пулемета М2 на БТР М2.
Робинсон, как видно по результатам, справился - теперь все права принадлежали армии. Конструктивно же Робинсону по сути нужно было построить американский "Шмель". Вначале он попробовал создать свой вариант "мгновенного запуска" с нетипичным "штурвальным" управлением. Его даже удалось произвести на мощностях Mantle lamp company of America.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Эммм, вы осознали иронию ситуации? Заменить перфекциониста Колмана на абсолютных перфекционистов "Аладдина". В общем, все закончилось заглавной серией. Ехидно замечу, что Аладдины вполне могли склепать мультитопливную горелку с мгновенным стартом - но ее НИКТО кроме них не смог бы производить.

Дальше Робинсон, видимо, получил по шляпе и быстренько склепал "Шмель здорового американца" М1492MOD.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

"МОД" заключался в том, что всякий мгновенный старт выломали к черту, оставив только простой кран и добавив блюдечко для разогрева, патентованный рычажок привода прочистки заменили на непатентованный ломик, в очередной раз изменили рожки и ножки*, уменьшили бачок и вес. И новый аппарат стал уже ближе к тому, что можно считать личной горелкой - 674 г сухого веса. Легкоходы, страдать!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

*Относительно ножек и рожек таганка, даже для патентованного М1941 каждый производитель старался как мог, так что их количество и форма менялись непредсказуемо.

Блок генератора и самой горелки остался более-менее, в пределах патентной чистоты, неизменным. То есть, все та же прямоточная шумная горелка, все тот же генератор (плюс еще один в ЗИПе)

Апарат получился простой, мощный и надежный и в принципе, найти М1942 в рабочем состоянии вполне реально. Прокладки, правда, придется заменить по кругу, но это уже мелочи. Опять же таки, выпускали их все, кто умел делать горелки. И даже Колман тоже клепал М1942 с горьким пониманием, что роялти теперь текут мимо него. Тем не менее, совместимы эти горелки были разве что по внешним габаритам и попытка переставить детали между условно колмановской, аладдиновской и какой-нибудь веберовской горелками останется безуспешной.

После войны Колман выпустил "гражданскую" версию 520 под названием Coleman 530 - та самая GI pocket stove. И снял с производства через несколько лет. Потому, что "тех самых" еще с войны сохранилось немало и кому нужна реплика (никелированная на фото), когда вокруг тонны оригиналов (зеленая на фото)?

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Да, GI pocket stove ни на войне, ни в армии никогда не была:) здесь хохма, как с 34 Ювелем, который тоже чисто послевоенный, но недобросовестными барыгами торгуется, как личный примус Штирлица.
..............................................................................

Квартирмейстерский же корпус заказал новую, более лучшую горелку для следующих войн.

Ей стала М1950.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Вот казалось бы, есть горелка образца 42. Ну что вам еще надо? НАДО!
Новая горелка НЕ стала проще или в какой-то мере продвинутее. Она просто была .. другой.

Игольчатый кран выкинули, заменив эксцентриковым механизмом запирания (вы думали, Шмеля я тут случайно через абзац поминаю? Там тоже в конце концов перешли к эксцентрику). Внешний рычаг прочистки тоже убрали, подключив тягу к эксцентрику. И сделали это с поистине американской способностью впихнуть три детали туда, где и одной не нужно.

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

В смысле, эксцентриковый механизм может запирать на конус, или, в вИдении советских инженеров - на шарик. Американцы сделали третий вариант - запирание на резинку с дополнительной иглой!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост
Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Да, они вернули свое квартирмейстерское представление о "мгновенном старте". Но без Колмана, так что получился очень странный шушпанчик. Если у 520 "мгновенный старт" был штатным механизмом запуска, и только в экстремальных условиях можно было дополнительно слить бензин в блюдце, но на м1950 в букваре прямо указано, сначала сжечь блюдце бензина, А ПОТОМ УЖЕ ЗАПУСКАТЬ МГНОВЕННЫЙ СТАРТ!

Появление эксцентрикового механизма здорово изменило работу горелки. И современные пользователи жалуются, что горелка может работать только в двух режимах - "ВЫКЛ" и "ПОЛНЫЙ ГАЗ". Малого огня на ней добиться не удается из-за слишком злой реакции эксцентрикового механизма и отсутствия рычага прочистки. Да, в западном мире регулировка "на иглу" считается вполне нормальным способом управления пламенем, в отличие от русскоязычного, где это проходит как техноересь. Одним из решений проблемы предлагается установка афтермаркетовой бесшумной головки, знакомой нам по все тем же Шмелям.

Из забавного: некоторые пользователи обнаруживали в чехле запасного генератора (а горелка по-прежнему работала на автобензине, крайне поганом даже в Америке) - консервный ключ!

Вьетнамские флешбеки - 2 Техника, Познавательно, Ретро, YouTube, Армия, Снаряжение, Видео, Длиннопост

Тот самый, крайне мной нелюбимый консервный ключ выжывальщика. Но здесь ему самое место. И да, это не стандартный, а специально изготовленный под размер кожуха ЗИП.

Тем не менее, горелка получилась надежная и выносливая и на вторичном рынке их больше, чем исправных Шмелей.

Именно с ними американцы и зашли во Вьетнам. Но, как это обычно и случается, горелки были у всех, кроме тех самых мобильных групп, забрасываемых в джунгли с вертолетов.

И вот собирая всю эту информацию, я задумался - а можно ли было как-то переиграть ситуацию? Ну понятно, сухое горючее класть в пайки - а вот с этим что делать? Водители и мехводы, понятно, сольют бензин из бака. Но если вдруг придет новенький грузовик или бтр с дизелем - ой. А танкистам и вертолетчикам - постоянный ой. Зато С4 вокруг как грязи.

В общем, че я подумал: А вот если бы в те далекие 30-е Квартирмейстерский корпус вместо заказа у Колмана лицензировал бы Оптимус-111, вся эта история так и не случилась бы. 111, конечно, тяжелый как сволочь(полтора килограмма вместе с бронекорпусом), но по американским меркам - вполне карманный. И работает на всем, что горит - от газолина до дизеля без каких-либо переделок. В смысле вообще - был бензин, дозаправил авиатопливом - а ему похрен. Скандинавские армии подтверждают.

На этом американско-военно-горелочную тему можно было бы и закончить, если бы примерно в описываемые мной времена эти самые американцы не создали бы поистине чудовищную армейскую горелку, заслужившую у пользователей мрачное прозвище "подрывного устройства М2". Но о ней в следующий раз.

Показать полностью 21 4
Отличная работа, все прочитано!