Художники и картины
2 поста
2 поста
В основе мема лежит картина:
"Гадалка" (1631).
Якоб Ван Велзен.
Telegram-канал про искусство: Усы вДали 🎨
В 1862 году в Великом Новгороде был установлен монумент, связанный с основанием русской государственности в 862 году. По летописи, в этот год славянские племена пригласили варяжского князя Рюрика управлять ими, после чего он стал князем в Новгороде, а его братья в Белозерске и Изборске. Этот момент веками считался началом русской государственности и всей русской истории, но современные историки скептически относятся к этой версии, считая ее скорее легендой.
Памятник установлен в Новгородском кремле, на заднем фоне – Софийский собор. Фото: Legion Media
В начале 1850-го года власти начали активную подготовку к празднованию тысячелетия России. Министр внутренних дел Сергей Ланской предложил установить в Новгороде памятник Рюрику, первому русскому государю. Посовещавшись, Комитет министров признал, что "призвание Рюрика составляет без сомнения одну из важнейших эпох нашего государства". Но было решено, что в 1862 году необходимо воздвигнуть "народный Памятник "Тысячелетию России", а не "подвиг Рюрика".
Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в сентябре 1862 года.
В апреле 1859 года был объявлен конкурс на создание проекта памятника, который должен был отразить ключевые периоды в истории России, начиная с основания государства и заканчивая освобождением от татаро-монгольского ига и превращением России в империю.
Среди 52 представленных проектов специальная комиссия отобрала три наиболее соответствующих поставленным условиям. В результате, был выбран проект художника Михаила Микешина, который лучше всего отвечал критериям символичности и понятности для народа.
Сам проект был утвержден лично императором Александром II и он сам наблюдал за строительством. С ним были согласованы все детали, включая высоту памятника и изображения исторических деятелей, скульптуры которые должны были быть включены в монумент.
Император также контролировал промежуточные этапы работ и посещал мастерскую, специально выделенную в петербургской Академии художеств для подготовки и изготовления моделей. Из-за создания памятника даже были приостановлены живописные работы для строившегося тогда в Москве храма Христа Спасителя.
Памятник состоит из трех частей и на нем изображены 128 фигур. Композиционная основа памятника представляет собой шар с крестом, символизирующий "державу" – один из основных государственных символов и регалий царской власти. Всего на монументе изображены 128 скульптур исторических фигур.
Верхний ярус: Ангел благословляет женщину в русском костюме (Россию). Фото: Dennis Jarvis (CC BY-SA 2.0)
На верхнем ярусе изображен Ангел, который дарует благословение коленопреклоненной женщине в русском традиционном наряде. Женщина держит щит с гербом России – двуглавым орлом и годом «1862». Этот символ олицетворяет саму Россию. Эта сцена воплощает одно из основных начал российского государства – православие.
Средний ряд. В центре со щитом изображен Рюрик. Фото: Legion Media
На среднем ярусе у подножия государства изображены шесть ключевых сцен из истории России. Каждая из них представлена несколькими фигурами, в центре которых – правители и главные герои этих периодов:
1. Скульптура князя Рюрика отражает создание российского государства в 862 году.
2. В 988 году произошло Крещение Руси при князе Владимире Святославовиче.
3. В 1380 году победа Дмитрия Донского в Куликовской битве начала освобождение Руси от татарского ига.
4. В 1491 году Иван III основал самодержавное царство Русское.
5. В 1613 году Михаил Федорович, первый из династии Романовых, символизировал восстановление самодержавия после Смутного времени.
6. В 1721 году Петр I преобразовал Россию в Российскую империю и одержал победу над шведами.
На нижнем ярусе вокруг пьедестала памятника изображены фигуры важнейших людей для истории и культуры страны – просветителей, государственных людей, военных героев, писателей и художников.
Нижний ярус: писатели и художники. Фото: Дар Ветер (CC BY-SA 3.0)
Здесь можно найти великого ученого Михаила Ломоносова, создателя русского театра Федора Волкова, композитора Михаила Глинку, а также известных писателей, таких как Александр Пушкин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов, Иван Крылов, Александр Грибоедов и других.
Велась ожесточенная борьба за включение фигур в список увековеченных в памятнике. А первоначальный перечень фигур составлял сам художник Микешин. Он долго колебался в выборе и обратился за помощью к историкам. Окончательный список был утвержден императором.
Столкновения за включение определенных личностей в памятный список были неизбежны. Например, в начальном списке не оказалось Лермонтова и Гоголя. Долго обсуждался вопрос о том, следует ли включить в список «малороссийского» поэта Тараса Шевченко (Микешин настаивал на этом, но в конечном счете он не был включен).
На более поздних этапах в список были внесены некоторые церковные деятели, включая патриарха Филарета, отца Михаила Романова. На памятнике он передал своему сыну шапку Мономаха, символ царской власти.
Почти забыли упомянуть Николая I. Император Александр II, его сын, ни разу не высказывал необходимости включения его - отец не был особо популярным правителем, считался "солдафоном". Однако, когда его все-таки включили, он не стал отказываться.
Некоторые личности были исключены. Среди них князья Древней Руси, представители церкви и люди из мира культуры.
Власти стремились, чтобы памятник был понятен народу. Поэтому, по мнению советских историков, на нем не изображены непопулярные и жестокие личности.
Например, на памятнике не изображен Иван Грозный. Также на монументе не представлены Екатерина II Великая, правившая 34 года, Александр I, который освободил Россию и Европу от Наполеона, и другие правители XVIII и XIX веков.
Возведение памятника в 1862 году
Строительство монумента совпало с проведением реформ Александра II – в 1861 году было отменено крепостное право. Этот период был непростым для самодержавия. В конце 1850-х годов страну охватила волна народных восстаний, возникло множество подпольных организаций с революционными целями.
В Европе уже прошла волна революций, а в России все больше образованной молодежи было недовольно старым феодальным строем. К этому добавилась неудача русской армии в Крымской войне середины 1850-х, когда Россия была вынуждена заключить мир на невыгодных условиях и даже потерять часть территорий.
Памятник «Тысячелетие России» в 1883 году
В советское время настаивали на том, чтобы памятник был установлен не для отметки тысячелетия государства, а для «пропаганды неизменности самодержавия в России», чтобы «подкрепить этим монументом пошатнувшийся трон русских царей», как отмечал историк Андрей Захаренко в 1957 году.
В 1928 году местный новгородский музей был назван памятником "тысячелетию самодержавного гнета" в рамках научной работы.
Церемония открытия памятника в 1862 году
Для строительства этого памятника были собраны средства частично за счет пожертвований народа. Люди жертвовали суммы от копейки до значительных 30 рублей серебром, что в период правления Александра II было эквивалентно примерно 300 тысячам современных рублей. Власти объявили, что для возведения памятника необходима сумма в 500 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 5 миллиардам современных рублей.
Однако, удалось собрать лишь треть необходимой суммы, остальные средства были выделены из государственного бюджета. Итоговая стоимость возведения сооружения увеличилась примерно на 50 тысяч рублей.
Михаил Микешин. Фото: i.pinimg.com
Михаилу Микешину, приступая к созданию памятника, было всего 24 года и он был малоизвестным начинающим художником, хотя одну из его картин уже успел купить император Николай I. Однако он никогда не занимался скульптурой, особенно в таком масштабе. Поэтому для работы над памятником он привлек известного скульптора и своего учителя Ивана Шредера.
Успех проекта принес Микешину удачу. Сразу после открытия памятника в Новгороде он был награжден орденом Святого Владимира IV степени, а также ему была присуждена щедрая пожизненная пенсия.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге работы Микешина. Фото: Alex 'Florstein' Fedorov (CC BY-SA 4.0)
Всего в 34 года ему присвоили звание академика Академии художеств, и на него начали буквально посыпались заказы на памятники высочайшим персонам. В результате он создал памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге, памятник Александру II в Ростове-на-Дону и памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.
Но вернемся от автора Михаила Микешина к дальнейшей истории памятника «Тысячелетие России». Памятник "самодержавию" чудом сохранился в революционные годы, хотя мог быть уничтожен в период Второй мировой войны. Летом 1941 года город Новгород был осажден нацистами, которые решили вывезти бронзовый монумент в Германию. Демонтаж занял продолжительное время, и им удалось вывезти только бронзовую решетку. Когда советские войска вошли в город в 1944 году, они обнаружили, что большинство скульптур было разбросано вокруг, а на постаменте осталась только половина шара, символизирующего власть. Советская власть приняла решение восстановить памятник, и в рекордно короткие сроки, менее чем за год, все скульптуры вернулись на свои места. Более 1500 деталей монумента, которые пропали, были воссозданы заново.
Вот такая интересная история создания памятника «Тысячелетие России», приуроченная к празднику.
С ДНЕМ РОССИИ!
Telegram-канал про искусство: Усы вДали 🎨
История венгерского художника Чонтвари вызывает одновременно грусть и восхищение, ведь эта история о том, как при жизни быть никому не нужным, да ещё и с ярлыком сумасшедшего, а спустя много лет получить признание и славу.
Многие слышали о мистическом секрете, который заложен в полотне «Старый рыбак», но никто точно не знает, что этим хотел сказать нам художник. Секрет картины Чонтвари унес с собой в могилу, а нам теперь остается только строить догадки.
Будущий художник появился на свет в 1853 году в маленькой венгерской деревне Кишсебен. Его отец владел аптекой и с самого детства готовил Тивадара к тому, что ему предстоит продолжить семейный бизнес. Так по началу и происходило. С 12 до 27 лет он работал в аптеке отца и не думал о чем-то другом. Так бы, наверно, продолжалось и дальше, если бы его жизнь не перевернул маленький эпизод.
Тёплым осенним днём 13 октября 1880 года Тивадар, как обычно находился в аптеке. Посетителей не было и от нечего делать он рисовал на обратной стороне бланка с рецептом. Рисовал то, что видел из окна. В этот раз это была проезжающая мимо окон аптеки телега, запряженная буйволами. Этот рисунок увидел управляющий аптекой и воскликнул: "Ты прирожденный художник!". А после Тивадар пережил озарение, которое и перевернуло его жизнь. Он отчетливо услышал, как кто-то произнёс: "Ты станешь величайшим художником в мире!". Как говорили его близкие, это было первым звоночком приближающейся шизофрении, но Тивадар увидел в этом знак свыше и бросив аптечное дело, решил стать художником.
Тивадар Костка взял себе псевдоним Чонтвари. В общей сложности он написал более ста работ, но не получил признания при жизни. Скорее наоборот. Он имел репутацию человека со странностями: аскетичный образ жизни, необычное поведение, например, склонность к пророчествам. Его работы в стиле экспрессионизма казались для окружающих странными. И мы бы так и не узнали о том, что такой художник когда-то жил и писал картины, если бы не история со «Старым рыбаком».
После смерти Тивадара его картины сначала побывали в частных коллекциях, а потом были собраны в маленьком музее венгерского города Печ. Тут и открылся тот самый секрет, когда сотрудник музея приложил к картине Чонтвари зеркало и увидел отражение. Картина содержала в себе две половины отдельных изображений.
Если мы смотрим на картину, как обычно, то видим перед собой портрет седовласого старика, сложившего перед собой руки. Но если мы отзеркалим его левую сторону – то увидим божественное изображение человека в пастельных, приглушенных тонах на фоне спокойного моря. А если отзеркалим правую сторону – увидим сущность противоположную, злую, дьявольскую в мрачных тонах, на фоне бушующего моря и тёмного неба.
«Старый рыбак» был написан в 1902 году, а его секрет разгадан уже в ХХI веке. Что хотел нам сказать этим автор, мы не знаем. Но на наш взгляд Чонтвари изобразил сущность человека, когда в одной личности уживаются сразу две стороны – тёмная и светлая. И как видим, чтобы увидеть это, порой нужно более ста лет.
Похожие статьи регулярно выходят на канале, посвященном искусству: Усы вДали. Буду рад, если подпишетесь!
Картины одного из ярчайших представителей постимпрессионизма всегда заметны и узнаваемы. Они известны даже людям далёким от мира искусства. А любителям живописи стоит только взглянуть на полотно, написанное кистью Ван Гога, как сразу становится ясно кто автор. Но так было не всегда. Известность нидерландский художник получил уже после смерти. И при жизни смог продать только одну картину за приличные деньги. Давайте узнаем немного больше о жизни этого удивительного человека.
Будущий художник родился на юге Нидерландов в деревне Грот-Зюндерт 30 марта 1853 года. Его родителями были пастор Теодор Ван Гог и Анна Корнелия Карбентус. Для ребенка родители выбрали имя Винсент, что в переводе с латыни означает «победоносный». Спустя четыре года на свет появится его брат Теодорус Ван Гог (Тео), который сыграет значительную роль в жизни Винсента. А всего в их семье будет шестеро детей.
С самого детства Винсент отличался от других детей своим поведением. В кругу близких он был неусидчивым и непослушным ребенком, за что нередко подвергался наказанию со стороны родителей. Зато вне семьи он вёл себя тихо и незаметно, как будто проводя больше времени в мечтах, чем в реальном мире.
С обучением у Ван Гога были сложности. Когда ему исполнилось семь лет, его отдали в деревенскую школу, но уже через год перевели на домашнее обучение. В 1864 году родители устроили его в интернат в городе Зевенберген в 20 км от дома. Этот переезд причинял ему сильную душевную боль. Преподаватели отмечали его успехи в изучении иностранных языков и рисовании. Казалось, что Винсенту нравится обучение. Но несмотря на это, тоска по дому была сильнее желания учиться, и в марте 1868 года он всё же бросил учебу, чтобы вернуться домой. Так закончилось образование Ван Гога, продлившееся неполных восемь лет.
В семье Ван Гогов мужчины занимались либо служением в церкви, либо торговлей живописью. Винсент не стал исключением. В июле 1869 года шестнадцатилетний юноша начал работу в качестве торговца картинами в гаагском филиале компании «Гупиль и Ко», которой руководил его дядя. За особые заслуги в работе в 1873 году Винсента перевели в Лондонский филиал. Тут у него началась счастливая жизнь. Высокая зарплата, хороший дом, много свободного времени, которое он тратил на прогулки по Лондону и посещение всевозможных выставок.
Однако в 1875 году в жизни будущего художника произошло событие, которое резко перевернуло его судьбу. До конца неизвестно, что именно случилось, но по предположениям близких людей Винсент влюбился в девушку, которая была помолвлена с другим молодым человеком. Как звали эту девушку, так и осталось загадкой. В результате её отказа Ван Гог закрылся от других людей и увлекся религией. Начались сложности с работой. На ситуацию не повлиял и скорый перевод во Францию, где Винсент окончательно рассорился с начальством и был уволен.
Поиски своего предназначения приводят Ван Гога к мысли, что оно состоит в религии и служении Богу. В декабре 1878 года Винсент отправляется миссионером в шахтерский поселок Патюраж на юге Бельгии, где начинает бурную деятельность. Он читает Писание неграмотным, проповедует, посещает больных в местной больнице. Через полгода разворачивает борьбу за права рабочих на шахте. Это очень не нравится местной администрации, и они лоббируют в синодальном Комитете протестантской церкви Бельгии отстранение Ван Гога от должности проповедника. Решение Комитета сильно бьет по моральному духу Винсента. Начинаются депрессия и меланхолия. Он возвращается домой, где его встречают родители и брат. У Тео дела идут в гору, и он берется поддерживать Винсента морально и материально.
В октябре 1880 года двадцатисемилетний Ван Гог переехал в Брюссель. Он горит новой идеей – стать профессиональным художником. Тео поддерживает его в этом и дает денег на обучение в Королевской Академии изящных искусств. До этого обучения Винсент уже любил рисовать и это у него хорошо получалось. Но обучение не прошло зря. Для понимания того, насколько вырос уровень его мастерства после посещения Академии можно на примере ниже.
Вернувшись домой после обучения Ван Гог снова безответно влюбляется. На этот раз в недавно овдовевшую собственную кузину по имени Корнелия. Несмотря на её отказ, он продолжает ухаживания. Естественно, что родные против подобных проявлений внимания и запрещают ему приходить к ней в гости. Разражается скандал. В одно из посещений Ван Гогом семьи возлюбленной, он задерживает свою руку над пламенем горящей свечи и произносит обещание: «Дайте мне поговорить с ней столько времени, сколько я смогу продержать руку в огне!» На что удивленный отец Корнелии задувает свечу и безвозвратно выгоняет незадачливого жениха из дома.
Художник окончательно разочаровывается в любви, собирает вещи и переезжает в Гаагу, где погружается в занятие живописью. Он начинает экспериментировать с различными техниками, смешивает их на холсте для поиска своей собственной уникальной техники. Одна из картин того периода:
В это время происходит еще одна попытка обзавестись семьёй. Он знакомится с беременной проституткой Сиеной, у которой уже есть пятилетняя дочь и пускает их к себе домой. Из-за сомнительного прошлого женщины на художника давят родители и друзья. К тому же Винсент еле сводит концы с концами: картины не продаются и только брат Тео не дает умереть с голоду. Всё это в итоге приводит к тому, что Ван Гог возвращается к одиночеству.
Винсент снова в поиске своего места в жизни и собственного стиля в живописи. В его картинах этого времени преобладают тёмные тона, которые передают его внутреннее состояние. Начинают сильнее проявляться психические проблемы. Появляется пристрастие к алкоголю, а по некоторым источникам – и к наркотикам. Он едет в Антверпен, где посещает занятия в Академии художеств. Однако, постоянно конфликтует с преподавателями из-за расхожих взглядов и в итоге очень быстро заканчивает учебу. Не смотря на уговоры родителей вернуться домой, он твердо решает уехать в Париж, где ожидает для себя перемен.
В Париже Ван Гог проникается свободной атмосферой города и начинает писать картины в новом для себя стиле. Теперь он пишет яркие и красочные произведения, разительно отличающиеся от своих предыдущих работ. В Париже Винсент близко знакомится с модным импрессионизмом и вливается в творческие круги города. Начинается дружба с Полем Синьяком, который пишет в своеобразной технике пуантилизма, когда краска наносится на полотно точками. Вполне возможно, что именно это знакомство подтолкнуло Ван Гога к изобретению своей собственной техники грубых мазков, которую мы знаем теперь.
В Париже брат Тео берет Винсента под опеку. Устраивает его у себя дома, кормит, обеспечивает деньгами и всячески поддерживает. Этот период будет самым плодотворным для художника. С 1886 по 1888 гг. живя в Париже, он напишет 230 картин и наконец найдёт свой стиль с буйством тонов и оттенков. А при посредничестве брата в окружении художника появятся Пьер-Огюст Ренуар, Клод Моне и Камиль Писсарро.
В феврале 1888 года у Ван Гога новая потребность. Теперь это тяга к природе. Он оставляет Париж и уезжает в Прованс. Тео продолжает поддерживать брата, высылая тому каждый месяц по 250 франков. Этого вполне хватает на проживание в гостинице и питание. Винсент отвечает благодарностью и отсылает Тео в ответ все свои работы, написанные в Провансе.
По приглашению Ван Гога к нему приезжает Поль Гоген. Несмотря на одинаковую любовь к искусству оба этих художника были слишком разные: Гоген – педантичный и ответственный, а Ван Гог – импульсивный и несобранный. Это часто приводило друзей к ссорам, одна из которых плохо закончилась.
23 декабря 1888 года после очередного конфликта Гоген заявил, что ему надоела атмосфера вечных ссор и он планирует уехать обратно в Париж. Ван Гог пытался отговорить друга. В приступе отчаяния он сначала угрожал бритвой Гогену, а затем оттянул мочку своего левого уха и отрезал её. Затем импульсивный Винсент обмотал голову полотенцем, завернул отрезанное ухо в бумагу и зачем-то отнес его их общей знакомой проститутке по имени Рашель. Представьте себе её «радость» от подобной посылки. Бедная женщина упала в обморок, увидев содержимое. А Ван Гог, как ни в чем не бывало, пошатываясь вернулся домой и лёг спать. На утро к художнику пришла полиция и обнаружила его в постели живого, но окровавленного и без сознания. Винсента поместили в местную больницу. Он очень ждал, что Гоген придет его навестить. Но тот уехал безвозвратно.
Существует мнение, что официальная версия про отрезание уха Ван Гогом является лишь прикрытием. А на самом деле всё было иначе: во время ссоры друзей произошла драка с применением холодного оружия и Гоген случайно отрезал мочку уха Ван Гогу. А поскольку Винсент очень хотел сохранить дружбу с Полем, то друзья и придумали историю, что это сделал сам Ван Гог. Кстати говоря, изначально эта версия была основной, и полиция подозревала именно Гогена.
Рана на ухе художника со временем затянулась, но психическое здоровье Ван Гога после этой истории стало ещё хуже. Вернувшись из больницы Винсент снова взялся за кисть и даже нарисовал самый известный эпизод своей жизни в виде автопортрета с перевязанной головой.
Скоро местные жители стали проявлять озабоченность относительно поведения Винсента. И в 1889 году составили петицию, в которой просили оградить их от чуждого им художника. Ван Гог, понимая опасность, которую он может представлять окружающим, согласился лечь в клинику в Сен-Реми. Его поведение в клинике было разным. Периоды апатии сменялись периодами воодушевления. Медицинский персонал клиники не возражал против его увлечения живописью и позволял рисовать. Именно в этот момент Ван Гог написал свою самую известную картину «Звездная ночь».
Состояние художника менялось, депрессия накатывала сильнее. Но несмотря на это Тео смог устроить брату участие в Салоне Независимых, который проходил в Париже. Там Ван Гог выставил своё полотно «Красные виноградники в Арле». Её купили за 400 франков. Это была единственная картина, проданная Ван Гогом в своей жизни за приличные деньги.
Продажа картины воодушевила братьев. Винсент стал рисовать с тройным усердием, а Тео делал так, чтобы у художника было всё необходимое для творчества. Но скоро психические проблемы вернулись – Винсент начал есть краски. Тогда весной 1890 года Тео устроил его к своему знакомому терапевту-гомеопату доктору Гаше. Лечение проходило успешно и Винсента даже отпустили съездить в Париж.
Приехав в Париж к Тео, Винсент увидел, что в этот раз брат не очень рад его приезду. У Тео сильно заболела дочь и в добавок он в этот момент испытывал финансовые трудности. Радушной встречи не получилось. Винсенту стало ясно, что он всю жизнь тяготил своего брата, и чтобы не мешать немедленно вернулся в клинику.
Художник очень переживал после случившегося. Депрессия накатила с новой силой. 27 июля 1890 Винсент Ван Гог выстрелили себе в грудь из пистолета. Он целился в сердце, но выстрел был неточный и пуля застряла в ребре. В таком состоянии он пришел к доктору Гаше, который уложил его в постель и немедленно телеграфировал о происшествии брату живописца. Тео немедленно примчался. Увидев Винсента в таком плачевном состоянии, он гладил и успокаивал того, что его вылечат и всё будет хорошо. На что художник ответил: «Печаль продлится вечно». Винсент Ван Гог умер от полученной раны 29 июля 1890 года в 1 час 30 минут. Похоронили его на следующий день в городе Овер-сюр-Уаз.
Тео после смерти брата взялся за организацию выставок его картин. Но очень скоро сам слег с нервным расстройством – он винил в произошедшем себя. И всего через полгода после смерти Винсента умер и его брат Тео, который не смог пережить ранний уход великого художника.
«Вечный странник» Винсент Ван Гог прожил недолгую жизнь и оставил после себя более 850 картин и почти 1300 работ на бумаге. При жизни он смог продать всего несколько полотен и только одну картину за приличные деньги. К сожалению, современники художника не смогли по достоинству оценить его вклад в искусство.
Похожие статьи будут регулярно выходить на канале, посвященном искусству: Усы вДали. Буду рад, если подпишетесь!
Микеланджело Меризи, известный всему миру как Караваджо — художник, изменивший мир искусства. Он оставил после себя более 80 оригинальных работ, а также множество слухов о скандальной жизни и загадочной смерти.
Будущий творец появился на свет 29 сентября 1571 года в Милане в семье архитектора Фермо Меризи. Через пять лет после рождения Микеланджело началась эпидемия чумы и семья, спасаясь от болезни, переехала в город под названием Караваджо. Однако, этот переезд не сильно помог и в 1576 году юный художник из-за чумы лишился отца. Вся семья, осталась на попечении матери.
На протяжении всей жизни Караваджо будет сопутствовать удача. В первый раз она улыбнется будущему художнику в 1584 году, когда тот поступит в мастерскую Симоне Петерцано, где подпишет контракт с герцогом Колонна. Именно этот герцог в дальнейшем станет покровителем Караваджо и не раз спасет тому жизнь. А пока Микеланджело ещё не успел пристраститься к алкоголю и разгульному образу жизни — герцог просто скупает написанные художником произведения.
После смерти матери Микеланджело получает наследство и уезжает в Рим, где праздно проводит время. В столице он получает прозвище, связанное с местом проведенной юности, так Микеланджело Меризи стал Караваджо. В это время он пишет первые свои известные картины «Юноша с корзиной фруктов»,«Мальчик, укушенный ящерицей» и «Лютнист».
В 1597 году талант Караваджо замечает кардинал Франческо Мария дель Монти, берет художника к себе на службу и тот получает доступ к творческому обществу Рима. Буквально за несколько лет Караваджо приобретает невероятную известность. Благодаря кардиналу он получает крупный заказ на написание картин для капеллы Кантарелли и церкви Санта Мария дель Пополо.
Известность не пришла к Караваджо одна. Вместе с ней пришли деньги, на которые художник позволял себе гулять с большим размахом. Пристрастие к алкоголю, азартные игры, шумные вечеринки в сочетании со вспыльчивым характером, сделали Караваджо регулярным участником криминальных сводок того времени. Описывается немало случаев участия Караваджо в массовых драках. Во время одной из них, произошедшей ещё в Милане в 1591 году, погиб один молодой человек. Подозрения убийства пали на Микеланджело. Но он успел уехать в Рим и смог избежать наказания.
Отдельного внимания заслуживал образ Караваджо. Он любил одеваться в черную одежду и снашивал её до лохмотьев. Художник вел себя вызывающе везде, где бы он не появлялся. Ссоры и склоки были верными спутниками гения и создать вокруг себя скандал он мог в любой ситуации. Так, например, описывается случай, произошедший в одном из трактиров в Риме. Официант принес на подносе артишоки, Микеланджело поинтересовался, на каком масле они приготовлены: на оливковом или сливочном. Официант не знал, и предложил понюхать. На что разгневанный художник швырнул поднос в официанта, выхватил клинок и стал угрожать расправой.
Сложный характер не раз приводил Караваджо к проблемам с законом. В 1603 году он был посажен под домашний арест за оскорбления художника Джованни Бальоне. В 1604 году был несколько раз арестован за оскорбления городской стражи и хранение оружия. В 1605 году Караваджо был вынужден бежать в Геную из Рима за нанесение ножевых ранений нотариусу Мариано Пасквалоне, с которым поссорился из-за своей возлюбленной девушки.
Знакомства с видными государственными деятелями защищали Микеланджело от серьезных наказаний вплоть до 1606 года, когда ссора на площадке для игры в мяч переросла в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо. Суд заочно приговорил его к смертной казни. Не дожидаясь ареста Караваджо прячется несколько месяцев в имении герцога Колонна. Затем тайком переезжает в Неаполь, где пишет свою известную картину «Семь деяний милосердия».
При помощи всё того же герцога Колонна Караваджо тайком переезжает на Мальту. Там он знакомится с учителем Мальтийского Ордена и через год обучения становится кавалером Ордена. К этому моменту Караваджо начинает замечать за собой слежку. Теперь к постоянному страху преступника, которому грозит смертная казнь, добавляется ещё и страх перед неизвестными преследователями. Так как за свою непродолжительную жизнь он уже порядочно успел обзавестись врагами, художник не знает, кого подозревать. То ли это наследники убитого Томассони, то ли завистники его славы или вообще рыцари Ордена, которым не нравится их новый брат. Но, так или иначе, Микеланджело начинает нервничать и налегает на алкоголь ещё сильнее прежнего. И вскоре сильно выпивший художник избивает другого кавалера Ордена, за что его арестовывают и сажают в тюрьму. Но ему удается убежать из-под ареста и отправится на Сицилию, а затем в Неаполь.
Будучи в Сицилии в 1609 году Караваджо эпатажным способом пишет «Воскрешение Лазаря». Привыкши создавать свои картины с натуры, Микеланджело через помощников выкапывает захороненное 4 дня назад тело убиенного юноши. И заставляет живых натурщиков держать на руках убитого. А когда те отказываются — Караваджо достает клинок и угрожает им убийством, если его не будут слушаться. Надо ли говорить, что написанная подобным способом картина приобрела совершенно реальные черты.
24 октября 1609 года появляется сообщение, что вечером около трактира Караваджо подвергся нападению троих неизвестных. Первоначально говорят, что его убили, но в итоге он чудом остался жив, отделавшись лишь изуродованным лицом. И снова ему на помощь приходит семейство Колонна. Проживая почти год в доме у маркизы Констанции Колонна, Микеланджело пишет свою последнюю работу «Мученичество святой Урсулы».
Летом 1610 года из Рима приходит весть, что Папа Римский Павел V готовит документ о помиловании Караваджо и наш герой собирается в дорогу. По какой-то причине он едет не на прямую в Рим, а садиться на борт фелюги (маленького беспарусного судна) и плывет в Порто-Эрколе — небольшой город в 130 км от Рима. Дальше происходят малоизвестные события. Сохранилась переписка папского нунция Джентиле с кардиналом Боргезе, из которой следует, что в дороге Караваджо высаживают на берег в районе крепости Пало для проверки документов. Ему удается откупиться, но фелюга, не дожидаясь его, уплывает. После этого по какой-то причине Микеланджело начинает идти пешком не в сторону Рима, до которого рукой подать, а в противоположную сторону в Порто-Эрколе через болота, рассадники инфекций. Не известно, что произошло дальше, т.к. официального расследования не проводилось, а сам художник за время своего изгнания стал никому в Италии не интересен. Известно лишь, что 18 июля 1610 года бездыханное тело Караваджо нашли в Порто-Эрколе на берегу с признаками перенесенной малярии.
Так внезапно оборвалась жизнь великого художника Микеланджело Меризи да Караваджо, который за свои прожитые 39 лет успел изменить мир искусства, поражал собственным стилем в живописи и бунтарским отношением к устоявшимся правилам.
Ниже можно ознакомиться с картой последнего плаванья Караваджо.
Похожие статьи будут регулярно выходить на канале, посвященном искусству: Усы вДали. Буду рад, если подпишетесь!
Нужен кому телефончик?