Для начала окунемся в конкретные задачи антимонопольного законодательства в нашей стране, так как мы живем не в США, и , вообще , ныне своя рубашка ближе к телу, а у США рубашка законодательства совсем другая.
Как указано выше, практически все законодательство РФ по конкурентному праву сводится к фед. закону от 26 июля 2006 года. Открываем главу 1 статью 1 из него и читаем какие цели у этого закона (жирный шрифт сделан ТС):
"1. Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
2. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков."
Открываем статью 4 из той же главы и узнаем:
"5) хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации;
9) недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
10) монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
17) признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации;"
Исходя из этого еще более важный вопрос: а почему ФАС не реагирует на явные нарушения собственного законодательства, ибо есть как минимум один признак ограничения конкуренции Яндексом - сокращение числа хоз.субъектов?Приведу фрагмент из статьи эксперта по вопросам антимонопольной и демографической политики , Алексея Ульянова, под названием "Беззащитные перед чиновником, или Как защитить малый бизнес от ФАС?" 2013 года :"Загвоздка, на мой взгляд, кроется в том, что Федеральная Антимонопольная служба с определенного момента стала работать не за, а против конкуренции. Основным направлением ее деятельности, объектом преследования стал именно малый и средний российский частный бизнес.
Мы провели исследование, согласно которому 56% дел(прим.ТС - за период с 2004 по 2013), которые дошли до суда, ФАС возбудила именно против малого и среднего бизнеса. По делам, которые до суда не дошли, доля малого и среднего бизнеса — 80%.
Если мы возьмем, например, крупную иностранную компанию, госкорпорацию типа «Газпрома» или олигархическую крупную группу — и маленькую частную российскую компанию, то кто наиболее беззащитен перед российским чиновником? Ответ очевиден: это именно маленькая частная компания. К большому сожалению, оказалось, что и в отношении Федеральной антимонопольной службы действует то же самое правило, что и в отношении силовых структур и любого другого контрольного органа. Но ведь ФАС России изначально задумывалась как защитник маленьких компаний!
Примечательно, что в то время, как Правительством Российской Федерации принимается ряд мер, чтобы облегчить административное бремя, снять излишние для развития российской экономики путы, ФАС упорно не хочет менять курс. Например, принимаются дорожные карты в рамках Национальной предпринимательской инициативы, одна из которых — дорожная карта по конкуренции, призванная облегчить деятельность малого и среднего бизнеса. Она должна быть исполнена на 36%, но реально исполнена лишь на 9%...
А что происходит с ФАС? На неоднократные замечания руководителей правительства, международных и российских экспертов, что служба вместо борьбы с реальными монополистами «кошмарит» малый и средний бизнес, руководитель ФАС Игорь Артемьев заявляет: «Если малый бизнес нарушает закон о конкуренции, я буду продолжать его наказывать». Заметим, что закон о конкуренции пишет сама антимонопольная служба, и пишет таким образом, что любой ларек становится потенциальным нарушителем.
Более того, неоднократно Экспертный совет и Аналитический центр Правительства, «Деловая Россия» предлагали ФАС внести в российский антимонопольный закон (федеральный закон «О защите конкуренции»), существующие во всем мире (в ЕС, в Китае, в Японии, в США) нормы, что малый бизнес не может быть признан монополистом, что он может заключать между собой любые соглашения, вплоть до так называемых картельных. Потому что можем представить себе ситуацию, когда два маленьких ларька «образовали картель и повысили цену». Ну, пойдете в третий ларек, в четвертый, в пятый. Никакой угрозы для потребителя здесь нет. Эти уважаемые организации предлагали, как и во всем мире, признать, что соглашения компаний с небольшими долями рынка конкуренции не угрожают."
Источник:https://www.pravmir.ru/kak-zashhitit-malyj-biznes-ot-fas-1/
И по итогу вместо нормальной ФАС мы получаем кастрированное протекционистское орудие для разборок между монополиями всего мирового капитал.
Подтверждение этому - дело Яндекса против Google 2015 года.
Иточник - https://www.forbes.ru/news/280843-fas-vozbudila-delo-na-goog...).
Плюс ко всему, ФАС периодически зачищает своими "эскадронами смерти" малый бизнес, и так забитые у нас всеми гос. инстанциями индивидуальные предприниматели.Пример -
https://esquire.ru/archive/3980-fas/.
Думаю, что всего приведенного выше вам будет достаточно, чтобы понять, что ФАС , как и большинство ведомств РФ, работает , мягко говоря, неправильно. Но что же нам говорят сами руководители ФАС?
Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы и Алексей Сушкевич , начальник Аналитического управления ФАС утверждают следующие тезисы в своей статье
"Основания антимонопольной политики государства":
"В любой стране мира публичная антимонопольная политика защищает свободу экономической деятельности как основу политической демократии и права граждан страны распоряжаться принадлежащим им имуществом, своими способностями, обеспечивать себя и своих близких всеми необходимыми материальными благами. В прикладном значении свобода экономической деятельности означает наличие в обществе актуальной возможности применить себя и свою собственность в осуществлении любой, не запрещенной законом деятельности. В России свобода экономической деятельности гарантирована конституцией, и антимонопольный орган вносит свой посильный вклад в материализацию этой гарантии. Что же это за вклад? В странах с переходной экономикой и молодым демократическим устройством угрозы свободе экономической деятельности в первую очередь исходят от самой публичной власти, а также от квазигосударственных образований (государственных учреждений, государственных предприятий, подконтрольных государству коммерческих предприятий) и органов местного самоуправления. Противодействие ограничению свободы экономической деятельности и есть главная задача антимонопольного органа нашей страны. И мы в этом деле не являемся исключением: такую же задачу решают антимонопольные органы большинства стран мира и единственный наднациональный антимонопольный орган в лице Еврокомиссии. Вряд ли можно поставить под сомнение как чистоту идеалов, так и эффективность инструментария по защите конкуренции в случае, когда антимонопольный орган оспаривает акты органов власти, необоснованно препятствующие доступу компаний на рынок или устраняющие с товарного рынка отдельные компании, а также акты и действия, избирательно предоставляющие льгот ы и преимущества отдельным участникам рынка. Еще более невыносимы ситуации, при которых органы власти являются инициаторами или участниками соглашений о разделе рынка, об установлении на рынке цены товара, об ограничении доступа на товарный рынок потенциальных конкурентов. Пресекая антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления, антимонопольный орган выполняет свою рутинную работу: выявляет акты и действия публичноправовых образований, которые ограничивают свободу экономической деятельности, и предписывает издавшему (совершившему) их органу выполнить действия, направленные на восстановление конкуренции на рынке, а также оспаривает акты и антиконкурентные действия публичноправовых образований в суде."
Как же представитель власти в своей оправдание не мог не упомянуть переходную экономику нашего государства. Вот, мол, прошлая власть напортачила, а мы до сих пор уже 30 лет не можем исправить все сделанное.
Ну-ну. Да вот только, что такого сделала старая социалистическая власть, чтобы новая, капиталистическая, должна заставлять одну часть органов власти бороться с другой частью органов власти?
Это вам будет похлеще, чем противостояние КГБ и МВД, где хотя бы на гос. уровне не признавалась борьба внутри правительства.
Но вернемся к нашим ФАСовцам:
"Экономисты хорошо знакомы с концепцией несовершенства рынка как способа распределения благ и максимизации общественного благосостояния. Не стоит полагать, что своим вмешательством в функционирование этого механизма антимонопольный орган вторгается в нечто строго отлаженное и безукоризненно работающее: даже лучшим по своему институциональному устройству рынкам свойственна вполне терпимая, с точки зрения общества, ошибка в распределении ресурсов (так, оценка стоимости компании фондовым рынком будет считаться вполне удовлетворительной, если лежит в интервале от 50 до 200% ее истинной стоимости). И вряд ли антимонопольный орган усугубляет эту ошибку, преследуя краткосрочные и общественно понятные цели, приоритет которых над всеми иными задан явно и априорно."